Социализация
личности, ее фазы и этапы.
Оглавление
Введение. 3
Понятие «Социализация личности».
4
Фазы и этапы социализации личности.
7
Детство. 8
Подростковый возраст. 10
Ранняя зрелость, или молодость.
12
Средний возраст, или зрелость. 17
Пожилой возраст, или старость. 19
Смерть. 22
Заключение. 25
Список литературы.. 26
Введение.
Известно, что младенец вступает
в большой мир как биологический
организм и его основной заботой
в этот момент является собственный
физический комфорт. Через некоторое
время ребенок становится человеческим
существом с комплексом установок
и ценностей, с симпатиями и
антипатиями, целями и намерениями,
шаблонами поведения и ответственностью,
а также с неповторимо индивидуальным
видением мира. Человек достигает
этого состояния с помощью
процесса, который мы называем
социализацией. В ходе этого
процесса индивид превращается
в человеческую личность.
Тема моей контрольной работы:
«Социализация личности, ее фазы
и этапы». Объектом исследования
является личность как социальное
существо. Предмет исследования: социализация
личности, ее фазы и этапы.
Цель работы: рассмотреть содержание
социализации личности, ее фаз
и этапов
Задачи:
1. Раскрыть содержание понятия
«Социализация личности»
2. Исследовать фазы и этапы
социализации личности.
Понятие «Социализация личности»
В условиях усложнения социальной
жизни актуализируется проблема
включения человека в социальную
целостность, в социальную структуру
общества. Основным понятием, которое
описывает такого рода включения,
является «социализация», позволяющая
человеку стать членом общества.
Под социализацией понимается
процесс вхождения индивида в
социум, что порождает изменения
в социальной структуре общества
и в структуре личности. Последнее
обстоятельство обусловлено фактом
социальной активности человека,
а следовательно, его способностью при
взаимодействии со средой не просто усваивать
ее требования, но и изменять эту среду,
влиять на нее.
Социализация - процесс, посредством
которого индивидом усваиваются
нормы его группы таким образом,
что через формирование собственного
"Я" проявляется уникальность
данного индивида как личности,
процесс усвоения индивидом образцов
поведения, социальных норм и
ценностей, необходимых для его
успешного функционирования в
данном обществе.
Процесс социализации непрерывен
и продолжается в течение всей
жизни человека. Окружающий нас
мир меняется, требуя соответствующих
изменений и от нас. Человеческая
сущность не высекается навечно
из гранита, она не может
в детстве окончательно сформироваться
так, чтобы больше уже не
меняться. Жизнь – это адаптация,
процесс непрерывного обновления
и изменения. Трехлетние дети
социализированы в рамках детского
садика, студенты – в рамках
избранной ими профессии, новые
работники – в рамках своего
учреждения или предприятия, муж
и жена – в рамках созданной
ими молодой семьи, новообращенные
– в рамках своей религиозной
секты, а пожилые люди –
в рамках дома для престарелых.
Так или иначе все общества имеют дело
с жизненным циклом, начинающимся с зачатия,
продолжающимся вплоть до стадии старения
и завершающимся смертью. По богатейшей
канве органического возраста общества
ткут причудливые социальные узоры: в
одной культуре девочка 14 лет может быть
ученицей средней школы, а в другой – матерью
двоих детей; 45-летний мужчина может находиться
в расцвете деловой карьеры, еще только
продвигаться вверх по политической лестнице
или уже завершить карьеру, если он профессиональный
футболист, а в каком-то ином обществе
человек этого возраста обычно уже отходит
в мир иной и почитается младшими родственниками
как предок. Во всех культурах принято
делить биологическое время на соответствующие
социальные единицы. Если рождение, половое
созревание, зрелость, старение и смерть
являются общепризнанными биологическими
фактами, то именно общество придает каждому
из них вполне определенное социальное
значение.
Человек – существо социальное.
Однако ни один человек не
рождается готовым членом общества.
Интеграция индивида в общество
– длительный и сложный
процесс. Он включает в себя
усвоение социальных норм и
ценностей, а также процесс
освоения ролей.
Социализация идет по двум
взаимно переплетающихся направлениям.
С одной стороны, включается в систему
социальных отношении, индивид усваивает
культурный опыт своего общества, его
ценности и нормы. В данном случае он является
объектом общественного воздействия.
С другой стороны, социализируясь, человек
все шире и активнее участвует в делах
общества и дальнейшем развитии его культуры.
Здесь он выступает уже как субъект социальных
отношении.[1]
В структуру социализации
включаются социализант и социализатор,
социализирующее воздействие, первичная
и вторичная социализация. Социализантом
является индивид, подвергающийся
социализации. Социализатор – окружение,
оказывающее социализирующее влияние
на человека. Обычно это агентуры
и агенты социализации. Агентурами
социализации являются институты,
оказывающие социализирующее влияние
на индивида: семья, учреждения
образования, культуры средства
массовой информации, общественные
организации. Агентами социализации
выступают лица, непосредственно
окружающие индивида: родственники,
друзья, педагоги и т.п. Так,
для студента учебное заведение
является агентурой социализации,
а декан факультета – агентом.
Действия социализиторов, направленные
на социализантов, называются
социализирующим воздействием.[2]
Социализация – это процесс,
который продолжается всю жизнь.
Однако на различных этапах
ее содержание и направленность
могут меняться. В связи с этим
выделяют первичную и вторичную
социализацию. Под первичной социализацией
понимается процесс формирования
зрелой личности. Под вторичной – освоение
специфических ролей, связанных с разделением
труда. Первая начинается в младенчестве
и осуществляется вплоть до формирования
социально зрелой личности, вторая – в
период социальной зрелости и продолжается
всю жизнь. Как правило, со вторичной
социализацией связаны процессы десоциализации
и ресоциализации. Десоциализация означает
отказ личности от ранее усвоенных норм,
ценностей, принятых ролей. Ресоциализация
сводится к усвоению новых правил и норм
взамен утраченных старых.
Итак, под социализацией понимают
весь многогранный процесс очеловечивания
человека, включающий в себя как
биологические предпосылки, так
и непосредственно само вхождение
индивида в социальную среду
и предполагающее: социальное познание,
социальное общение, овладение навыками
практической деятельности, включая как
предметный мир вещей, так и всю совокупность
социальных функций, ролей, норм, прав
и обязанностей и т.д.; активное переустройство
окружающего (природного и социального)
мира; изменение и качественное преобразование
самого человека, его всестороннее и гармоничное
развитие.
Фазы и этапы социализации личности
Процесс социализации личности
состоит из трех фаз. В первой
происходит адаптация индивида,
т. е. осваивая различные социальные
нормы и ценности, он должен
научиться быть как все, уподобиться
всем, «потерять» на время свою
личность. Вторая фаза характеризуется
стремлением индивида к максимальной
персоциализации, воздействию на людей,
самоактуализации. И лишь в третьей фазе,
при благоприятном исходе, происходит
интеграция индивида в группу, когда он
представлен в других своими особенностями,
а у окружающих его людей есть потребность
принять, одобрить и культивировать лишь
те его индивидуальные свойства, которые
им импонируют, соответствуют их ценностям,
способствуют общему успеху и т. д. Всякая
задержка на первой фазе или гипертрофированность
второй фазы может привести к нарушению
процесса социализации и его негативным
последствиям. Удачной считается такая
социализация, когда личность умеет защитить
и утвердить свою индивидуальность и при
этом интегрирована в социальную группу.
Однако важно учитывать тот факт, что личность
на протяжении своей жизни входит в разные
социальные группы и, следовательно, многократно
проходит все три фазы социализации. Однако
в одних группах она может адаптироваться
и интегрироваться, а в других – нет, в
одних социальных группах ее индивидуальные
качества ценятся, а в других – нет. Кроме
того, и сами социальные группы и личность
постоянно изменяются.
Социализация включает в
себя различные этапы, стадии.
В современной социологии этот
вопрос решается неоднозначно. Одни
ученые выделяют три стадии: дотрудовую,
трудовую и послетрудовую. Другие подразделяют
этот процесс на два этапа: «первичную
социализацию» (от рождения до зрелой
личности) и «вторичную социализацию»,
связанную с перестройкой личности в период
ее социальной зрелости. Есть и другие
точки зрения.[3]
Детство
В средние века той концепции
детства, которая характерна для
нашего времени, просто не существовало.
На детей смотрели как на
маленьких взрослых. Произведения
искусства и письменные документы
средневековья изображают взрослых
и детей вместе в одной социальной
среде, носящих одинаковую одежду
и занятых по преимуществу
одними и теми же видами
деятельности. Мир волшебных сказок,
игрушек и книг, который мы
считаем наиболее подходящим
для детей, появился сравнительно
недавно. Вплоть до XVII в. в западноевропейских
языках слова, обозначающие молодых людей
мужского пола – “boy” (в английском языке),
“garson” (во французском) и “Knabe” (в немецком)
(все три слова переводятся как “мальчик”),
служили для описания мужчины в возрасте
около 30 лет, ведущего независимый образ
жизни. Специальных слов для обозначения
детей и подростков мужского пола в возрасте
от 7 до 16 лет не существовало. Слово “ребенок”
выражало скорее родственные отношения,
чем возрастные отличия. Только в начале
XVII в. началось формирование новой концепции
детства.
Какие бы определения ни
давали общества категории детства,
социализация детей начинается
на самой ранней стадии развития,
в детстве, когда примерно на
70% формируется человеческая личность.
Стоит запоздать, как начнутся
необратимые процессы. В детстве
закладывается фундамент социализации
и в то же время происходит
самый незащищенный ее этап.[4]
Большинство детей – довольно
“податливый материал” в том
смысле, что они способны вырасти
и развиться во взрослых людей
самых разных типов. Диапазон
детских возможностей поистине
удивителен. Например, к четвертому
году жизни большинство российских
детей полностью осваивает русский
язык. К этому времени они уже
также способны участвовать в
сложных социальных взаимодействиях
в соответствии с российскими
культурными моделями. Дети демонстрируют
общечеловеческие реакции на
очень ранних стадиях своего
развития. Еще не достигнув одного
года, младенцы уже принимают
участие в общественной жизни:
указывают пальчиком на разные
предметы – на витрину магазина,
самолет, автомобиль, картинку, желая
привлечь к этим предметам
внимание взрослых. Таким образом дети
демонстрируют не только понимание того,
что другие люди могут видеть то, что видят
они, но также уверенность, что взрослые
обязательно посмотрят на то, к чему дети
проявили интерес. К двум годам кукла у
детей уже совершает какие-то действия,
словно она живая и действует сама по себе,
т.е. у детей появляется способность представлять
других людей в качестве независимых агентов
(или акторов). Большинство трехлеток уже
способны возложить на одну куклу выполнение
нескольких видов деятельности, связанных
с ролью, что говорит о понимании ими социальной
роли (ребенок представляет себе, что он
врач, и осматривает куклу). В позднем дошкольном
возрасте дети приобретают способность
комбинировать игровые роли более сложным
образом (ребенок представляет, что он
– врач и одновременно отец). Большинство
шестилетних детей могут представить,
что они одновременно выполняют несколько
ролей.
В дошкольном возрасте дети
рассматривают собственное Я и свой
разум просто как части тела. Однако в
6-8 лет они уже начинают различать разум
и тело и понимать, что люди уникальны
не потому, что выглядят по-разному, а потому
что у каждого человека свои чувства и
мысли. Дети начинают интуитивно приходить
к определению собственного Я и распознавать
различия между психологическими и физическими
свойствами. Число критериев, на основании
которых дети создают представления о
других людях, постоянно растет по мере
взросления детей. Самое интенсивное развитие
имеет место в период с 7 до 8 лет, затем
темпы изменений в концептуализации замедляются.
Фактически различия между детьми 7 и 8
лет чаще бывают более значительными,
чем различия между 8-летними и 15-летними.
Подростковый возраст
В большинстве стран подростковый
период не рассматривается как
социально значимый в жизненном
цикле индивида. Хотя все молодые
люди претерпевают физиологические
изменения, связанные с половым
созреванием, детям часто приходится
брать на себя обязанности
взрослых уже в возрасте 13 лет
или даже раньше. По мере превращения
населения европейских стран
из преимущественно сельского
в городское изменялась и роль детей
в обществе. Дети уже не выполняли в семье
значимой экономической функции, потому
что рабочее место сделалось отделенным
от дома. С течением лет обязательное посещение
школы, законы о детском труде и специальные
юридические уложения, касавшиеся “подростков”,
привели к тому, что понятие “подростковый
возраст” укоренилось и стало реальной
социальной категорией.
В подростковый период у
индивидов происходят изменения
в росте и развитии, которые
можно считать поистине революционными.
После многих лет пребывания
в положении младших и зависимых
от взрослых, они неожиданно сравниваются
с взрослыми по физическому
сложению, росту и силе. Эти изменения
сопровождаются быстрым развитием
органов деторождения, что свидетельствует
о сексуальной зрелости. По мнению
неофрейдистов, например Эрика
Эриксона, основная задача подросткового
периода состоит в формировании
достаточно устойчивой личности.
В повседневной жизни люди
вступают во взаимодействие друг
с другом обычно не на основании
того, какие они на самом деле, а на основании
собственных представлений о других людях
и самих себе. Эриксон выдвигает предположение,
что оптимальное чувство идентичности
воспринимается как ощущение адекватности
самому себе. “Этому ощущению с наибольшей
очевидностью сопутствуют чувство свободы
собственного тела, чувство “понимания
того, что человеку нужно”, и внутренняя
уверенность в получении ожидаемого признания
от значимых в жизни индивида людей”,
поэтому для подростков поиск собственной
личности приобретает особую остроту.
Подобно акробатам на трапеции, подросткам
предстоит оторваться от страховавшей
их лонжи детства и, балансируя в воздухе,
добраться до следующей страхующей лонжи
– взрослости – и покрепче ухватиться
за нее. В этот период юным людям свойственно
путать свои социальные роли, их представления
о самих себе еще недостаточно четки. Несформировавшаяся
личность влечет подростков к поиску более
надежной опоры, вследствие чего они так
подвержены влияниям извне и легко вступают
во всяческие группировки, шайки, с головой
бросаются в любовные приключения или
общественные движения.[5]