Социализация личности, ее фазы и этапы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 16:36, реферат

Описание работы

Цель работы: рассмотреть содержание социализации личности, ее фаз и этапов
Задачи:
1. Раскрыть содержание понятия «Социализация личности»
2. Исследовать фазы и этапы социализации личности.

Содержание работы

Введение. 3
Понятие «Социализация личности». 4
Фазы и этапы социализации личности. 7
Детство. 8
Подростковый возраст. 10
Ранняя зрелость, или молодость. 12
Средний возраст, или зрелость. 17
Пожилой возраст, или старость. 19
Смерть. 22
Заключение. 25
Список литературы.. 26

Файлы: 1 файл

Социализация личности, ее фазы и этапы.docx

— 44.03 Кб (Скачать файл)

Социализация  личности, ее фазы и этапы.

Оглавление 

 Введение. 3

Понятие «Социализация личности». 4

Фазы и этапы социализации личности. 7

Детство. 8

Подростковый возраст. 10

Ранняя зрелость, или молодость. 12

Средний возраст, или зрелость. 17

Пожилой возраст, или старость. 19

Смерть. 22

Заключение. 25

Список литературы.. 26

 

 Введение.

 Известно, что младенец вступает  в большой мир как биологический  организм и его основной заботой  в этот момент является собственный  физический комфорт. Через некоторое  время ребенок становится человеческим  существом с комплексом установок  и ценностей, с симпатиями и  антипатиями, целями и намерениями,  шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным  видением мира. Человек достигает  этого состояния с помощью  процесса, который мы называем  социализацией. В ходе этого  процесса индивид превращается  в человеческую личность.

 Тема моей контрольной работы: «Социализация личности, ее фазы  и этапы». Объектом исследования  является личность как социальное  существо. Предмет исследования: социализация  личности, ее фазы и этапы. 

 Цель работы: рассмотреть содержание  социализации личности, ее фаз  и этапов 

 Задачи:

1. Раскрыть содержание понятия  «Социализация личности» 

2. Исследовать фазы и этапы  социализации личности.

 

Понятие «Социализация личности»

 В условиях усложнения социальной  жизни актуализируется проблема  включения человека в социальную  целостность, в социальную структуру  общества. Основным понятием, которое  описывает такого рода включения,  является «социализация», позволяющая  человеку стать членом общества.

 Под социализацией понимается  процесс вхождения индивида в  социум, что порождает изменения  в социальной структуре общества  и в структуре личности. Последнее  обстоятельство обусловлено фактом  социальной активности человека, а следовательно, его способностью при взаимодействии со средой не просто усваивать ее требования, но и изменять эту среду, влиять на нее.

 Социализация - процесс, посредством  которого индивидом усваиваются  нормы его группы таким образом,  что через формирование собственного "Я" проявляется уникальность  данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов  поведения, социальных норм и  ценностей, необходимых для его  успешного функционирования в  данном обществе.  

 Процесс социализации непрерывен  и продолжается в течение всей  жизни человека. Окружающий нас  мир меняется, требуя соответствующих  изменений и от нас. Человеческая  сущность не высекается навечно  из гранита, она не может  в детстве окончательно сформироваться  так, чтобы больше уже не  меняться. Жизнь – это адаптация,  процесс непрерывного обновления  и изменения. Трехлетние дети  социализированы в рамках детского  садика, студенты – в рамках  избранной ими профессии, новые  работники – в рамках своего  учреждения или предприятия, муж  и жена – в рамках созданной  ими молодой семьи, новообращенные  – в рамках своей религиозной  секты, а пожилые люди –  в рамках дома для престарелых. Так или иначе все общества имеют дело с жизненным циклом, начинающимся с зачатия, продолжающимся вплоть до стадии старения и завершающимся смертью. По богатейшей канве органического возраста общества ткут причудливые социальные узоры: в одной культуре девочка 14 лет может быть ученицей средней школы, а в другой – матерью двоих детей; 45-летний мужчина может находиться в расцвете деловой карьеры, еще только продвигаться вверх по политической лестнице или уже завершить карьеру, если он профессиональный футболист, а в каком-то ином обществе человек этого возраста обычно уже отходит в мир иной и почитается младшими родственниками как предок. Во всех культурах принято делить биологическое время на соответствующие социальные единицы. Если рождение, половое созревание, зрелость, старение и смерть являются общепризнанными биологическими фактами, то именно общество придает каждому из них вполне определенное социальное значение.

 Человек – существо социальное. Однако ни один человек не  рождается готовым членом общества. Интеграция индивида в общество  – длительный и сложный   процесс. Он включает в себя  усвоение социальных норм и  ценностей, а также процесс  освоения ролей. 

 Социализация идет по двум  взаимно переплетающихся направлениям. С одной стороны, включается в систему социальных отношении, индивид усваивает культурный опыт своего общества, его ценности и нормы. В данном случае он является объектом общественного воздействия. С другой стороны, социализируясь, человек все шире и активнее участвует в делах общества и дальнейшем развитии его культуры. Здесь он выступает уже как субъект социальных отношении.[1]

 В структуру социализации  включаются социализант и социализатор, социализирующее воздействие, первичная  и вторичная социализация. Социализантом  является индивид, подвергающийся  социализации. Социализатор – окружение,  оказывающее социализирующее влияние  на человека. Обычно это агентуры  и агенты социализации. Агентурами  социализации являются институты,  оказывающие социализирующее влияние  на индивида: семья, учреждения  образования, культуры средства  массовой информации, общественные  организации. Агентами социализации  выступают лица, непосредственно  окружающие индивида: родственники, друзья, педагоги и т.п. Так,  для студента учебное заведение  является агентурой социализации, а декан факультета – агентом.  Действия социализиторов, направленные  на социализантов, называются  социализирующим воздействием.[2]

 Социализация – это процесс,  который продолжается всю жизнь.  Однако на различных этапах  ее содержание и направленность  могут меняться. В связи с этим  выделяют первичную и вторичную  социализацию. Под первичной социализацией  понимается процесс формирования  зрелой личности. Под вторичной – освоение специфических ролей, связанных с разделением труда. Первая начинается в младенчестве и осуществляется вплоть до формирования социально зрелой личности, вторая – в период социальной зрелости и продолжается всю жизнь.  Как правило, со вторичной социализацией связаны процессы десоциализации и ресоциализации. Десоциализация означает отказ личности от ранее усвоенных норм, ценностей, принятых ролей. Ресоциализация сводится к усвоению новых правил и норм взамен утраченных старых.

 Итак, под социализацией понимают  весь многогранный процесс очеловечивания  человека, включающий в себя как  биологические предпосылки, так  и непосредственно само вхождение  индивида в социальную среду  и предполагающее: социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей и т.д.; активное переустройство окружающего (природного и социального) мира; изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоничное развитие.

Фазы и этапы социализации личности

 Процесс социализации личности  состоит из трех фаз. В первой  происходит адаптация индивида, т. е. осваивая различные социальные  нормы и ценности, он должен  научиться быть как все, уподобиться  всем, «потерять» на время свою  личность. Вторая фаза характеризуется  стремлением индивида к максимальной персоциализации, воздействию на людей, самоактуализации. И лишь в третьей фазе, при благоприятном исходе, происходит интеграция индивида в группу, когда он представлен в других своими особенностями, а у окружающих его людей есть потребность принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные свойства, которые им импонируют, соответствуют их ценностям, способствуют общему успеху и т. д. Всякая задержка на первой фазе или гипертрофированность второй фазы может привести к нарушению процесса социализации и его негативным последствиям. Удачной считается такая социализация, когда личность умеет защитить и утвердить свою индивидуальность и при этом интегрирована в социальную группу. Однако важно учитывать тот факт, что личность на протяжении своей жизни входит в разные социальные группы и, следовательно, многократно проходит все три фазы социализации. Однако в одних группах она может адаптироваться и интегрироваться, а в других – нет, в одних социальных группах ее индивидуальные качества ценятся, а в других – нет. Кроме того, и сами социальные группы и личность постоянно изменяются.

 Социализация включает в  себя различные этапы, стадии. В современной социологии этот  вопрос решается неоднозначно. Одни  ученые выделяют три стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Другие подразделяют этот процесс на два этапа: «первичную социализацию» (от рождения до зрелой личности) и «вторичную социализацию», связанную с перестройкой личности в период ее социальной зрелости. Есть и другие точки зрения.[3]

Детство

 В средние века той концепции  детства, которая характерна для  нашего времени, просто не существовало. На детей смотрели как на  маленьких взрослых. Произведения  искусства и письменные документы  средневековья изображают взрослых  и детей вместе в одной социальной  среде, носящих одинаковую одежду  и занятых по преимуществу  одними и теми же видами  деятельности. Мир волшебных сказок, игрушек и книг, который мы  считаем наиболее подходящим  для детей, появился сравнительно  недавно. Вплоть до XVII в. в западноевропейских языках слова, обозначающие молодых людей мужского пола – “boy” (в английском языке), “garson” (во французском) и “Knabe” (в немецком) (все три слова переводятся как “мальчик”), служили для описания мужчины в возрасте около 30 лет, ведущего независимый образ жизни. Специальных слов для обозначения детей и подростков мужского пола в возрасте от 7 до 16 лет не существовало. Слово “ребенок” выражало скорее родственные отношения, чем возрастные отличия. Только в начале XVII в. началось формирование новой концепции детства.

 Какие бы определения ни  давали общества категории детства,  социализация детей начинается  на самой ранней стадии развития, в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся  необратимые процессы. В детстве  закладывается фундамент социализации  и в то же время происходит  самый незащищенный ее этап.[4]

 Большинство детей – довольно  “податливый материал” в том  смысле, что они способны вырасти  и развиться во взрослых людей  самых разных типов. Диапазон  детских возможностей поистине  удивителен. Например, к четвертому  году жизни большинство российских  детей полностью осваивает русский  язык. К этому времени они уже  также способны участвовать в  сложных социальных взаимодействиях  в соответствии с российскими  культурными моделями. Дети демонстрируют  общечеловеческие реакции на  очень ранних стадиях своего  развития. Еще не достигнув одного  года, младенцы уже принимают  участие в общественной жизни:  указывают пальчиком на разные  предметы – на витрину магазина, самолет, автомобиль, картинку, желая  привлечь к этим предметам  внимание взрослых. Таким образом дети демонстрируют не только понимание того, что другие люди могут видеть то, что видят они, но также уверенность, что взрослые обязательно посмотрят на то, к чему дети проявили интерес. К двум годам кукла у детей уже совершает какие-то действия, словно она живая и действует сама по себе, т.е. у детей появляется способность представлять других людей в качестве независимых агентов (или акторов). Большинство трехлеток уже способны возложить на одну куклу выполнение нескольких видов деятельности, связанных с ролью, что говорит о понимании ими социальной роли (ребенок представляет себе, что он врач, и осматривает куклу). В позднем дошкольном возрасте дети приобретают способность комбинировать игровые роли более сложным образом (ребенок представляет, что он – врач и одновременно отец). Большинство шестилетних детей могут представить, что они одновременно выполняют несколько ролей.

 В дошкольном возрасте дети  рассматривают собственное Я и свой разум просто как части тела. Однако в 6-8 лет они уже начинают различать разум и тело и понимать, что люди уникальны не потому, что выглядят по-разному, а потому что у каждого человека свои чувства и мысли. Дети начинают интуитивно приходить к определению собственного Я и распознавать различия между психологическими и физическими свойствами. Число критериев, на основании которых дети создают представления о других людях, постоянно растет по мере взросления детей. Самое интенсивное развитие имеет место в период с 7 до 8 лет, затем темпы изменений в концептуализации замедляются. Фактически различия между детьми 7 и 8 лет чаще бывают более значительными, чем различия между 8-летними и 15-летними.

Подростковый возраст

 В большинстве стран подростковый  период не рассматривается как  социально значимый в жизненном  цикле индивида. Хотя все молодые  люди претерпевают физиологические  изменения, связанные с половым  созреванием, детям часто приходится  брать на себя обязанности  взрослых уже в возрасте 13 лет  или даже раньше. По мере превращения  населения европейских стран  из преимущественно сельского  в городское изменялась и роль детей в обществе. Дети уже не выполняли в семье значимой экономической функции, потому что рабочее место сделалось отделенным от дома. С течением лет обязательное посещение школы, законы о детском труде и специальные юридические уложения, касавшиеся “подростков”, привели к тому, что понятие “подростковый возраст” укоренилось и стало реальной социальной категорией.

 В подростковый период у  индивидов происходят изменения  в росте и развитии, которые  можно считать поистине революционными. После многих лет пребывания  в положении младших и зависимых  от взрослых, они неожиданно сравниваются  с взрослыми по физическому  сложению, росту и силе. Эти изменения  сопровождаются быстрым развитием  органов деторождения, что свидетельствует  о сексуальной зрелости. По мнению  неофрейдистов, например Эрика  Эриксона, основная задача подросткового  периода состоит в формировании  достаточно устойчивой личности. В повседневной жизни люди  вступают во взаимодействие друг  с другом обычно не на основании  того, какие они на самом деле, а на основании собственных представлений о других людях и самих себе. Эриксон выдвигает предположение, что оптимальное чувство идентичности воспринимается как ощущение адекватности самому себе. “Этому ощущению с наибольшей очевидностью сопутствуют чувство свободы собственного тела, чувство “понимания того, что человеку нужно”, и внутренняя уверенность в получении ожидаемого признания от значимых в жизни индивида людей”, поэтому для подростков поиск собственной личности приобретает особую остроту. Подобно акробатам на трапеции, подросткам предстоит оторваться от страховавшей их лонжи детства и, балансируя в воздухе, добраться до следующей страхующей лонжи – взрослости – и покрепче ухватиться за нее. В этот период юным людям свойственно путать свои социальные роли, их представления о самих себе еще недостаточно четки. Несформировавшаяся личность влечет подростков к поиску более надежной опоры, вследствие чего они так подвержены влияниям извне и легко вступают во всяческие группировки, шайки, с головой бросаются в любовные приключения или общественные движения.[5]

Информация о работе Социализация личности, ее фазы и этапы