Социализация личности, ее фазы и этапы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 16:36, реферат

Описание работы

Цель работы: рассмотреть содержание социализации личности, ее фаз и этапов
Задачи:
1. Раскрыть содержание понятия «Социализация личности»
2. Исследовать фазы и этапы социализации личности.

Содержание работы

Введение. 3
Понятие «Социализация личности». 4
Фазы и этапы социализации личности. 7
Детство. 8
Подростковый возраст. 10
Ранняя зрелость, или молодость. 12
Средний возраст, или зрелость. 17
Пожилой возраст, или старость. 19
Смерть. 22
Заключение. 25
Список литературы.. 26

Файлы: 1 файл

Социализация личности, ее фазы и этапы.docx

— 44.03 Кб (Скачать файл)

 Хотя интерес к развитию  зрелых индивидов повышается, исследования, касающиеся фаз в развитии  взрослых женщин, не так полны,  как исследования развития мужчин. Но имеющиеся данные позволяют  предполагать, что женщины проходят  точно те же этапы развития, что и мужчины (в исследовании  Левинсона), и примерно в том  же возрасте. Но хотя возрастное  распределение периодов и характер  задач развития одинаковы, подходы  к решению задач и достигаемые  результаты у женщин иные. В  значительной степени эти различия  проистекают из повышенной сложности  женских представлений о собственном  будущем и тех трудностей, которые  женщины испытывают в случаях,  когда от этих представлений  приходится отказываться. В отличие от мужчин большинство женщин в своих мечтах о будущем не ставит во главу угла карьеру; женщинам более свойственно рассматривать работу и карьеру как средство защиты (страховки) на тот случай, если им не удастся выйти замуж, если их брак окажется неудачным или если им придется жить в период экономической нестабильности общества. В своих мечтах о будущем большинство женщин видит себя в центре бурлящей жизни, в окружении любимых и любящих людей, особенно мужей, детей и коллег. Для мужчин первоочередное место в жизни имеют независимость и дух конкуренции, а женщины рассматривают свою жизнь как средство “внедрения” в сложную сеть человеческих взаимосвязей и отношений.

Пожилой возраст, или старость

 Подобно другим периодам  жизненного цикла, начало пожилого  возраста в разных обществах  определяется по-разному. В доиндустриальных  обществах продолжительность жизни,  как правило, невелика, и пожилой  возраст начинается раньше. К  примеру, один очевидец сообщал,  что люди племени аравак из  Гайаны (Южная Америка) редко живут  больше 50 лет и у мужчин от 30 до 40 лет и женщин даже более  молодого возраста “все тело, за исключением живота, начинает  съеживаться, жировые отложения  исчезают и кожа свисает уродливыми  складками”. Литературные памятники  также указывают на то, что  в эпоху европейского Возрождения  старыми считались мужчины в  возрасте за 40 лет. В настоящее  время во многих западных странах  возникает новое деление на  “молодых пожилых” и “старых  пожилых”. “Молодые пожилые” –  это люди, вышедшие на пенсию  раньше принятого возраста, они  бодры, полны энергии, получают  удовольствие от освободившегося  времени, имея возможность заниматься  общественной деятельностью и  самореализоваться в новой сфере. 

 Общества различаются по  тому, насколько уважительно они  относятся к старости. Во многих  аграрных обществах, включая императорский  Китай, пожилые люди пользовались  особым почетом и уважением.  У жителей Северной Бирмы долгая  жизнь почиталась за привилегию, дарованную тем, кто вел праведную  жизнь в предыдущей инкарнации. Люди выказывали уважение к  пожилым тем, что старались  не наступать на их тень. Молодые  женщины искусственно “старили”  свою внешность, поскольку почет  и привилегии были связаны  с возрастом. По контрасту с  этими культурными нормами в  западных странах и в современной  России самым привилегированным  возрастом считается молодость.  Мы ограничили число социальных ролей, доступных для пожилых, и выказываем им мало почтения. Действительно, чем старше становятся люди, особенно если они достигают преклонных лет, тем больше распространяются на них неблагожелательные стереотипы, укоренившиеся в российском обществе. Стариков считают существами надоедливыми, капризными, обидчивыми и болезненными.

 Пожилой возраст влечет за  собой расставание с некоторыми  социальными ролями. Прежде всего и самое главное – пожилых ждет выход на пенсию. По традиции считалось, что выход на пенсию имеет негативные последствия для пожилых людей, поскольку статус работающего человека означает статус хозяина своей судьбы – основную точку опоры для взрослой личности. Жизнь человека на пенсии рассматривается как практически бесцельная, поскольку основная и первоочередная задача пенсионера – решить, чем заполнить длинный и бессмысленный день. В России не существует успешной социализации людей пожилого возраста. Социальных норм, которые бы определяли жизненные цели пожилых, очень мало, и они очень размыты. Дело усложняется еще тем, что у пожилых слишком мало мотивов для того, чтобы примириться со своей “бессмысленной ролью” – социальным статусом, лишенным всякой значимости в обществе. Даже если бы четкие нормы, определяющие поведение человека пожилого возраста, и существовали, слишком мало людей пожелало бы следовать подобным нормам, исключающим их из числа претендентов на участие в общественной жизни и получение вознаграждений.

 В последние годы негативный  взгляд на жизнь пенсионеров  подвергается критическому пересмотру. Похоже на то, что меняется  само отношение к работе и  выходу на пенсию. Кроме того, исследования показывают, что на  пенсии человек более всего  страдает от нехватки денег,  а в том случае, когда люди  имеют гарантированный и достаточный  для удовлетворения их нужд  доход, они не против выйти на пенсию пораньше. В общем, когда люди здоровы и имеют достаточный доход, пенсия не кажется им чем-то ужасным. Многие пожилые также сталкиваются с потерей еще одной роли – статуса замужнего или женатого человека. Социологические исследования показывают, что чем выше уровень образования и социально-экономический класс женщины, тем более дезорганизуются ее личность и жизнь после смерти мужа. Однако после того, как минует срок траура, у этих женщин появляется больше возможностей организовать свою жизнь по-новому. В целом негативные долгосрочные последствия вдовства вытекают скорее из социально-экономических лишений, чем из факта вдовства самого по себе.

Смерть

 Осознание надвигающейся смерти  требует от индивида приспособления  к новому определению собственной  сущности. Понятие “умирающий”  предполагает нечто большее, чем  просто протекание каких-то биохимических  процессов. Оно влечет за собой  принятие социального статуса,  при котором социальные структуры  не просто сопровождают, но и  формируют опыт соприкосновения  со смертью. Стоит сравнить, к  примеру, разницу в социальных  значениях, приписываемых 20-летнему  индивиду, которому, по определению  врачей, осталось жить 5 лет, и  сохранившему хорошее состояние  здоровья 80-летнему индивиду. Подобным  образом больничный персонал  вкладывает различное рвение  в уход за пациентами исходя из их подразумеваемой неодинаковой социальной ценности. Исследования в одной больнице показали, что разные социальные критерии побуждали врачей и сестер страстно бороться за жизнь маленького ребенка и внутренне принять как должное смерть пожилой женщины. И наконец, хотя смерть есть биологическое явление, оно приобретает социальную реальность через посредство таких традиционных ритуалов, как прощание с покойным и похороны.

 Изменения в медицинской  технологии и социальных условиях  привели к тому, что теперь  смерть связана с несколько  иным опытом, чем раньше. Смерть  в современном обществе часто  оказывается более длительным  процессом, связанным с формальными  бюрократическими процедурами. Всего  несколько поколений назад большинство  людей умирало дома, и семья  брала ответственность за ритуал  прощания с покойным и подготовку  к похоронам на себя. В последнее  время смерть стала окружаться  запретами, которые по большей  части призваны скрывать умирающих  от “посторонних” глаз. В наши  дни за смертельно больными  людьми ухаживает персонал дома  для престарелых или больницы. В морге готовят тело к похоронам и организуют церемонию похорон или кремации останков. В результате жителю развитых стран почти не приходится сталкиваться со смертью. Умирающие и мертвые изолированы от живых и отданы в руки специалистов, для которых контакт со смертью превратился в повседневное и безличное занятие.

 Институциональный контроль за умирающими ограничил индивидуальную автономию. Личные потребности и желания зачастую подменяются организационными. На деле подход современных организаций к уходу за смертельно больными людьми оставляет желать лучшего. Опросы общественного мнения показывают, что люди предпочитают быстрый переход от жизни к смерти. Однако убеждение в том, что “чем быстрее человек отмучается, тем лучше для него”, противоречит изменившейся биомедицинской технологии, обеспечивающей пациентам “самый длинный путь” к смерти[8]. Многие люди очень боятся оказаться в состоянии между жизнью и смертью и влачить так называемое растительное существование исключительно за счет систем жизнеобеспечения.

 За последнее десятилетие  движению за создание хосписов  удалось пробудить сочувствие  в общественном сознании и  убедить общество в необходимости  более гуманного подхода к  уходу за неизлечимо больными. Хоспис – это медицинское учреждение, в котором реализуется программа  по уходу за умирающими, стремящееся  облегчить неизлечимо больным людям последние дни их жизни и сделать соприкосновение с приближающейся смертью менее эмоционально травмирующим как для пациентов, так и для их близких. Сторонники хосписов говорят, что врачам и сестрам в обстановке больницы трудно принять неизбежность смерти. Больницы предназначены для лечения болезней и продления людям жизни, следовательно, неизлечимые заболевания и смерть должны быть для больниц чужеродными явлениями. По этой причине сторонники хосписов настаивают на том, что для контактов со смертью требуются иные институциональные структуры.

 За последние годы Элизабет  Кюблер-Росс внесла весомый вклад  в движение за возвращение  достойного и гуманного отношения  к смерти. По ее утверждению,  когда медицинский персонал и  родные знают о том, что пациент  умирает, и пытаются скрыть  от него правду, они возводят  барьер, препятствующий всем сторонам  должным образом подготовиться  к смерти. Более того, умирающий  человек обычно живет надеждой  и верит тому, в чем его убеждают  врачи и семья. Кюблер-Росс  считает, что возможность искреннего  выражения чувств и должное  уважение к этим чувствам принесут  всем только пользу. Опросы показывают, что четверо из пяти человек  предпочли бы узнать правду  в случае неизлечимой болезни.  Хотя люди встречают смерть по-разному – как и живут по-разному,– Кюблер-Росс полагает, что процесс примирения с неминуемой смертью обычно имеет пять стадий: отрицание человеком того факта, что он умирает; гнев, вызванный тем, что его жизнь скоро подойдет к концу; попытка выпросить у Бога или судьбы временную отсрочку от смерти; депрессия, или “предваряющая скорбь”; примирение с фактом смерти. Не каждый человек проходит через все эти стадии, некоторые индивиды по многу раз возвращаются к одним и тем же чувствам. На умирающего человека оказывают влияние и многие другие факторы, включая пол, этническую принадлежность, личность человека, сопутствующие смерти обстоятельства, характер самого заболевания. Смерть можно до конца понять только в контексте предыдущей жизни человека и текущих обстоятельств. В целом за последнее десятилетие общественное и профессиональное осознание важности переживаний умирающего человека резко возросло и дало толчок более гуманному отношению к смерти.

Заключение 

 Резюмируя рассмотрение понятий и понимания процесса социализации исследователями, представляющими психологию, социальную психологию и социологию можно сделать вывод о том, что социализацию личности можно рассматривать как «совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему значений, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Она включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности»[9]

 Таким образом, в процессе  социализации, заложенные в человеке психобиологические способности не просто реализуются, а транслируются в социально-значимые свойства человеческой личности посредством воспитания, образования, приобщения индивида к культуре и при самом активном его участии. При этом личность формирует свой "Я"-образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой "Я"-образ, личность социализируется

    На основе этого усвоения  в ходе социализации происходит  формирование социальных качеств,  свойств, деяний, умений, благодаря  которым человек становится дееспособным  участником социального взаимодействия, полноправным и активным членом  общества.

 

Список литературы

1.     Бороноева А.О. Основы  социологии и политологии. Учебное  пособие/А.О.Бороноева, М.А.Василика.-М.:Гардарики,2000.-С 117

2.     Геннадий Овчинников //http://www.ug.ru/ug_pril/gv/98/44/t2.htm

 3.      Жизненный цикл в разных культурах//http://www.djerelo.com/ index.php?option=com_content&task=view&id=3244&Itemid=259

 4.     Клочко Ю.Н.Социализация личности, её социальный статус и социальная роль./Ю.Н.Клочко, Н.Ю.Ермилова, А.Ю.Клочко// http://www.ncstu.ru

5.     Кравченко А.И. Социология. Учебное пособие/ А.И. Кравченко.  – М.:Академя, 2002. – 416с. 

6.     Куликов Л.М. Основы  социологии и политологии. Учебное  пособие /Л.М.Куликов. – М.:Финансы  и статистика,2000.

7.     Социализация личности //http://www.ussr.to/All/sphaera/Psy/soc.htm

8.     Харчева В. Основы  социологии. Учебник для студентов  средних специальных учебных  заведений/ В.Харчева. –  М.: Логос, 1999. – 302 с. 

9.     Яшина М.Н. Социализация  личности как процесс // http://tik.spbguki.ru /scientfic/yashina_book_02

 

[1] Куликов Л.М. Основы социологии  и политологии. Учебное пособие  /Л.М.Куликов. – М.:Финансы и  статистика,2000.- С 117-118

[2] Бороноева А.О. Основы социологии  и политологии. Учебное пособие/А.О.Бороноева,  М.А.Василика.-М.:Гардарики,2000.-С 117

[3] Клочко Ю.Н.Социализация личности, её социальный статус и социальная  роль./Ю.Н.Клочко, Н.Ю.Ермилова, А.Ю.Клочко// http://www.ncstu.ru

[4] Кравченко А.И. Социология. Учебное  пособие/ А.И. Кравченко. – М.:Академя, 2002.-С 218-219

[5] http://www.djerelo.com/index.php?option=com_content&task=view&id=3244&Itemid=259

[6] Кравченко А.И. Социология. Учебное  пособие/ А.И. Кравченко. – М.:Академя, 2002.-С 220

[7] http://www.djerelo.com/index.php?option=com_content&task=view&id=3244&Itemid=259

[8] http://www.djerelo.com/index.php?option=com_content&task=view&id=3244&Itemid=259

[9] Кон И.С. Психология ранней  юности: Кн. Для учителя. – М., 1989. – С. 19.


Информация о работе Социализация личности, ее фазы и этапы