Хотя интерес к развитию
зрелых индивидов повышается, исследования,
касающиеся фаз в развитии
взрослых женщин, не так полны,
как исследования развития мужчин.
Но имеющиеся данные позволяют
предполагать, что женщины проходят
точно те же этапы развития,
что и мужчины (в исследовании
Левинсона), и примерно в том
же возрасте. Но хотя возрастное
распределение периодов и характер
задач развития одинаковы, подходы
к решению задач и достигаемые
результаты у женщин иные. В
значительной степени эти различия
проистекают из повышенной сложности
женских представлений о собственном
будущем и тех трудностей, которые
женщины испытывают в случаях,
когда от этих представлений
приходится отказываться. В отличие
от мужчин большинство женщин в своих
мечтах о будущем не ставит во главу угла
карьеру; женщинам более свойственно рассматривать
работу и карьеру как средство защиты
(страховки) на тот случай, если им не удастся
выйти замуж, если их брак окажется неудачным
или если им придется жить в период экономической
нестабильности общества. В своих мечтах
о будущем большинство женщин видит себя
в центре бурлящей жизни, в окружении любимых
и любящих людей, особенно мужей, детей
и коллег. Для мужчин первоочередное место
в жизни имеют независимость и дух конкуренции,
а женщины рассматривают свою жизнь как
средство “внедрения” в сложную сеть
человеческих взаимосвязей и отношений.
Пожилой возраст, или старость
Подобно другим периодам
жизненного цикла, начало пожилого
возраста в разных обществах
определяется по-разному. В доиндустриальных
обществах продолжительность жизни,
как правило, невелика, и пожилой
возраст начинается раньше. К
примеру, один очевидец сообщал,
что люди племени аравак из
Гайаны (Южная Америка) редко живут
больше 50 лет и у мужчин от 30
до 40 лет и женщин даже более
молодого возраста “все тело,
за исключением живота, начинает
съеживаться, жировые отложения
исчезают и кожа свисает уродливыми
складками”. Литературные памятники
также указывают на то, что
в эпоху европейского Возрождения
старыми считались мужчины в
возрасте за 40 лет. В настоящее
время во многих западных странах
возникает новое деление на
“молодых пожилых” и “старых
пожилых”. “Молодые пожилые” –
это люди, вышедшие на пенсию
раньше принятого возраста, они
бодры, полны энергии, получают
удовольствие от освободившегося
времени, имея возможность заниматься
общественной деятельностью и
самореализоваться в новой сфере.
Общества различаются по
тому, насколько уважительно они
относятся к старости. Во многих
аграрных обществах, включая императорский
Китай, пожилые люди пользовались
особым почетом и уважением.
У жителей Северной Бирмы долгая
жизнь почиталась за привилегию,
дарованную тем, кто вел праведную
жизнь в предыдущей инкарнации.
Люди выказывали уважение к
пожилым тем, что старались
не наступать на их тень. Молодые
женщины искусственно “старили”
свою внешность, поскольку почет
и привилегии были связаны
с возрастом. По контрасту с
этими культурными нормами в
западных странах и в современной
России самым привилегированным
возрастом считается молодость.
Мы ограничили число социальных ролей,
доступных для пожилых, и выказываем им
мало почтения. Действительно, чем старше
становятся люди, особенно если они достигают
преклонных лет, тем больше распространяются
на них неблагожелательные стереотипы,
укоренившиеся в российском обществе.
Стариков считают существами надоедливыми,
капризными, обидчивыми и болезненными.
Пожилой возраст влечет за
собой расставание с некоторыми
социальными ролями. Прежде всего
и самое главное – пожилых ждет выход
на пенсию. По традиции считалось, что
выход на пенсию имеет негативные последствия
для пожилых людей, поскольку статус работающего
человека означает статус хозяина своей
судьбы – основную точку опоры для взрослой
личности. Жизнь человека на пенсии рассматривается
как практически бесцельная, поскольку
основная и первоочередная задача пенсионера
– решить, чем заполнить длинный и бессмысленный
день. В России не существует успешной
социализации людей пожилого возраста.
Социальных норм, которые бы определяли
жизненные цели пожилых, очень мало, и
они очень размыты. Дело усложняется еще
тем, что у пожилых слишком мало мотивов
для того, чтобы примириться со своей “бессмысленной
ролью” – социальным статусом, лишенным
всякой значимости в обществе. Даже если
бы четкие нормы, определяющие поведение
человека пожилого возраста, и существовали,
слишком мало людей пожелало бы следовать
подобным нормам, исключающим их из числа
претендентов на участие в общественной
жизни и получение вознаграждений.
В последние годы негативный
взгляд на жизнь пенсионеров
подвергается критическому пересмотру.
Похоже на то, что меняется
само отношение к работе и
выходу на пенсию. Кроме того,
исследования показывают, что на
пенсии человек более всего
страдает от нехватки денег,
а в том случае, когда люди
имеют гарантированный и достаточный
для удовлетворения их нужд
доход, они не против выйти на
пенсию пораньше. В общем, когда люди здоровы
и имеют достаточный доход, пенсия не кажется
им чем-то ужасным. Многие пожилые также
сталкиваются с потерей еще одной роли
– статуса замужнего или женатого человека.
Социологические исследования показывают,
что чем выше уровень образования и социально-экономический
класс женщины, тем более дезорганизуются
ее личность и жизнь после смерти мужа.
Однако после того, как минует срок траура,
у этих женщин появляется больше возможностей
организовать свою жизнь по-новому. В целом
негативные долгосрочные последствия
вдовства вытекают скорее из социально-экономических
лишений, чем из факта вдовства самого
по себе.
Смерть
Осознание надвигающейся смерти
требует от индивида приспособления
к новому определению собственной
сущности. Понятие “умирающий”
предполагает нечто большее, чем
просто протекание каких-то биохимических
процессов. Оно влечет за собой
принятие социального статуса,
при котором социальные структуры
не просто сопровождают, но и
формируют опыт соприкосновения
со смертью. Стоит сравнить, к
примеру, разницу в социальных
значениях, приписываемых 20-летнему
индивиду, которому, по определению
врачей, осталось жить 5 лет, и
сохранившему хорошее состояние
здоровья 80-летнему индивиду. Подобным
образом больничный персонал
вкладывает различное рвение
в уход за пациентами исходя из их подразумеваемой
неодинаковой социальной ценности. Исследования
в одной больнице показали, что разные
социальные критерии побуждали врачей
и сестер страстно бороться за жизнь маленького
ребенка и внутренне принять как должное
смерть пожилой женщины. И наконец, хотя
смерть есть биологическое явление, оно
приобретает социальную реальность через
посредство таких традиционных ритуалов,
как прощание с покойным и похороны.
Изменения в медицинской
технологии и социальных условиях
привели к тому, что теперь
смерть связана с несколько
иным опытом, чем раньше. Смерть
в современном обществе часто
оказывается более длительным
процессом, связанным с формальными
бюрократическими процедурами. Всего
несколько поколений назад большинство
людей умирало дома, и семья
брала ответственность за ритуал
прощания с покойным и подготовку
к похоронам на себя. В последнее
время смерть стала окружаться
запретами, которые по большей
части призваны скрывать умирающих
от “посторонних” глаз. В наши
дни за смертельно больными
людьми ухаживает персонал дома
для престарелых или больницы. В морге
готовят тело к похоронам и организуют
церемонию похорон или кремации останков.
В результате жителю развитых стран почти
не приходится сталкиваться со смертью.
Умирающие и мертвые изолированы от живых
и отданы в руки специалистов, для которых
контакт со смертью превратился в повседневное
и безличное занятие.
Институциональный контроль за умирающими
ограничил индивидуальную автономию.
Личные потребности и желания зачастую
подменяются организационными. На деле
подход современных организаций к уходу
за смертельно больными людьми оставляет
желать лучшего. Опросы общественного
мнения показывают, что люди предпочитают
быстрый переход от жизни к смерти. Однако
убеждение в том, что “чем быстрее человек
отмучается, тем лучше для него”, противоречит
изменившейся биомедицинской технологии,
обеспечивающей пациентам “самый длинный
путь” к смерти[8]. Многие люди очень боятся
оказаться в состоянии между жизнью и
смертью и влачить так называемое растительное
существование исключительно за счет
систем жизнеобеспечения.
За последнее десятилетие
движению за создание хосписов
удалось пробудить сочувствие
в общественном сознании и
убедить общество в необходимости
более гуманного подхода к
уходу за неизлечимо больными.
Хоспис – это медицинское учреждение,
в котором реализуется программа
по уходу за умирающими, стремящееся
облегчить неизлечимо больным людям последние
дни их жизни и сделать соприкосновение
с приближающейся смертью менее эмоционально
травмирующим как для пациентов, так и
для их близких. Сторонники хосписов говорят,
что врачам и сестрам в обстановке больницы
трудно принять неизбежность смерти. Больницы
предназначены для лечения болезней и
продления людям жизни, следовательно,
неизлечимые заболевания и смерть должны
быть для больниц чужеродными явлениями.
По этой причине сторонники хосписов настаивают
на том, что для контактов со смертью требуются
иные институциональные структуры.
За последние годы Элизабет
Кюблер-Росс внесла весомый вклад
в движение за возвращение
достойного и гуманного отношения
к смерти. По ее утверждению,
когда медицинский персонал и
родные знают о том, что пациент
умирает, и пытаются скрыть
от него правду, они возводят
барьер, препятствующий всем сторонам
должным образом подготовиться
к смерти. Более того, умирающий
человек обычно живет надеждой
и верит тому, в чем его убеждают
врачи и семья. Кюблер-Росс
считает, что возможность искреннего
выражения чувств и должное
уважение к этим чувствам принесут
всем только пользу. Опросы показывают,
что четверо из пяти человек
предпочли бы узнать правду
в случае неизлечимой болезни.
Хотя люди встречают смерть по-разному
– как и живут по-разному,– Кюблер-Росс
полагает, что процесс примирения с неминуемой
смертью обычно имеет пять стадий: отрицание
человеком того факта, что он умирает;
гнев, вызванный тем, что его жизнь скоро
подойдет к концу; попытка выпросить у
Бога или судьбы временную отсрочку от
смерти; депрессия, или “предваряющая
скорбь”; примирение с фактом смерти.
Не каждый человек проходит через все
эти стадии, некоторые индивиды по многу
раз возвращаются к одним и тем же чувствам.
На умирающего человека оказывают влияние
и многие другие факторы, включая пол,
этническую принадлежность, личность
человека, сопутствующие смерти обстоятельства,
характер самого заболевания. Смерть можно
до конца понять только в контексте предыдущей
жизни человека и текущих обстоятельств.
В целом за последнее десятилетие общественное
и профессиональное осознание важности
переживаний умирающего человека резко
возросло и дало толчок более гуманному
отношению к смерти.
Заключение
Резюмируя рассмотрение понятий и
понимания процесса социализации исследователями,
представляющими психологию, социальную
психологию и социологию можно сделать
вывод о том, что социализацию личности
можно рассматривать как «совокупность
всех социальных и психологических процессов,
посредством которых индивид усваивает
систему значений, норм и ценностей, позволяющих
ему функционировать в качестве полноправного
члена общества. Она включает в себя не
только осознанные, контролируемые, целенаправленные
воздействия, но и стихийные, спонтанные
процессы, так или иначе влияющие на формирование
личности»[9]
Таким образом, в процессе
социализации, заложенные в человеке психобиологические
способности не просто реализуются, а
транслируются в социально-значимые свойства
человеческой личности посредством воспитания,
образования, приобщения индивида к культуре
и при самом активном его участии. При
этом личность формирует свой "Я"-образ
на основании восприятия того, как о ней
думают, как ее оценивают другие. Для того
чтобы такое восприятие было успешным,
личность принимает на себя роли других
и глазами этих других смотрит на свое
поведение и свой внутренний мир. Формируя
свой "Я"-образ, личность социализируется
На основе этого усвоения
в ходе социализации происходит
формирование социальных качеств,
свойств, деяний, умений, благодаря
которым человек становится дееспособным
участником социального взаимодействия,
полноправным и активным членом
общества.
Список литературы
1. Бороноева А.О. Основы
социологии и политологии. Учебное
пособие/А.О.Бороноева, М.А.Василика.-М.:Гардарики,2000.-С
117
2. Геннадий Овчинников
//http://www.ug.ru/ug_pril/gv/98/44/t2.htm
3. Жизненный цикл
в разных культурах//http://www.djerelo.com/ index.php?option=com_content&task=view&id=3244&Itemid=259
4. Клочко Ю.Н.Социализация
личности, её социальный статус и социальная
роль./Ю.Н.Клочко, Н.Ю.Ермилова, А.Ю.Клочко//
http://www.ncstu.ru
5. Кравченко А.И. Социология.
Учебное пособие/ А.И. Кравченко.
– М.:Академя, 2002. – 416с.
6. Куликов Л.М. Основы
социологии и политологии. Учебное
пособие /Л.М.Куликов. – М.:Финансы
и статистика,2000.
7. Социализация личности
//http://www.ussr.to/All/sphaera/Psy/soc.htm
8. Харчева В. Основы
социологии. Учебник для студентов
средних специальных учебных
заведений/ В.Харчева. – М.:
Логос, 1999. – 302 с.
9. Яшина М.Н. Социализация
личности как процесс // http://tik.spbguki.ru
/scientfic/yashina_book_02
[1] Куликов Л.М. Основы социологии
и политологии. Учебное пособие
/Л.М.Куликов. – М.:Финансы и
статистика,2000.- С 117-118
[2] Бороноева А.О. Основы социологии
и политологии. Учебное пособие/А.О.Бороноева,
М.А.Василика.-М.:Гардарики,2000.-С 117
[3] Клочко Ю.Н.Социализация личности,
её социальный статус и социальная
роль./Ю.Н.Клочко, Н.Ю.Ермилова, А.Ю.Клочко//
http://www.ncstu.ru
[4] Кравченко А.И. Социология. Учебное
пособие/ А.И. Кравченко. – М.:Академя,
2002.-С 218-219
[5] http://www.djerelo.com/index.php?option=com_content&task=view&id=3244&Itemid=259
[6] Кравченко А.И. Социология. Учебное
пособие/ А.И. Кравченко. – М.:Академя,
2002.-С 220
[7] http://www.djerelo.com/index.php?option=com_content&task=view&id=3244&Itemid=259
[8] http://www.djerelo.com/index.php?option=com_content&task=view&id=3244&Itemid=259
[9] Кон И.С. Психология ранней
юности: Кн. Для учителя. – М., 1989.
– С. 19.