Социализация личности в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 23:03, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить процесс социализации личности в современном обществе.
Объект исследования - личность
Предмет исследования – социализация личности
Задачи исследования вытекают из поставленной цели:
-изучить понятие и сущность социализации личности;
-изучить фазы и основные этапы социализации;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Понятие и сущность социализации ……………………………….…4
§1.1.Понятие социализации…………………………………….………4
§ 1.2.Фазы и этапы социализации……………………………….……6
§ 1.3.Агенты социализации……………………………..…………….12
Глава 2. Социальные факторы социализации………………………………15
§ 2.1.Факторы социализации………………………………….………15
§ 2.2.Средства и Механизмы социализации…………………..….…16
§ 2.3.Три группы проблем социализации……………….……………21 Заключение……………………….……………………………………………26
Список используемой литературы…………………………………….……30

Файлы: 1 файл

курсач 1к..docx

— 364.43 Кб (Скачать файл)

Четвертым этапом завершается дотрудовая стадия социализации и открывается путь к следующей ее стадии - трудовой. Она начинается пятым этапом социализации, знаменующим собой переход от систематического обучения к продуктивному труду. В этот этап человек входит в качестве социально и духовно сформировавшейся личности, обладающей более или менее разносторонне развитым сознанием и самосознанием, более или менее прочными мировоззрением, системой ценностей и социальных установок. Тот факт, что в процессе развертывания этого этапа личность не только усваивает социальный опыт, но и активно воспроизводит его, обогащает его новым содержанием, придает особое социальное значение именно этому периоду. На этом этапе важную роль приобретает специализация, выражающаяся в разделении труда, в силу чего она, с одной стороны, способствует росту его производительности, а с другой - профессионально-квалификационному развитию личности. Специализация резко интенсифицирует развертывание социализационного процесса, который на этапе трудовой деятельности осуществляется на трех уровнях социализации личности: 1)как члена специфической профессиональной группы (микроуровень); 2) как члена конкретного трудового коллектива или организации (микроуровень); 3) как принадлежащего к работающей части населения определенного государства (макроуровень).

Социализация  на этом этапе приобретает две  возможности соединения с процессом культурализации, т.е. приобщения личности к ценностям, нормам и идеалам культуры. Одна из них, ограничивающая духовное развитие личности, заключается в том, что человек, завершив определенный уровень обучения в системе образования, стремится сохранить (нередко — забыть) усвоенные ценности, вкусы. Вторая, создающая широкие возможности для дальнейшего духовного развития личности, проявляется в том, что человек, став взрослым и начав свой самостоятельный трудовой путь, продолжает овладевать богатствами культуры посредством самообразования, самовоспитания, саморазвития. Этот путь неустанного духовного обогащения личности через активное включение в сферу культуры особенно значим в нашу эпоху, когда значительно расширился круг интеллектуально развитых людей, подготовленных предшествующим образованием и воспитанием к самостоятельному духовному развитию, а демократизация общества сняла идеологические, цензурные и другие препоны для приобщения к культурным ценностям различных эпох, народов и стран, к подлинным ценностям мировой культуры.

Завершение трудового  этапа социализации смыкается с  началом ее шестого этапа, завершающей стадии - после трудовой деятельности, когда человек переходит к заслуженному отдыху. Этим этапом охватывается весь период пенсионерского существования личности. Проблемы жизнеустройства людей пенсионного возраста в современном обществе приобретают большую социальную значимость, так как в структуре народонаселения люди пожилого возраста занимают значительное место. Поэтому проблемы послетрудовой стадии социализации становятся очень актуальными и важными, особенно в связи с углубляющимся социальным расслоением общества на богатых и бедных и значительно более масштабным представительством пожилых людей в составе бедняков.

Как правило, со вторичной  социализацией связаны процессы десоциализации и ресоциализации. Десоциализация – это процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения.1  Ресоциализация – это процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения в замен старых.

Взаимосвязь основных этапов социализации личности, особенностей каждого из них и основных видов деятельности, присущих этим этапам, отображена в приложении №1

 

§1.3.Агенты социализации.

Важнейшую роль в том, каким  вырастет человек, как пройдет его  становление играют люди, в непосредственном взаимодействии которых протекает  его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен.

Первоначальным  и очень важным из этих социальных агентов является семья, представляющая собой не только первичную группу (по терминологии американского социолога Ч. Кули), характеризующуюся тесными, непосредственными связями и сотрудничеством и заключающую в себе тот особый тип сопереживаний и взаимного отождествления, для которого «мы» является естественным выражением, но и естественную модель, микромир широкого социального макромира.

В силу своей  относительной устойчивости и стабильности, наличия эмоционально насыщенных взаимодействий, основанных на дружбе и любви, наличия определенной организации в ней человеческого общежития с определенными правилами, обязанностями, нормами поведения, соответствующей системой ценностей и оценок, семья получает широкие возможности для формирования личности как живой целостности, как существа индивидуального и одновременно социального.

Школа является вторым важнейшим агентом социализации, ибо она выводит передачу знаний, умений и навыков за пределы первоначального непосредственного контакта родителей и детей, осуществляет силами учителя (ряда учителей) продуктивное обучение и образование большой группы учеников, передавая им единые для всех, но индивидуально усваиваемые каждым знания и ценности, нормы поведения, необходимые для самостоятельной и творческой жизнедеятельности личности в обществе.

Важным агентом  социализации является и трудовой коллектив, который специализирует и профессионализирует социализирующее воздействие социальной среды на личность, развивая и поддерживая не только ее приверженность усвоенным ценностям, нормам, традициям, но и ее индивидуализированное их воспроизводство, приводящее к новаторству, к обновлению, расширению и обогащению социального опыта как индивида, так и социальной группы (общности). Очень важную социализирующую роль в формировании личности выполняет система культуры. Представляя собой саморазвивающуюся систему творческой человеческой деятельности и продуктов этой деятельности в виде ценностей, норм, правил, образцов поведения, - культура оказывает определяющее влияние на формирование и развитие личности. Великий русский писатель Ф.М. Достоевский усматривал важную социализирующую миссию художественной литературы и в целом культуры в том, что она делает два шага навстречу человеку. Первый ее шаг состоит в том, чтобы сделать из индивида личность, обладающую собственным неповторимым, уникальным «Я», ибо, прежде чем стать кем-нибудь: крестьянином, инженером, врачом, писателем и т.п., человек сначала должен стать самим собой (позже американский социолог Ч. Кули назвал это «самостью»). Но если культура ограничится только этим шагом, то сформировавшееся «Я» сможет самовозгордиться, вознестись в своих вожделениях выше всех людей, что проявляется в индивидуализме, нарцисизме, может даже в своем самомнении и самовознесении «переступить закон», т.е. стать преступником. Поэтому, считал Ф.М. Достоевский, необходим второй шаг культуры к человеку, заключающийся в том, чтобы сформировать у него привычку и потребность относиться к другому человеку именно как к человеку, уважать его стремления, мысли, взгляды, убеждения, его позицию. Только идя таким путем, культура способна сформировать социально развитую, духовно богатую личность, в которой органически соединены стремления к истине, добру и красоте.

Эта идея Ф.М. Достоевского нашла свое преломление и конкретизацию в деятельности американских социологов, поборников культурного детерминизма (Ф. Боаз, Р. Бенедикт, М. Мид). Р. Бенедикт, в частности, утверждал, что личности - это крошечные копии окружающей их культуры, поэтому «культура- предписание личности». Обосновывая решающую роль культуры в социальном становлении индивида, М. Мид сделала вывод: «культура - это источник личности».

Разумеется, культура оказывает социализирующее влияние на формирование личности не обособленно от других институтов социализации, а вместе с ними и через них, что резко усиливает воспитательный результат этого процесса. Все институты социализации, взаимодействуя друг с другом, оказывают мощное воздействие на две основные тенденции в формировании личности и ее социальном развитии: 1) тенденцию усвоения индивидом социального опыта, ценностей и норм культуры и 2) тенденцию творческого их воспроизводства, обогащения и преобразования в деятельности личности как активного субъекта общественно-исторического процесса.

 

Глава 2.Социальные факторы социализации.

§2.1.Факторы социализации.

Из выше сказанного видно, что социализация личности –сложный процесс вхождения человека в общество, во внешнюю среду, который проходит поэтапно, и соответственно взаимодействует с многообразными факторами, как внешней среды ,так и внутренней.

Среди факторов можно выделить социальные группы, организации и, конечно, социальные институты, рассмотрение роли и значения которых в социологическом плане является едва ли не самым важным. Если проследить общую тенденцию перехода от одного этапа социализации к другому, то она будет состоять в движении от ее монофакторного (семья) к полифакторному характеру и затем к заключительному этапу социализации — в обратном направлении. Чем больше социальных факторов вовлечено в процесс социализации, тем насыщеннее и интенсивнее он протекает.              

Факторы социализации можно рассматривать в их различных  сочетаниях. Одно из них — выявление мега-, макро-, мезо - и микрофакторов, влияющих на социализацию личности.

 Первая – мегафакторы, (мега – очень большой, всеобщий) – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли. Макрофакторы — это прежде всего общество, государство, его социальные институты, средства массовой информации. К мезофакторам относятся те, что составляют социум личности в широком плане: тип поселения (регион, город, село), этнос, к которому она принадлежит (или относит себя), местные средства массовой информации, предприятие, учебное заведение, учреждение, в котором личность работает или учится. К мезофакторам, видимо, следует отнести и церковь. Микрофакторами являются те, что непосредственно влияют на процесс социализации личности: семья, товарищеское окружение, учебная группа, первичный трудовой коллектив, иные структуры, с которыми человек непосредственно взаимодействует. Другими словами, это социум в узком плане, или микросоциум личности.

Макро - и мезофакторы  могут влиять на социализацию личности как прямо, непосредственно, так  и через микрофакторы. Очевидно, что информация, получаемая человеком из СМИ, влияет на процесс его социализации без всяких «посредников». Однако значительная доля этого влияния распространяется путем его трансформации через факторы конкретного социума, через агентов социализации,т.е тех людей с которыми индивид непосредственно взаимодействует. Понятно, что на каждом этапе социализации состав людей меняется, хотя «ядро» агентов социализации может оставаться одним и тем же долгие годы. Это прежде всего ближайшее семейное окружение: родители, жена (муж), дети, братья (сестры), а также друзья или близкие товарищи.

 

§2.2.Средства и механизмы  социализации.

Социализация человека осуществляется широким набором универсальных  средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести вскармливание  младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры (от колыбельных сказок до скульптур); стиль и содержание общения, а так же методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях; последовательное приобщение человека к многочисленным типам и видам отношений в основных сферах его жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, в спорте, а так же в семейной, профессиональной, общественной и религиозной сферах.

Каждое общество, каждая организация, каждая социальная группа (малая или большая) вырабатывает в своей истории набор позитивных и негативных, формальных и неформальных санкций – способов внушений и  убеждений, предписаний и запретов, мер принуждения и давления, вплоть до применения физического насилия, способов выражения признания, отличия, наград. С помощью этих мер и  способов поведение человека и целых  групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями.

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами  и агентами происходит с помощью  ряда, условно говоря, «механизмов». Существуют различные подходы к  рассмотрению «механизмов» социализации. Так французский социальный психолог Габриель Тард считал основным -подражание. Американский ученый Ури Бронфенбренер  механизмом социализации считает прогрессивную  взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых он живет, а А.В.Петровский закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в  процессе развития личности. Обобщая  имеющиеся данные А.В. Мудрик с точки  зрения педагогики выделяет несколько  универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на разных возрастных этапах. 

К психологическим и социально-психологическим  механизмам можно отнести следующее.

Импринтинг (запечатление) -  фиксирование человеком на рецепторном  и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на его жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно  в младенческом возрасте. Однако и  на более поздних этапах возможно запечатление каких либо образов, ощущений.

Экзистенциальный нажим  – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание – следование какому либо примеру, образцу. В данном случае – один из путей произвольного  и чаще всего непроизвольного  усвоения человеком социального  опыта.

Идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образом.

Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различным «Я» человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

К механизмам социализации можно отнести следующие.

Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком  норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи  и ближайшего окружения. Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма  весьма рельефно появляется тогда, когда  человек знает, «как надо», «когда надо», но это его знание противоречит традициям  его окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель  Мишель Монтень, который писал: «… Мы сколько угодно можем твердить свое, а обычаи и общепринятые житейские  правила тащат нас за собой». Кроме  того, эффективность традиционного  механизма проявляется в том, что те или иные социальные элементы, усвоенные например, в детстве, но в последствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд  из села в город), могут всплыть  в поведении человека при очередном  изменении жизненных условиях или  последующих возрастных этапах.

Информация о работе Социализация личности в современном обществе