Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 23:37, контрольная работа
Своеобразие социологического подхода к человеку характеризуется тем, что он изучается прежде всего как социальное существо, представитель социальной общности, носитель характерных для нее социальных качеств. При исследовании процессов взаимодействия человека и социальной среды личность рассматривается не только как объект внешних воздействий, но главным образом как социальный субъект, активный участник общественной жизни, имеющий собственные потребности, интересы, устремления, а также способности и возможности оказывать собственное воздействие на социальную среду.
Введение 4
1. Содержание процесса социализации 5
2. Основные этапы социализации. 7
3. Основные агенты социализации 13
4. Основные теории социализации 15
Концепции развития личности З.Фрейда 15
Теория «зеркального Я» Ч.Кули 16
Концепции «обобщенного другого» Дж.Мида 17
5. Статусно - ролевая концепция личности 18
Заключение: 22
Список литературы 23
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
НОВГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ
ГОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»
Заочное отделение
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу: «Социология»
на тему: «Социализация личности»
Великий Новгород
2010 г.
Рецензия
Оглавление
Введение
Проблема человека,
личности является одной из фундаментальных междисциплинар
Каждый человек тысячами нитей, видимых и невидимых, связан с внешней средой, с обществом, вне которого он не может сформироваться как личность. Именно это - взаимодействие индивида и общества рассматривает социология, а отношение "общество-личность" - базовое социологическое отношение.
Своеобразие социологического подхода к человеку характеризуется тем, что он изучается прежде всего как социальное существо, представитель социальной общности, носитель характерных для нее социальных качеств. При исследовании процессов взаимодействия человека и социальной среды личность рассматривается не только как объект внешних воздействий, но главным образом как социальный субъект, активный участник общественной жизни, имеющий собственные потребности, интересы, устремления, а также способности и возможности оказывать собственное воздействие на социальную среду.
В нынешнее время одной из актуальных проблем социологии личности является проблема включения человека в социальную целостность, в социальную структуру общества. Основным понятием, которое описывает такого рода включения, является «социализация», позволяющая человеку стать членом общества.
Бесконечное содержание, потенциально заключающееся
в личности, действительно осуществляется в обществе,
которое есть расширенная или восполненная личность,
так же как личность есть сосредоточенное или сжатое
общество.
В.С.Соловьев
Человек, рассматриваемый в его индивидуальности, т.е. в качестве личности, и человек в его родовом понятии, т.е. как все люди, человечество, является, с одной стороны создателем, творцом общества, которое возникает только в процессе человеческой деятельности. Но, с другой стороны, он выступает как творение общества, ибо только включаясь в социальные взаимоотношения, вбирая в себя социальный опыт, усваивая нормы, правила, идеалы культуры, человек становится социально развитым существом, становится личностью. Многогранный процесс усвоения индивидом социального опыта, определенной системы знаний, норм, ценностей, образцов поведения, присущих определенной социальной группе и обществу в целом и позволяющих ему функционировать в качестве активного субъекта общественных отношений и деятельности, называется социализацией.
Однако сказанное не исчерпывает содержания многогранного процесса, каковым является социализация. То, что мы сказали о ней, концентрирует внимание на вхождении индивида в социальную среду, усвоении им социальных влияний, приобщении его к системе социальных связей и отношений, к нормам и правилам поведения, к ценностям культуры. Если этим ограничиться, то личность предстает как пассивный продукт социализирующего влияния среды. На самом же деле личность в процессе своего формирования очень избирательно относится к внешним воздействиям, включая и самых влиятельных для нее индивидов; она постепенно приобретает способности познания и оценки не только окружающих людей и их действий, но и самой себя. По мере взросления она все чаще осуществляет самостоятельный выбор собеседников, интересов и целей своих действий, т.е. становится все более активным субъектом социальных отношений и взаимодействий.
Иными словами, формирующаяся личность не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в свои собственные оценки, ориентации, установки, в свои собственные действия. Этот, очень важный момент преобразования социального опыта как раз и фиксирует не просто пассивное его принятие и освоение, но предполагает активность индивида в личностном переосмыслении и преобразовании социального опыта, возникновение у него стремления и умения осуществлять «индивидуализированную прибавку» к уже существующему опыту, продвигать его на новую ступень. В таком понимании социализация существенно расширяет диапазон своего действия, а формирующаяся в процессе его осуществления личность предстает не только в качестве объекта, но и активного субъекта общественных отношений и взаимодействий, испытывающего влияния окружающей социальной среды и одновременно влияющего на эту среду, на ее изменения.
Таким образом, социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, идеалов, ценностей и норм культуры путем вхождения в социальную среду, в систему социальных взаимодействий с другими людьми (адаптация), а с другой стороны, процесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм, стандартов поведения за счет активной социальной деятельности, личностной переработки и видоизменения социального опыта (интеграция). (1)
Понятие социализации является классическим как для отечественной, так и для зарубежной социологии. Оно лежит в основе многих явлений и процессов, ведущих к становлению и функционированию личности как субъекта социальных отношений, определяющих вектор ее формирования. (10)
В процессе социализации среда влияет на духовное развитие личности как целенаправленно, преднамеренно, так и непреднамеренно. (8)
Непреднамеренная, или стихийная форма социализации - это как бы стихийное «автоматическое» формирование определенных социальных качеств в процессе и результате пребывания индивида в непосредственном социальном окружении — в кругу семьи, сверстников, сослуживцев и т.п. (1) Другими словами, включаясь в систему социальных связей, личность получает жизненный опыт, предметное представление о том, что одобряется и отвергается данным обществом, как следует выполнять свои функции, обязательства, оценивает, принимает решения, делает жизненные выводы. (8)
Для обеспечения большей надежности, гарантированности процесса социализации личности общество осуществляет целенаправленные формы социализации, прежде всего воспитание - процесс сознательно организованного, планомерного и целенаправленного воздействия на сознание и поведение развивающейся личности с целью формирования у нее определенных понятий, ценностных ориентации, принципов, социальных установок и подготовки ее к активной производственной, общественной и культурной деятельности. (1)
В реальном процессе социализации
органически переплетаются
Процесс социализации проходит фазы, которые называют еще основными стадиями жизненного цикла.
На рис. 1 обозначены три кризисные точки в жизни человека: А – окончание средней школы и подготовка к поступлению в вуз или поиск работы, С – кризис середины жизни, В – выход на пенсию и переход к пассивной части социализации. Это период активной социализации, ограниченный тремя кризисными точками.
Рис 1. Основные фазы социализации
Период между этими тремя точками (АСВ) – время максимальной трудовой активности человека. Ему предшествует период максимальной учебной активности – 11 лет школьного обучения. Для многих он продолжается до момента окончания вуза, еще 5–6 лет.
Таким образом, можно выделить три стадии жизненного цикла человека: он может, но не умеет работать (точка А); он физически уже не может, но умеет работать (точка В); он может, умеет и хочет работать (точка С, где совпадают все эти параметры). Накопление жизненного опыта, материального достатка и т.п. (отрезок АСВ) дает возможность обеспечить члену общества достойный досуг (после точки В). Общество, которое не может гарантировать достойную старость своим гражданам, не может считаться цивилизованным.
По степени завершенности процесс социализации можно разделить на две крупные стадии – начинающуюся социализацию, захватывающую первую половину жизни человека, и завершающуюся, которая относится ко второй половине жизни.
Обретение самостоятельности вначале политической (получение паспорта и права голосовать, а также быть избранным), затем экономической (устройство на работу, которая может вполне прокормить человека) и социальной (женитьба и создание собственной семьи, отделение от родителей и вступление в статус родителя) означает качественную границу между двумя этапами социализации – начинающейся (ранней) и завершающейся (поздней). (7)
Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни.
Каждый раз, переходя на новую ступеньку, ступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс, распадаясь на два этапа, получил в социологии особое название.
Десоциализация – отучение от ранее усвоенных ценностей и норм, ролей и правил поведения.
За десоциализацией следует новый этап, ресоциализация. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности - от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Десоциализация и ресоциализация – две стороны одного процесса, а именно вторичной, или завершающей социализации. (9)
Социализация начинается в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Позже начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации и в то же время это самый незащищенный ее этап. Социализация – кумулятивный процесс, в ходе которого накапливаются социальные навыки и знания. Если накопления знаний, главным образом благодаря обучению в школе, в детстве не происходит, то во взрослой жизни возможен такой глубокий кризис и такие проблемы, решить которые уже будет нельзя. Бросившие школу ученики – это носители будущего кризиса. Возможно, многие из них спохватятся в тот период, когда уже поздно переучиваться или доучиваться, когда учиться, когда ухудшились острота восприятия и память, в несколько раз сложнее, чем в детском.
Первая кризисная точка (16–18 лет), которая приходит на время окончания школы и самоопределения человека, является переломной в его жизни: старая модель социально и экономически несамостоятельной жизни (под опекой родителей) разрушилась, а новая модель самостоятельного поведения и образа жизни еще не сложилась. Человек перестал быть ребенком, но не успел еще стать взрослым. Он уже понимает, что необходимо выбрать профессиональную карьеру и начинать трудовую деятельность, но еще не знает, какую именно сферу деятельности предпочесть. Формально в этот период человек становится трудоактивным.
Вторая кризисная точка именуется кризисом середины жизни (45 лет), когда человек, давно избрав профессию, оглядывается на пройденный путь и оценивает его. В этом возрасте еще можно, но психологически крайне трудно изменить уклад жизни, профессию и место работы.
В 45 лет человек пересматривает старые ценности; он соизмеряет идеальную траекторию жизни с реальной ее траекторией. Чем больше между ними расхождение, тем больше неудовлетворенность своей жизнью. В нашем обществе считается, что семью, как и карьеру, человек должен построить до 40 лет.
Наконец, третья кризисная точка указывает на завершение трудовой карьеры и выход на пенсию, который у женщин происходит в 55 лет, а у мужчин в 60. И она является кризисной, поскольку пенсионер, по крайней мере в нашей стране, часто – существо экономически и социально зависящее от помощи государства и родных. (7)