Социализация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 23:37, контрольная работа

Описание работы

Своеобразие социологического подхода к человеку характеризуется тем, что он изучается прежде всего как социальное существо, представитель социальной общности, носитель характерных для нее социальных качеств. При исследовании процессов взаимодействия человека и социальной среды личность рассматривается не только как объект внешних воздействий, но главным образом как социальный субъект, активный участник общественной жизни, имеющий собственные потребности, интересы, устремления, а также способности и возможности оказывать собственное воздействие на социальную среду.

Содержание работы

Введение 4
1. Содержание процесса социализации 5
2. Основные этапы социализации. 7
3. Основные агенты социализации 13
4. Основные теории социализации 15
Концепции развития личности З.Фрейда 15
Теория «зеркального Я» Ч.Кули 16
Концепции «обобщенного другого» Дж.Мида 17
5. Статусно - ролевая концепция личности 18
Заключение: 22
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ - СОЦИОЛОГИЯ.doc

— 425.50 Кб (Скачать файл)

Социализация – это  процесс, который продолжается всю  жизнь. Однако на различных этапах ее содержание и направленность могут меняться. В связи с этим выделяют первичную и вторичную социализацию.

Первичную и вторичную  социализацию в научной литературе связывают:

  1. с формальными и неформальными институтами;
  2. с первой и второй половиной жизни.

Это два разных подхода к трактовке данных понятий. В зарубежных и отечественных учебниках рассматриваются оба подхода. В одном случае говорится о том, что первичная социализация – это обучение социальным нормам в первой половине жизни, то есть в детстве и юности, а вторичная социализация захватывает зрелость и старость, то есть вторую половину жизни. Назовем такой способ деления процесса социализации формально-хронологическим. В других учебниках пишется о том, что первичная социализация, как и вторичная, продолжается всю жизнь и они не делятся по половинам жизни. Критерий здесь нормативно-содержательный, а именно: первичная социализация протекает под пристальным взором и решающим влиянием неформальных агентов, родителей и сверстников, а вторичная – под влиянием норм и ценностей формальных агентов, или институтов социализации, то есть школы, производства, армии, милиции и т.д. Мне кажется более аргументированным второй подход, в основе которого лежит содержательный критерий. Будем придерживаться именно его.

Выбранная точка зрения тем более убедительна, что в мировой социологии традиционно употребляются термины «первичная» и «вторичная». В начале XX века выдающийся американский социолог Ч. Кули (186–1929), один из основоположников теории социализации, ввел термины «первичная группа» (знакомые люди) и «вторичная группа» (незнакомые люди, представители формальных институтов).

Первичные группы – это  малые контактные сообщества, где  люди знают друг друга, где между  ними существуют неформальные, доверительные  отношения (семья, соседская община). Вторичными группами называются большие социальные множества людей, между которыми существуют только формальные отношения.

Формальными называются такие  взаимоотношения, содержание, порядок, время и регламент которых  регулируется каким-либо документом. Пример – армия. Неформальными – взаимодействия между двумя и большим количеством людей, содержание, порядок и интенсивность которых не регулируются никаким документом, но определяется участниками самого взаимодействия. Пример – семья.

Формальные и неформальные агенты (институты) социализации по-разному влияют на человека на протяжении его жизненного цикла (см. рис. 2)

 


Неформальные институты, также как и формальные, действуют на протяжении всей жизни человека. Однако воздействие неформальных агентов и неформальных отношений достигает максимума в начале и в конце человеческой жизни, а действие формально-деловых отношений с наибольшей силой проявляется в середине жизни.

Достоверность данного суждения очевидна на уровне здравого смысла. Ребенок, как и старик, тянется к родным и близким, от помощи и защитных действий которых целиком зависит их существование. Старики и дети менее подвижны в социальном плане, более беззащитны, они менее активны политически и экономически. Дети еще не стали производительной силой общества, старики уже перестали ею быть; и те, и другие нуждаются в поддержке зрелых родственников, находящихся в активной жизненной позиции.

После 18–20 лет человек начинает активно заниматься бизнесом и делать свою карьеру. Партнеры, коллеги, товарищи по работе – те люди, к мнению которых больше всего прислушиваются, от которых получают больше всего нужной информации, которые влияют на служебный рост, оклад, престиж и многое другое. Часто ли звонят своим «маманькам» повзрослевшие дети-бизнесмены, которые, кажется, совсем недавно держались за материнскую юбку?

Обе группы –  первичная и вторичная, – как  и оба типа отношений (неформальные и формальные), жизненно необходимы человеку. Однако время, уделяемое им, и степень их влияния по-разному распределяются на разных отрезках жизни. Для полноценной социализации индивиду необходим опыт общения в тех и других средах. Таков принцип разнообразия социализации: чем гетерогеннее опыт общения и взаимодействия индивида, тем полноценнее протекает процесс социализации.

Ценность первичных и вторичных групп, неформальных и формальных отношений не исчезает ни на одном этапе жизненного цикла, но она то усиливается, то ослабевает. (7)

С точки зрения общества, социализация предстает как совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности человека.

Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации происходит с чьей-то посторонней помощью. Так оно и есть. Помощники — это люди и учреждения. Их называют агентами социализации. (6)

  1. Основные агенты социализации

Поскольку социализация подразделяется на два вида – первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные.

Агенты  первичной социализации — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок. Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное, или ближайшее, окружение человека.

Агенты вторичной  социализации — представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т. д.

Термин «вторичная»  описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов.

Первичные институты  социализации – это семья, школа, группа сверстников и т.д.

Вторичные институты – это государство, его органы, университеты, церковь, СМИ и т.д. (3) Рассмотрим данные институты подробнее.

Семья — один из определяющих институтов социализации. Оказывает функциональное воздействие не только на формирование и социализацию, но и на становление всей структуры личности. Эмпирические исследования показывают, что в конфликтных или безотцовских семьях процент детей с отклоняющимся (девиантным)  поведением значительно выше.

Группа ровесников выполняет функцию «охраны» от захвата приоритета взрослых в процессе социализации. Обеспечивает появление таких качеств личности, как самостоятельность, независимость, социальное равенство. Позволяет проявлять социализирующейся личности новые эмоции и чувства, невозможные в семье, новые социальные связи, статусы и роли (лидер, равный партнер, изгой).

Школа действует как общество в миниатюре. Дает новые знания и навыки социализации, развивает интеллект, формирует ценности и нормы поведения. В отличие от семьи позволяет понять значения формальных статусов и ролей (учитель как формальный и временный начальник). Школа более авторитарна, рутинизирована. Ее социальное пространство обезличено, так как учителя, директор не могут быть такими же ласковыми, как родители; к тому же любой учитель может быть заменен другим.

Средства массовой информации формируют ценности, образы героев и антигероев, дают образцы поведения, знания о структуре общества. Действуют обезличенно, формально.

Армия осуществляет специфическую ресоциализацию. Разность ценностей и стереотипов поведения гражданской и военной жизни проявляется резко и часто вызывает у молодых солдат социальный протест. Это тоже своеобразный институт социализации, форма освоения новых социальных норм. Важно, чтобы такие протесты протекали на невысоком уровне конфликтности. (5)

Формирование личности осуществляется под воздействием социальных механизмов имитации, идентификации, социального (стыд) и индивидуального (вина) контроля.

  • имитация – осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения;
  • идентификация – способ усвоения детьми родительского поведения (а также других значимых взрослых), установок и ценностей как своих собственных.
  • чувство стыда – оценка поступков личности, сравнение с окружающими стандартами
  • чувство вины - внутренний контролер каждой личности (в отличие от стыда — внешнего, общественного контролера). Когда речь идет о наказании самого себя, вне зависимости от других людей. (10)

Имитация и идентификация  — позитивные механизмы, ускоряющие процесс формирования. Социальный и  внутренний контроль — негативные, сдерживающие формирование личности механизмы, действующие как запреты. (5)

 

 

  1. Основные теории социализации

Концепции развития личности З.Фрейда

По представлениям З. Фрейда, человек всегда находится  в конфликте с обществом и  его биологические побуждения противоречат социальным нормам. Именно в постоянной борьбе с природными инстинктами, с  социальным контролем и формируется  структура личности, которая состоит из трех составляющих:

  • Ид («Оно») — является источником внутренней, в основном сексуальной, энергии, рождающей стремление к удовольствию. При ее освобождении ослабляется внутреннее напряжение и возникает удовлетворение. Это бессознательный компонент личности.
  • Эго («Я») — сознательный цензор, контролирующий побуждения бессознательного компонента, индивидуализирующий поступки человека. Развивается по мере роста самосознания личности.
  • Суперэго («сверх “Я”») — оценочный компонент. Его формирование заменяет оценки родителя, окружающих. По мере развития личности суперэго, входящее в его структуру, как бы заменяет общественное мнение. На самом деле это и есть тот психический компонент, который сложился в структуре личности под действием социального контроля. (5)

Эти три компонента активно  воздействуют на формирование личности ребенка. Дети должны следовать принципу реальности, ожидая, пока представится подходящее время и место, чтобы  уступить напору Ид. Они должны также  подчиняться моральным требованиям, предъявляемым родителями и собственным формирующимся Суперэго. Эго несет ответственность за поступки, поощряемые или наказываемые Суперэго, в связи с этим человек испытывает чувство гордости или вины. (9)

Рис.3 Структура личности по З.Фрейду

Теория  «зеркального Я» Ч.Кули

На рубеже XX в. в научных и общественных кругах превалировало мнение о том, что человеческая природа определяется биологическими факторами. Чарльз Хортон Кули (1864 – 1929) выступил с резкой критикой этого утверждения. Он полагал, что люди преобразуют себя в процессе социальных взаимодействий, группового опыта и выдвинул теорию «зеркального Я». Согласно этой теории, в процессе «зеркального Я» индивид мысленно принимает на себя точку зрения других людей и видит себя как бы их глазами. Как отражение в зеркале дает образ физического "Я", так восприятие реакции других людей на собственное поведение или внешность дает образ социального "Я".

Данный процесс  происходит в три фазы.

Во-первых, индивид представляет себе, как он выглядит в глазах других людей. Например, он может решить, что поправляется и становится «жирными».

Во-вторых, индивид воображает, как другие люди будут оценивать его внешность.

В-третьих, он вырабатывает некий тип внутреннего самоощущения, например, чувство гордости или стыда, и на его основе формирует представление о том, что думают о нем прочие люди. (4)

Процесс зеркального  отражения собственного «Я» является субъективным процессом и необязательно соответствует объективной реальности. Этот процесс также не подразумевает, что наше представление о самих себе радикально изменяется всякий раз, когда мы сталкиваемся с новым человеком и новой ситуацией. В таком случае формируется относительно кратковременные внутренние собственные образы – само-имиджи. Наряду с ними в сознании существует представление о себе – вневременное ощущение самого себя – «истинное Я», которое само-имиджи, накапливающиеся со временем, могут  только корректировать. (2)

Рис. 4 Структура личности по Ч.Кули

Концепции «обобщенного другого» Дж.Мида

Профессор Чикагского университета, философ, социолог и социальный психолог Джордж Мид разработал теорию, в  которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей  и развита концепция "обобщенного  другого", в известной степени  дополняющая и развивающая теорию зеркального "Я". В соответствии с концепцией Дж. Мида, "обобщенный другой" представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный "Я"-образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя как другую личность. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его "обобщенного другого". Каждый из нас знает ощущение, когда после нелепого случая человек со смущением представляет себе, как он выглядел в глазах остальных. Он ставит себя на их место и представляет, что они думают о нем.

Это осознание "обобщенного  другого" развивается через процессы "принятия роли" и "исполнения роли". Принятие роли это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. Исполнение роли - это действия, связанные с действительным ролевым поведением. (12)

Уточнением данной концепции  является концепция «значимого другого» А. Халлера. «Значимый другой» - это та личность, одобрение которой добивается индивид и чьи действия он по преимуществу принимает. В качестве «значимых других» могут выступать родители, учителя, друзья, популярные личности. (4)

Информация о работе Социализация личности