Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 12:29, реферат
Цель работы:
1. Раскрыть содержание понятия «Социализация личности»
2. Исследовать фазы и этапы социализации личности.
Введение
Понятие «Социализация личности»
Фазы и этапы социализации личности
2.1 Детство
2.2 Подростковый возраст
2.3 Ранняя зрелость, или молодость
2.4 Средний возраст, или зрелость
2.5 Пожилой возраст, или старость
2.6 Смерть
Заключение
Список литературы
Взгляд Эриксона на подростков согласуется с давней психологической традицией, описывающей подростковый возраст как период “бурь и стрессов”. Ученые, занимающиеся общественными дисциплинами, выдвигают предположение, согласно которому в западных нациях переход от детства к подростковому возрасту протекает особенно трудно. При вступлении в подростковый возраст мальчики и девочки перестают считаться детьми, но они еще не становятся взрослыми мужчинами и женщинами.
Средства
массовой информации энергично муссируют
тему разницы поколений - противоречий
между подростками и их родителями, проблема
“разрыва между поколениями” в целом
представляется слишком упрощенно. Исследования
позволяют предположить, что и семья, и
сверстники имеют одинаково важное воздействие
на жизнь большинства подростков. Группа
сверстников оказывает большее влияние
в вопросах формирования музыкальных
вкусов и личных пристрастий подростка,
в некоторых случаях это влияние может
оказаться негативным, связанным с курением
марихуаны и выпивкой. Члены семьи оказывают
на подростка большее влияние, когда речь
заходит о выборе профессии, будущих жизненных
целях, о фундаментальных моделях поведения
и основных жизненных ценностях. Во многих
случаях значительная часть молодых людей
не видит причин проводить резкую границу
между системой ценностей своих родителей
и своих друзей-сверстников. Частично
это может быть объяснено тем, что подростки
интуитивно выбирают себе друзей, разделяющих
взгляды, согласующиеся с взглядами членов
их семей.
2.3
Ранняя зрелость, или
молодость
Последние
тенденции в развитии
Задачи будущего развития, стоящие перед индивидами в возрасте от 18 до 30 лет, как правило, концентрируются вокруг двух главных целей, которые Зигмунд Фрейд определил, как любовь и работа. Через дружбу, сексуальные взаимоотношения и трудовой опыт молодые люди приходят к первым представлениям о самих себе как о взрослых индивидах. В идеале они вырабатывают способность находиться с другим человеком в отношениях, основанных на доверии, поддержке и нежности. Они могут сожительствовать со своими сексуальными партнерами или вступить в брак и обзавестись семьей. Они могут также заложить фундамент своей будущей карьеры или сделать карьеру в одной области, а затем отказаться от нее. Они могут также бесцельно плыть по жизни, что часто приводит к кризису в возрасте около 30 лет.
Прокладывая себе путь в жизни в юные годы, а также в среднем и более зрелом возрасте, индивиды испытывают сильное влияние возрастных норм - правил, предписывающих, чего и в каком возрасте надлежит достичь человеку. Культурный циферблат диктует, в каком возрасте для мужчины или женщины лучше всего заканчивать школу, определяться в плане карьеры, жениться и выходить замуж, заводить детей, занимать высокое положение, становиться дедом или бабушкой и выходить в отставку. Индивиды стараются настроить свои личные “часы” по этому социальному времени, и большинство людей с готовностью отмечают, какие главные события произошли в их жизни “раньше” социального времени, в чем они “опоздали”, а где “справились вовремя”.
Однако в настройке социальных часов могут наблюдаться некоторые вариации. Так, чем выше социальный класс, к которому принадлежит индивид, тем более замедляется время наступления основных жизненно важных событий, связанных с возрастом, в частности у молодых людей среднего класса юность обычно продолжается дольше, чем у молодых людей из рабочей среды. Кроме того, жизненный цикл в современном обществе становится более гибким; ряд традиционных норм и ожиданий меняется, а возраст теряет многие из своих привычных значений. В результате мы можем стать свидетелями того, что социолог Бернис И. Нойгартен определила как “общество, не зависящее от возраста”, в котором не существует единой возрастной нормы для принятия на себя какой-то конкретной роли. Она отмечает, что в настоящее время уже не являются редкостью 28-летний мэр, 30-летний управляющий банком, 35-летняя бабушка, 50-летний пенсионер, 65-летний молодой отец и 70-летний студент. Некоторые психологи, например Э. Эриксон, проводили исследования с целью выделить регулярные, последовательные периоды и переходы в рамках жизненного цикла человека. Они описывают жизнь как последовательность этапов, напоминающую лестницу, состоящую из ряда ступенчатых уровней. Эриксон делает основной упор на психологическом развитии, которое он делит на 8 основных этапов. Дэниэл Дж. Левинсон также придерживается мнения о поэтапном развитии взрослого индивида. Он и его коллеги из Йельского университета провели исследование 40 мужчин в возрасте приблизительно от 35 до 45 лет. Ученые выявили шесть периодов, начиная с возраста 18 лет - 21 год и кончая возрастом под 50 лет. По мнению Левинсона, первостепенная задача, стоящая перед индивидом в течение всей его взрослой жизни, заключается в выстраивании собственной структуры жизни. Однако эта структура не создается раз и навсегда; она должна непрерывно подвергаться модификации и переоценке. Переходные периоды имеют тенденцию вырисовываться через два-три года после имеющих символическое значение круглых дат жизни - 20, 30, 40, 50 и 60 лет. В ходе взаимодействия со своим окружением каждый индивид намечает для себя цели, вырабатывает средства для их достижения и пересматривает базовые посылки.
Некоторые
социологи придерживаются мнения о
том, что неожиданные события, происходящие
в жизни людей, оказывают гораздо
большее воздействие на их развитие, чем
прогнозируемые переходы от одного этапа
к другому, например брак, рождение ребенка
или выход на пенсию. Эти социологи утверждают,
что теории поэтапного развития игнорируют
колоссальные различия, характерные для
жизненного опыта разных людей. Взрослая
жизнь неодинакова для мужчин и женщин,
богатых и бедных. Даже эпоха, в которую
человек живет, имеет значение - Первая
мировая война, Октябрьская революция
1917 г., Вторая мировая война или перестройка.
Более того, эти социологи утверждают,
что возрастные нормы и “социальные часы”
обеспечивают подготовку людей к основным
переходным периодам в жизни. Следовательно,
люди обычно рассматривают эти периоды
как естественный ход жизни и не воспринимают
их в качестве кризисных или стрессовых
ситуаций. Люди рассчитывают отпущенный
им жизненный срок с точки зрения не только
социального расписания, но и жизненных
событий - поворотных моментов, в которые
они меняют направление действий или жизненный
курс. Некоторые подобные события связаны
с “социальными часами”, но далеко не
все; к примеру, серьезная травма, полученная
в аварии; изнасилование; выигрыш в лотерею;
обращение в новую веру; жизнь в период
после афганской войны. Одни жизненные
события связаны с факторами внутреннего
роста или старения, например половое
созревание или преклонный возраст; другие
являются следствиями групповой жизни,
включая войны, национальные экономические
кризисы и революции; третьи обусловлены
стихийными природными явлениями - пожарами,
ураганами, наводнениями, землетрясениями
или горными обвалами. А в некоторых событиях
заключен глубокий внутренний или психологический
элемент: религиозное откровение; развод
с супругом или супругой; смерть родного
человека.
2.4
Средний возраст, или
зрелость
Зрелый возраст лишен той конкретики, которая присуща младенчеству, детству и подростковому периоду. Это всеобъемлющая и довольно размытая категория. Иногда категория “зрелости” используется для определения людей в возрасте за 30 лет, когда мужчины и женщины предположительно уже “определились” со своими семьями и профессиональными карьерами. Но этот термин также используется для обозначения индивидов “среднего возраста” - тех, кому примерно от 45 до 64 лет. Какое бы значение ни приписывалось термину “зрелый возраст”, основные цели остаются такими же, что и цели, стоящие перед мужчинами и женщинами в юности и молодости, и связаны с любовью и работой. (Здесь мы не будем обсуждать “фактор любви”, поскольку это - главная тема гл. 8 - роль любви и дружбы в жизни людей и варианты жизненных стилей.
Основную
часть взрослой жизни и мужчины
и женщины проводят на работе. Хотя
доминируют экономические соображения,
работа также помогает организовать
время, является сферой общения человека
с другими людьми, “лекарством
от скуки”, поддерживает чувство необходимости
и самоуважения. Если кто-то согласен платить
за нашу работу, значит, мы нужны другим
людям и вплетены в социальную ткань как
ее необходимая часть. Для все большего
числа как женщин, так и мужчин оплачиваемая
работа начинает служить показателем
их полноправного членства в обществе.
В целом удовлетворение от работы принято
связывать с возможностью свободного
выбора и принятия решений.
В
возрасте 30 лет и чуть старше
мужчины, как правило, ищут
свою “нишу” в жизни, “
Хотя
интерес к развитию зрелых индивидов
повышается, исследования, касающиеся
фаз в развитии взрослых женщин,
не так полны, как исследования развития
мужчин. Но имеющиеся данные позволяют
предполагать, что женщины проходят
точно те же этапы развития, что и
мужчины (в исследовании Левинсона), и
примерно в том же возрасте. Но хотя возрастное
распределение периодов и характер задач
развития одинаковы, подходы к решению
задач и достигаемые результаты у женщин
иные. В значительной степени эти различия
проистекают из повышенной сложности
женских представлений о собственном
будущем и тех трудностей, которые женщины
испытывают в случаях, когда от этих представлений
приходится отказываться. В отличие от
мужчин большинство женщин в своих мечтах
о будущем не ставит во главу угла карьеру;
женщинам более свойственно рассматривать
работу и карьеру как средство защиты
(страховки) на тот случай, если им не удастся
выйти замуж, если их брак окажется неудачным
или если им придется жить в период экономической
нестабильности общества. В своих мечтах
о будущем большинство женщин видит себя
в центре бурлящей жизни, в окружении любимых
и любящих людей, особенно мужей, детей
и коллег. Для мужчин первоочередное место
в жизни имеют независимость и дух конкуренции,
а женщины рассматривают свою жизнь как
средство “внедрения” в сложную сеть
человеческих взаимосвязей и отношений.
2.5
Пожилой возраст, или
старость
Подобно
другим периодам жизненного
Общества
различаются по тому, насколько
уважительно они относятся к
старости. Во многих аграрных
обществах, включая
Пожилой возраст влечет за собой расставание с некоторыми социальными ролями. Прежде всего и самое главное - пожилых ждет выход на пенсию. По традиции считалось, что выход на пенсию имеет негативные последствия для пожилых людей, поскольку статус работающего человека означает статус хозяина своей судьбы - основную точку опоры для взрослой личности. Жизнь человека на пенсии рассматривается как практически бесцельная, поскольку основная и первоочередная задача пенсионера - решить, чем заполнить длинный и бессмысленный день. В России не существует успешной социализации людей пожилого возраста. Социальных норм, которые бы определяли жизненные цели пожилых, очень мало, и они очень размыты. Дело усложняется еще тем, что у пожилых слишком мало мотивов для того, чтобы примириться со своей “бессмысленной ролью” - социальным статусом, лишенным всякой значимости в обществе. Даже если бы четкие нормы, определяющие поведение человека пожилого возраста, и существовали, слишком мало людей пожелало бы следовать подобным нормам, исключающим их из числа претендентов на участие в общественной жизни и получение вознаграждений.