Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 12:29, реферат
Цель работы:
1. Раскрыть содержание понятия «Социализация личности»
2. Исследовать фазы и этапы социализации личности.
Введение
Понятие «Социализация личности»
Фазы и этапы социализации личности
2.1 Детство
2.2 Подростковый возраст
2.3 Ранняя зрелость, или молодость
2.4 Средний возраст, или зрелость
2.5 Пожилой возраст, или старость
2.6 Смерть
Заключение
Список литературы
В
последние годы негативный взгляд на
жизнь пенсионеров подвергается критическому
пересмотру. Похоже на то, что меняется
само отношение к работе и выходу на пенсию.
Кроме того, исследования показывают,
что на пенсии человек более всего страдает
от нехватки денег, а в том случае, когда
люди имеют гарантированный и достаточный
для удовлетворения их нужд доход, они
не против выйти на пенсию пораньше. В
общем, когда люди здоровы и имеют достаточный
доход, пенсия не кажется им чем-то ужасным.
Многие пожилые также сталкиваются с потерей
еще одной роли - статуса замужнего или
женатого человека. Социологические исследования
показывают, что чем выше уровень образования
и социально-экономический класс женщины,
тем более дезорганизуются ее личность
и жизнь после смерти мужа. Однако после
того, как минует срок траура, у этих женщин
появляется больше возможностей организовать
свою жизнь по-новому. В целом негативные
долгосрочные последствия вдовства вытекают
скорее из социально-экономических лишений,
чем из факта вдовства самого по себе.
2.6
Смерть
Осознание надвигающейся смерти требует от индивида приспособления к новому определению собственной сущности. Понятие “умирающий” предполагает нечто большее, чем просто протекание каких-то биохимических процессов. Оно влечет за собой принятие социального статуса, при котором социальные структуры не просто сопровождают, но и формируют опыт соприкосновения со смертью. Стоит сравнить, к примеру, разницу в социальных значениях, приписываемых 20-летнему индивиду, которому, по определению врачей, осталось жить 5 лет, и сохранившему хорошее состояние здоровья 80-летнему индивиду. Подобным образом больничный персонал вкладывает различное рвение в уход за пациентами исходя из их подразумеваемой неодинаковой социальной ценности. Исследования в одной больнице показали, что разные социальные критерии побуждали врачей и сестер страстно бороться за жизнь маленького ребенка и внутренне принять как должное смерть пожилой женщины. И наконец, хотя смерть есть биологическое явление, оно приобретает социальную реальность через посредство таких традиционных ритуалов, как прощание с покойным и похороны.
Изменения в медицинской технологии и социальных условиях привели к тому, что теперь смерть связана с несколько иным опытом, чем раньше. Смерть в современном обществе часто оказывается более длительным процессом, связанным с формальными бюрократическими процедурами. Всего несколько поколений назад большинство людей умирало дома, и семья брала ответственность за ритуал прощания с покойным и подготовку к похоронам на себя. В последнее время смерть стала окружаться запретами, которые по большей части призваны скрывать умирающих от “посторонних” глаз. В наши дни за смертельно больными людьми ухаживает персонал дома для престарелых или больницы. В морге готовят тело к похоронам и организуют церемонию похорон или кремации останков. В результате жителю развитых стран почти не приходится сталкиваться со смертью. Умирающие и мертвые изолированы от живых и отданы в руки специалистов, для которых контакт со смертью превратился в повседневное и безличное занятие.
Институциональный контроль за умирающими ограничил индивидуальную автономию. Личные потребности и желания зачастую подменяются организационными. На деле подход современных организаций к уходу за смертельно больными людьми оставляет желать лучшего. Опросы общественного мнения показывают, что люди предпочитают быстрый переход от жизни к смерти. Однако убеждение в том, что “чем быстрее человек отмучается, тем лучше для него”, противоречит изменившейся биомедицинской технологии, обеспечивающей пациентам “самый длинный путь” к смерти. Многие люди очень боятся оказаться в состоянии между жизнью и смертью и влачить так называемое растительное существование исключительно за счет систем жизнеобеспечения.
За последнее десятилетие движению за создание хосписов удалось пробудить сочувствие в общественном сознании и убедить общество в необходимости более гуманного подхода к уходу за неизлечимо больными. Хоспис - это медицинское учреждение, в котором реализуется программа по уходу за умирающими, стремящееся облегчить неизлечимо больным людям последние дни их жизни и сделать соприкосновение с приближающейся смертью менее эмоционально травмирующим как для пациентов, так и для их близких. Сторонники хосписов говорят, что врачам и сестрам в обстановке больницы трудно принять неизбежность смерти. Больницы предназначены для лечения болезней и продления людям жизни, следовательно, неизлечимые заболевания и смерть должны быть для больниц чужеродными явлениями. По этой причине сторонники хосписов настаивают на том, что для контактов со смертью требуются иные институциональные структуры.
Люди
встречают смерть по-разному - как и живут
по-разному,- Кюблер-Росс полагает, что
процесс примирения с неминуемой смертью
обычно имеет пять стадий: отрицание человеком
того факта, что он умирает; гнев, вызванный
тем, что его жизнь скоро подойдет к концу;
попытка выпросить у Бога или судьбы временную
отсрочку от смерти; депрессия, или “предваряющая
скорбь”; примирение с фактом смерти.
Не каждый человек проходит через все
эти стадии, некоторые индивиды по многу
раз возвращаются к одним и тем же чувствам.
На умирающего человека оказывают влияние
и многие другие факторы, включая пол,
этническую принадлежность, личность
человека, сопутствующие смерти обстоятельства,
характер самого заболевания. Смерть можно
до конца понять только в контексте предыдущей
жизни человека и текущих обстоятельств.
В целом за последнее десятилетие общественное
и профессиональное осознание важности
переживаний умирающего человека резко
возросло и дало толчок более гуманному
отношению к смерти.
Заключение
Резюмируя рассмотрение понятий и понимания процесса социализации исследователями, представляющими психологию, социальную психологию и социологию можно сделать вывод о том, что социализацию личности можно рассматривать как «совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему значений, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Она включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности»
Таким образом, в процессе социализации, заложенные в человеке психобиологические способности не просто реализуются, а транслируются в социально-значимые свойства человеческой личности посредством воспитания, образования, приобщения индивида к культуре и при самом активном его участии. При этом личность формирует свой "Я" - образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой "Я" - образ, личность социализируется
На
основе этого усвоения в ходе социализации
происходит формирование социальных качеств,
свойств, деяний, умений, благодаря которым
человек становится дееспособным участником
социального взаимодействия, полноправным
и активным членом общества.
Список
литературы