Социализация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 17:04, контрольная работа

Описание работы

Актуальность: в условиях усложнения социальной жизни актуализируется проблема включения человека в социальную целостность, в социальную структуру общества. Основным понятием, которое описывает такого рода включения, является «социализация», позволяющая человеку стать членом общества.
Известно, что образование реализует долг общества перед личностью и долг личности перед обществом. Поэтому социализация личности стала ключевой проблемой школьной педагогики.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
Раздел 1. Теоретические подходы к исследованию понятия социализация личности
Сущность социализации личности……………………………….5
Этапы социализации личности……………………………............8
Институты социализации личности……………………………………………………………13
Раздел 2. Исследование проблем социализации личности
Проблема формирования личности в процессе социализации…15
1.2. Рекомендации по преодолению проблем социализации…………………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………….19
Список используемой литературы………………………………………...........20

Файлы: 1 файл

социология контр.docx

— 53.67 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 

Факультет государственного и муниципального управления

Кафедра социологии и социального  управления

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине Социология личности

Тема «Социализация личности»

 

 

 

 

               Выполнила: студентка гр. 11115

               Матвеева Виолетта Валерьевна

               Проверила: Шукшина З.А.,

              доцент кафедры, к.соц.н.

 

 

 

Новосибирск 2013

Оглавление

Введение………………………………………………………………3

Раздел 1. Теоретические подходы к исследованию понятия социализация личности

    1. Сущность социализации личности……………………………….5
    2. Этапы социализации личности……………………………............8
    3. Институты социализации личности……………………………………………………………13

Раздел 2.   Исследование проблем социализации личности

    1. Проблема формирования личности в процессе социализации…15

1.2. Рекомендации по преодолению проблем социализации…………………………………………………………..17

Заключение……………………………………………………………………….19

Список используемой литературы………………………………………...........20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность: в  условиях усложнения социальной жизни актуализируется проблема включения человека в социальную целостность, в социальную структуру общества. Основным понятием, которое описывает такого рода включения, является «социализация», позволяющая человеку стать членом общества.

Известно, что образование  реализует долг общества перед личностью  и долг личности перед обществом. Поэтому социализация личности стала  ключевой проблемой школьной педагогики. 
          Появившись на свет, каждый человек, или индивид, начинает постепенно усваивать человеческую культуру, приобретать свои особенности, входить в общество, самоутверждаться среди других людей и становиться личностью.  
           Прокладывая себе путь в жизни в юные годы, а также в среднем и более зрелом возрасте, индивиды испытывают сильное влияние возрастных норм - правил, предписывающих, чего и в каком возрасте надлежит достичь человеку. Культура диктует , в каком возрасте для мужчины или женщины лучше всего заканчивать школу, определяться в плане карьеры, жениться и выходить замуж, заводить детей, занимать высокое положение, становиться дедом или бабушкой и выходить в отставку. Индивиды стараются настроиться по социальному «времени», и большинство людей с готовностью отмечают, какие главные события произошли в их жизни "раньше" социального времени, в чем они "опоздали", а где "справились вовремя".

 Цель: рассмотреть содержание социализации личности, ее фаз и этапов.

          Задачи:

  1. Раскрыть содержание понятия «Социализация личности»
  2. Исследовать фазы и этапы социализации личности
  3. Выявить и охарактеризовать различные теории личности в социологии.
  4. Предложить рекомендации по преодолению проблем социализации

          Объект исследования: личность как социальное существо. 

 Методы сбора информации: изучение источников статей, книг, использование электронных ресурсов, классификация,анализ.

Краткое содержание контрольной работы. В первом разделе контрольной работы изложены теоретические сведения по данной теме. Выявлены сущность социализации, а также взгляды различных ученых на это понятие, описаны этапы социализации личности, обозначены основные институты социализации. Во втором разделе проанализированы проблемы формирования личности в процессе социализации, разработаны рекомендации по преодолению проблем социализации, сделаны выводы о необходимости подробного изучения социализации личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        

 

Раздел 1

    1. Сущность социализация личности

 

 Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З. Фрейд Зигмунд Фрейд (1856-1939) - австрийский психолог, основоположник психоаналитической ориентации в социологии. 3. Фрейд рассматривал социализацию как сложный процесс взаимодействия природного и социального. По его мнению, социализация есть происходящий в социальной среде процесс обуздания физиологических побуждений (особенно сексуальных), противоречащих нормам культуры социального окружения. 

По Фрейду, личность включает три элемента: «ид» – источник энергии, стимулируемый стремлением к  удовольствию; «эго» – осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и «суперэго», или нравственный оценочный элемент. 
          Социализация представляется Фрейдом процессом развертывания врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности. 
          Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. 
          Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения.  
           Психолог Р. Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов (таких, например, как всемогущество авторитета или идея о том, что наши требования должны быть законом для окружающих). 
           Б. Г. Ананьев в своей работе "О психологических эффектах социализации" отмечал, что важным моментом в процессе социализации является переход индивида от объекта воспитания к субъекту воспитания, то есть постепенное повышение его активной роли как по отношению к общественной жизни, так и по отношению к формированию собственной личности.

  А. В. Петровский, осуществляя попытку социально-психологического подхода к возрастной периодизации социального развития личности, выделил три так называемых макрофазы, которые по содержанию и характеру развития личности определяются как: 

- детство - адаптация индивида, выражающаяся в овладении нормами  и социальной адаптации в обществе; 
 
- отрочество - индивидуализация, выражающаяся в потребности индивида в максимальной персонализации, в потребности "быть личностью"; 
 
- юность - интеграция, процесс, когда складываются черты и свойства личности, отвечающие необходимости и потребности группового и собственного развития. 
          Совершенно другой, отличный от психоанализа подход, предложил швейцарский учёный Жан Пиаже (1896-1980). Он создал теорию когнитивного (от лат. cognitio - знание, познание) развития. Согласно Ж. Пиаже, способность мыслить развивается по мере прохождения четырех последовательных стадий, каждая из которых способствует овладению новыми познавательными навыками. На первой, сенсометерной стадии (от лат. sensus - восприятие, чувство) у детей (до двух лет) формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира. На второй, предоперациональной стадии (от 2 до 7 лет), ребенок учится различать символы и их значения. На третьей, стадии конкретных операций (от 7 до 11 лет), дети обретают умение мысленно совершать действия, которые они раньше выполняли только руками. На последней, стадии формальных операций (от 12 до 15 лет), подростки могут решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, размышлять о будущем. В дальнейшем совершенствуются умения и навыки, усвоенные на этой стадии Ж. Пиаже делал акцент на активности личности в развитии своих мыслительных способностей. 

          Сторонник психоаналитической ориентации в социологии американский ученый Эрик Хомбергер Эриксон (1902 - 1994) обратил внимание на то, что наряду с описанными 3. Фрейдом фазами психосексуального развития, существуют и психологические стадии развития человеческого "Я", в ходе которых индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Становление личности, по Э. Эриксону, не заканчивается в подростковом возрасте, оно растягивается на весь жизненный цикл. На своем жизненном пути личность проходит стадии развития, связанные с преодолением эмоциональных кризисов. Согласно теории Э. Эриксона, жизненный цикл развития состоит из восьми стадий; первые пять приходятся на детство, а последние три соответствуют определенным периодам в жизни взрослых. На каждой стадии в жизни индивида возникает специфический кризис, или сомнение, а переход от одной стадии к другой происходит в результате преодоления этого кризиса (даже если он разрешается не полностью). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2  Этапы социализации  личности

Социализация — процесс, не поддающийся манипулированию, его нельзя ни ускорить, ни замедлить. Он проходит через две ступени — первичная охватывает первые два жизненных цикла — детство и юность; вторичная — охватывает последние два жизненных цикла — зрелость и старость. Рассмотрим особенности основных жизненных циклов или этапов социализации.

Детство

Длится первые тринадцать лет жизни человека. В средние  века той концепции детства, которая  характерна для нашего времени, просто не существовало. На детей смотрели как на маленьких взрослых. Произведения искусства и письменные документы  средневековья изображают взрослых и детей вместе в одной социальной среде, носящих одинаковую одежду и  занятых по преимуществу одними и  теми же видами деятельности. Мир волшебных  сказок, игрушек и книг, который  мы считаем наиболее подходящим для  детей, появился сравнительно недавно. Ни одно живое существо не имеет  такого долгого этапа созревания. Человеческий ребенок рождается  более  беспомощным по сравнению с детенышами животных, кроме того, жить ему приходится в крайне сложной и меняющейся среде — обществе, отсюда и такой длительный срок  развития. В детстве примерно до 5 лет личность формируется на 70%. Стоит запоздать с социализацией, как начнутся необратимые процессы.1 Большинство детей – довольно “податливый материал” в том смысле, что они способны вырасти и развиться во взрослых людей самых разных типов. Диапазон детских возможностей поистине удивителен. Например, к четвертому году жизни большинство российских детей полностью осваивает русский язык. К этому времени они уже также способны участвовать в сложных социальных взаимодействиях в соответствии с российскими культурными моделями. Дети демонстрируют общечеловеческие реакции на очень ранних стадиях своего развития. Еще не достигнув одного года, младенцы уже принимают участие в общественной жизни: указывают пальчиком на разные предметы – на витрину магазина, самолет, автомобиль, картинку, желая привлечь к этим предметам внимание взрослых. Таким образом дети демонстрируют не только понимание того, что другие люди могут видеть то, что видят они, но также уверенность, что взрослые обязательно посмотрят на то, к чему дети проявили интерес. К двум годам кукла у детей уже совершает какие-то действия, словно она живая и действует сама по себе, т.е. у детей появляется способность представлять других людей в качестве независимых агентов (или факторов). Большинство трехлеток уже способны возложить на одну куклу выполнение нескольких видов деятельности, связанных с ролью, что говорит о понимании ими социальной роли (ребенок представляет себе, что он врач, и осматривает куклу). В позднем дошкольном возрасте дети приобретают способность комбинировать игровые роли более сложным образом (ребенок представляет, что он – врач и одновременно отец). Большинство шестилетних детей могут представить, что они одновременно выполняют несколько ролей.

В дошкольном возрасте дети рассматривают собственное Я и свой разум просто как части тела. Однако в 6-8 лет они уже начинают различать разум и тело и понимать, что люди уникальны не потому, что выглядят по-разному, а потому что у каждого человека свои чувства и мысли. Дети начинают интуитивно приходить к определению собственного Я и распознавать различия между психологическими и физическими свойствами. Число критериев, на основании которых дети создают представления о других людях, постоянно растет по мере взросления детей. Самое интенсивное развитие имеет место в период с 7 до 8 лет, затем темпы изменений в концептуализации замедляются. Фактически различия между детьми 7 и 8 лет чаще бывают более значительными, чем различия между 8-летними и 15-летними.

Юность

Начинается с 13 лет. В большинстве  стран подростковый период не рассматривается  как социально значимый в жизненном  цикле индивида. Хотя все молодые  люди претерпевают физиологические  изменения, связанные с половым  созреванием, детям часто приходится брать на себя обязанности взрослых уже в возрасте 13 лет или даже раньше. По мере превращения населения  европейских стран из преимущественно  сельского в городское изменялась и роль детей в обществе. Дети уже не выполняли в семье значимой экономической функции, потому что рабочее место сделалось отделенным от дома. С течением лет обязательное посещение школы, законы о детском труде и специальные юридические уложения, касавшиеся “подростков”, привели к тому, что понятие “подростковый возраст” укоренилось и стало реальной социальной категорией.

В юности завершается создание социального "Я", формируется мировоззрение. Главная трудность — ролевой  конфликт. В правовом отношении подростки рассматриваются как дети, в психологическом — уже созрели для принятия важных решений. Ролевое бесправие и отсутствие опыта толкают юных к экстремальным формам поведения: преступности, наркомании, половой свободе и т. д.

Зрелость

Признаками  наступления зрелости служат экономическая, политическая и социальная самостоятельность  человека. Очень важным показателем  является вступление в брак, потому что впервые молодой человек  из объекта социализации превращается в ее агента — сначала по отношению  к супруге /супругу/, затем — к  ребенку.

Социализация  взрослых людей имеет свою специфику. Американский социолог О.Брим-младший показал, что она выражается, главным образом, в изменении их внешнего поведения, а в ходе социализации детей происходит формирование ценностных ориентаций. Социализация взрослых людей имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками и проходит в форме переобучения. А.И.Кравченко утверждает, что данный процесс распадается на два этапа: I этап — десоциализацию — отучение от старых норм, ценностей, ролей; II этап — ресоциализацию — обучение новым нормам, ценностям, ролям. Иногда человек попадает в столь экстремальные условия, что десоциализация заходит слишком глубоко, разрушая нравственные основы личности, а ресоциализация не может ни восстановить утраченное, ни дать чего-то нового. Такое происходит с людьми, попавшими в тюрьмы, колонии, концлагеря, психиатрические больницы, иногда — в армии.

Информация о работе Социализация личности