Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 17:04, контрольная работа
Актуальность: в условиях усложнения социальной жизни актуализируется проблема включения человека в социальную целостность, в социальную структуру общества. Основным понятием, которое описывает такого рода включения, является «социализация», позволяющая человеку стать членом общества.
Известно, что образование реализует долг общества перед личностью и долг личности перед обществом. Поэтому социализация личности стала ключевой проблемой школьной педагогики.
Введение………………………………………………………………3
Раздел 1. Теоретические подходы к исследованию понятия социализация личности
Сущность социализации личности……………………………….5
Этапы социализации личности……………………………............8
Институты социализации личности……………………………………………………………13
Раздел 2. Исследование проблем социализации личности
Проблема формирования личности в процессе социализации…15
1.2. Рекомендации по преодолению проблем социализации…………………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………….19
Список используемой литературы………………………………………...........20
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
– ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра социологии и социального управления
Контрольная работа
по дисциплине Социология личности
Тема «Социализация личности»
Выполнила: студентка гр. 11115
Матвеева Виолетта Валерьевна
Проверила: Шукшина З.А.,
доцент кафедры, к.соц.н.
Новосибирск 2013
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Раздел 1. Теоретические подходы к исследованию понятия социализация личности
Раздел 2. Исследование проблем социализации личности
1.2. Рекомендации по преодолению
проблем социализации………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………….....
Введение
Актуальность: в условиях усложнения социальной жизни актуализируется проблема включения человека в социальную целостность, в социальную структуру общества. Основным понятием, которое описывает такого рода включения, является «социализация», позволяющая человеку стать членом общества.
Известно, что образование
реализует долг общества перед личностью
и долг личности перед обществом.
Поэтому социализация личности стала
ключевой проблемой школьной педагогики.
Появившись
на свет, каждый человек, или индивид, начинает
постепенно усваивать человеческую культуру,
приобретать свои особенности, входить
в общество, самоутверждаться среди других
людей и становиться личностью.
Прокладывая
себе путь в жизни в юные годы, а также
в среднем и более зрелом возрасте, индивиды
испытывают сильное влияние возрастных
норм - правил, предписывающих, чего и в
каком возрасте надлежит достичь человеку.
Культура диктует , в каком возрасте для
мужчины или женщины лучше всего заканчивать
школу, определяться в плане карьеры, жениться
и выходить замуж, заводить детей, занимать
высокое положение, становиться дедом
или бабушкой и выходить в отставку. Индивиды
стараются настроиться по социальному
«времени», и большинство людей с готовностью
отмечают, какие главные события произошли
в их жизни "раньше" социального времени,
в чем они "опоздали", а где "справились
вовремя".
Цель: рассмотреть содержание социализации личности, ее фаз и этапов.
Задачи:
Объект исследования: личность как социальное существо.
Методы сбора информации: изучение источников статей, книг, использование электронных ресурсов, классификация,анализ.
Краткое содержание контрольной работы. В первом разделе контрольной работы изложены теоретические сведения по данной теме. Выявлены сущность социализации, а также взгляды различных ученых на это понятие, описаны этапы социализации личности, обозначены основные институты социализации. Во втором разделе проанализированы проблемы формирования личности в процессе социализации, разработаны рекомендации по преодолению проблем социализации, сделаны выводы о необходимости подробного изучения социализации личности.
Раздел 1
Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З. Фрейд Зигмунд Фрейд (1856-1939) - австрийский психолог, основоположник психоаналитической ориентации в социологии. 3. Фрейд рассматривал социализацию как сложный процесс взаимодействия природного и социального. По его мнению, социализация есть происходящий в социальной среде процесс обуздания физиологических побуждений (особенно сексуальных), противоречащих нормам культуры социального окружения.
По Фрейду, личность включает
три элемента: «ид» – источник энергии,
стимулируемый стремлением к
удовольствию; «эго» – осуществляющий
контроль личности, на основе принципа
реальности, и «суперэго», или нравственный
оценочный элемент.
Социализация
представляется Фрейдом процессом развертывания
врожденных свойств человека, в результате
которого происходят становления этих
трех составляющих элементов личности.
Многие
психологи и социологи подчеркивают, что
процесс социализации продолжается в
течение всей жизни человека, и утверждают,
что социализация взрослых отличается
от социализации детей несколькими моментами.
Социализация
взрослых скорее изменяет внешнее поведение,
в то время, как социализация детей формирует
ценностные ориентации. Социализация
взрослых рассчитана на то, чтобы помочь
человеку приобрести определенные навыки,
социализация в детстве в большей мере
имеет дело с мотивацией поведения.
Психолог
Р. Гарольд предложил теорию, в которой
социализация взрослых рассматривается
не как продолжение детской социализации,
а как процесс, в котором изживаются психологические
приметы детства: отказ от детских мифов
(таких, например, как всемогущество авторитета
или идея о том, что наши требования должны
быть законом для окружающих).
Б. Г.
Ананьев в своей работе "О психологических
эффектах социализации" отмечал, что
важным моментом в процессе социализации
является переход индивида от объекта
воспитания к субъекту воспитания, то
есть постепенное повышение его активной
роли как по отношению к общественной
жизни, так и по отношению к формированию
собственной личности.
А. В. Петровский, осуществляя
попытку социально-психологического подхода
к возрастной периодизации социального
развития личности, выделил три так называемых
макрофазы, которые по содержанию и характеру
развития личности определяются как:
- детство - адаптация индивида,
выражающаяся в овладении
- отрочество - индивидуализация, выражающаяся
в потребности индивида в максимальной
персонализации, в потребности "быть
личностью";
- юность - интеграция, процесс, когда складываются
черты и свойства личности, отвечающие
необходимости и потребности группового
и собственного развития.
Совершенно другой, отличный от психоанализа
подход, предложил швейцарский учёный
Жан Пиаже (1896-1980). Он создал теорию когнитивного
(от лат. cognitio - знание, познание) развития.
Согласно Ж. Пиаже, способность мыслить
развивается по мере прохождения четырех
последовательных стадий, каждая из которых
способствует овладению новыми познавательными
навыками. На первой, сенсометерной стадии
(от лат. sensus - восприятие, чувство) у детей
(до двух лет) формируется способность
надолго сохранять в памяти образы предметов
окружающего мира. На второй, предоперациональной
стадии (от 2 до 7 лет), ребенок учится различать
символы и их значения. На третьей, стадии
конкретных операций (от 7 до 11 лет), дети
обретают умение мысленно совершать действия,
которые они раньше выполняли только руками.
На последней, стадии формальных операций
(от 12 до 15 лет), подростки могут решать
абстрактные математические и логические
задачи, осмысливать нравственные проблемы,
размышлять о будущем. В дальнейшем совершенствуются
умения и навыки, усвоенные на этой стадии
Ж. Пиаже делал акцент на активности личности
в развитии своих мыслительных способностей.
Сторонник психоаналитической ориентации в социологии американский ученый Эрик Хомбергер Эриксон (1902 - 1994) обратил внимание на то, что наряду с описанными 3. Фрейдом фазами психосексуального развития, существуют и психологические стадии развития человеческого "Я", в ходе которых индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Становление личности, по Э. Эриксону, не заканчивается в подростковом возрасте, оно растягивается на весь жизненный цикл. На своем жизненном пути личность проходит стадии развития, связанные с преодолением эмоциональных кризисов. Согласно теории Э. Эриксона, жизненный цикл развития состоит из восьми стадий; первые пять приходятся на детство, а последние три соответствуют определенным периодам в жизни взрослых. На каждой стадии в жизни индивида возникает специфический кризис, или сомнение, а переход от одной стадии к другой происходит в результате преодоления этого кризиса (даже если он разрешается не полностью).
1.2 Этапы социализации личности
Социализация — процесс, не поддающийся манипулированию, его нельзя ни ускорить, ни замедлить. Он проходит через две ступени — первичная охватывает первые два жизненных цикла — детство и юность; вторичная — охватывает последние два жизненных цикла — зрелость и старость. Рассмотрим особенности основных жизненных циклов или этапов социализации.
Детство
Длится первые тринадцать лет жизни человека. В средние века той концепции детства, которая характерна для нашего времени, просто не существовало. На детей смотрели как на маленьких взрослых. Произведения искусства и письменные документы средневековья изображают взрослых и детей вместе в одной социальной среде, носящих одинаковую одежду и занятых по преимуществу одними и теми же видами деятельности. Мир волшебных сказок, игрушек и книг, который мы считаем наиболее подходящим для детей, появился сравнительно недавно. Ни одно живое существо не имеет такого долгого этапа созревания. Человеческий ребенок рождается более беспомощным по сравнению с детенышами животных, кроме того, жить ему приходится в крайне сложной и меняющейся среде — обществе, отсюда и такой длительный срок развития. В детстве примерно до 5 лет личность формируется на 70%. Стоит запоздать с социализацией, как начнутся необратимые процессы.1 Большинство детей – довольно “податливый материал” в том смысле, что они способны вырасти и развиться во взрослых людей самых разных типов. Диапазон детских возможностей поистине удивителен. Например, к четвертому году жизни большинство российских детей полностью осваивает русский язык. К этому времени они уже также способны участвовать в сложных социальных взаимодействиях в соответствии с российскими культурными моделями. Дети демонстрируют общечеловеческие реакции на очень ранних стадиях своего развития. Еще не достигнув одного года, младенцы уже принимают участие в общественной жизни: указывают пальчиком на разные предметы – на витрину магазина, самолет, автомобиль, картинку, желая привлечь к этим предметам внимание взрослых. Таким образом дети демонстрируют не только понимание того, что другие люди могут видеть то, что видят они, но также уверенность, что взрослые обязательно посмотрят на то, к чему дети проявили интерес. К двум годам кукла у детей уже совершает какие-то действия, словно она живая и действует сама по себе, т.е. у детей появляется способность представлять других людей в качестве независимых агентов (или факторов). Большинство трехлеток уже способны возложить на одну куклу выполнение нескольких видов деятельности, связанных с ролью, что говорит о понимании ими социальной роли (ребенок представляет себе, что он врач, и осматривает куклу). В позднем дошкольном возрасте дети приобретают способность комбинировать игровые роли более сложным образом (ребенок представляет, что он – врач и одновременно отец). Большинство шестилетних детей могут представить, что они одновременно выполняют несколько ролей.
В дошкольном возрасте дети рассматривают собственное Я и свой разум просто как части тела. Однако в 6-8 лет они уже начинают различать разум и тело и понимать, что люди уникальны не потому, что выглядят по-разному, а потому что у каждого человека свои чувства и мысли. Дети начинают интуитивно приходить к определению собственного Я и распознавать различия между психологическими и физическими свойствами. Число критериев, на основании которых дети создают представления о других людях, постоянно растет по мере взросления детей. Самое интенсивное развитие имеет место в период с 7 до 8 лет, затем темпы изменений в концептуализации замедляются. Фактически различия между детьми 7 и 8 лет чаще бывают более значительными, чем различия между 8-летними и 15-летними.
Юность
Начинается с 13 лет. В большинстве стран подростковый период не рассматривается как социально значимый в жизненном цикле индивида. Хотя все молодые люди претерпевают физиологические изменения, связанные с половым созреванием, детям часто приходится брать на себя обязанности взрослых уже в возрасте 13 лет или даже раньше. По мере превращения населения европейских стран из преимущественно сельского в городское изменялась и роль детей в обществе. Дети уже не выполняли в семье значимой экономической функции, потому что рабочее место сделалось отделенным от дома. С течением лет обязательное посещение школы, законы о детском труде и специальные юридические уложения, касавшиеся “подростков”, привели к тому, что понятие “подростковый возраст” укоренилось и стало реальной социальной категорией.
В юности завершается создание социального "Я", формируется мировоззрение. Главная трудность — ролевой конфликт. В правовом отношении подростки рассматриваются как дети, в психологическом — уже созрели для принятия важных решений. Ролевое бесправие и отсутствие опыта толкают юных к экстремальным формам поведения: преступности, наркомании, половой свободе и т. д.
Зрелость
Признаками наступления зрелости служат экономическая, политическая и социальная самостоятельность человека. Очень важным показателем является вступление в брак, потому что впервые молодой человек из объекта социализации превращается в ее агента — сначала по отношению к супруге /супругу/, затем — к ребенку.
Социализация взрослых людей имеет свою специфику. Американский социолог О.Брим-младший показал, что она выражается, главным образом, в изменении их внешнего поведения, а в ходе социализации детей происходит формирование ценностных ориентаций. Социализация взрослых людей имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками и проходит в форме переобучения. А.И.Кравченко утверждает, что данный процесс распадается на два этапа: I этап — десоциализацию — отучение от старых норм, ценностей, ролей; II этап — ресоциализацию — обучение новым нормам, ценностям, ролям. Иногда человек попадает в столь экстремальные условия, что десоциализация заходит слишком глубоко, разрушая нравственные основы личности, а ресоциализация не может ни восстановить утраченное, ни дать чего-то нового. Такое происходит с людьми, попавшими в тюрьмы, колонии, концлагеря, психиатрические больницы, иногда — в армии.