Социализация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 17:04, контрольная работа

Описание работы

Актуальность: в условиях усложнения социальной жизни актуализируется проблема включения человека в социальную целостность, в социальную структуру общества. Основным понятием, которое описывает такого рода включения, является «социализация», позволяющая человеку стать членом общества.
Известно, что образование реализует долг общества перед личностью и долг личности перед обществом. Поэтому социализация личности стала ключевой проблемой школьной педагогики.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
Раздел 1. Теоретические подходы к исследованию понятия социализация личности
Сущность социализации личности……………………………….5
Этапы социализации личности……………………………............8
Институты социализации личности……………………………………………………………13
Раздел 2. Исследование проблем социализации личности
Проблема формирования личности в процессе социализации…15
1.2. Рекомендации по преодолению проблем социализации…………………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………….19
Список используемой литературы………………………………………...........20

Файлы: 1 файл

социология контр.docx

— 53.67 Кб (Скачать файл)

Старость

Подобно другим периодам жизненного цикла, начало пожилого возраста в разных обществах  определяется по-разному. В доиндустриальных обществах продолжительность жизни, как правило, невелика, и пожилой возраст начинается раньше. Приспособление к старости не обязательно представляет собой процесс роста. Развитие личности может прекратиться или даже повернуться вспять из-за ослабления физических и психологических возможностей человека, что часто происходит в старости. С уходом на пенсию меняется статус — от работника и кормильца к потребителю. В современном обществе даже роли пожилых людей четко не определены. Вдова уже больше не жена, чиновник, ушедший на пенсию уже не вице-президент. Если в традиционном обществе старики выступают в роли советников, мудрецов, наставников, то в современном обществе они не пользуются особым престижем или почетом. У них растет чувство изолированности, зависимости от других, исчезают жизненные планы. Годам к семидесяти человек, как правило, начинает социализацию к смерти — подготовку моральную и материальную -  к окончанию жизни.

 Смерть

Осознание надвигающейся  смерти требует от индивида приспособления к новому определению собственной  сущности. Понятие “умирающий”  предполагает нечто большее, чем просто протекание каких-то биохимических процессов. Оно влечет за собой принятие социального статуса, при котором социальные структуры не просто сопровождают, но и формируют опыт соприкосновения со смертью. Стоит сравнить, к примеру, разницу в социальных значениях, приписываемых 20-летнему индивиду, которому, по определению врачей, осталось жить 5 лет, и сохранившему хорошее состояние здоровья 80-летнему индивиду. Подобным образом больничный персонал вкладывает различное рвение в уход, за пациентами исходя из их подразумеваемой неодинаковой социальной ценности. Исследования в одной больнице показали, что разные социальные критерии побуждали врачей и сестер страстно бороться за жизнь маленького ребенка и внутренне принять как должное смерть пожилой женщины. И, наконец, хотя смерть есть биологическое явление, оно приобретает социальную реальность через посредство таких традиционных ритуалов, как прощание с покойным и похороны.

Изменения в медицинской  технологии и социальных условиях привели  к тому, что теперь смерть связана  с несколько иным опытом, чем раньше. Смерть в современном обществе часто  оказывается более длительным процессом, связанным с формальными бюрократическими процедурами. Всего несколько поколений  назад большинство людей умирало  дома, и семья брала ответственность  за ритуал прощания с покойным и  подготовку к похоронам на себя. В последнее время смерть стала  окружаться запретами, которые по большей  части призваны скрывать умирающих  от “посторонних” глаз. В наши дни  за смертельно больными людьми ухаживает  персонал дома для престарелых или больницы. В морге готовят тело к похоронам и организуют церемонию похорон или кремации останков. В результате жителю развитых стран почти не приходится сталкиваться со смертью. Умирающие и мертвые изолированы от живых и отданы в руки специалистов, для которых контакт со смертью превратился в повседневное и безличное занятие.

Опросы общественного  мнения показывают, что люди предпочитают быстрый переход от жизни к  смерти. Однако убеждение в том, что  “чем быстрее человек отмучается, тем лучше для него”, противоречит изменившейся биомедицинской технологии, обеспечивающей пациентам “самый длинный  путь” к смерти. Многие люди очень  боятся оказаться в состоянии  между жизнью и смертью и влачить  так называемое растительное существование  исключительно за счет систем жизнеобеспечения.

За последнее десятилетие  движению за создание хосписов удалось  пробудить сочувствие в общественном сознании и убедить общество в  необходимости более гуманного  подхода к уходу за неизлечимо больными. Хоспис – это медицинское  учреждение, в котором реализуется  программа по уходу за умирающими, стремящееся облегчить неизлечимо больным людям последние дни  их жизни и сделать соприкосновение  с приближающейся смертью менее  эмоционально травмирующим как для  пациентов, так и для их близких. Сторонники хосписов говорят, что врачам и сестрам в обстановке больницы трудно принять неизбежность смерти. Больницы предназначены для лечения болезней и продления людям жизни, следовательно, неизлечимые заболевания и смерть должны быть для больниц чужеродными явлениями. По этой причине сторонники хосписов настаивают на том, что для контактов со смертью требуются иные институциональные структуры.

Смерть можно до конца  понять только в контексте предыдущей жизни человека и текущих обстоятельств. В целом за последнее десятилетие  общественное и профессиональное осознание  важности переживаний умирающего человека резко возросло и дало толчок более  гуманному отношению к смерти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Институты социализации

 

Конкретные группы, в которых  личность приобщается к системам норм и ценностей и которые  выступают трансляторами социального  опыта, называются институты социализации.

         Институты социализации – это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей, задаются системой внешней регуляции поведения индивида, считает Е. В. Андриенко.2

Эффективность социализации обуславливается их нравственным, культурным, экономическим состоянием.

         Наиболее значимым является семья. Она занимает особое место в социализации личности, ее нельзя ничем заменить. В семье осуществляется первый адаптивный период социальной жизни человека. Как правило, дети, воспитывающиеся вне семьи, страдают из-за нарушенных эмоциональных контактов, групповой идентичности.

         По мнению Б. Ю. Шапиро, семья как социальный институт имеет следующие функции: репродуктивную, педагогическую, хозяйственно-экономическую, терапевтическую и организацию досуга.

В современном обществе все  большее значение играют дошкольные детские учреждения, однако как объекты  социально-психологического исследования они практически не изучались. В  настоящее время нет лонгитюд-ных исследований, показывающих зависимость формирования личности от того, какой тип социальных институтов был включен в процесс социализации в раннем детстве.3

         Школа выполняет образовательные и социализирующие функции. Социализирующие функции проявляются в социальной дифференциации детей в свете их достижений, в эмансипации ребенка от эмоциональной первичной привязанности родителей, в усвоении общественных ценностей и норм на уровне социальных стандартов формальной группы. В школе ребенок имеет широкий диапазон социальных отношений с разными людьми, что позволяет апробировать различные социальные роли на всех уровнях.

В зависимости от того, включается ли в жизненный путь человека период высшего образования, решается вопрос о таком социальном институте, как  вуз. Пока исследований по данной проблематике нет, хотя изучение студенчества как особой социальной группы занимает все более значительное место в системе общественных наук.

         Значение профессиональной группы или трудового коллектива в социализации определяется возможностями самореализации, самоактуализации человека в интересующей его деятельности.

Для взрослого человека семья  и работа обеспечивают психологический  баланс за счет стимулирования положительных  эмоций.

          Институты социализации реализуют свои функции по отношению к обществу, другим социальным институтам, различным социальным слоям и по отношению к конкретной личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2 Исследование проблем социализации личности

    1. Проблема формирования личности в процессе социализации

Во времена советской  власти проблема социализации практически  решалась с помощью обобществления личности.  Начиная со вступления в октябрята ребенок нес на себе ответственность перед коллективом. Пионерская комсомольская организация так же обязывали к определенному стилю поведения. Дети с раннего возраста чувствовали себя причастными к общественной жизни, воспитывались на примерах патриотизма, любви к животному и растительному миру.

В настоящее время во главу  развития ставится самообразование. Оно возможно в условиях создания разнообразной социокультурной и образовательной сферы.

Как отмечают Г.Е. Здоровский и Г.А. Шуклина, перенос акцента на самообразование, актуализацию личностного момента в образовательной деятельности человека является требованием времени. Суть его в том, чтобы личность самостоятельно формировала, «образовывала» себя, используя институциональные формы образования как инструмент самореализации самоактуализации, самосовершенствования.4

Эта проблема еще более  актуализируется в условиях перехода к рыночной экономике, поскольку здесь требуется соответствие человека, его интеллектуального, образовательного потенциала новым требованиям.

Основным субъектом самообразования  является личность, которая удовлетворяет ряд потребностей и социализируется. Реализация потребностей и социализация характеризуют функции самообразования, на основе которых личность приобщается к определенной социальной группе, ее ценностям и нормам. Таким образом, человек самостоятельно усваивает нормы и ценности группы, которую выбирает.

Самообразование выступает  как вид свободной деятельности личности (социальной группы), характеризующейся ее свободным выбором и направленный на удовлетворение потребностей социализации, повышение культурного, образовательного, профессионального и научного уровней, получение удовлетворения от реализации личностью ее духовных потребностей.

В рамках социально-философской  характеристики самообразование –  это то,что создает человека, «образует», формирует его в условиях процесса «самосоциализации».

Самообразование как вид  деятельности, осуществляющий личностную самореализацию, тесно связан с процессом социализации и индивидуализации личности. Социализация возможна только в индивидуальной форме и проявляется в первую очередь посредством деятельности человека одним из видов, которой является самообразование.

  В самообразовании проявляется индивидуальный характер социализации посредством свободного выбора видов самообразования в соответствии с потребностями личности. В широком смысле самообразование должно признаваться как особый предмет социальной заботы и внимания, требующий соответствующих социально-политических, правовых решений, действий и регламентаций. Это означает равенство возможностей на получение образования и профессиональной подготовке. В узком смысле под социальной политикой в области самообразования следует понимать целенаправленную деятельность государственных и негосударственных организаций по созданию благоприятных условий для его развития в структуре образа жизни отдельных групп (общностей) и их представителей.

 Уже сейчас система  платного образования ограничивает  право индивидуальной личности  на выбор профессии. Право выбора  доступно лишь состоятельным  слоям населения. Если верить  аналитикам, утверждающим о чрезвычайно  высокой криминализации общества,  то следует сделать вывод, что  высшее образование будут получать  люди, близкие к криминалу. Из этого следует вывод, что ориентация на социальные группы и платность образования способствуют дальнейшей криминализации общества. Позитивная социализация личности, ориентированной на общечеловеческие ценности возможна только в цивилизованном обществе. Российское общество в настоящее время криминализируется и деградирует.

 

 

2.2. Рекомендации  по преодолению проблем социализации

Барьеры социализации возникают  с первых дней прихода ребёнка  в школу:

  • Его воспринимают не как отдельного ребёнка, а вместе со всеми.
  • Не учитывают подчас особенностей его развития, темперамента, типа нервной деятельности.
  • У каждого свой темп восприятия, мышления, свой жизненный опыт.

 Преодолению барьеров  социализации служат функции   воспитания.

Первая функция - компенсация  недостатков первичной социализации. Как известно, первичная социализация осуществляется в семье. Именно здесь складываются первые представления о мире, о добре и зле, здесь ребенок осознает себя.

Возможен другой барьер -педагогический процесс общеобразовательной школы формирует у определенной части   школьников феномен «выученной беспомощности». Дети из начальной школы, где учителя, как правило, хорошо знают своих питомцев и умеют дойти до каждого, переходят в основную школу. Необходимо создание каждому ученику ситуации успешности. А для этого - включение его в ту деятельность, которая позволит ему самореализоваться, почувствовать себя значимым для других. Особенно актуальным становится тезис Л.И.Новиковой: создать каждому «эффект старшего друга», не обязательно это должен быть старший по возрасту. «Эффект старшего друга» состоит в том, что у каждого должен быть человек, с кем он может посоветоваться, кому готов открыть самое тайное, в надежде, что тебя поймут и. если надо, помогут.

Следующая функция по преодолению  проблем социализации личности - предупреждение или коррекция детских комплексов:

Учащийся  неуверен в себе

  • из-за неуспешности в учебной деятельности;
  • испытывает дискомфорт из-за недоброжелательного отношения сверстников,  физических недостатков
  • неудовлетворенности своим внешним обликом (слишком маленький, очень высокий, толстый, медлительный и т.п.)

Все это и вызывает детские  комплексы и может привести к  формированию выученной беспомощности, препятствовать самоактуализации и самоутверждению личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

          Социализацию личности можно рассматривать как «совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему значений, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Она включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности» 
            В процессе социализации, заложенные в человеке способности не просто реализуются, а становятся социально-значимыми свойствами человеческой личности посредством воспитания, образования, приобщения индивида к культуре и при самом активном его участии. При этом личность формирует свой "Я"- образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, примерять на себя роли других и глазами других людей смотреть на свое поведение и свой внутренний мир.

Информация о работе Социализация личности