Социализация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 20:53, контрольная работа

Описание работы

Наиболее традиционным в социологии является изучение социализации. В самом общем виде под социализацией понимается процесс передачи человеку социальной информации, опыта, культуры, накопленных в обществе. Понятие «социализация» используется в социологии воспитания шире, чем какое-либо другое. По мере его разработки оформились два основные подхода к интерпретации социализации как явления.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Социализация личности.
1. Социализация как процесс, его основные этапы………………………….4
1.1. Этапы социализации……………………………………………………...7
1.2. Групповой опыт…………………………………………………………...9
1.3. Уникальный индивидуальный опыт……………………………………13
2. Агенты и институты социализации
2.1. Агенты социализации. …………………………………………………..14
2.2. Типы социальных институтов и их функции…………………………..15
3. Воспитание и социализация, их соотношение.
3.1. Воспитание личности. Воспитанность и воспитуемость. Самовоспитание……………………………………………………………….17
3.2. Социализация личности………………………………………………….22
Заключение…………………………………………………………………….24
Список литературы……………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

КОНТР РАБ .docx

— 65.31 Кб (Скачать файл)

         Ими являются отдельные люди, группы и организации, которые проводят обучение и помогают человеку осваивать роли. Главные агенты социализации:

─ семья,

─ школа,

─ детский сад.

─ средства массовой информации,

─ группа подростков,

─ армия,

─ преступная группа,

─ религиозные и производственные организации и т.д.

         Любая группа или организация в той или иной степени проводит социализацию новичков, но для последних пяти организаций и групп функция социализации не является главной. Социализация происходит не только в детстве, но продолжается в процессе всей жизни человека.

        Среди детей из дома ребёнка, лишённых материнской ласки и социализации в семье с грудного возраста, наблюдается высокий уровень заболеваемости и смертности, агрессивности и жестокости. Во второй половине 20 века резко возросла роль телевидения на воспитание детей. Дети проводят у экрана телевидения в среднем 27,6 часов в неделю. Вредное влияние телевидения состоит в том, что оно отвлекает от чтения и общения со сверстниками, пропагандирует агрессивность. В школе внушают идеи патриотизма, учат ценить упорный труд, частную собственность, демократию и правопорядок.

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Типы социальных институтов и их функции.

 

Функции

Типы институтов

Репродукция (воспроизводство общества в целом и отдельных его членов, а также их рабочей силы)

Брачно-семейные

Культурные

Образовательные

Производство и распределение материальных благ (товаров и услуг) и ресурсов

Экономические

Контроль за поведением членов общества (в целях создания условий для конструктивной деятельности и урегулирования возникающих конфликтов)

Политические

Правовые

Культурные

Регулирование использования власти и доступа к ней.

Политические

Коммуникация между членами общества

Культурные

Образовательные

Защита членов общества от физической опасности

Военные

Правовые

Коерсивные

Медицинские


 

1) Институты воспринимаются индивидами как внешняя реальность. Другими словами, институт для любого отдельно взятого человека представляет собою нечто внешнее, существующее отдельно от реальности мыслей, чувств или фантазий самого индивида. В этой характеристике институт имеет сходство с другими сущностями внешней реальности — даже деревьями, столами и телефонами, — каждая из которых находится вне индивида. Он не может, например, пожелать, чтобы дерево исчезло. То же самое относится и к институту.

2) Институты воспринимаются индивидом как объективная реальность. Фактически это в несколько иной форме повторяет предыдущую характеристику, но не вполне совпадает с ней. Нечто является объективно реальным, когда любой человек согласится с тем, что оно действительно существует, причем вне и независимо от его сознания и дано ему в его ощущениях.

3) Институты обладают принудительной силой. До некоторой степени это качество подразумевается двумя предыдущими: фундаментальная власть института над индивидом состоит именно в том, что он существует объективно, и индивид не может пожелать, чтобы он исчез по его желанию или прихоти. Нравится нам это или нет, добровольно или против своего желания, осознанно или неосознанно, но мы все вынуждены выполнять предписания и правила, составляющие содержание практически любого из социальных институтов, в рамках которых протекает наша жизнь. В противном случае могут наступить негативные санкции.

4) Институты обладают моральным авторитетом. Институты не просто поддерживают себя принудительной силой. Они провозглашают свое право на легитимацию — то есть они оставляют за собой право не только каким-либо образом наказать нарушителя, но и вынести ему моральное порицание. Разумеется, институты различаются по степени своей моральной силы. Эти вариации выражаются обычно в степени наказания, налагаемого на нарушителя. Государство в экстремальном случае может лишить его жизни; соседи или сослуживцы могут объявить ему бойкот. В обоих случаях наказание сопровождается чувством негодующей справедливости у тех членов общества, которые причастны к этому.

5) Институты обладают качеством историчности. Институты — это не просто факты, но исторические факты; они имеют историю. Почти во всех случаях, переживаемых индивидом, институт уже существовал до того, как он родился, и будет после того, как он умрет. Значения, воплощенные в институте, аккумулировались в течение долго времени несметным числом индивидов, чьи имена и лица никогда уже не будут извлечены из прошлого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Воспитание и социализация, их соотношение.

3.1. Воспитание  личности. Воспитанность и воспитуемость. Самовоспитание.

          В отличие от социализации, в процессе которой влияние на личность происходит во многом неорганизованно или стихийно, воспитание – это целенаправленное действие на личность.

Воспитание в узком смысле слова направлено на достижение определенной воспитанности человека, то есть оно связано со специфическим процессом формирования нравственных, эстетических, санитарно-гигиенических и других свойств личности.

Различные типы обществ в различные времена  по-разному понимали смысл и цель воспитания. В современную эпоху целью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир.

Ориентированная на идеал всесторонне и гармонично развитой личности, воспитательная работа в образовательно-воспитательных учреждениях  Республики Беларусь призвана сосредоточиться  на достижении следующих целей:

- формирование самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины;

- приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям, формирование соответствующего поведения;

- развитие у подрастающего человека креативности, то есть способности к творчеству;

- помощь в формировании «Я-концепции» личности  в ее самореализации.

В отличие  от технократической, авторитарной педагогики гуманистическая система воспитания провозглашает следующие принципы:

- уважительные отношения между педагогами и воспитанниками, терпимость к мнению воспитанников, доброе и внимательное отношение к ним. Это создает психологический комфорт, в котором развивающаяся личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой;

- природосообразность  воспитания, которая предполагает обязательный учет половозрастных и других природных особенностей воспитанников;

- культуросообразность воспитания, то есть опора в воспитательном процессе на национально-культурные традиции своего народа, национально-этническую обрядность, привички;

- гуманизация и эстетизация внутренней и внешней среды образовательно-воспитательного заведения, среды жизнедеятельности и развития воспитанников.

Основу содержания такой системы воспитания, по мнению известного российского педагога В. А. Караковского, должны составлять общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. Усвоение этих ценностей должно рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки.

Суть  подлинно гуманистического отношения  к воспитанию ребенка выражена в  тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта воспитания. Собственная активность ребенка - есть необходимое условие воспитательного процесса. Важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Условие эффективности воспитания - самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей воспитания. Воспитывать – это значит направлять развитие субъективного мира человека, с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требование общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Современные подходы к воспитанию. В современной педагогике существуют следующие подходы к воспитанию: системный, деятельностно-отношенческий, личностно-ориентированный и другие.

Системный подход к воспитанию заключается в том, что воспитательная деятельность рассматривается  и организуется как система взаимосвязанных условий и факторов формирования личности. Целесообразность его применения объясняется следующим образом:

- поскольку  формирующаяся личность – это  целостное образование, то и  воспитываться она должна в  интегрированном педагогическом  процессе, где целевой компонент,  содержательный, организационно-деятельностный и оценочно-результативный в максимальной степени взаимосвязаны;

- при  таком подходе специально моделируется  система условий, необходимых  и достаточных для самореализации, творческого самовыражения и  личностного роста воспитанников;

- формируется  неповторимый облик образоавательно-воспитательного учреждения за счет расширения природной и социальной среды жизнедеятельности воспитанников;

- оптимально  используются кадровые, финансовые  и материально-технические ресурсы  воспитательного заведения.

Деятельностно-отношенческий подход состоит в том, что включая воспитанника в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и умело стимулируя его активность или отношение к этой деятельности, можно осуществлять его эффективное воспитание.

Сторонники  этого подхода (Харламов И.Ф. и др.) считают, что само собой по себе внешнее  воспитательное воздействие не всегда ведет к желательному результату. Оно может вызывать у воспитываемого как положительную, так и отрицательную реакцию, или может быть нейтральным. Только при условии, когда воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннее эмоционально-чувственное переживание (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на личность развивающее влияние. Закрепляясь и становясь привычными, такие отношения определяют устойчивое поведение человека в любых условиях, то есть становятся личностными качествами.

Личностно-ориентированный  подход основан на идеях гуманистического направления в психологии и педагогике. Например, К. Роджерс, выражая свои педагогические взгляды, утверждал, что основой изменений в поведении человека является его способность расти, развиваться и обучаться, опираясь на собственный опыт. Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно создать атмосферу, способствующую развитию человека.

Личностно-ориентированный  подход обеспечивает и поддерживает процессы самопознания, самосозидания,  самореализации личности, развитие ее неповторимой индивидуальности. Воспитатель в русле данного подхода побуждает воспитанников к нравственному выбору, представляя материал для анализа. При этом средствами воспитания являются дискуссии, ролевые игры, обсуждения ситуаций, анализ и разрешение моделируемых конфликтов.

Несмотря  на то, что любое воспитание ориентировано  на личность, правомерность названия данного подхода оправдана тем, что здесь приоритет отдается не внешним факторам воспитательного  воздействия, а развивающейся, самоактуализирующейся личности в процессе воспитания.

Методы воспитания – это пути достижения заданной воспитательной цели. Это способы воздействия воспитателя на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них убеждений и навыков поведения.

В соответствии с одной из существующих классификаций  методов воспитания выделяют три  группы методов:

1) методы формирования сознания личности (рассказы на этические темы, беседы, внушения, диспуты, пример и др.);

2) методы организации деятельности (упражнение, требование, приучение,  метод поручений и др.);

3) методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание и др.).

К использованию  каждого метода воспитания выдвигаются  отдельные правила и условия, при этом необходимо учитывать индивидуальные особенности воспитанника, чтобы  последовал положительный воспитательный эффект. Так, например, существуют правила грамотного использования такого метода как наказание:

- ребенок  должен понимать, за что его  наказывают;

- наказание  должно быть соразмерно проступку;

- наказание  не должно оскорблять достоинство  ребенка (не должно быть унизительным);

- если  есть выбор наказывать или  нет, лучше не наказывать;

- наказание  не должно наносить физического  вреда.

Педагогика  рекомендует тем, кто стремится  стать хорошим воспитателем, следовать  последовательно и неукоснительно следующим заповедям.

Заповеди современного воспитателя:

- никогда не занимайтесь воспитанием в плохом настроении;

- ясно  определите, что вы хотите от  ребенка и объясните ему, узнайте,  что он думает по этому поводу;

- предоставляйте  самостоятельность. Воспитывайте, но  не контролируйте каждый шаг;

Информация о работе Социализация личности