Социализация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 20:53, контрольная работа

Описание работы

Наиболее традиционным в социологии является изучение социализации. В самом общем виде под социализацией понимается процесс передачи человеку социальной информации, опыта, культуры, накопленных в обществе. Понятие «социализация» используется в социологии воспитания шире, чем какое-либо другое. По мере его разработки оформились два основные подхода к интерпретации социализации как явления.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Социализация личности.
1. Социализация как процесс, его основные этапы………………………….4
1.1. Этапы социализации……………………………………………………...7
1.2. Групповой опыт…………………………………………………………...9
1.3. Уникальный индивидуальный опыт……………………………………13
2. Агенты и институты социализации
2.1. Агенты социализации. …………………………………………………..14
2.2. Типы социальных институтов и их функции…………………………..15
3. Воспитание и социализация, их соотношение.
3.1. Воспитание личности. Воспитанность и воспитуемость. Самовоспитание……………………………………………………………….17
3.2. Социализация личности………………………………………………….22
Заключение…………………………………………………………………….24
Список литературы……………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

КОНТР РАБ .docx

— 65.31 Кб (Скачать файл)

- лучше  всего не подсказывайте готового  решения, а показывайте пути  к нему;

- когда  достигается успех, не забывайте  хвалить ребенка. Хвалите не  вообще – а конкретно;

- любое  замечание надо делать сразу  после ошибки;

- главное  – оценить поступок, а не личность;

- прикоснитесь  к ребенку и тем самым дайте  почувствовать, что сочувствуете  его ошибке, верите в него несмотря на оплошность;

- воспитание  должно быть поэтапным. Задача  воспитателя – своевременно и  точно поднимать планку, руководствуясь  системой перспективных целей;

- воспитатель  должен быть строгим, но добрым.

Воспитанность – это вся совокупность личностных качеств, содержащая разнообразные черты и свойства, сформированные в процессе воспитания. Например, вежливость как элемент воспитанности формируется на основе интеграции вырабатываемых привычек здороваться, уступать место взрослым, благодарить за те или иные услуги. Затем вырабатываются более сложные черты этого качества: умение проявлять предупредительность, знаки внимания и учтивости; готовность к взаимопомощи; необходимая культура речи, общения и т. д.

Критерии воспитанности подразделяются на жесткие и мягкие:

         - жесткие критерии – это статистические показатели, характеризующие общий уровень воспитанности молодежи: число совершаемых правонарушений; число молодых людей, отбывающих наказание за преступления; число разводов и распавшихся семей; число детей, брошенных родителями; темпы распространения пьянства, курения, наркомании, проституции и т. д.;

- мягкие критерии помогают воспитателям получить общие представления о ходе и результатах воспитательного процесса. Например, критериями эстетической воспитанности могут быть: полнота и разносторонность эстетических знаний, эстетические интересы и потребности, потребность в общении с искусством, проявления эстетических чувств при общении с прекрасным, глубина восприятия произведений искусства, способность и потребность эстетически преобразовывать окружающую действительность.

Методы диагностики  воспитанности: наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы с воспитанниками и их родителями, анализ результатов деятельности воспитанников, социометрические методы и педагогический консилиум.

Результаты  воспитания чаще всего имеют отсроченный  характер. А имеющиеся сегодня  в педагогике критерии и методы не дают возможности достаточно глубоко  и надежно диагностировать часто  скрытые качества личности. Поэтому  в основу оценки воспитанности, по мнению российского профессора И. П. Подласого, должна быть положена общая нравственная направленность личности, а не отдельные ее качества. При этом поведение воспитанника не должно рассматриваться вне связи с его мотивацией. Иногда даже самые гуманные поступки, якобы свидетельствующие о воспитанности человека, на самом деле бывают обусловлены не самыми лучшими побуждениями.

Наряду  с воспитанностью, среди характеристик  личности выделяют воспитуемость, определяемую как потребность и способность к самовоспитанию.

Самовоспитание – это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития самосознания, способности к анализу и сопоставлению своих поступков с поступками других людей.

Самовоспитание  должно базироваться на адекватной самооценке, соответствующей реальным способностям человека, на критическом анализе  своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. По мере повышения степени осознанности самовоспитание становиться все  более значимой силой саморазвития личности. Оно находится в неразрывной  взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс  формирования личности.

Самовоспитание  осуществляется на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов и самокоррекции.

Методы самовоспитания:

- самопознание, включающее в себя самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение;

- самонаблюдение, опирающееся на самоубеждение, самоконтроль, самокаприз, самовнушение, самоукрепление, самоисповедь, самопринуждение;

- самостимулирование, предполагающее самоободрение, самопоощрение, самонаказание и самоограничение.

 

 

3.2. Социализация личности.

           Развитие личности - это процесс количественных и качественных изменений в организме и психике человека, это процесс его духовного становления. Развитие происходит в трех основных сферах:

1) в анатомо-физиологической сфере (развивается нервная система, костно-мышечная, все физиологические процессы);

2) в психической сфере (происходит обогащение фонда условных рефлексов, развитие психических процессов);

3) в социальной сфере (развитие ребенка как члена общества, накопление им разного социального опыта). 

Развитие личности – это не только результат наследственности и целенаправленного воспитательного воздействия на нее со стороны семьи, школы и других общественных институтов. На развитие личности также влияют неформальные объединения, трудовые коллективы, друзья, знакомые и множество других социальных факторов. Наиболее адекватным понятием, охватывающим все пространство социальных влияний на формирующуюся личность, является понятие социализации.

Социализация личности – это процесс усвоения человеком социального опыта, то есть социальных норм, ценностей, установок, ролей и правил поведения, присущих данному обществу или социальной группе. При этом личность сохраняет свою автономию по отношению к обществу. Она избирательно вводит в свою систему поведения, предлагаемые или навязываемые социальные нормы. Осуществляя тот или иной выбор, личность как бы творит сама себя. Все это происходит в процессе активного преобразования социального опыта в свои личные ценности и ориентиры.

Стадии социализации:

- первичная социализация, или стадия адаптации – от рождения до подросткового возраста, когда ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает;

- стадия индивидуализации – появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения. В подростковом возрасте эта стадия характеризуется как промежуточная социализация, так как не все еще устроилось в мировоззрении и характере подростка. Зато в юношеском возрасте (18-25 лет) стадия индивидуализации характеризуется как устойчиво-концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности;

- стадия интеграции – появляется желание найти свое место в обществе. Интеграция проходит благополучно, если свойства личности принимаются группой или обществом. Если же не принимаются, то возможны два исхода:

а) сохранение своей непохожести и появление  агрессивных взаимоотношений с  людьми и обществом;

б) изменение  себя, стремление стать «таким как  все», конформизм, соглашательство, адаптации.

- трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, когда он не только усваивает социальный опыт, но и обогащает его в процессе активной социальной деятельности.

Таким образом, процесс социализации осуществляется на протяжении всей жизни человека, а не только в детстве или юности. В социализации молодых людей особенно важную роль играют родители и сверстники. Родители при этом закладывают базисные устои и долговременные цели, а сверстники влияют больше на сиюминутное поведение, внешность, выбор места отдыха, друзей и др. Компании сверстников облегчает также переход молодых людей от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости.

Социализация имеет свои издержки. С одной стороны, личность, которая легко адаптируется во все новых и новых социальных общностях, может также легко утратить свою индивидуальную неповторимость. Постоянное стремление соответствовать ожиданиям других может привести к ее отчуждению от своей сущности.

С другой стороны, нарушения могут приводить  к социальному или девиантному поведению, то есть отклоняющемуся от культивируемого в данном обществе.

Причины девиаций в поведении молодых  людей возникают как результат  политической, социально-экономической  и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в ценностных ориентациях молодежи, и в результате неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением в силу чрезмерной занятости родителей и других социальных факторов.

Разновидности девиантного поведения:

- делинквентное поведение – характеризуется склонностью к правонарушениям или преступлениям;

- аддиктивное поведение – предполагает использование каких-либо веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итоги изложения темы, следует  отметить, что процесс социализации личности протекает в основном под  влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой “Я” - образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой “Я” -образ, личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.

Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая  характеризуется обретением личностью  интегрального социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков  социализации является отклоняющее (девиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.

Многочисленные  формы отклоняющегося поведения  свидетельствуют о состоянии  конфликта между личностными  и общественными интересами. Отклоняющееся  поведение – это чаще всего  попытка уйти из общества, убежать  от повседневных жизненных невзгод  и проблем, преодолеть состояние  неуверенности и напряжения через  определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может  быть связано со стремлением личности к новому, передовому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться  вперед. К отклоняющемуся поведению  могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного  творчества.

          Итак, социализация – процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями. При этом, старшее поколение передаёт младшим свои знания, формирует у них умения, необходимые для самостоятельной жизни. Так одно поколение сменяет другое, обеспечивая преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль.

 

Список литературы

1. Кравченко  А.И. Социология: учеб. Пособие для  студентов высших учебных заведений/  А.И. Кравченко.-М., 1998.-С. 111-132.

2. Социология  для технических вузов.- Ростов -н/Д, 2001.-С.318-331.

3. Мухаев Р.Т. Социология: учебник для вузов/ Р.Т. Мухаев.-М., 2003.- С. 129-133.

4. Фролов  С.С. Социология: учебник для высших  учебных заведений/ С.С. Фролов  – 2-е изд., перераб. И доп. – М., 1996. – С.81-89.

5.Андреева Г.М. Социальная Психология. М.: Аспект Пресс, 2002

Кон И.С. Ребёнок  и Общество. М., 1988

6. Социология личности. М.,1967

7 .Психология юношеского возраста. М., 1979

8. Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети США и СССР. (перевод)1976

 

 


Информация о работе Социализация личности