Социализация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 23:33, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы стало рассмотрение особенностей социализации личности.
Задачи работы:
Рассмотрение особенностей социализации личности.
Анализ статей из журнала «Социологические исследования».
Написание эссе.

Содержание работы

Введение 3
Социализация личности 5
Анализ статей из журнала «Социологические исследования» 14
Эссе 19
Заключение 20
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

231002 Социология Тема 24 Социализация личности (1).doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В существующих условиях социальной жизни наиболее актуальным выступает проблема, требующая включения каждого человека в единую социальную целостность и саму структуру общества. Главным понятием данного процесса и является социализация личности, которая позволяет каждому человеку стать полноценным членом общества.

Социализация  личности – это процесс вхождения  каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности [1, с. 119]. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе.

Процесс социализации личности протекает на протяжении всего  существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях. Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной. Жизнь – это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных изменений и обновлений [1, с. 119]. Человек представляет собой социальное существо. Процесс интеграции каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным, поскольку включает усвоение ценностей и норм социальной жизни и определенных ролей. Процесс социализации личности проходит по взаимно переплетаемым направлениям. В качестве первого может выступать сам объект. В качестве второго, человек начинает все более активно вливаться в социальную структуру и жизнь общества в целом.

 

Целью настоящей  работы стало рассмотрение особенностей социализации личности.

Задачи работы:

  1. Рассмотрение особенностей социализации личности.
  2. Анализ статей из журнала «Социологические исследования».
  3. Написание эссе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социализация  личности

 

Человек – общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъектобщественно-исторической деятельности и культуры [2, с. 88]. Человек возник на Земле в ходе длительного и неравномерного эволюционного процесса – антропогенеза, многие этапы которого до конца не ясны.

Индивид – это отдельно взятый человек, представитель человеческого рода, обладающий определенными биологическими особенностями, устойчивостью психических процессов и свойств, активностью и гибкостью в реализации этих свойств применительно к конкретной ситуации. Понятие «индивид» следует отличать от понятия «индивидуальность». Индивидуальность – своеобразное сочетание биологических и социальных особенностей человека, отличающих его от других людей. Если индивидом человек является по факту своего рождения, то индивидуальность складывается и модифицируется в процессе его жизнедеятельности. Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений [1, с. 121].

В философско-социальном плане личность как социализированный человек связана с такими категориями, как формирование, развитие, воспитание, социализация. Осмысление их содержания позволяет правильно понимать и управлять педагогическим процессом воспитания и развития личности. Остановимся несколько подробнее на содержании и особенностях приведенных категорий.

В процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к рассмотрению и анализу личности. Среди них  можно выделить шесть основных подходов:

    • Диалектико-материалистический подход, согласно которому человек изначально есть существо социальное, а его становление как личности происходит под действием четырех факторов: биологии индивида, его социального окружения, воспитания и навыков самовоспитания.
    • Антропологический подход, при котором личность рассматривается как носитель общечеловеческих свойств, как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого, совпадая, таким образом, с понятиями человека и индивида.
    • Нормативный подход, в рамках которого личность определяется как социальное существо, обладающее рядом положительных качеств, относящихся к сознанию и деятельностью.
    • Социологический подход, суть которого заключается в понимании каждого человека как личности, которая рассматривается как конкретное выражение сущности индивида, целостное воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества.
    • Персоналистический подход, в котором личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнение о нем окружающих, а главным механизмом ее формирования выступает «я – восприятие».
    • Биолого-генетический подход предполагает, что поведение человека определяется его биопрограммой [1, с. 123].

Анализируя  все указанные подходы, можно  дать системное определение личности, которое должно строиться на следующих принципах:

    • личность выступает одновременно субъектом и объектом как социальных, так и биологических отношений;
    • личность обладает определенной свободой выбора своего поведения, что обуславливается несовпадением социальных и биологических условий;
    • личность, будучи биосоциальным явлением, объединяет в себе как черты биологического рода человека, так и социальной общности, в которой она существует;
    • поведение личности зависит от ее неповторимых личностных характеристик, через которые преломляется общественный и личный жизненный опыт [2, с. 90].

Учитывая все  эти принципы, личность можно определить как интегральное понятие, характеризующее  человека в качестве объекта и  субъекта биосоциальных отношений  и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.

Изучение и анализ личности как сложного социального явления  предполагает выделение ее структуры. Исходя из указанных особенностей личности как явления, можно выделить следующие элементы ее структуры: биологическое, психологическое и социальное.

Биологический уровень включает в себя природные, общие по происхождению  качества личности (строение тела, половозрастные особенности, темперамент и т. д.).

Психологический уровень  личности объединяет ее психологические особенности (чувства, воля, память, мышление). Психологические особенности находятся в тесной взаимосвязи с наследственностью личности.

Наконец, социальный уровень  личности разделяется на три подуровня:

    • собственно-социологический (мотивы поведения, интересы личности, жизненный опыт, цели), этот подуровень тесно связан с общественным сознанием, которое объективно по отношению к каждому человеку, выступая как часть социальной среды, как материал для индивидуального сознания;
    • специфически-культурный (ценностные и иные установки, нормы поведения);
    • нравственный (мораль, нравственность) [1, с. 124].

Особое внимание при исследовании личности как субъекта общественных отношений социологи  уделяют внутренним детерминантам  ее социального поведения.

К таким детерминантам  относятся прежде всего потребности  и интересы.

Потребности –  это те формы взаимодействия с  миром (материальные и духовные), необходимость  которых обусловлена особенностями  воспроизводства и развития его  биологической, психологической, социальной определенности и которые осознаются, ощущаются человеком в какой-либо форме.

Интересы –  это осознанные потребности личности. Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного  отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей и ценностных ориентаций.

Социализация выступает как процесс становления личности, включающий усвоение ею требований общества (познание, присвоение норм, правил поведения и отношений, утвердившихся в обществе), приобретение социально ценных качеств личности

В социологической  науке принято выделять два основных типа социализации:

    • первичная – усвоение норм и ценностей ребенком;
    • вторичная – усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

Социализация  представляет собой совокупность агентов  и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека.

Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его [2, с. 93]. В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации. Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин «первичная» относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека. Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин «вторичная» описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека. Первичные институты социализации – это семья, школа, группа сверстников и т. д. Вторичные институты – это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.

Существует  несколько уровней социальной интеграции:

      • первый уровень – интеграция личности в социально-экономических отношениях, которая опосредуется в детстве и юности родительским домом, а затем трудовой деятельностью;
      • второй уровень интеграции личности в обществе – функциональная интеграция. Она представляет довольно сложное и многослойное переплетение социальных связей и выполняемых личностью функций;
      • третий уровень интеграции личности в общество выступает как нормативная интеграция, состоящая в усвоении личностью социальных норм, правил поведения и отношений, привычек и других нематериальных регуляторов. На этой основе формируются ценностные установки личности и система побуждений к конкретным действиям;
      • четвертый уровень интеграции личности в обществе отражает межличностную интеграцию, которая устанавливается как положительная связь личности в социальной общности [2, с. 93].

Социализация  личности связана с наличием соответствующих  факторов. Анализ практики и философских, и социальных исследований показывает, что к ним следует отнести:

    • включение личности в систему социальных отношений, связанных с выполнением соответствующих социальных ролей;
    • включение личности в общение; вне социального общения, вне социальной деятельности нет социализации, развития личности;
    • ориентацию личности в социальных ценностях, связанных с удовлетворением социальных потребностей;
    • включение личности в интеллектуальную и материальную трудовую деятельность, преследующую создание общественных ценностей;
    • занимаемый личностью статус в общественной иерархии отношений и роль, предлагаемую обществом;
    • социальные общества, в поле которых личность реализует свои социальные функции;
    • совокупность социальных ценностей, социальных норм, знаний, умений и навыков для выполнения личностью социальных функций;
    • наличие социальной среды, обеспечивающей передачу личности культурных образцов, ценностей, норм данного общества;
    • формирование установки на ценности социализации личности.

Таким образом  феноменами социализации личности являются:

    • социальная адаптация;
    • проектирование социализации личности на основе реализации способностей и выполнения социальных функций;
    • развитие социального самоконтроля и ответственности по отношению к обществу.

Удачной считается  такая социализация, когда личность умеет защитить и утвердить свою индивидуальность и при этом интегрирована  в социальную группу. Однако важно учитывать тот факт, что личность на протяжении своей жизни входит в разные социальные группы и, следовательно, многократно проходит все три фазы социализации. Однако в одних группах она может адаптироваться и интегрироваться, а в других – нет, в одних социальных группах ее индивидуальные качества ценятся, а в других – нет. Кроме того, и сами социальные группы и личность постоянно изменяются.

Итак, тип социализации личности зависит от:

    • характера социально-экономических отношений,
    • социальных процессов, происходящих в обществе, от типа нервных процессов и мышления,
    • осознания личностью своего положения в социуме, своего статуса.

Информация о работе Социализация личности