Социализация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 23:33, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы стало рассмотрение особенностей социализации личности.
Задачи работы:
Рассмотрение особенностей социализации личности.
Анализ статей из журнала «Социологические исследования».
Написание эссе.

Содержание работы

Введение 3
Социализация личности 5
Анализ статей из журнала «Социологические исследования» 14
Эссе 19
Заключение 20
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

231002 Социология Тема 24 Социализация личности (1).doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

Следовательно, становление и развитие личности зависят от социальных отношений, господствующих в обществе, от взаимосвязи и взаимодействия личности с конкретным социумом, от общения и взаимодействия с конкретными индивидуумами, от положения личности в конкретном социуме, от ее статуса.

Потребность в  такого рода вторичной социализации связана с особенностями жизни в развитом современном обществе, где преобладает ориентация на достигаемый социальный статус, то есть общественное положение человека может неоднократно изменятся в течение его жизни, что предполагает овладение какими-либо дополнительными знаниями и навыками. В изучении особенностей ранней первичной социализации значительный вклад внесли американские социологи Чарльз Кули и Джордж Мид.

Чарльз Кули рассмотрел формирование личности ребенка в ходе его взаимодействия с ближайшим социальным окружением: родителями, сверстниками. Как отмечал Кули, существенное значение для развития личности ребенка имели мнения и оценки окружающих его людей, под влиянием которых ребенок обучался контролировать свои поступки линии гранулирования. Окружающие люди выступали как своего рода зеркало, в которое смотрелся ребенок. Кули использовал такое понятие, как «зеркальное Я», то есть с точки зрения этого социолога именно под влиянием окружающих людей ребенок усваивал социальные нормы и правила и в конечном итоге становился самостоятельной личностью [1, с. 126].

Социолог Джордж Мид также уделял основное внимание процессу социального взаимодействия. С точки зрения Мида необходимой  предпосылкой любого человеческого  взаимодействия является способность  человека принимать на себя роли других людей. Такая способность формировалась еще в детском возрасте, и, по мнению Мида, развитию этой способности во многом способствовали разнообразные детские игры.

Вступление  в коллективную игру предполагало принятие на себя определенной роли. Постепенно ребенок обучался в процессе игры последовательно исполнять несколько различных ролей. Согласно Миду, критерием вполне сложившейся личности была способность человека принимать на себя так называемую роль «обобщенного другого». Это понятие обозначало у Мида возникающий в сознании человека образ общественного мнения. Как утверждает Мид, с помощью такого образа «обобщенного другого», социальная группа могла влиять на поведение отдельного человека и контролировать это поведение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ статей из журнала «Социологические исследования»

 

 

 Бояк Т. Н. Этнонациональные ценности и социализация русской сельской молодежи полиэтнического региона // Социс. – 2012. – №6.

 

 В культуре  русских в ходе многовековой  истории сформировались и получили развитие этнонациональные ценности. Они являются, с одной стороны, элементами, определяющими контуры культуры народа, с другой – элементами социального и культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в жизнедеятельности этноса в течение длительного времени. Важным показателем степени приобщения социальной общности к этнонациональным ценностям является этническая самоидентификация. Как показали результаты исследования, проведенного среди русской сельской молодежи Бурятии и Забайкальского края в 2006 г., 83,9% представителей этой группы четко идентифицируют себя с русскими. Этническая идентификация (по происхождению) в большей степени наблюдается у молодежи Бурятии, в сравнении с Забайкальским краем: 89,6% и 78,3% соответственно.

Результаты  исследования выявили некоторые  противоречия между сознанием и  поведением молодёжи, обусловленные  противоречивостью процессов социализации. Реформирование российского общества сопровождается актуализацией, с одной  стороны, западных, вестернизированных, рыночных ценностей, с другой – этнонациональных. Синтезируясь, эти процессы негативно отражаются на приобщении молодых людей к ценностям этнонациональной культуры.

41,8% респондентов  сегодня ощущает угрозу для  национальной культуры. По мнению 50% эта угроза вызревает внутри страны, а 32,6% считают, что она исходит со стороны Запада.

В заключение подчеркнём, что большинство русской сельской молодёжи Бурятии и Забайкалья осознает необходимость развития в лоне традиций своего народа. По мнению 50,8% опрошенных, необходимо поддерживать и возрождать этнонациональные традиции и обычаи, 39,6% – национальный язык. Это непременное условие сохранения самобытности культуры села, лучших нравственных идеалов русского народа.

 

Киселев И. Ю., Смирнова А. Г. Социализация России в «группе восьми»: процесс и результат // Социс. – 2011. – №4.

 

 Несмотря  на образование «Большой двадцатки», «Группа восьми» по-прежнему остается влиятельным форумом демократических промышленно развитых государств. Данные международные структуры уже обретают свою специализацию в международном разделении труда. «Двадцатка» сосредоточивается на решении глобальных экономических проблем. Специализация «восьмерки» также «по всей вероятности, должна быть подвергнута изменению».

 Приобщение  государств к социальному опыту  мирового сообщества происходит  на разных уровнях. С одной  стороны, по аналогии с общесоциологическим  пониманием социализации, идет процесс  усвоения универсальных норм, правил  и ценностей, регулирующих взаимоотношения акторов на мировой арене. С другой, – в рамках локальных сообществ, таких как региональные международные организации, военно-политические блоки и пр. Это позволяет эффективно взаимодействовать со странами – участницами и конструировать новую идентичность. Иначе, государство подтверждает принадлежность к определенной социальной группе на основе воспринятого сходства ключевых черт и основных характеристик ее членов и одновременно акцентирует свои отличия. Фактически, как отмечает Т. Флокарт, социализация «позволяет объяснить, как формируются ин-группы и аут-группы, и почему агент выражает желание принадлежать к ин-группе».

Результаты  исследования показали, что обретение  Россией членства в «Большой восьмерке» сопровождалось формированием новой идентичности нашей страны в соответствии с критериями членства в клубе. Россия демонстрирует приверженность демократическим ценностям и принципам рыночной экономики, обладает сопоставимым с государствами «восьмерки» экономическим потенциалом и авторитетом на международной арене, а также исполняет роли, которые соответствуют основным направлениям деятельности группы. Это подтверждает гипотезу исследования о социализации страны в «Группе восьми».

 

Гуляихин В. Н., Галкин А. П., Васильева Е. Н. Молодежные и детские общественные объединения как субъекты вторичной социализации: опыт регионального исследования // Социс. – 2012. – №6.

 

 Современные  молодежные и детские общественные  объединения – институты гражданского общества. Они представляют собой значимую социальную силу, особенно влиятельную в регионах, где благодаря им социально активная молодежь имеет значительно больше шансов сделать профессиональную, политическую, общественную карьеру. Стратегические задачи, которые ставят перед собой прогрессивные молодежные и детские союзы социально значимы. Но их потенциал не всегда в полной мере реализуется на практике. В этом отношении представляет интерес оценка молодыми гражданами эффективности и результативности общественных объединений. Решению этого вопроса было посвящено исследование методом стандартизированного интервью (N = 649), проведенное в апреле-мае 2011 г. в Волгоградской области.

По мнению автора, современная социокультурная ситуация ставит перед детскими общественными  объединениями, выступающими в качестве агентов социализации, пять фундаментальных задач, направленных на формирование у ребенка: 1) установки на доверие к окружающему миру; 2) установок на самостоятельность и автономность, определяющих отношение к разрешениям и запретам, которое впоследствии может распространяться на моральные нормы и юридические законы; 3) нравственных установок, ограничивающих дозволенность собственных действий по отношению к Другому; 4) ценностей, связанных с паттернами культуры российского социума; 5) комплекса представлений о правах и свободах, социальном статусе личности и ее гражданских обязанностях. Перед молодежными общественными объединениями стоят не менее сложные задачи. Прежде всего, к ним следует отнести формирование таких качеств молодого человека как уважение к другим людям, стремление перенять от старшего поколения духовные ценности и тягу к осмысленному порядку.

В результате многомерного статистического анализа данных опроса выявлено, что организацией «живого» досуга, в первую очередь, занимаются молодежные объединения активного досуга и самовыражения. Хотя в этих неформальных объединениях присутствует значительное количество детей и подростков, но их традиционно относят к молодежным организациям. Респонденты также считают полезную для общества деятельность прерогативой молодежных объединений. При этом у детских объединений Волгоградской области гораздо больше социально ориентированных проектов и программ, нежели у молодежных. Исходя из своих представлений о приоритетных направлениях деятельности молодежных и детских объединений, опрошенные указали их достоинства и недостатки. По условиям опроса можно было дать любое количество вариантов ответа в выборе как позитивных, так и негативных черт в деятельности объединений. Поэтому суммарное значение значительно превышает 100%. В качестве достоинств деятельности молодежных и детских объединений респонденты выделяют, прежде всего, организацию досуга, расширение круга знакомств, развитие талантов и способностей детей и молодежи.

Среди отрицательных  сторон деятельности детских и молодежных объединений респонденты выделяют, во-первых, требование значительных материальных вложений для участия в этих организациях и движениях, во-вторых, слабое развитие инициативности и самостоятельности у ее членов. Сравнивая данные таблиц, можно отметить, что респонденты лояльно относятся к деятельности молодежных и детских движений. Количество положительных черт, отмеченных респондентами, значительно превышает количество отрицательных (807). В то же время, развитие у детей и молодежи талантов и способностей, самостоятельности и ответственности (т.е. аспектов, которые, по мнению респондентов, приоритетны), хотя и имеют в большей степени позитивные оценки, но занимают отнюдь не лидирующие позиции. Отрицательных оценок этих показателей также достаточно много. Для повышения эффективности общественных организаций их деятельность нуждается в коррекции. Таким образом, деятельность молодежных и детских объединений Волгоградской области оценивается молодыми респондентами положительно. Это касается эффективности работы общественных союзов и соотношения позитивного и негативного в их деятельности. В то же время данные респондентами оценки лишь слегка затрагивают эспектации детей и молодежи, ожидающих более значимых результатов работы общественных объединений и движений. Чтобы не быть аутсайдером в конкурентной борьбе и адекватно реагировать на внешние вызовы и угрозы, молодые люди должны развивать творческие способности и уметь адаптироваться к меняющимся социальным условиям.

Эссе

 

Практическая  часть работы основана на анализе следующих статей:

    1. Бояк Т. Н. Этнонациональные ценности и социализация русской сельской молодежи полиэтнического региона // Социс. – 2012. – №6.
    2. Киселев И. Ю., Смирнова А. Г. Социализация России в «группе восьми»: процесс и результат // Социс. – 2011. – №4.
    3. Гуляихин В. Н., Галкин А. П., Васильева Е. Н. Молодежные и детские общественные объединения как субъекты вторичной социализации: опыт регионального исследования // Социс. – 2012. – №6.

Термин «социализация» означает следующее: процесс становления индивида как члена общества; присвоение индивидом (интериоризация) ценностей, норм и поведенческих стандартов данного общества; социально-адаптированная психическая саморегуляция личности; процесс активного построения личности; выработка адекватного отношения к социальным ценностям. Источниками социализации личности являются: первый опыт раннего детства; социальные институты; взаимное влияние людей. Значение социализации довольно сложно переоценить, так как она играет большую роль в жизни  как общества, так и отдельно взятой личности, при этом являясь гарантом сомовоспроизводства общественной жизни.

Социализация  – это процесс сложный, многогранный, более того, он перманентный. На протяжении всей своей жизни человек интериоризирует  социальную практику и реализует собственную сущность, активно преобразовывая и воссоздавая социальный опыт в общественной деятельности и общении. При этом происходит самосовершенствование личности, адаптация к изменяющимся условиям, коррекция линии поведения, понимание нормативной вариативности и пр.

Заключение

 

Социализация (от лат. socialis – общественный) – это процесс вхождения индивида в общество, активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе.

В процессе социализации у человека формируются социальные качества, знания, умения, соответствующие  навыки, что дает ему возможность  стать дееспособным участником социальных отношений. Социализация происходит как  в условиях стихийного воздействия на личность разных обстоятельств жизни, так и при условии целенаправленного формирования личности.

Этот процесс предполагает:

    • усвоение человеком общественно выработанного опыта, отношений к миру, социальных норм, ролей, функций;
    • активную проработку этого общественного опыта самим человеком под углом зрения своих внутренних позиций;
    • становление у человека образа Я и выработку у себя как личности, члена общества собственного мировоззрения, реализацию своего мировоззрения в собственном опыте взаимодействия с другими людьми;
    • участие и вклад человека в дальнейшее развитие духовных ценностей.

В процессе социализации, заложенные в человеке психобиологические способности не просто реализуются, а транслируются в социально-значимые свойства человеческой личности посредством воспитания, образования, приобщения индивида к культуре и при самом активном его участии. Овладение человеком социальными ценностями и нормами, социальными отношениями и знаниями позволяет ему стать полноправным и активным членом общества.

Говоря о личности, надо различать такие ее характеристики, как ценность и значимость. Каждая личность является безусловной, абсолютной ценностью, как носитель и как созидатель общественной жизни, как обладатель неповторимого, уникального внутреннего духовного мира. Значимость личности носит относительный, избирательный характер. Конкретная личность, обладая свойственными только ей качествами, может представлять особую ценность для определенного общества, социальной группы, отдельного человека или в конкретный период времени.

Информация о работе Социализация личности