Социализация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 19:07, контрольная работа

Описание работы

Одной из основополагающих проблем наук, занимающихся изучением личности, является изучение процесса социализации, т.е. исследование широких кругов вопросов, связанных с тем, как и благодаря чему человек становится деятельным общественным субъектом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
1. Что такое социализация личности? Основные этапы социализации и их особенности………………………………………………………………………4
2. Роль культуры в социализации личности……………………………….….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..…30
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ…………………………………………..31

Файлы: 1 файл

Социализация личности.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

Для социального психолога  особенно важен акцент в исследованиях  на проблемы старших возрастов, на тот  период жизни школьника, который  связан с юностью. С точки зрения социализации, это чрезвычайно важный период в становлении личности, период «ролевого моратория», потому что он связан с постоянным осуществлением выбора (в самом широком смысле этого слова): профессии, партнера по браку, системы ценностей и т.д. (Кон, 1967). Если в теоретическом плане активность личности может быть определена самым различным образом, то в экспериментальном исследовании она изучается часто через анализ способов принятия решения. Юность с этой точки зрения – хорошая естественная лаборатория для социального психолога: это период наиболее интенсивного принятия жизненно важных решений. При этом принципиальное значение имеет исследование того, насколько такой институт социализации, как школа, обеспечивает, облегчает или обучает принятию таких решений.

В зависимости от того, включается ли во вторую стадию социализации период высшего образования, должен решаться вопрос и о таком социальном институте, как вуз. Пока исследований высших учебных заведений в данном контексте нет, хотя сама проблематика студенчества занимает все более значительное место в системе различных общественных наук.

Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим  из них является трудовой коллектив. В социальной психологии огромное большинство  исследований выполнено именно на материале  трудовых коллективов, хотя надо признать, что выявление их роли именно как институтов социализации еще недостаточно. Конечно, можно интерпретировать любое исследование трудового коллектива в этом плане: в определенном смысле, действительно всякий анализ, например стиля лидерства или группового принятия решений, характеризует какие-то стороны трудового коллектива как института социализации. Однако не все аспекты проблемы при этом освещаются: можно сказать, к примеру, о таком повороте этой проблемы, как причины отрыва личности от трудового коллектива, уход её в группы антисоциального характера, когда на смену институту социализации приходит своеобразный институт «десоциализации» в виде преступной группы, группы пьяниц и т.д. Идея референтной группы наполняется новым содержанием, если рассмотреть её в контексте институтов социализации, их силы и слабости, их возможности выполнить роль передачи социально-позитивного опыта.

Таким же спорным, как  сам вопрос о существовании послетрудовой  стадии социализации, является вопрос о её институтах. Можно, конечно, назвать на основе житейских наблюдений в качестве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры, но это не есть разработка проблемы. Если для пожилых возрастов закономерно признание понятия социализации, то предстоит исследовать вопрос и об институтах этой стадии.

Естественно, что каждый из названных здесь институтов социализации обладает целым рядом других функций, его деятельность не может быть сведена  только к функции передачи социального опыта. Рассмотрение названных учреждений в контексте социализации означает лишь своеобразное «извлечение» из всей совокупности выполняемых ими общественных задач.

При анализе больших  групп был выяснен тот факт, что психология таких групп фиксирует социально-типическое, в разной степени представленное в психологии отдельных личностей, составляющих группу. Мера представленности в индивидуальной психологии социально-типического должна быть объяснена. Процесс социализации позволяет подойти к поискам такого объяснения. Для личности небезразлично, в условиях какой большой группы осуществляется процесс социализации. Так, при определении стадий социализации необходимо учитывать социально-экономические различия города и деревни, историко-культурные различия стран и т.п. Сам институт социализации, осуществляя свое воздействие на личность, как бы сталкивается с системой воздействия, которая задается большой социальной группой, в частности, через традиции, обычаи, привычки, образ жизни. От того, какой будет та равнодействующая, которая сложится из систем таких воздействий, зависит конкретный результат социализации (Мудрик, 1994). Таким образом, проблема социализации при дальнейшем развитии исследований должна предстать как своеобразное связующее звено в изучении соотносительной роли малых и больших групп в развитии личности (Андреева Г.М. Социальная Психология 2002).

 

Ресоциализация  и десоциализация

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни. Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс, распадаясь на два этапа, получил в социологии особое название. Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией. Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется ресоциализацией.

Десоциализация и ресоциализация — две стороны одного процесса, а именно взрослой, или продолженной социализации. В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, как правило, никаких резких изменений в его жизни не происходит, исключая развод или смерть родителей, продолжение воспитания в интернате или в детском доме. Его социализация проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм. Первое крупное изменение происходит только со вступлением во взрослую жизнь.

Хотя процесс социализации продолжается и в этом возрасте, он существенно меняется. Теперь на первый этап выходят десоциализация (отвержение старого) и ресоциализация (обретение нового). Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности, а ресоциализация является поверхностной. Она не способна восстановить все богатство утраченных ценностей, норм и ролей. Именно с такими условиями сталкиваются те, кто попадает в концентрационные лагеря, тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, а в некоторых случаях и проходящие службу в армии. [4, 91]

Десоциализация может  быть столь глубокой, что позитивная ресоциализация уже не поможет – разрушенными окажутся основы личноcти. В тех случаях, когда человек что называется «надломился», происходит негативная ресоциализация: мальчик из благополучной семьи становится бандитом. Если десоциализация может быть глубокой, то и позитивная ресоциализация может быть столь же глубокой.

Из сказанного следует, десоциализация и ресоциализация — две тени, два крыла нормальной социализации. Первая говорит о переобучении в новых социальных. Вторая свидетельствует о разобучении в экстремальных условиях. Та и другая могут быть глубокими (вызывать деградацию личности) и поверхностными (сопровождают нормальные жизненные циклы человека). [1, 46]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. РОЛЬ КУЛЬТУРЫ  В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

 

 Под социализацией  понимается усвоение индивидом социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе, социальной роли.

Процесс социализации позволяет  личности стать полноценным членом общества, занять в нем определенную позицию и жить так, как того требуют обычаи и традиции. Вместе с тем этот процесс обеспечивает сохранение общества, его структуры и сложившихся в нем форм жизни. "Персональный состав" общества постоянно обновляется, люди рождаются и  умирают, но благодаря социализации новые члены общества приобщаются к накопленному социальному опыту и продолжают следовать зафиксированным в этом опыте образцам поведения. Конечно, общество со временем изменяется, но и внесение новаций в общественную жизнь тоже, так или иначе, обуславливается унаследованными от предков формами жизни и идеалами.

Культура является важнейшим  фактором социализации, определяющим ее содержание, средства и способы. В ходе социализации люди усваивают  хранящиеся в культуре программы  и научаются жить, мыслить и действовать в соответствии с ними. Освоение социального опыта личностью начинается с раннего детства. Образцы поведения, которые демонстрируют родители, в значительной  мере определяют жизненный сценарий, по которому ребенок будет строить свою жизнь. Большое влияние на детей оказывают также примеры поведения, которые они наблюдают у сверстников, учителей и других взрослых.

Но социализация не заканчивается  в детстве. Она является непрерывным  процессом, который продолжается всю  жизнь. Условиями и средствами ее выступают школа и другие учебные заведения, средства массовой информации, труд и трудовой коллектив, неформальная группа и, наконец, самовоспитание.

Каждый человек волею  обстоятельств оказывается погруженным  в определенный культурный контекст, из которого он черпает свои представления, идеалы, правила жизни, способы действий. В контексте американской культуры поощряются такие качества личности, как уверенность в себе, энергичность, общительность. Индийская культура, напротив, традиционно поддерживает созерцательность, пассивность, самоуглубленность. Культура по-разному регламентирует гендерные (половые) социальные роли взрослых мужчин и женщин. Почти во всех культурах на мужчин возлагается обязанность обеспечивать благосостояние семьи, а на плечи женщин ложится забота о детях и ведение домашнего хозяйства; мужчины традиционно пользуются большей свободой сексуального поведения, чем женщины. В различных культурных контекстах оказываются молодежь, люди средних лет, старики. Возрастные различия жизненных установок во многом обусловлены не просто биологическими изменениями организма, а закрепленными в культуре представлениями о соответствующем возрасту образе жизни.

Социалистическая культура культивировала такие ценности, как  бесплатный труд, уравниловку, безразличие к деньгам. Рецидивы таких "ценностей" пагубно сказываются и по сей день.

Культурный контекст определяет как формы деятельности, связанные с занимаемой личностью  позицией, так и принятые в данной социальной среде формы отдыха, психической  разрядки (рекреативная или компенсаторная функция культуры). В каждой культуре существуют свои традиции и обычаи, регламентирующие способы снятия накопившегося напряжения. Важнейшую роль играют праздники, культура проведения которых предполагает создание  особого радостного настроения. Способы психической разрядки обычно  позволяют нарушать стандарты будничной жизни, разрешают раскованность и свободу поведения, выходящую подчас за рамки приличий. Однако и эти, выглядящие иногда совершенно беспорядочными, формы поведения регулируются культурными нормами.

Содержащиеся в культуре ценности и нормы, однако, не всегда обеспечивают успешную социализацию. В патриархальные времена младшие члены семьи нередко оставались почти всю жизнь в подчинении старших, чувствуя себя неполноценными членами общества. В современном западном мире существуют трудности в социализации пожилых людей. Западная цивилизация вытесняет людей пожилого возраста на обочину общественной жизни, а смерть считается, чуть ли не запретной темой, о которой ни говорить, ни думать не следует.

Кроме того, культурный контекст может создавать почву для  асоциальных форм поведения –  пьянства, наркомании, проституции, преступности. Эти явления приобретают массовый характер, когда общество оказывается  в кризисном состоянии, падает престиж культуры, обесцениваются традиции и идеалы жизни, и, как следствие этого, социализация (особенно молодежи) оказывается недостаточно эффективной.

Культура многолика. Неудачи  социализации, связанные как с  отклонениями от социально одобряемых форм жизни (девиантное, отклоняющееся поведение), так и с существованием негативных культурных образцов, тоже имеют свои корни в культуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги изложения  темы, следует отметить, что процесс  социализации личности протекает в основном под влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой «Я» - образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой «Я» образ, личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим. Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (девиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение – это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от жизненных повседневных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, передовому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.

Информация о работе Социализация личности