Социализация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 19:07, контрольная работа

Описание работы

Одной из основополагающих проблем наук, занимающихся изучением личности, является изучение процесса социализации, т.е. исследование широких кругов вопросов, связанных с тем, как и благодаря чему человек становится деятельным общественным субъектом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
1. Что такое социализация личности? Основные этапы социализации и их особенности………………………………………………………………………4
2. Роль культуры в социализации личности……………………………….….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..…30
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ…………………………………………..31

Файлы: 1 файл

Социализация личности.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

Посредством систематического взаимодействия с другими людьми у индивида формируются свои собственные убеждения, моральные стандарты, привычки – всё то, что создаёт уникальность личности. Таким образом, социализация имеет две функции: передача культуры от одного поколения другому и развитие Я.

Основными процессами социализации, несмотря на все теории, можно назвать  ресоциализацию и десоциализацию как  наиболее распространенные. Ведь большую  часть жизни человек проводит в осознанном, взрослом состоянии, в котором происходит вторичная (продолженная) социализация. Именно ей в большей степени принадлежат две вышеназванные стороны этого социального процесса.

В сегодняшней России этот значимый для общества процесс  проходит довольно трудно. Из-за постоянных сбоев в финансировании институты социализации, которые участвуют в становлении личности детей, не полностью справляются со своей задачей. Поэтому нынешнее общество начинает терять свои корни, так необходимые для полного становления личности. В настоящей России личность ограничивается в свободе выбора, при помощи бюджетной политики создаются условия, ведущие население России к моральному разложению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Лавриненко В.Н. Социология. М.: Культура  и  спорт, ЮНИТИ, 1998.
  2. Андриенко Е.В. «Социальная психология». – М., 2003.
  3. Вичев В. «Мораль и социальная психика». – М., 1978.
  4. Кравченко А.И. «Введение в социологию». – М., 1995.
  5. Майерс Д. «Социальная психология». – СПБ., 1997.
  6. Орлова Э.А. Динамика культуры и целеполагающая активность человека // Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994.
  7. Свенцицкий А.Л. «Социальная психология». - М., 2004.
  8. Харчёв А.Г. «Социология воспитания». – М., 1990
  9. Бороноева А.О. Основы социологии и политологии. Учебное пособие/А.О.Бороноева, М.А.Василика.-М.:Гардарики,2000.
  10. Кравченко А.И. Социология. Учебное пособие/ А.И. Кравченко. – М.:Академя, 2002.
  11. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. Учебное пособие /Л.М.Куликов. – М.:Финансы и статистика,2000.
  12. Флиер А.Я. Культура как фактор национальной безопасности // Общественные науки и современность. 1998. № 3.
  13. Харчева В. Основы социологии. Учебник для студентов средних специальных учебных заведений/ В.Харчева. –  М.: Логос, 1999.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

 

1. Необходимость  социализации обусловлена:

а) биологической конституцией человека;

б) необходимостью обеспечить целостность общества и общественный порядок;

в) необходимостью обеспечить «пригодность» индивида к жизни в обществе.

Исключите неправильное суждение.

 

2. Выберите  из перечисленных функций те, которые выполняют социализацию  в обществе:

а) введение индивида в мир культуры данного общества;

б) контроль за распределением материальных ресурсов в обществе;

в) создание условий  для эффективной совместной деятельности людей;

г) создание норм социальной стабильности и порядка.

 

3. В 1920 г.  в Индии были найдены две  девочки, воспитанные волками.  Единственным звуком, который издавали дети, был громкий вой. Они никогда не смеялись, испытывали страх перед огнем и не любили солнечного света. В то же время девочки могли хорошо видеть в темноте, передвигаться на четырех ногах, а запах мяса чувствовали на расстоянии 70 метров. Прожив несколько лет в человеческом обществе, дети усвоили только элементарные человеческие навыки, старшая девочка выучила около 30 слов. Подумайте, о чем свидетельствует судьба таких детей, оказавшихся в изоляции и сумевших выжить. Что существенно важное для понимания социализации дает опыт изучения этих детей?

С раннего  детства ребенка окружают люди, которые  передают ему навыки и умения взаимодействия с обществом. И до самой смерти происходит этот процесс, свойственный только людям.

Социобиологи  ищут сходства между людьми и животными. В результате их поисков у животных, кажется, обнаруживаются все социальные качества, что и у людей: умение дружить, любить, создавать семью, приходить на помощь друг другу. Но ученые не смогли найти признаки социализации  у животных. В зачаточной форме обучение «правилам жизни» существует у обезьян или волков. Но передача смысла поступков, их значение, социальных норм и ценностей, освоения социальных ролей у животных нет. Только человек способен «свертывать» эволюционные этапы своего развития. Поэтому человеческие детеныши не смогли прижиться в обществе.

 

4. Объясните  с точки зрения социализации, почему пожилые люди испытывают  больший дискомфорт в современном  российском обществе, чем молодые?

 

Жизненные циклы связаны  со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни. Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс, распадаясь на два этапа, получил в социологии особое название. Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией. Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется ресоциализацией.

Десоциализация и ресоциализация — две стороны одного процесса, а именно взрослой, или продолженной социализации.

На первый этап выходят десоциализация (отвержение старого) и ресоциализация (обретение нового). Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности, а ресоциализация является поверхностной. Она не способна восстановить все богатство утраченных ценностей, норм и ролей.

Десоциализация может  быть столь глубокой, что позитивная ресоциализация уже не поможет –  разрушенными окажутся основы личноcти. В тех случаях, когда человек что называется «надломился», происходит негативная ресоциализация. Если десоциализация может быть глубокой, то и позитивная ресоциализация может быть столь же глубокой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. Учебное пособие /Л.М.Куликов. – М.:Финансы и статистика,2000.- С 117-118

2 Бороноева А.О. Основы социологии и политологии. Учебное пособие/А.О.Бороноева, М.А.Василика.-М.:Гардарики,2000.-С 117

3 Клочко Ю.Н.Социализация личности, её социальный статус и социальная роль./Ю.Н.Клочко, Н.Ю.Ермилова, А.Ю.Клочко// http://www.ncstu.ru

 


Информация о работе Социализация личности