Социализация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 08:00, контрольная работа

Описание работы

Цель работы рассмотреть социализацию личности.
Задачи работы:
1. Выявить сущность социализации;
2. Изучить стадии социализации;
3. Рассмотреть факторы социализации и формирования личности;

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность социализации 4
2. Стадии социализации 6
3. Факторы социализации и формирования личности 7
4. Социализация личности: этапы социализации 10
Заключение 13
Список использованных источников: 14

Файлы: 1 файл

контрольная 9.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Введение

Актуальность темы «Социализация личности».

Понятие о  социализации  как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе, которого происходит ее приспособление,  сложилось  в структурно-функциональном направлении  американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). Иначе осмысливается сущность социализации в  гуманистической психологии,  представителями которой являются Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и другие. Истоки современной концепции социализации находим в работах А.Бандуры, Г. Тарда, Т. Парсонса. Изучение процессов социализации в наше время сводится к широкому и узкому пониманию этого понятия.

Сегодня понятие «социализация» стало так широко распространяться, что его можно встретить не только в социологических исследованиях, но и в психологических и педагогических работах, в исследованиях по криминалистике, этнографии, социальной работе.

 Таким образом, накоплен огромный теоретический и эмпирический материал, но и сегодня эта проблема остается самой сложной, самой непознанной.

Цель работы рассмотреть социализацию личности.

Задачи работы:

1. Выявить сущность социализации;

2. Изучить стадии социализации;

3. Рассмотреть факторы социализации и формирования  личности;

          4. Изучить этапы социализации  личности.

 

1. Сущность социализации

 

Взаимодействие человека  с  обществом  обозначается понятием «социализация»,  которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным.

Понятие о  социализации  как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе, которого происходит ее приспособление,  сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация»1.

Понятие адаптации, являясь  одним их центральных понятий  биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды. Это  понятие было экстраполировано в  обществознание и стало  обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды.  Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом  которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро и макрогруппам.

С помощью понятия  адаптации социализация рассматривается  как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и  социологическим факторам.

Иначе осмысливается  сущность социализации в  гуманистической  психологии,  представителями которой являются Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и другие.  В ней социализация представлена как  процесс самоактуализации  «Я-концепции»,  самореализации  личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания2.

Эти два подхода  не  противоречат  один  другому,  определяя двусторонний характер социализации.

Общество с целью  воспроизводства социальной системы,  сохранения своих социальных структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные  и др.),  образцы ролевого поведения.  Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу,  личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей.  Однако в силу своей природной активности личность  сохраняет и развивает тенденцию к автономии,  независимости,  свободе,  формированию собственной позиции,  неповторимой индивидуальности.  Следствием  действия  этой  тенденции является развитие и преобразование не только самой личности,  но и общества.

Итак, сущностный смысл  социализации раскрывается на  пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация.  Диалектическое их единство обеспечивает  оптимальное  развитие  личности  на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.

Социализация -  это  непрерывный процесс,  длящийся в  течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется»  на решении определенных задач,  без проработки которых последующий этап может не наступить,  может быть искажен или заторможен.  В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности.

 

 

2. Стадии социализации

Выделяют следующие  стадии социализации:

1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить  себя среди других, критическое  отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (появляется  желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

- сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

- изменение себя, «стать как все»;

- конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия  социализации охватывает весь  период зрелости человека, весь  период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает  социальный опыт, но и воспроизводит  его за счет активного воздействия  человека на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия  социализации рассматривает пожилой  возраст как возраст, вносящий  существенный вклад в воспроизводство  социального опыта, в процесс  передачи его новым поколениям3.

 

3. Факторы социализации и формирования  личности

 

Социализация, как уже  отмечалось, осуществляется в различных  ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств  на человека требует от него определенного  поведения и активности. Факторами социализации  и называют такие обстоятельства,  при которых создаются условия для протекания процессов социализации. Как много обстоятельств,  вариантов их сочетания,  так много и факторов (условий) социализации.

А.В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы:

макрофакторы (космос,  планета, мир, страна, общество, государство), которые  влияют на социализацию всех жителей  планеты или очень больших  групп людей, живущих в определенных странах;

мезофакторы (мезо – «промежуточный») - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации);  по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности  к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);

микрофакторы - к ним относятся  те,  которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей - семью, группу сверстников,  микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, - учебные, профессиональные, общественные и др4.

Микрофакторы, как  отмечают социологи,  оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов  социализации, т.е. лиц,  в  непосредственном взаимодействии с которыми протекает  его жизнь.  На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности  или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе, учебе и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети,  а в пожилом - и члены их семей.

Социализация осуществляется   с   помощью   широкого  набора средств,  специфичных  для  определенного  общества,  социального слоя,  возраста человека.  К ним можно отнести, например, способы вскармливания младенца и ухода за ним; методы поощрения и наказания в семье,  в группах сверстников, в учебных и профессиональных группах;  разнообразные виды и типы отношений в  основных  сферах жизнедеятельности человека (общение, игра, спорт) и др.

Чем лучше организованы социальные группы, тем больше возможностей оказать социализирующее влияние  на личность.  Однако социальные группы неравнозначны по своей возможности оказать воздействие на личность в различные этапы ее онтогенетического развития. Так,  в раннем и дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает семья. В подростковом и юношеском возрасте увеличивается и оказывается наиболее действенным влияние групп сверстников,  в  зрелом же возрасте на первое место по значимости выходят сословие,  трудовой или профессиональный коллектив,  отдельные  личности.  Есть факторы социализации,  ценность которых сохраняется на протяжении всей жизни человека. Это нация, ментальность, этнос.

В последние  годы все  большее значение ученые придают макрофакторам социализации,  в том числе и природно-географическим условиям,  поскольку установлено, что они как прямым, так и опосредованным способом оказывают влияние на становление личности. Знание  макрофакторов социализации позволяет понять специфику проявления общих законов развития индивида как представителя Homo  sapiens.

Факторы социализации - это  развивающая среда, которая должна быть спроектирована, хорошо организована и даже построена. Основным требованием к развивающей среде является создание  атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста.

Факторы социализации  являются одновременно и средовыми факторами формирования личности.  Однако в отличие  от  социализации факторы  формирования личности дополняются еще биологическим фактором. Отдельные исследователи (бихевиористы) отводят ему первостепенную роль, считая, что среда, обучение и воспитание являются лишь условиями для саморазвития,  проявления природно обусловленных психических особенностей.  В подтверждение своих выводов они ссылаются на данные сравнительного изучения развития близнецов5.

Действительно, влияние  биологического фактора на формирование личности игнорировать нельзя уже потому,  что человек  -  это живой организм, жизнь которого подчинена как общим законам биологии,  так и специальным законам анатомии и физиологии. Но по наследству передаются не качества личности,  а определенные задатки. Задатки - природная расположенность к той или иной  деятельности. Различают задатки двух видов.

 

4. Социализация личности: этапы социализации

 

Известно, что младенец вступает в большой мир как  биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность. Социализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе6.

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью  которых человек приобретает  социальную природу и способность  участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.

Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:

  1. стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;
  2. игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
  3. стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

Одним из первых выделил  элементы социализации ребенка З. Фрейд. По Фрейду, личность включает три элемента: «ид» – источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; «эго» – осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и «суперэго», или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом развертывания врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет четыре этапа, каждый из которых связан с определенными участками тела, так называемыми эрогенными зонами: оральный, анальный, фаллический и этап половой зрелости.

Информация о работе Социализация личности