Социализация молодёжи в современном российском обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 22:46, контрольная работа

Описание работы

Проблематика данной темы состоит в том, что появление новых и радикальное изменение традиционных каналов социализации подрастающих поколений в современном переходном обществе привели к увеличению количества молодых людей, ведущих асоциальный, аморальный образ жизни. В силу различных причин и в разной степени к ним относятся: инвалиды, алкоголики, бродяги, «профессиональные нищие», лица, отбывшие заключение в исправительно-трудовых учреждениях. В настоящий момент происходит люмпенизация и криминализация молодежи.

Содержание работы

Введение
I. Теоретические аспекты социализации
1.1. Основные положения теории социализации
1.2. Фазы социализации
1.3. Основные подходы к периодизации социализации
II. Социализация молодежи в современном российском обществе
2.1. Каналы социализации современной российской молодежи
2.2. Механизм социализации молодых людей
2.3. Проблемы социализации молодежи в современном Российском обществе
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ 2.docx

— 47.50 Кб (Скачать файл)

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина

 

Кафедра социологии и политологии

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

на тему:

Социализация молодёжи в современном  российском обществе.

 

 

 

 

 

Автор работы: студентка 4 курса,

исторического факультета,

  «Организации работы с молодёжью» 

С.Д. Шахляева

Руководитель:

Александр Александрович Терентьев

 

 

 

 

 

 

 

Нижний  Новгород

2013 год

Содержание:

 

 

Введение

 

I. Теоретические  аспекты социализации

 

    1. Основные положения теории социализации

 

1.2. Фазы социализации

 

1.3. Основные подходы к периодизации социализации

 

II. Социализация  молодежи в современном российском обществе

 

2.1. Каналы социализации современной российской молодежи

 

2.2. Механизм социализации молодых людей

 

2.3. Проблемы социализации молодежи  в современном Российском обществе

 

Заключение

 

Список  используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Анализ  проблем и особенностей социализации молодежи нельзя не начать с уточнения  понятия «молодежь». На мой взгляд, молодежь -- это не только будущее, она «живое настоящее», и важно понять, насколько уже сегодня молодое поколение определяет содержание и характер будущего, насколько несет в себе «дух нового времени». Но следует дать более определенное научное понятие «молодежь». Итак, молодежь - социально-демографическая группа с характерными для нее возрастными, социально-психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливаются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. Т.е. среди факторов социологического определения «молодежь» исследователями выделяются: возрастные границы и социально-психологические особенности; специфика социального статуса, ролевых функций, социокультурного поведения; процесс социализации как единство социальной адаптации молодежи и индивидуализации.

 

Проблематика  данной темы состоит в том, что  появление новых и радикальное  изменение традиционных каналов  социализации подрастающих поколений  в современном переходном обществе привели к увеличению количества молодых людей, ведущих асоциальный, аморальный образ жизни. В силу различных  причин и в разной степени к  ним относятся: инвалиды, алкоголики, бродяги, «профессиональные нищие», лица, отбывшие заключение в исправительно-трудовых учреждениях. В настоящий момент происходит люмпенизация и криминализация молодежи.

 

Актуальность  данной темы, на мой взгляд, состоит  в том, что в настоящее время, когда в нашей стране радикально меняются все общественные отношения  и социальные институты, изучение особенностей социализации молодежи становится особенно востребованной и актуальной исследовательской  проблемой, привлекающей внимание не только ученых, но и практических работников разного уровня -- от политиков до учителей и родителей.

 

 

 

 

 

 

I. Теоретические аспекты социализации

1.1. Основные положения теории социализации

 

Социализация  охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек  приобретает социальную природу  и способность участвовать в  социальной жизни.

Существует  два наиболее выраженных взгляда  на существо социализации. Согласно одному из них, она означает процесс развития родившегося человеческого организма  в полноправную человеческую личность в ходе взаимодействия индивида с  социальной средой. В этом процессе, с одной стороны, реализуются  заложенные в человеке природные  психобиологические задатки, с другой - они трансформируются в социально значимые свойства личности в ходе образования и воспитания и при активном участии самого человека. Согласно иной позиции социализация выступает, прежде всего, как саморазвитие личности в ходе ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями. Как видно, в этой трактовке природно-биологическая сторона социализации специально не подчеркивается и не выделяется.

      Склоняясь больше к последней точке зрения, в самом общем виде под социализацией можно понимать процесс усвоения личностью образцов поведения, ценностей и норм, принятых в обществе, в конкретных социальных общностях.  Социализация может быть представлена как процесс освоения социальных норм, становящихся неотъемлемой стороной жизни личности не в результате внешней регуляции, а вследствие внутренней необходимости следовать им. Это - один аспект социализации.

       Второй аспект касается характеристики ее как существенного элемента социального взаимодействия, предполагающего; что люди хотят изменить свой собственный имидж, улучшить представление о себе в глазах других, осуществляя свою деятельность в соответствии с их ожиданиями. Следовательно, социализация связана с выполнением социальных ролей личности.

         Таким образом, можно сделать вывод, что социализация представляет собой двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

          Следует сказать также, что одним из важнейших в теории социализации личности является вопрос о ее этапах и фазах. При пристальном внимании оказывается, что это не одно и то же.

 

 

1.2. Фазы социализации

 

Фазы  имеют предметный, конкретный характер, по-разному проявляясь на каждом этапе  социализации. Их принято определять как фазы адаптации и интернализации. Выявляем ли мы особенности социализации ребенка, школьника, студента или работника - члена трудового коллектива, в любом случае придется анализировать обе эти фазы. Поэтому, прежде чем рассматривать последовательно этапы социализации, необходимо раскрыть содержание каждой из ее фаз.

 

Фаза адаптации.

 

Понятие адаптации, занимающее одно из центральных  мест в биологии, означает приспособление живого организма к условиям окружающей среды. Применительно к социологии оно стало обозначать процесс  приспособления человека к условиям социальной среды.

Смыслом этого освоения выступает принятие личностью норм и ценностей среды, будь то социальная общность, организация, институт, включение человека в различные  формы предметной деятельности и  взаимодействия, имеющиеся в этих социальных образованиях.

Адаптация - это начальный этап процесса включения и интеграции индивида в социальную, образовательную, профессиональную среду, основанный на реальном, повседневном, регулярном взаимодействии с ним. Основная функция адаптации – освоение относительно стабильных условий среды, решение повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия.

 

Адаптация выступает как недостаточно глубокий, преимущественно внешний процесс  социализации, приобретая при этом активную и пассивную форму. Активная форма заключается в стремлении личности не только понять и освоить  нормы и ценности социальной среды, виды деятельности и взаимодействия, принятые в ней, но и выразить свое индивидуальное отношение к ним, часто проявляющееся в неудовлетворенности  ими и желании их изменить. Пассивная  форма адаптации проявляется  в «молчаливом» принятии этих норм и ценностей и безусловном  подчинении им. Разумеется, она не обязательно  означает одобрение всего того, к  чему нужно приспосабливаться.

 

Сутью адаптационных процессов выступает  взаимодействие личности - субъекта адаптации  и социальной среды. В процессе этого  взаимодействия адаптивная деятельность не всегда имеет позитивную направленность. Это происходит в тех случаях, когда индивид выбирает себе адаптационную  «нишу» из консервативных элементов среды, либо когда воздействие адаптирующей среды столь сильно, что подавляет возможности творческой самореализации адаптанта и надолго их консервирует. В подобной ситуации возникает состояние, исход которого зависит не столько от субъективных качеств и свойств личности, предпринятых ею усилий, сколько от активности адаптирующей среды.

 

Если  эта среда обеспечивает ряд необходимых  условий для достижения совместимости  с нею адаптанта, то его действия будут направляться на ускорение темпов этого процесса, сознательное овладение теми или иными способами адаптивной деятельности. В итоге признаки адаптированности будут нарастать, а социализация - благополучно осуществляться.

 

Следовательно, процесс адаптации может быть успешным и безуспешным, что выражается в соответствующих социологических  показателях. В первом случае это  может быть высокий социальный и  профессиональный статус индивида, его  удовлетворенность содержанием  предметной деятельности и взаимодействием  с социальной средой. Во втором случае эти показатели будут диаметрально противоположными, крайней же формой безуспешной адаптации станет дезадаптация и ее конкретные проявления - текучесть кадров, миграция, разводы, отклоняющееся поведение и т.д. Именно эти характеристики дезадаптации и выступают десоциализирующими факторами.

 

Адаптация молодых людей имеет большое  видовое разнообразие, выступая как  социально-профессиональная, социально-бытовая, социально-политическая, социально-психологическая, социокультурная. В основу этой классификации положено видовое разнообразие адаптационных процессов. Конечно, в объективной реальности все названные направления адаптации не изолированы, а взаимосвязаны и взаимообусловлены.

 

В условиях современной России, переживающей переходное состояние от социализма и постсоветского общества к новому социальному обустройству, проблема адаптации молодежи приобретает  особое значение в рамках общего процесса их социализации. Адаптация превращается в социальную и психологическую  способность молодых людей пережить чрезвычайную, кризисную ситуацию перехода от одних общественных порядков к  другим.

 

 

 

 

 

Фаза интернализации.

 

Второй  фазой социализации личности является интернализация (инте-риоризация). Она означает сущностное, глубинное включение индивида в процесс, освоение его таким образом, что происходит органичное превращение норм, стандартов, стереотипов поведения, ценностей, характерных для внешней среды, во внутреннюю «принадлежность» личности. Это процесс перевода внешних требований во внутренние установки человека.

 

Интернализация как фаза социализации осуществляется всегда на основе адаптации и в этом смысле оказывается более «затянутой» по времени своего осуществления, более длительной и фундаментальной. В результате интернализации у личности появляется система твердых социальных регуляторов поведения, соответствующих как требованиям общества, так и конкретной социальной общности (либо социального института, организации).

 

Интернализация личности означает полное ее включение в ту или иную социальную структуру, в ряде случаев даже «сращивание» с ней. Последнее происходит тогда, когда деятельность какой-либо конкретной структуры трудно представить себе без того или иного человека. Это может быть руководитель или основатель данной структуры (хотя, в общем, такое совсем не обязательно); Человек, становящийся необходимым и незаменимым в той или иной среде, самим фактом подобного статуса свидетельствует об успешности его интериоризации. Ее важным фактором является активное и плотное взаимодействие с членами данной социальной среды по поводу осуществления того или иного вида предметной деятельности.

 

1.3. Основные подходы к периодизации  социализации

 

 

Теперь  необходимо рассмотреть этапы социализации. Эта проблема является дискуссионной, начиная с вопроса о том, имеет  ли социализация границы, и кончая обсуждением  количества ее этапов. В отношении  первого есть две основные точки  зрения. Одни авторы - их подавляющее большинство - полагают, что процесс социализации «сопровождает» человека на протяжении всего жизненного пути и завершается лишь с его смертью. Другие считают, что социализация, начинаясь с самого раннего детства, завершается периодом достижения социальной зрелости и вступления в этап профессионально-трудовой деятельности.

 

Еще большее разнообразие взглядов связано  с вопросом о том, в рамках каких  этапов осуществляется социализация личности. Одна из наиболее распространенных точек  зрения состоит в том, что существует три основных этапа социализации - дотрудовой, трудовой, послетрудовой (связанный с выходом человека на пенсию). В этой позиции нетрудно обнаружить присутствующий в качестве критерия выделения этапов социализации известный тезис К. Маркса и его последователей о решающей роли труда в жизни человека. Такой подход представляется вполне обоснованным и имеющим полное право на существование и изучение основных этапов социализации. Однако его уязвимым местом является значительная, даже чрезмерная длительность каждого этапа. На самом деле в рамках любого из них существует ряд более дробных по времени протекания периодов социализации.

Информация о работе Социализация молодёжи в современном российском обществе