Социализация молодёжи в современном российском обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 22:46, контрольная работа

Описание работы

Проблематика данной темы состоит в том, что появление новых и радикальное изменение традиционных каналов социализации подрастающих поколений в современном переходном обществе привели к увеличению количества молодых людей, ведущих асоциальный, аморальный образ жизни. В силу различных причин и в разной степени к ним относятся: инвалиды, алкоголики, бродяги, «профессиональные нищие», лица, отбывшие заключение в исправительно-трудовых учреждениях. В настоящий момент происходит люмпенизация и криминализация молодежи.

Содержание работы

Введение
I. Теоретические аспекты социализации
1.1. Основные положения теории социализации
1.2. Фазы социализации
1.3. Основные подходы к периодизации социализации
II. Социализация молодежи в современном российском обществе
2.1. Каналы социализации современной российской молодежи
2.2. Механизм социализации молодых людей
2.3. Проблемы социализации молодежи в современном Российском обществе
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ 2.docx

— 47.50 Кб (Скачать файл)

 

Такой же уязвимостью отличается и другой подход, в соответствии с которым  его авторам более целесообразным представляется выделением первичной  и вторичной социализации (или  ресоциализации). При этом к этапу первичной социализации относят период от рождения человека до формирования зрелой личности, к этапу вторичной социализации (ресоциализации) - период ее социальной зрелости.

 

Говоря  о критериях этапов социализации, нужно иметь в виду, прежде всего  три главных: время физического  и социального созревания; характер (особенности) доминирующих форм (видов) деятельности; основные социальные институты (агенты) социализации. В соответствии с этим критериями можно выделить следующие этапы социализации:

 

  1. младенчество (от рождения до примерно трехлетнего возраста), основная форма деятельности на этом этапе - общение. Основными агентами социализации выступают семья, ближайшие родственники.
  2. детство (от 3 до 6-7 лет). Здесь основной формой деятельности, становится игра, причем, прежде всего ролевая. Ребенок учится, «примеривает» на себя различные социальные роли - мамы, папы, воспитательницы детского сада, продавца магазина и многие другие. Наряду с семьей возникает новый социальный институт социализации - дошкольное образовательное учреждение.
  3. этап охватывает период от 6-7 до 13-14 лет. В рамках этого этапа происходит несколько крутых перемен, настоящих переломов, характеризующих особенности социализации. Во-первых, меняется основная форма деятельности: вместо игры появляется учеба, которая становится основным средством познания мира, жизни, отношений. Во-вторых, на смену дошкольному учреждению приходит институт школы как основной (наряду с семьей) фактор социализации. В-третьих, происходит половое созревание, накладывающее свою особую печать на процесс социализации.
  4. этап имеет нижней границей подростковый возраст (13-14 лет) и характеризуется известной временной неопределенностью верхнего рубежа. В содержательном отношении это завершение учения и переход к профессионально-трудовой деятельности. У одних он происходит в 18 лет, у других - в 23-25 и даже позже. Основной формой деятельности продолжает оставаться образовательная, однако серьезную конкуренцию ей составляют досуговая деятельность и общение. Завершается половое созревание личности, и чаще всего начинается половая жизнь. В рамках именно этого этапа происходит выбор профессии, способа достижения карьеры, путей построения дальнейшей жизни, что имеет подчас решающее значение в процессе социализации. Создаются все условия для мировоззренческой рефлексии, адекватного осознания себя, своих способностей и предназначения. Рассматривая роль институтов социализации на этом этапе, необходимо отметить снижающееся значение семьи, сохраняющееся - учреждений образования и резко возрастающее -социальной микросреды, товарищеского окружения.
  5. Пятый этап охватывает временные рамки функционирования социально зрелой личности (от 20--25 до 35--40 лет). Он характеризуется ее (как правило) высокой активностью в профессиональной сфере, созданием собственной семьи, в связи с этим превращением личности из «объекта» в «субъект» социализации. На этом этапе происходит полное раскрытие личностного потенциала, чему могут способствовать основные институты социализации - трудовой коллектив, семья, СМИ, образование и др. Ведущими формами деятельности, наряду с профессионально-трудовой, могут быть семейно-бытовая, образовательная, общественно-политическая, досуговая, деятельность общения.
  6. Шестой этап связан с возрастным периодом от 35-40 до 55-65 лет, т.е. от времени пика зрелости до выхода на «заслуженный отдых» пенсионерского бытия. Некоторые ученые придают этому этапу социализации чрезвычайное значение. Основными формами деятельности, наряду с профессионально-трудовой, являются семейно-бытовая (включая воспитание детей и внуков), социально-политическая, досуговая.
  7. этап социализации наступает в условиях пенсионного возраста и отказа личности от активной профессионально-трудовой деятельности. Большое значение в процессе социализации может иметь переключение человека на иные формы деятельности, которые могли бы стать для него доминантными и приносить глубокую удовлетворенность. На этом этапе происходит осмысление пройденного жизненного пути, его оценивание, что может приводить к последствиям двоякого порядка: имеет место либо осознание идентичности, целостности прожитой жизни, либо неудовлетворение ею и даже отчаяние от того, что она оказалась никчемной и не принесла никому пользы. Не очень хорошее физическое состояние человека, вызванное возрастом и пошатнувшимся здоровьем, может усугубиться психологически и привести к невротизации.

 

При рассмотрении социализации молодого поколения  важнейшим периодом является либо фаза начала трудовой деятельности, либо - профессиональная подготовка к ней. Именно здесь формируется  самосознание, социальное сознания и  ценностные установки, которые будут  определять траекторию личностного  развития на протяжении последующей  жизни. Для этого этапа характерна большая роль воспитательного воздействия. Поэтому практически в любом обществе социализация, протекающая на первых этапах, имеет ярко выраженный воспитательный характер. Отказ общества, от целенаправленного проведения воспитательной функции через официальные институты приводит к деформации социализации, доминированию в ней адаптационного, т.е. приспособительного, аспекта. Эта тенденция особенно опасна для социализации молодежи в транзитивном обществе, отличающемся потерей четких социальных ориентиров и норм.

В настоящее время особую роль на стадии профессиональной подготовки играет социализация в период обучения в вузе. Это объясняется тем, что вузовский этап социализации отличается содержанием большой доли воспитательного воздействия на личность. Социализация проходит в условиях стихийного взаимодействия индивида с социальной средой. Воспитание же представляет собой процесс целенаправленного воздействия на личность, когда воспитатель (в лице ли членов семьи, учителя или целого института - религии, вуза) изначально имеет некую программу воспитания, направленную на формирование у личности заданных качеств.

В условиях спада производства и массовой безработицы, которой охвачена в наибольшей степени  молодежь, учебные заведения остаются тем социальным институтом, который  направлен на формирование профессиональных ориентиров и трудовой этики. Высшая школа определяет формирование трудовой этики у той группы, которая  пополнит ряды управленческого и  интеллектуально-гуманитарного слоев  профессионалов и которые, в хвою очередь, будут определять вектор дальнейшего  социального развития.

Таким образом, из всего вышесказанного можно  сделать вывод, что социализация представляет собой процесс развития личности длинною в жизнь, который  осуществляется в процессе ее взаимодействия с многообразными факторами и  чем больше социальных факторов вовлечено  в процесс социализации, тем насыщеннее и интенсивнее он протекает.

 

II. Социализация молодежи в современном  российском обществе

 

2.1. Каналы социализации современной  российской молодежи

 

 

Прежде  всего, на мой взгляд, целесообразней будет рассмотреть в данной главе  теоретические аспекты факторов оказывающих влияние на процесс  социализации, чтобы затем, рассматривая каналы социализации современной российской молодежи иметь четкое представление  о механизме воздействия.

 

Факторы социализации можно рассматривать  в их различных сочетаниях. Одно из них - выявление макро-, мезо - и микрофакторов, влияющих на социализацию личности. Макрофакторы - это, прежде всего общество, государство, его социальные институты, средства массовой информации. К мезофакторам относятся те, что составляют социум личности в широком плане: тип поселения (регион, город, село), этнос, к которому она принадлежит (или относит себя), местные СМИ, предприятие, учебное заведение, учреждение, в котором личность работает или учится. Микрофакторами являются те, что непосредственно влияют на процесс социализации личности: семья, товарищеское окружение, учебная группа, первичный трудовой коллектив, иные структуры, с которыми человек непосредственно взаимодействует. Другими словами, это социум в узком плане, или микросоциум личности.

Макро - и мезофакторы могут влиять на социализацию личности как прямо, непосредственно, так и через микрофакторы. Очевидно, что информация, получаемая человеком из СМИ, влияет на процесс его социализации без всяких «посредников». Однако значительная доля этого влияния распространяется путем его трансформации через факторы конкретного социума, через агентов социализации, т.е. тех людей, с которыми индивид непосредственно взаимодействует. Понятно, что на каждом этапе социализации состав людей меняется, хотя «ядро» агентов социализации может оставаться одним и тем же долгие годы. Это, прежде всего ближайшее семейное окружение: родители, жена (муж), дети, братья (сестры), а также друзья или близкие товарищи.

 

Теперь  разобравшись с теоретическими предпосылками  каналов социализации можно перейти  к освещению проблемы факторов оказывающих  влияние на социализацию молодежи в  современном обществе.

 

Факторы макроуровня - социально-экономические и социально-политические процессы, протекающие в обществе в целом. От них непосредственно зависит возможность освоения молодым поколением ценностных идеалов и норм, декларируемых обществом.

Факторы среднего уровня - система высшего  образования, реформирование которой  должно скорректировать мотивацию  обучения в высшей школе и смысл  образовательной деятельности.

Наконец, к факторам микроуровня можно отнести влияние процесса организации учеб-ной деятельности в вузе, Студенческую группу, преподавательский состав вуза. От этой группы причин непосредственно зависят характер и содержание воспитательного процесса в вузе. Университет-среда социализации молодежи.

 
Выделенные три группы факторов должны друг друга дополнять и  резонировать. Однако такое их гармоничное  взаимодействие не является обязательным: возможно и противоречие этих факторов. В условиях системного кризиса российского общества, бесспорно, доминирующая роль в процессе социализации принадлежит факторам макро и мезоуровней. Большой интерес представляет не только изучение конкретного развертывания процесса социализации, но и анализ его противоречий.

 

Рассмотрим  эти факторы более подробно. Быстрые  темпы радикальных перемен в  жизни современных народов, усиление вероятностных и стохастических тенденций в социальном бытии  населения Земли делают жизнь  любого общества подверженной многочисленным социальным рискам и особенно актуализируют  процессы выживания человечества; в  связи, с чем на первый план выходит  проблема социализации молодежи, главного богатства любого общества.

Появление новых и радикальное изменение  традиционных каналов социализации подрастающих поколений в российском обществе с необходимостью ставят вопросы  о смысле и существе процесса социализации, о сходстве и различии в процессах  воспитания, образования и обучения подрастающих поколений, о современной  молодежи, существенно отличающейся от молодежи предшествующего времени.

 

В последние  десятилетия в современной России, как и в других странах, появились  принципиально новые каналы социализации, оказывающие сильное влияние на процессы формирования молодежи, ее адаптации в радикально меняющемся обществе. Наиболее значимыми из таких каналов являются: рынок труда, институт предпринимательства, информатизация всех сфер социальной жизни, становление основ нового типа общества как его базовых характеристик. В этих условиях рынок труда превращается в один из весомых социальных индикаторов рыночных отношений, что обусловливается существующим на нем спросом и предложением, а также наличием свободных рабочих мест, которые могут быть предложены молодежи, впервые выходящей на этот рынок и обладающей, во-первых, определенным уровнем знаний, а во-вторых, конкретными пожеланиями относительно своей будущей работы. Именно рынок проверяет все качества подрастающих поколений: моральные и деловые, их культурные миры и профессиональные умения. Степень «обеспеченности» молодых людей такими социальными качествами, которые будут востребованы на протяжении всей их активной экономической жизни, и определит, в конечном счете, возможные контакты с миром, с партнерами, равно как и сформирует умение работать в постоянно трансформирующемся обществе и нестабильных условиях бытия, впрочем, эта цель стоит перед всеми институтами общества, где происходит социализация молодежи.

 

В настоящее  время изменилась роль традиционных и новых каналов социализации молодежи, каждый из наиболее значимых социальных институтов, осуществляющих социализацию молодежи постсоциалистических стран, существенно изменился в условиях транзитивности: семья становится более нестабильной и малодетной, коммерциализируются все звенья системы образования, которое становится сервисноориентированной сферой деятельности, а не главной формой трансляции культуры подрастающим поколениям. Само образование в либерально-демократическом обществе перестает быть обязанностью подрастающих поколений, но не приобретает статуса правовой нормы, в связи с затянувшейся реформацией системы образования практически во всех постсоциалистических странах.

К сожалению, в нашей стране возрождается сословный характер обучения. Государство, не находя применение высокому образовательному потенциалу молодых людей, не обеспечивая нормальные возможности им самим зарабатывать на жизнь, поставило большинство из них на грань бедности, плодит маргиналов, что ведет к дезинтеграции общества. При этом, поощряя распространение самых дорогостоящих в мире развлечений и делая недоступными для большинства молодых людей учреждения высокой культуры, оно неизбежно толкает их в криминальные структуры.

Реальностью российского общества в первой половине 90-х гг. ХХ в. стало включение России в глобальное информационное пространство. Средства массовой коммуникации, включающей все виды информации, функционирующие в этом пространстве, созданном при помощи новых технологий (мультимедиа, аудиовизуальные средства коммуникации), стали важнейшим агентом социализации молодежи. Они распространяют и популяризируют определенные образцы, стили и нормы поведения, моделируют и внедряют в массовое сознание образ реальности, к которой необходимо стремиться. Напрямую такое воздействие осуществляется через рекламу.

 

Следует заметить, что влияние телекоммуникации можно оценивать и как отрицательное  и как положительное. С одной  стороны, коммерциализация телеканалов  приводит к преобладанию на телеэкранах  низкопробных западных фильмов, насыщенных насилием, агрессией, жестокостью. Кроме  того, значительное место на экране занимает реклама. С другой стороны, появление новых типов видеопрограмм  помогает молодежи, как в занятиях, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты  знания. Информационное поле нового типа пронизывает все сферы социальной жизни, затрагивая социализационные процессы в различных институтах социализации.

 

Распространенным  феноменом российской действительности стала молодежная субкультура, представляющая собой полифункциональное явление, отвечающее сущностным потребностям развития личности, и, прежде всего, потребности  в социальной и культурной идентичности, «встроенности» человека в некое социокультурное сообщество. Возрастные группы, которые оформляются как носители молодежной субкультуры, становятся социализирующим фактором. Их роль возрастает тогда, когда основные институты, обеспечивающие социализацию молодежи (семья, школа, общественные организации, СМИ), пропагандируют весьма разнообразные и отличные друг от друга ценности и модели поведения, что осложняет процесс поиска себя, обретения социального статуса.

Таким образом, что среди новых каналов социализации молодежи наибольшее значение приобретают СМИ и Интернет. В роли мощных каналов социализации выступают аудиовизуальный мир: телевидение, реклама, игровые технологии современных СМИ, а также деятельность радикально изменившихся социальных организаций. В противовес глобальным развиваются и усиливаются региональные и локальные традиции в современной духовной культуре подрастающих поколений, что необходимо учитывать в процессе работы с молодежью.

Информация о работе Социализация молодёжи в современном российском обществе