Министерство образования и
науки Астраханской области
ОАОУ СПО «Астраханский социально-педагогический
колледж»
Специальность 040401 «Социальная
работа»
ПМ.03. Социальная работа с лицами
из групп риска, оказавшимися в ТЖС
КУРСОВАЯ РАБОТА
Социальная адаптация
бывших заключённых.
|
Выполнила: студентка 3С группы
Джакишева С.Б.
Научный руководитель: преподаватель
спецдисциплин
Клепчинова Л.С. |
Астрахань, 2014
Введение
Глава 1. Понятие социальной
адаптации
1.1. Общее понятие социальной
адаптации
1.2. Виды и уровни адаптации
личности
1.3. Этапы социальной адаптации
Глава 2. Адаптационные проблемы
бывших заключенных
2.1. Социальные проблемы
адаптации бывших заключенных
2.2. Правовые последствия
судимости
2.3. Социальная помощь бывшим
заключенным в Астраханской области
Заключение
Список литературы
Введение
В наше время, когда кривая преступности,
в том числе и рецидивной, неуклонно движется
вверх, а пенитенциарные учреждения не исправляют, только
готовят к совершению новых преступлений
вопрос о социальной адаптации освобожденных
от наказания встает очень остро. Если
человек не адаптируется к нормальной
жизни, это приведет к новым девиантным
последствиям и, чаще всего, к повторному
совершению преступлений.
Актуальность проблемы
социальной адаптации лиц, отбывших наказание
за совершенные преступления, очевидна.
Несмотря на то, что какого-либо закона,
регламентирующего аспекты адаптации
бывших осужденных и лиц, отбывающих наказание,
до сих пор нет, проблема социальной адаптации
осужденных стала актуализироваться в
политике нашего государства последние
два-три года. И такая активизация в последнее
время действий по социальной адаптации
граждан, освободившихся из учреждений
управления исполнения наказаний, заставляет
надеяться на эффективное обеспечение
возврата бывших преступников к законопослушной
жизнедеятельности. Следует также отметить,
что процент лиц, освобождающихся из мест
лишения свободы и отказывающихся от продолжения
дальнейшего преступного поведения, достаточно
значителен.
Вопросы социальной
адаптации лиц, освобожденных из исправительных
учреждений, получили освещение в работах как зарубежных
(Д. Гордон, Р. Куинн, К.Л. Кунц, Г.Й. Шнайдер,
Эдвин М. Шур и др.), так и отечественных
(Ю.М. Антонян, Ю.М. Аверкиев, З.А. Астемиров,
Н.А. Беляев, А.В. Бриллиантов, А.И. Васильев,
Т,Н. Волкова, В.И. Горобцов, П.Ф. Гришин,
В.И. Гуськов, В.А. Елеонский, В.И. Игнатенко,
И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова,
А.Г. Ковалев, О.Б. Лысягин, А.С. Михлин, В.И.
Поздняков, В.Б. Писарев, А.Т. Потемкина,
Т.Г. Предов, М.С. Рыбак, СВ. Познышев, Н.А.
Стручков, В.М. Трубников, И.В. Шмаров, А.М.
Яковлев и др.) ученых.
Цель: изучение проблем освобожденных
от наказания и условий способствующих
их социальной адаптации.
Задачи:
- Проанализировать литературные
источники по проблеме социальной реадаптации бывших заключенных;
- раскрыть содержание процесса
социальной адаптации лиц, освобожденных
из мест лишения свободы;
- изучить помощь лицам, освобожденным
от отбывания наказания и проблемы ее
реализации;
- рассмотреть специфику организации
помощи лицам, отбывшим наказание;
- сформулировать выводы по данной
проблеме.
Объектом данной работы являются пути
решения социальных проблем лиц отбывших
наказание в виде изоляции от общества
и освобожденные от него. В простонародье
- бывшие заключенные. В специальной литературе
- лица, освобожденные от наказания.
Предметом данной работы являются адаптационные
проблемы лиц, освобожденных от наказания.
Глава 1. Понятие социальной
адаптации
1.1. Общее понятие
социальной адаптации
Многие ученые, занимавшиеся
исследованием проблем освобожденных
от наказания, использовали разную терминологию,
обозначая по сути одни и те же проблемы.
Такие понятия как: реабилитация, социальная
реабилитация, ресоциализация, социализация,
социальная адаптация, реадаптация - все
они, исходя из этиологии, имеют разное
значение, но все ученые вкладывают в них
один смысл - помощь лицам освобожденным
от наказания в установлении социально
полезных связей.
Чтобы определить какое же понятие
более подходит для определения процесса
решения проблем освобожденных от наказания
нужно определить сами эти проблемы. Это
юридическая проблема, связанная с восстановлением
своих прав, в которых человек был ограничен
в связи с осуждением, и социально-психологическая
проблема связанная с установлением нормальных,
связей с социальным окружением со стороны
освобожденного и со стороны социального
окружения. Кто же является лицом освобожденным
от наказания?
В соответствии со ст. 172 УИК
РФ основаниями освобождения от отбывания
наказания являются:
а) отбытие срока наказания,
назначенного по приговору суда;
б) отмена приговора суда с прекращением
дела производством;
в) условно - досрочное освобождение
от отбывания наказания;
г) замена неотбытой части наказания
более мягким видом наказания;
д) помилование или амнистия;
е) тяжелая болезнь или инвалидность;
ж) иные основания, предусмотренные
законом.
Нас же интересуют лица, привлеченные
к уголовной ответственности и отбывшие
наказание в изоляции от общества.
Понятие реабилитация определяется
как - восстановление в правах. По российскому
праву реабилитацией лица, которое привлекалось
в качестве обвиняемого, или было признано
виновным по приговору суда или подвергалось
административно-правовому взысканию,
считается вынесение оправдательного
приговора при пересмотре уголовного
дела за отсутствием события преступления,
за отсутствием состава преступления
или за недоказанностью участия в совершении
преступления, а также постановление о
прекращении дела об административном
правонарушении, то есть реабилитация
означает отрицание факта нарушения права,
следовательно применяется к лицам, в
отношении которых делопроизводство велось
по ошибке. А значит реабилитация влечет
за собой полное восстановление доброго
имени, репутации, а также восстановление
реабилитированного во всех его прежних
правах.
Конечно же лицо, незаконно
осужденное, отбывшее частично или полностью
наказание, столкнется с проблемами общими
для всех освобожденных, и тоже будет нуждаться
в их решении. Человек будет нуждаться
в восстановлении ранее существовавших
нормальных социально-полезных связей,
которые были утрачены в связи с изоляцией
от общества. Здесь скорее всего речь будет
идти о социальной реабилитации.
Социальная реабилитация - комплекс
мер, направленных на восстановление разрушенных
или утраченных индивидом общественных
связей и отношений вследствие изменения
социального статуса, девиантного поведения
личности (освободившихся из мест заключения
и т. п.) Словарь по социальной работе. Эти
меры осуществляются со стороны различных
социальных служб. Для лиц неправомерно
подвергнутых наказанию термин социальная
реабилитация достаточно применим, но
как же быть с лицами законно подвергнутыми
наказанию?
Дело в том, что у большинства
преступников до осуждения не существовало
нормальных социально-полезных связей.
Они ограничивались только связями внутри
девиантных групп и общностей, начиная
с семьи преступников или алкоголиков
и заканчивая криминогенным районом. Для
детей выросших в таких условиях процесс
социализации проходил в рамках девиантной
субкультуры, а значит он не имеет понятия
об общечеловеческих ценностях и нормах.
Значит о процессе восстановления прежних
социальных связей не может быть и речи.
Здесь речь идет о ресоциализации, т. е.
о «процессе повторного вживания (бывшего
преступника) в систему представлений
о ценностях, существующих в обществе» .
Так или иначе становление социально-полезных
связей, восстановление в правах проходит
через процесс социальной адаптации. Т.
е. человек должен приспособиться к условиям
общества.
Термин «адаптация» пришел
в гуманитарные науки из естествознания,
где понимался как «процесс приспособления
строения и функций организмов (особей,
популяций, видов), их органов к условиям
среды». В общественных науках он означает
следующее:
Социальная адаптация - процесс
активного приспособления индивида к
условиям социальной среды; вид взаимодействия
личности или социальной группы с социальной
средой Словарь по
социальной работе.. Этот же источник дает
понятие реадаптации как «восстановление
адаптационных способностей». Но причем
тут способности? Чтобы восстанавливать
способности, их нужно сначала утратить,
а утратить их можно вследствие сильного
психического или физического нарушения
функций центральной нервной системы,
а это нарушение встречается редко. То
есть человек в любом случае адаптируется
к условиям существования, но в силу физиологических
особенностей у разных людей этот процесс
идет по разному. Поэтому следует рассматривать
реадаптацию, как адаптацию к новым условиям.
Психологическое понимание
адаптации сводится к установлению состояния
равновесия субъекта и среды, их взаимного
воздействия. Адаптация обеспечивает
равновесие между воздействием организма
на среду и ее обратным воздействием или,
что одно и то же, равновесие во взаимодействиях
субъекта и объекта.
В социологии употребляется
понятие социальной адаптации, содержание
которого не сводится к первоначальному
биологическому смыслу приспособления.
Социальная адаптация предполагает взаимодействие
личности и социальной среды в процессе
их общественного функционирования. Процесс
социальной адаптации не тождествен биологическому
приспособлению живого организма к среде
обитания. Человеческое приспособление
к условиям существования значительно
сложнее биологического. Человек - носитель
сознания - обладает способностью не только
воспринимать новые для него требования
своего социального окружения, но и прогнозировать
их эволюцию. Простое приспособление заменяется
активным регулированием процесса взаимодействия
со средой. Адаптация человека на социальном
уровне приобретает двусторонний характер:
с одной стороны, она включает изменение
социальных функций, необходимых для удовлетворения
требований окружающей среды, с другой
-- под его воздействием происходит изменение
самой среды.
1.2 Виды и уровни
адаптации личности
Адаптация личности как способ
включения ее в систему норм, социальных
и моральных ценностей неразрывно связана
с правовой культурой, с пониманием существующих
в обществе политических, нравственных,
правовых явлений, с усвоением предписаний
политических, нравственных и правовых
норм в качестве собственных жизненных
установок.
Правовая культура достигается
путем организации и осуществления правового
воспитания, в котором социально-психологическим
процессам формирования правовых взглядов,
идей, убеждений, чувств, настроений принадлежит
важная роль. Правовое воспитание охватывает
одновременно правовое образование и
обучение, формирование убеждений, привычек
правового поведения и социально-правовой
активности.
Достижение соответствия потребностей
и устремлений личности целям и задачам
общества обусловливает прогрессивный
характер социальной адаптации. Главная
ее особенность заключается в том, что
взаимоотношения индивида и общества
должны носить характер осознанного и
свободного подчинения личности социальным
(правовым) нормам и ценностям.
Итак, существует два вида адаптации:
социальная и психологическая. Социальная
адаптация по сути означает установление
нормальных, социально полезных отношений,
социальную реабилитацию гражданина.
Психологическая -- это усвоение субъектом
стандартов поведения и ценностных ориентации.
Психологическая адаптация неразрывно
связана с социальной адаптацией, которая
одновременно является и условием, и показателем
ее успешности. Поэтому социальную и психологическую
адаптацию следует рассматривать в их
неразрывном единстве. Однако возможны
и такие ситуации, когда указанные два
вида адаптации не совмещаются: человека
хорошо приняли в бытовом окружении (семья,
родственники, знакомые), но не принимают
на работу.
Социальная и психологическая
адаптация в социологической и философской
литературе рассматривается на различных
уровнях:
I - общества в целом (в масштабе
макросреды);
II - социальной группы (в масштабе
микросреды);
III - индивида (внутриличностная
адаптация).
Вывод о существовании адаптации
личности на уровне общества не получил
общего признания среди специалистов.
Скорее всего, имеет смысл говорить об
адаптации личности в масштабе общества
(макросреды), человек может усвоить и
использовать образцы и шаблоны поведения
и деятельности, характерные для конкретной
общности (группы, ближайшего социального
окружения), и в то же время не достичь
органического единства с макросредой
(обществом), не интегрироваться с ней.
В качестве примера неадаптированности
личности на уровне общества, отрешенности
и безразличия к социальной стороне своего
существования можно рассматривать героя
повести А. Камю «Посторонний». Примером
же социальной и психологической адаптации
личности на уровне общества могут служить
жизнь и творчество Николая Островского.
Выделение социальной и психологической
адаптации личности на уровне социальной
группы (коллектива -- микросреды) является
общепризнанным. Адаптация личности в
социальной группе представляет собой
ее самоопределение, обеспечение прочности
«врастания» человека в данную группу
(коллектив). В процессе коллективной деятельности
и общения человек утверждает свою индивидуальность
и вместе с тем, в известной мере, интегрируется
с группой. Однако при этом конфликт с
обществом не допускается, лицо воздерживается
от нарушения правовых норм хотя бы под
страхом наказания.