Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 15:42, контрольная работа
Проблема социальной адаптации личности является одной из сложнейших проблем современности. Она исследуется рядом наук – психологией, физиологией, социологией, педагогикой, философией и др. В настоящее время нет какой-либо специальной методики, которая бы эффективно решала задачу комплексного изучения специальной адаптации личности. Все имеющиеся на данный момент методики направлены на исследование только какой-то одной составляющей социальной адаптации. Сложность проблемы состоит и в том, что комплексная диагностика социальной адаптации должна быть одновременно направлена на выявление общего уровня социальной адаптации личности, адаптационного материала личности и влияния адаптирующих факторов. Разработка адекватного диагностического инструментария в этой области затрудняется рядом проблем в рамках самой теории социальной адаптации личности
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3-4
ГЛАВА 1. Социальная адаптация в научной литературе……………………5-7
ГЛАВА 2. Социально-педагогические проблемы детей-сирот…………….8-10
ГЛАВА 3. Специфика деятельности социального педагога………………11-13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………15
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Социальная адаптация в научной литературе……………………5-7
ГЛАВА 2. Социально-педагогические проблемы детей-сирот…………….8-10
ГЛАВА 3. Специфика деятельности социального педагога………………11-13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………15
ВВЕДЕНИЕ
Проблема социальной адаптации личности является одной из сложнейших проблем современности. Она исследуется рядом наук – психологией, физиологией, социологией, педагогикой, философией и др. В настоящее время нет какой-либо специальной методики, которая бы эффективно решала задачу комплексного изучения специальной адаптации личности. Все имеющиеся на данный момент методики направлены на исследование только какой-то одной составляющей социальной адаптации. Сложность проблемы состоит и в том, что комплексная диагностика социальной адаптации должна быть одновременно направлена на выявление общего уровня социальной адаптации личности, адаптационного материала личности и влияния адаптирующих факторов. Разработка адекватного диагностического инструментария в этой области затрудняется рядом проблем в рамках самой теории социальной адаптации личности.
Социальная адаптация - сложный диалектический, многоуровневый и иерархический процесс взаимодействия личности и социальной среды, ведущий к оптимальному соотношению их целей и ценностей, реализации внутриличностного потенциала в конкретных условиях жизнедеятельности при благоприятном эмоциональном самочувствии.
Адаптация
формирует у человека способность
без длительных внешних и внутренних
конфликтов продуктивно выполнять
работу, удовлетворять свои основные
витальные и социогенные
Интенсивность
адаптационных процессов в
В
результате в современном обществе
значительно повышается роль целенаправленной
деятельности государства и общественных
организаций, роль образования и
прикладной науки в обеспечении
процессов социальной адаптации человека,
социальных групп, общества в целом и подрастающего
поколения в частности.
ГЛАВА
1. Социальная адаптация
в научной литературе
В контексте исследования проблемы становления и развития личности процесс социальной адаптации имеет существенное значение. При этом адаптация рассматривается как процесс общего приспособления человека к условиям существования, новым или внезапно изменившимся. Спецификой адаптации является то, что процесс связан с социализацией личности, ее интеграцией в социальный мир и представляет собой одно из сложнейших общественных явлений, включающих различные стороны жизнедеятельности человека и социальных групп. Проблема адаптации личности к условиям жизнедеятельности достаточно остро заявляет о себе на переломных этапах развития общества. На фоне сложных социальных преобразований на процесс адаптации оказывает влияние достаточно большое число виктомогенных факторов, что, в свою очередь провоцирует развитие нарушений в ходе социализации и жизнедеятельности человека[№10,2008].
Общую методологию исследования проблемы социальной адаптации составляет аксиологический подход, согласно которому человек рассматривается как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. Антропологический подход подразумевает системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. Культурологический подход позволяет рассматривать образование через призму таких категорий, как культура, культурные образы, нормы и ценности, культурная деятельность и т.д. исходя из культурологического полхода социальная адаптация предстает как процесс освоения механизмов постижения культуры и как деятельность, ориентированная на культуротворчество, интеграцию личности в культуру.
Выбор системного и деятельностного подходов в качестве оснований для организации процесса социальной адаптации учащихся обусловлен решающей ролью деятельности и ее рефлексии как условий становления субъектности человека, его самоопределения в пространствах жизнедеятельности. Синергический подход предусматривает выявление, исследование общих закономерностей в процессах образования, устойчивости и разрушения упорядоченных, временных и пространственных структур в сложных неравноценных системах различной природы. Компетентностный подход рассматривается как результативно-целевая основа образования. Источником его развития явилась потребность преодоления разрыва между результатами образования и потребностями в интеллектуальных ресурсах развития социальной практики, отдельных социальных групп и человека. Базовой категорией данного подхода является компетентность, которая понимается как ситуационно проявляемое качество человека, принципиально несводимое ни к его потенциальным возможностям, ни к операционным действиям. А различные ситуации определяют многообразие востребованных для достижения адаптированности типов и видов компетентности. Таким образом, компетентность, становление и развитие которой происходит в процессе образования и практической деятельности, есть результат социализации, освоения человеком способов социально и личностно значимых видов деятельности, методов их критериального анализа и механизмов развития.
В качестве научного методологического подхода в исследовании выступает личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию, который раскрывается на основании признания ценности развивающейся личности. С целью создания организационно-педагогических условий социальной адаптации школьников избран средовый подход, рассматривающий среду как интегральное средство для решения задач и достижения поставленной цели[№10 2008].
Методологические
подходы институализируются базовыми
категориями, инструментальным знанием,
позволяющим и описать
Так, социальная адаптация рассматривается как постоянный процесс и результат активного приспособления индивида к условиям изменяющейся среды. Понятие «адаптация» не имеет однозначного определения. Например И.К. Кон под адаптацией понимает процесс активного приспособления и волевой реализации усвоенных норм и ценностей в условиях конкретной ситуации (волевой, осознанный процесс воспроизводства и реализации норм и ценностей).
С.И. Розум считает, что адаптация есть процесс взаимодействия двух переменных – потребностей живого организма и особенностей среды его обитания. Изменение средовых условий влечет за собой изменение требований к живым организмам. Изменение организмов в ответ на «требования» среды приводит к изменению содержания и предметов потребностей. В связи с этим адаптация всегда индивидуальна и относительна, а процесс адаптации бесконечен.
С точки зрения П.С. Кузнецова, социальная адаптация - это «целостный непрерывный, динамичный, относительно устойчивый социальный процесс установления соответствия между совокупным уровнем актуальных на данный момент потребностей личности и наличным уровнем удовлетворения данных потребностей, определяющий ее непрерывное развитие».
Рассматривая социальную адаптацию как процесс самоопределения личности, следует подчеркнуть значимость разработки стратегии социальной адаптации с целью гармонизации индивида со средой, приведения в соответствие с ней его потребностей, интересов, установок, ценностных ориентаций и требований окружения на основании жизненных целей человека. Под стратегией социальной адаптации следует понимать способ построения субъектом своих отношений с окружающим миром, другими людьми и самим собой в реализации жизненных задач и достижения жизненных целей.
Таким образом, можно сделать вывод, что социальная адаптация представляет собой процесс и результат активного приспособления индивида к условиям изменяющейся социальной среды. В процессе социальной адаптации происходит установление взаимного соответствия между потребностями личности и требованиями социальной среды.
ГЛАВА 2. Социально-педагогические проблемы детей-сирот
В настоящее время в ряду важнейших государственных задач очень остро стоит вопрос об обездоленных детях-сиротах.
Учреждения для воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — особые заведения. Их специфика проявляется в контингенте воспитанников, в уникальности решаемых задач, в своеобразии педагогического процесса, в особом статусе педагогов.
Как правило, воспитанники детских домов испытывают серьезные проблемы, связанные со здоровьем. Они являются носителями целого спектра врожденных и приобретенных заболеваний, нередки случаи врожденной наркотической или алкогольной зависимости. Многие имеют серьезные психологические отклонения, обусловленные последствиями госпитализма, психическими травмами, полученными в неблагополучной семье или в процессе воспитания «на улице». Это в первую очередь проблемы эмоциональной сферы, такие как «эмоциональная глухота», проявляющаяся в неумении дифференцировать и адекватно реагировать на эмоциональные состояния окружающих и свои собственные. В силу того, что дети не испытали родительской любви и не знают, что такое быть любимыми, они сами не умеют любить, часто проявляют агрессивность, повышенную тревожность и страхи. Все это ведет к трудностям в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми. Им свойственно отставание в интеллектуальном развитии, которое проявляется в ограниченности кругозора, недоразвитии многих психических процессов: внимания, памяти, мышления, речи и т.д. Практически все дети попадают в детский дом с диагнозом «педагогическая запущенность».
К тому же воспитанники детских домов — это очень неоднородный контингент. Здесь находятся сироты, родители которых погибли, — они имеют некоторый опыт жизни в семье, часто благополучной, а также социальные сироты, чьи родители живы, но в силу тех или иных причин не занимаются их воспитанием. Последние, в свою очередь, объединяют тех, кто прошел через воспитание в домах ребенка и никогда не знал семьи, так называемые «отказные» дети, оставленные мамами в первые дни или недели жизни; тех, кто пришел в детский дом из семьи (как правило, неблагополучной) в результате лишения их родителей родительских прав, и детей, имеющих опыт жизни «на улице» — беспризорников[Педагогика №5].
Каждая их этих категорий детей обладает своими специфическими особенностями и требует специального подхода.
Отличие от обычных образовательных учреждений, детские дома решают более широкий спектр задач, которые условно можно разделить на три взаимосвязанных блока:
В условиях детского дома педагог становится ключевой фигурой образовательного процесса. Помимо выполнения своих профессиональных педагогических функций, он должен по мере сил восполнить детям несуществующих родителей и это, пожалуй, самая сложная задача из всех, стоящих перед ним. Кроме того, педагог часто является для детей единственным носителем норм и ценностей окружающего мира, он наделен широкими возможностями оказывать существенное влияние на сегодняшнюю и будущую жизнь детей. Педагог, работающий с детьми, оказавшимися в условиях родительской депривации, чаще других имеет дело с такими детскими проблемами, как повышенная агрессивность, тревожность, страхи, стрессы и т.д[№4,2010].
Информация о работе Социальная адаптация детей-сирот к условиям обучения