Социальная адаптация детей-сирот к условиям обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 15:42, контрольная работа

Описание работы

Проблема социальной адаптации личности является одной из сложнейших проблем современности. Она исследуется рядом наук – психологией, физиологией, социологией, педагогикой, философией и др. В настоящее время нет какой-либо специальной методики, которая бы эффективно решала задачу комплексного изучения специальной адаптации личности. Все имеющиеся на данный момент методики направлены на исследование только какой-то одной составляющей социальной адаптации. Сложность проблемы состоит и в том, что комплексная диагностика социальной адаптации должна быть одновременно направлена на выявление общего уровня социальной адаптации личности, адаптационного материала личности и влияния адаптирующих факторов. Разработка адекватного диагностического инструментария в этой области затрудняется рядом проблем в рамках самой теории социальной адаптации личности

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3-4
ГЛАВА 1. Социальная адаптация в научной литературе……………………5-7
ГЛАВА 2. Социально-педагогические проблемы детей-сирот…………….8-10
ГЛАВА 3. Специфика деятельности социального педагога………………11-13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………15

Файлы: 1 файл

Адаптация.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ  
 
 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3-4

ГЛАВА 1. Социальная адаптация в научной  литературе……………………5-7

ГЛАВА 2. Социально-педагогические проблемы детей-сирот…………….8-10

ГЛАВА 3. Специфика деятельности социального  педагога………………11-13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….14

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………15

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Проблема  социальной адаптации  личности является одной из сложнейших проблем современности. Она исследуется рядом наук – психологией, физиологией, социологией, педагогикой, философией и др. В настоящее время нет какой-либо специальной методики, которая бы эффективно решала задачу комплексного изучения специальной адаптации личности. Все имеющиеся на данный момент методики направлены на исследование только какой-то одной составляющей социальной адаптации. Сложность проблемы состоит  и в том, что комплексная диагностика социальной адаптации должна быть одновременно направлена  на выявление общего уровня социальной адаптации личности, адаптационного материала личности и влияния адаптирующих факторов. Разработка адекватного диагностического инструментария в этой области затрудняется рядом проблем в рамках самой теории социальной адаптации личности.

      Социальная  адаптация  - сложный диалектический, многоуровневый и иерархический процесс взаимодействия личности и социальной среды, ведущий к оптимальному соотношению их целей и ценностей, реализации  внутриличностного потенциала в конкретных условиях жизнедеятельности при благоприятном эмоциональном самочувствии.    

      Адаптация формирует у человека способность  без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполнять  работу, удовлетворять свои основные витальные и социогенные потребности  в полной мере  соответствовать  тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к нему эталонная группа, а также переживать состояние самоутверждения и самореализации.

      Интенсивность адаптационных процессов в обществе зависит от того, какую стадию в  своем развитии они переживают. Во времена серьезных социальных изменений, особенно социальных катаклизмов, адаптационные процессы приобретают особую интенсивность и захватывают практически все слои общества. По мере ускорения общественного развития увеличивается интенсивность адаптационных процессов в обществе в целом. Это приводит к тому, что процессы социальной адаптации становятся практически непрерывными, и умение адаптироваться к изменениям  приобретает жизненно важное значение не только для младших, но и для старших поколений. Готовность к переменам становится одним из главных условий жизненного успеха человека.

      В результате  в современном обществе  значительно повышается роль целенаправленной деятельности государства и общественных организаций, роль образования и  прикладной науки в обеспечении  процессов социальной адаптации человека, социальных групп, общества в целом и подрастающего поколения в частности.              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. Социальная адаптация  в научной литературе 

      В контексте исследования проблемы становления  и развития личности процесс социальной адаптации имеет существенное значение. При этом адаптация рассматривается как процесс общего приспособления человека к условиям существования, новым или внезапно изменившимся. Спецификой адаптации является то, что процесс связан с социализацией личности, ее интеграцией в социальный мир и представляет собой одно из сложнейших общественных явлений, включающих различные стороны жизнедеятельности человека и социальных групп. Проблема адаптации личности к условиям жизнедеятельности достаточно остро заявляет о себе на переломных этапах развития общества. На фоне сложных социальных преобразований на процесс адаптации оказывает влияние достаточно большое число виктомогенных факторов, что, в свою  очередь провоцирует развитие нарушений в ходе социализации и жизнедеятельности человека[№10,2008].

      Общую методологию исследования проблемы социальной адаптации составляет аксиологический  подход, согласно которому человек  рассматривается как высшая ценность общества и самоцель общественного  развития. Антропологический подход подразумевает системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. Культурологический подход позволяет рассматривать образование через призму таких категорий, как культура, культурные образы, нормы и ценности, культурная деятельность и т.д. исходя из культурологического полхода социальная адаптация предстает как процесс освоения механизмов постижения культуры и как деятельность, ориентированная на  культуротворчество, интеграцию личности в культуру.

      Выбор системного и деятельностного подходов в качестве оснований для организации  процесса социальной адаптации учащихся обусловлен решающей ролью деятельности и ее рефлексии как условий  становления субъектности человека, его самоопределения в пространствах жизнедеятельности. Синергический подход предусматривает выявление, исследование общих закономерностей в процессах образования, устойчивости и разрушения упорядоченных, временных и пространственных структур в сложных неравноценных системах различной природы.   Компетентностный подход рассматривается как результативно-целевая основа образования. Источником его развития явилась  потребность преодоления разрыва между результатами образования  и потребностями в интеллектуальных ресурсах развития социальной практики, отдельных социальных групп и человека. Базовой категорией данного подхода является компетентность, которая понимается как ситуационно проявляемое качество человека, принципиально несводимое ни к его потенциальным возможностям, ни к операционным действиям. А различные ситуации определяют многообразие востребованных для достижения адаптированности типов и видов компетентности. Таким образом, компетентность, становление и развитие которой происходит в процессе образования и практической деятельности, есть результат социализации, освоения человеком способов социально и личностно значимых видов деятельности, методов их критериального анализа и механизмов развития.

      В качестве научного методологического  подхода в исследовании выступает личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию, который раскрывается на основании признания ценности развивающейся личности. С целью создания организационно-педагогических условий социальной адаптации школьников избран средовый подход, рассматривающий среду как интегральное средство для решения задач и достижения поставленной цели[№10 2008].

      Методологические  подходы институализируются базовыми категориями, инструментальным знанием, позволяющим и описать исследуемый  объект на языке определенного подхода.

      Так, социальная адаптация рассматривается  как постоянный процесс  и результат  активного приспособления индивида к условиям изменяющейся среды. Понятие  «адаптация» не имеет однозначного определения.   Например  И.К. Кон  под адаптацией понимает процесс активного приспособления и волевой реализации усвоенных норм и ценностей в условиях конкретной ситуации (волевой, осознанный процесс воспроизводства  и реализации норм и ценностей).

С.И. Розум  считает, что адаптация есть процесс  взаимодействия двух переменных – потребностей живого организма  и особенностей среды его обитания. Изменение средовых условий влечет за собой изменение требований к живым организмам. Изменение организмов в ответ на «требования» среды приводит к изменению  содержания и предметов потребностей. В связи с этим адаптация всегда индивидуальна и относительна, а процесс адаптации бесконечен.

С точки  зрения П.С. Кузнецова, социальная адаптация  - это «целостный непрерывный, динамичный, относительно устойчивый социальный процесс установления соответствия между совокупным уровнем актуальных на данный момент потребностей личности и наличным уровнем удовлетворения данных потребностей, определяющий ее непрерывное развитие».

      Рассматривая  социальную адаптацию как процесс  самоопределения личности, следует подчеркнуть значимость разработки стратегии социальной адаптации с целью гармонизации индивида со средой, приведения в соответствие с ней его потребностей, интересов, установок, ценностных ориентаций и требований окружения на основании жизненных целей человека. Под стратегией социальной адаптации следует понимать способ построения субъектом своих отношений с окружающим миром, другими людьми и самим собой в реализации жизненных задач и достижения жизненных целей.

     Таким образом, можно сделать вывод, что социальная адаптация представляет собой процесс и результат активного приспособления индивида к условиям изменяющейся социальной среды. В процессе социальной адаптации происходит  установление взаимного соответствия между потребностями личности и требованиями социальной среды.

      ГЛАВА 2. Социально-педагогические проблемы детей-сирот

  В настоящее время в ряду важнейших  государственных задач очень остро стоит вопрос об обездоленных детях-сиротах.

  Учреждения  для воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — особые заведения. Их специфика проявляется в контингенте воспитанников, в уникальности решаемых задач, в своеобразии педагогического процесса, в особом статусе педагогов.

  Как правило, воспитанники детских домов испытывают серьезные проблемы, связанные со здоровьем. Они являются носителями целого спектра врожденных и приобретенных заболеваний, нередки случаи врожденной наркотической или алкогольной зависимости. Многие имеют серьезные психологические отклонения, обусловленные последствиями госпитализма, психическими травмами, полученными в неблагополучной семье или в процессе воспитания «на улице». Это в первую очередь проблемы эмоциональной сферы, такие как «эмоциональная глухота», проявляющаяся в неумении дифференцировать и адекватно реагировать на эмоциональные состояния окружающих и свои собственные. В силу того, что дети не испытали родительской любви и не знают, что такое быть любимыми, они сами не умеют любить, часто проявляют агрессивность, повышенную тревожность и страхи. Все это ведет к трудностям в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми. Им свойственно отставание в интеллектуальном развитии, которое проявляется в ограниченности кругозора, недоразвитии многих психических процессов: внимания, памяти, мышления, речи и т.д. Практически все дети попадают в детский дом с диагнозом «педагогическая запущенность».

  К тому же воспитанники детских домов — это очень неоднородный контингент. Здесь находятся сироты, родители которых погибли, — они имеют некоторый опыт жизни в семье, часто благополучной, а также социальные сироты, чьи родители живы, но в силу тех или иных причин не занимаются их воспитанием. Последние, в свою очередь, объединяют тех, кто прошел через воспитание в домах ребенка и никогда не знал семьи, так называемые «отказные» дети, оставленные мамами в первые дни или недели жизни; тех, кто пришел в детский дом из семьи (как правило, неблагополучной) в результате лишения их родителей родительских прав, и детей, имеющих опыт жизни «на улице» — беспризорников[Педагогика №5].

Каждая  их этих категорий детей обладает своими специфическими особенностями и требует специального подхода.

    Отличие от обычных образовательных учреждений, детские дома решают более широкий спектр задач, которые условно можно разделить на три взаимосвязанных блока:

  • компенсирующий блок. Воспитанники детских домов, интернатов, приютов долгое время были лишены многих необходимых для нормального развития условий. Имеются в виду не только материальные условия, хотя они, несомненно, важны, но жизненно необходимые ребенку любовь, забота, новые положительные впечатления и т.д.;
  • коррекционный блок. Воспитанники детских домов столкнулись с теневой стороной жизни, оказавшей не лучшее влияние на них. Как правило, коррекция затрагивает все стороны развития: восстановление, насколько это возможно, здоровья ребенка, преодоление проблем в интеллектуальной сфере, эмоциональной недостаточности и личностных особенностей, сложившихся в результате негативного влияния среды;
  • развивающий блок. Воспитанники детских домов имеют все те права, которыми обладают дети в семье. Поэтому задачей детского дома является гармоничное всестороннее развитие ребенка, создание необходимых возможностей для его полноценной жизни.

      В условиях детского дома педагог становится ключевой фигурой образовательного процесса. Помимо выполнения своих профессиональных педагогических функций, он должен по мере сил восполнить детям несуществующих родителей и это, пожалуй, самая сложная задача из всех, стоящих перед ним. Кроме того, педагог часто является для детей единственным носителем норм и ценностей окружающего мира, он наделен широкими возможностями оказывать существенное влияние на сегодняшнюю и будущую жизнь детей. Педагог, работающий с детьми, оказавшимися в условиях родительской депривации, чаще других имеет дело с такими детскими проблемами, как повышенная агрессивность, тревожность, страхи, стрессы и т.д[№4,2010].

Информация о работе Социальная адаптация детей-сирот к условиям обучения