Социальная благотворительность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 20:30, контрольная работа

Описание работы

В давние времена общественное призрение определялось как организованная форма благотворительности. В современном же русском языке слово призрение забыто. Оно не упоминается ни в научных публикациях, ни в правовых документах. Вместе с тем история становления и развития системы социального обеспечения в России в советский период и социальной защиты в наши дни начинается именно с общественного призрения. Первичная форма благотворительности есть подаяние милостыни нищенствующему. От милостыни общественное призрение отличается организацией, мотивами и целями. В общественном призрении организационная сторона проявляется двояким способом: по отношению к получающим помощь и по отношению к оказывающим ее. Милостыня, по существу своему, не поддается организационному началу.

Содержание работы

1. Общественное призрение как организованная форма благотворительности 3
2. Петровские реформы и "социальная защита населения" 3
3. Формирование системы социальной защиты населения 6
4. Борьба Петра великого с нищенством 8

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

Следует обратить внимание, что указ 6 апреля и инструкция 9 июля 1722 г. характеризуются уже некоторым смягчением карательных мер по отношению к здоровым нищим. Хотя в них и подтверждались прежние повеления об отсылке их в каторжные работы, тем не менее, советовалось молодых нищих употреблять на «урочные годы» в казенные работы, а старых определять в госпитали. Причем штрафу подвергались лишь пристанодержатели нищих. Жестокостью правительство хотело истребить укоренившееся зло, но, как показала жизнь, указы были бессильны в борьбе с развитым традиционным общественным недугом. Нашлись и заступники нищих, которые обвиняли царя за неверие в нищих. Один такой обличитель кричал: «кто милостыню любве ради ко Христу и ближнему подает неоскудно, тот, говорили, не умеет, куда имение свое употреблять, не к рукам досталося». Видимо, и общество постепенно стало по-иному смотреть на нищенство, потому-то и появились такие обличители людей скаредных, не отличающихся прошлым нищелюбием. Петру I принадлежит почин в деле систематической и упорной борьбы с нищенством. С целью искоренения нищенства как особого промысла принимаются карательные меры не только против нищих- тунеядцев, но и лиц, поощряющих это в виде подачи милостыни. Между тем указы преобразователя России о воспрещении нищенства, шедшие вразрез с понятиями об обязанности каждого православного христианина приходить на помощь бедным, были встречены даже наиболее просвещенными современниками не сочувственно. И в этой связи на практике законодательные меры царя лишь на время ослабляли нищенство, но вовсе не искореняли его. Потому-то царь, наряду с борьбой, испробовал и меры призрения нищих. Но это уже другая проблема, ждущая своего исследователя.[4]

Еще одним, имеющим принципиальное значение, шагом в законодательном регулировании вопросов семьи и брака, стало ограничение церковной власти над брачно-семейными отношениями, ибо ранее делами семейными ведало главным образом “Великое духовенство”. Теперь большая часть “семейственных дел” подчинялась светским, гражданским законам. Если Стоглав устанавливал брачный возраст для жениха - 15 лет, невесты - 12 лет, то Указ Петра I “О порядке наследования” (1714 год) поднял его рамки: для жениха - 20 лет, для невесты - 17 лет. Не оставил без внимания Петр I и вопросы, касающиеся родительской власти, на неограниченность которой он также обратил свое внимание, подтвердив их право употреблять против непокорных детей домашние исправительные меры.

Родителям разрешалось:

                  отдавать детей в смирительные дома;

                  приносить на них жалобы в суд.

Опеке как форме устройства ребенка в семью имевшие место реформы уделяли достаточное внимание. Петр I повелевал призревать сирот “без призрения после родительства оставшихся подкидышей или явленных таких, которых воспитывать мужского пола до 7 лет, а потом посылать в школы определенные, а женского пола обучать грамоте, також следующих мастерств...” [5] Что же касается непосредственно опеки как формы устройства ребенка в семью, то на этот счет появилось следующее указание: магистраты (а не церковь) обязаны смотреть, “чтобы сироты не оставались без опекунов, назначение которых и наблюдение за которыми поручает магистратам же”. Это “нужно считать первым установлением опеки как особого государственного учреждения с властью, контролирующей деятельность опекунов

Таким образом, реформаторская деятельность Петра I была связана и с положением детей, оказавшихся в бедственном положении, без семьи, без средств к существованию. Осуществлялась она по двум основным направлениям. Первое составляли меры, направленные на устройство детей, оказавшихся “ненужными” в государственные учреждения. Второе заключалось в борьбе с нищенством несовершеннолетних. Прямое попечение о детях-сиротах с помощью специальных детских учреждений относится к началу XVIII века, когда Новгородский митрополит Иов построил по собственной инициативе за собственные средства в 1706 году в Холмово-Успенском монастыре “сиропитательницу” для “зазорных младенцев”. А в самом Новгороде он основал еще десять таких заведений, где воспитывалось до 3-х тысяч детей. Отсюда дети поступали в устроенные Иовом школы полудуховного характера, после чего они становились, кто церковнослужителями, а кто служилыми или посадскими людьми. А Петр I своим Указом от 4 ноября 1715 года предписал устраивать в Москве и других городах гошпитали “для зазорных младенцев, которые жены и девки рожают беззаконно и стыда ради отметывают в разные места, от чего иные младенцы безгодно помирают, а иные от тех же, кои рожают, и умерщвляются”. И “чтобы зазорных младенцев в непристойные места не отметывали, но приносили бы к вышеозначенным гошпиталям и клали потайно в окно через какое закрытие, дабы приносимых лиц не было видно. Эти гошпитали существовали обычно около церковных оград. В Москве они были каменными, в других городах деревянными. Правда, такие гошпитали были рассчитаны на незначительную часть покинутых детей.

Таким образом в то время в России, как и в Европе практиковался так называемый “тайный прием”, позволявший оставаться неизвестным лицу, подкинувшему ребенка. Это давало возможность не оставлять его брошенным вовсе. Что касается источников существования «сиропитательного гошпиталя», то ими были частично городские доходы, а частично средства, образующиеся из пожертвований частных лиц и церкви. Последние согласно Указу Святого Синода от 29 июня 1723 года особо охраняли часть “церковного кошелькового сбора”, а также всю прибыль от продажи свечей для устройства гошпиталей.” Не исключал Петр I и помощи церкви, монастырей. В годы его царствования, как и в прежние времена, детей-сирот передавали в богадельни, где наряду со взрослыми содержались безродные, бездомные дети. А, например, в Москве для воспитания детей-сирот был “назначен” Новодевичий монастырь. Следовательно в то время воспитание детей, молодых людей было напрямую связано с государственной пользой, которая включала в себя образование и просвещение. Что же касается крестьянских детей, то их всякий крестьянин “должен в великом страхе содержать, ни до какой праздности не допускать и всегда принуждать к работе, дабы он в том взял привычку и, смотря отца своего неусыпные труды, себя к тому приучать мог


Список литературы

 

1.   Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М.: Социально-экономическая литература, 1962. Кн. VIII. С. 332.

2.   Полное собрание распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Т. 1. 1721 г. СПб., 1869. № 282.

3.   Посошков И. Книга о скудности и богатстве. М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1937. С. 185.

4.   Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного вероисповедания Российской империи. Т. II. 1722. СПб., 1872. № 932.

5.   Полное собрание распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Т. 2. № 309, 932.

6.   Щапов А. Русский раскол старообрядчества, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием

7.   "Антология социальной работы". М.В. Фирсов, Е.С. Федоров, М.,"Сварогъ-НВФ СПТ", 1994 г.

8.   "Отечественная история ХХ век", М., "Агар", 1997г.

9.   "Исторические портреты", В.О. Ключевский, М., "Правда", 1990 г.

4

 



[1] 5 Голиков И.И. Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России, собранные из достоверных источников и расположенные по годам. Т. 1-15. М., 1838-1839.

[2] А. Стог. О общественном призрении в России. Ч. 1,2. СПб., 1818.

[3] Лыкошин П.Н. Благотворительная Россия. История государственной, общественной и частной

[4] Невзоров А. Цит. соч. С.103..

[5] Цит. по Довгалевской А.И. Семейное воспитание приемных детей. С.8.


Информация о работе Социальная благотворительность