Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 16:04, контрольная работа
Под экспертизой принято понимать исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивированного заключения. Общим для множества специальных видов экспертиз является то, что они представляют собой исследование, а в некоторых случаях (врачебно-трудовая, судебно-психиатрическая и некоторые другие экспертизы) - освидетельствование; предполагают указание на специальный, порой закрепленный в ведомственных актах или даже в законах порядок их назначения и проведения; в основном применяются при диагностике, проектировании и составлении прогнозов.
Что касается компетентности, то ею признается достаточная готовность принимающего решения органа - заказчика социальной экспертизы - сформулировать задание на такую экспертизу. Заказчик при принятии решения о проведении социальной экспертизы должен:
* определить социальную
проблему, подлежащую экспертизе, в
том числе ее масштаб,
* указать цели экспертного исследования;
* определить формы
Это означает, что на орган, принимающий решения, ни в какой мере не возлагается специальная часть экспертной работы, а к экспертам предъявляются требования дать заключение в форме, понятной неспециалистам. Для выполнения этой задачи нужно, чтобы участников социальной экспертизы было не двое (заказчик - исполнитель), а трое (заказчик - организатор - исполнитель).
Порядок заказа социальной экспертизы предполагает следующую последовательность действий органа, принимающего решения:
1) определение контуров проблемы. В этом случае орган (его должностные лица) выступает или как эксперт, или как исполнитель решения органа, имеющего более высокий уровень компетенции. Масштабы и суть проблемы заказчик уточняет в соответствии с собственным уровнем компетенции;
2) установление способов
исследования проблемы и
3) формирование частей
заказа, которые соответствуют ком-
4) выбор модели экспертного исследования в зависимости от характера задачи. Организатор (исполнительный орган, должностное лицо, ведомственное учреждение, фирма, оказывающая соответствующие услуги, и т.д.) предлагает кандидатуру эксперта (состав экспертной группы), составляет бизнес-план. При представлении планируемых мероприятий заказчику организатор обосновывает не только свои расчеты, но и основания подбора данных экспертов. Ни при каких случаях эксперт не должен представлять доказательства своей компетентности заказчику;
5) если заказчик не
удовлетворен предложениями
6) после согласования
организационных вопросов
Отбор экспертов-специалистов может проводиться на основе самооценок и взаимных оценок экспертов, с учетом опыта участия специалиста в экспертизах (отношение числа успешных заключений к общему числу выполненных экспертных оценок). Применяются и другие методы, в частности метод «снежного кома».
Процедура отбора экспертов в этом случае сводится к следующей последовательности действий:
1) на основе публикаций выявляют специалиста в данной области;
2) просят его рекомендовать 10 специалистов в данной области;
3) обращаются к 10 названным
специалистам с той же
4) из полученного списка
исключают первые 10 фамилий и
вновь рассылают просьбы
5) действуют так, пока
не исчерпается перечень
Далее возможно произвести выборку по обычным правилам. Если в качестве экспертов привлекаются носители социальных услуг и референтные группы (включая и типичных представителей потребителей социальных услуг), их отбор ведется по принятым в социологии моделям выборки. При этом важно учитывать, что потребители социальных услуг - эксперты только самих услуг (их качества, необходимости, порядка предоставления и т.д.). Недопустимо рассматривать их как экспертов в областях, требующих специальных знаний.
Даже самый тщательный отбор экспертов не гарантирует объективность их оценок. Недостоверность оценок может быть объяснена различиями жизненного опыта, тезауруса, политических установок и другими обстоятельствами, а также давлением заказчика, которому не все эксперты способны противостоять. Нередко это малозаметные отступления от правил в силу вариативной природы социальных явлений и процессов, но все же необходимо снижать роль таких привносимых обстоятельств и принимать следующие меры:
* всегда, если имеется
возможность, следует
* по возможности работать с разными типами экспертов;
* если имеются неэкспертные материалы (данные исследований и т.д.), их следует принимать во внимание;
* при наличии экспертных
заключений, подготовленных оппозицией
или другими независимыми (не
обязательно
В силу характера социальной экспертизы одним из гарантов ее объективности является совместная работа экспертов, а также избираемый тип организационной модели экспертирования. Организатор может выбрать одну из изложенных ниже организационных моделей экспертной работы.
Модель I: «Рецензия». Рецензирование в организационном отношении - наиболее традиционная форма экспертной оценки, включающая:
* заказ на рецензию лицу (организации), выступающему в качестве эксперта;
* предоставление эксперту материалов, подлежащих рецензированию;
* принятие итогового документа - рецензии и соответствующие действия: одобрение и последующее завершение отношений с рецензентом (оплата рецензии, предоставление слова при обсуждении документа, решение авторско-правовых вопросов и т.д.); отправка рецензии эксперту на переработку или доработку; перезаказ рецензии другому эксперту.
Рецензия - простое и наименее затратное экспертирование документа, но оно не содержит всех преимуществ экспертной работы и может ввести орган, принимающий решения, в заблуждение относительно истинного положения дел или перспектив доработки документа.
В рамках данной модели может быть предусмотрен компенсирующий эти недостатки вариант:
* рецензия заказывается
нескольким не связанным между
собой экспертам, причем заказ
содержит перечень требований, включая
формулировку вопросов, на которые
эксперты должны ответить
* рецензии принимаются
без каких-либо ограничений
* тексты рецензий
* итоги вторичной обработки
экспертных оценок составляют
акт экспертизы, рассматриваемый
органом, заказавшим
В рамках данной модели может рассматриваться и консультирование - фактически это рецензирование без представления текста экспертного заключения.
Модель 2: «Мониторинг». Эта модель применяется, если производство социальной экспертизы приобретает регулярный характер и осуществляется на долговременной основе.
В данном случае может быть использована следующая последовательность действий:
* принимающий решения
орган заключает договор об
экспертизе в порядке
* эксперт разрабатывает
стандартную схему мониторинга,
* эксперт представляет
органу, принимающему решения, итоги
исследования, проведенного в порядке
мониторинга, по стандартной
Применение модели «Мониторинг» может быть эффективным, если экспертом является научное учреждение или подразделение, квалификация сотрудников или партнеров которого позволяет рассчитывать на высокое качество экспертной оценки однородного, но довольно обширного материала. В рамках мониторинга экспертная оценка используется наряду с другими исследовательскими технологиями.
Применение мониторинга малоэффективно, если характер решаемых задач различен и не сводится к модели общества, ограниченной лишь некоторыми параметрами. Другая особенность мониторинга - выявление его эффективности лишь после накопления достаточного материала для сравнения изучаемых явлений или процессов.
Модель 3: «Проект». Эта модель экспертного исследования используется при решении группы смежных задач, в которой экспертная оценка приобретает инструментальное значение как основа проектирования желаемых общественных состояний и тенденций.
В наиболее общей форме модель «Проект» предусматривает следующие этапы:
* осознание заказчиком наличия проблемы и желание ее разрешить;
* постановка заказчиком
задачи проведения социальной
экспертизы перед
* осмысление организатором
задачи и выбор адекватной
организационной схемы решения,
* проработка предложений
организатора с заказчиком, принятие
заказчиком решения
* привлечение организатором
эксперта, постановка задачи, договор
относительно условий труда
* работа организатора по переструктурированию эксперта в смысле раскрытия его резервов для решения творческих задач, работа эксперта в творческом режиме;
* оформление результатов
творческой работы без
* переработка итогов экспертом (уплотнение информации и систематизация выводов);
* обработка организатором
полученного от эксперта
* представление итогов
экспертизы заказчику,
Трудоемкость такой модели экспертирования является ее достоинством: итог экспертизы приобретает мультипликационный эффект, а значит, экспертное заключение можно многократно использовать в различных контекстах управленческой деятельности.
Одновременно решается и нерутинная задача по формированию творчески активного эксперта, который из исполнителя конкретного заказа превращается в инициатора выдвижения определенных социально значимых идей и решений. Обычно такие группы сохраняются в течение нескольких лет.