Социальная элита. Высокостатусные группы российского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 21:34, контрольная работа

Описание работы

В России «лучшие люди» всегда обладали нравственным авторитетом и являлись носителями высокого духовного опыта нации. Их существование сдерживало деструктивные процессы и позволяло обществу в период культурной аномии сохранить национальную самобытность. Отсутствие же духовных лидеров затрудняло процесс самоопределения общества по отношению к будущему, приводило к усредненному пониманию смыслов жизни, к утрате традиций и субъективно-волюнтаристскому отношению к культурным достижениям прошлого.

Содержание работы

Введение 3
Сущность социальной элиты. 5
Современная социальная элита. 9
Заключение 13
Список использованной литературы 15

Файлы: 1 файл

Социальная элита. Высокостатусные группы российского общества.docx

— 34.40 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Дисциплина: Социология 
Тема: «Социальная элита. Высокостатусные группы российского общества »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    Выполнила студент(ка) 1 курса:  
                                                                   

                                                                    Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

НОВОСИБИРСК

2014 г.

 

Содержание

 

 

 

Введение

Как известно, разделение обществ на элиты и массы. Вот уже на протяжении веков элиты вызывают интерес историков, социологов. В итоге сложилась наука, которая изучает элиты: занимается вопросами её формирование и функционирования.

В России «лучшие люди» всегда обладали нравственным авторитетом и являлись носителями высокого духовного опыта нации. Их существование сдерживало деструктивные процессы и позволяло обществу в период культурной аномии сохранить национальную самобытность. Отсутствие же духовных лидеров затрудняло процесс самоопределения общества по отношению к будущему, приводило к усредненному пониманию смыслов жизни, к утрате традиций и субъективно-волюнтаристскому отношению к культурным достижениям прошлого.

Сегодня в глубинных пластах социокультурной жизни нашей страны нарастают негативные тенденции, свидетельствующие о разрушении базовых ценностно-нормативных основ отечественной культуры. Капитализация социальных отношений разрушает социально-культурные институты, изменяет смыслы жизни, приоритетами которых становятся сила и успех, гедонизм и материальное благосостояние. Активно утверждаемые средствами массовой коммуникации подобные ценностные ориентиры нравственно развращают одних и внутренне опустошают других. В итоге значительное число людей, не вписавшихся в новые модели бытия, оказываются в группе социальных изгоев.

В социально-культурной перспективе базовая функция элиты состоит, по нашему мнению, в выработке нормативно-ценностной основы социальной солидарности и обеспечении духовной безопасности личности и общества. Духовно ориентированная активность этой группы выступает своеобразным проектным ресурсом, способным обеспечивать баланс культурных традиций и новаций, процессов сохранения и развития.

В современной социальной структуре элиты озабочены не столько руководящей и направляющей ролью, сколько ускользанием от общей судьбы. При этом вероятность того, что элиты будут пользоваться своей властью безответственно, лишь усиливается. Элита снимает с себя обязательства перед массой. «Расставание» элит с массами есть естественное окончание процесса десакрализации власти традиционного общества, финальный поворот в их отношениях. «По сути дела можно говорить о начавшейся гражданской войне (пока еще большею частью “холодной”) между стремительно глобализирующейся элитой и “туземными” народными массами... Массы, привыкшие полагаться на свои национальные элиты, сегодня обнаруживают полную растерянность и деморализованность»1.

Элиты, определяющие «повестку дня», утратили точку соприкосновения с массой.

 

 

Сущность социальной элиты.

Понятие Элиты

В последние десятилетия термин «элита» не только прочно вошел в научный социологический и политологический язык, но и вышел далеко за его пределы, став общеупотребительным. Термин «элита» является производным от латинского слова eligere, что означает «выбирать», но получил он свою известность в связи с французским словом elite – «лучший», «отборный», «избранный».

Это понятие начиная с XVII в. постоянно видоизменялось, расширялась сфера его применения. Вначале это были товары наивысшего качества, затем – «избранные люди», прежде всего высшей знати.

Социальная элита является неотъемлемой частью любого общества. Она осуществляет функции управления социумом, а также вырабатывает новые модели поведения, которые в дальнейшем помогаю обществу приспосабливаться к изменяющемуся окружению.

В словаре по политологии В. А. Мельника элита определена как «весьма интегрированный и солидарный в сфере групповых интересов, хотя и существующий в условиях внутренней конкуренции, социально доминирующий слой, состоящий из экономических, политических, интеллектуальных, административных групп, которые контролируют значительную часть общественных ресурсов и серьезно влияют на выработку и осуществление политики во всех сферах общественной жизни».2

К элите социальной относятся те группы и структуры, которые существуют в поле институционализированной профессиональной деятельности (работы, обучения) и обеспечивают передачу практических образцов, установок, ориентиров. Средствами действий таких элит в первую очередь выступают профессиональные контакты и коммуникации. Главными показателями таких элит являются: более высокий уровень образования и более значимые и высокие позиции в иерархии социального управления. Социальная элита весьма многочисленна и поэтому доступна для массового выборочного исследования.

Однако элита, по сути – это не обязательно известные люди, но и так же те, кто, находясь в тени, за кадром, влияют на принятие решений.

Элиты присущи всем обществам, ее существование обусловлено действием следующими факторами:

1. психологическим и социальным  неравенством людей, их неодинаковыми  способностями, возможностями и  желанием участвовать в политике;

2. законом разделения труда, который требует профессионального  занятия управленческим трудом  как условия его эффективности;

3. высокой общественной  значимостью управленческого труда  и его соответствующим стимулированием;

4. широкими возможностями  использования управленческой деятельности  для получения различного рода  социальных привилегий. Известно, что  политико-управленческий труд прямо  связан с распределением ценностей  и ресурсов;

5. практической невозможностью  осуществления всеобъемлющего контроля над политическими руководителями;

6. политической пассивностью  широких масс населения, главные  жизненные интересы которых обычно  лежат вне сферы политики. 

Характеристика и функции правящей российской элиты

К важнейшим характеристикам элиты  исследователи относят сплоченность, осознание своих групповых интересов, развитую сеть неформальных коммуникаций, наличие эзотерических норм поведения и кодового языка, скрытых от сторонних наблюдателей и прозрачных для посвященных, отсутствие четкой грани, разделяющей служебную деятельность и частную жизнь.

Для России, как и для других посткоммунистических государств, характерными являются общие черты, определяющие особенность правящей элиты: усиление роли исполнительной власти, повышение значимости неформальных связей и процедур, ускорение циркуляции элит, обострение внутриэлитного соперничества и повышение мобильности.

Одной из наиболее характерных черт современной правящей элиты России является теневое сращивание государственной власти с бизнесом. Этот процесс охватил все звенья государственной власти. Место и связи в политической системе стали главным фактором приумножения собственности, а собственность превратилась в мощный источник политического влияния.

А.В.Малько выделяет следующие наиболее существенные функции политической элиты:

стратегическую - определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы общества, выработка концепции реформирования страны;

организаторскую - осуществление на практике выработанного курса, воплощение политический решений в жизнь;

интегративную - укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций, обеспечение консенсуса по основополагающим принципам жизнедеятельности государства3.

К этим функциям следует еще добавить коммуникативную – эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных слоев и групп населения, предполагающая также защиту социальных целей, идеалов и ценностей, характерных для общества.

Чтобы эффективно реализовывать эти функции, элита должна характеризоваться такими качествами, как современный менталитет, государственный тип мышления, готовность к защите общенациональных интересов и т. д.

Масштаб лидеров и элит сегодня иной, чем был прежде. Массовые общества больше погружены в повседневные заботы, и прежняя борьба за признание государств, их величие и роль в мире, рождавшая выдающихся деятелей , сегодня погибла. От лидеров требуется честность, справедливость, компетентность, способность позитивно влиять на общество. То же ожидается и от элит. Общество озабочено нравственностью элит, их способностью действовать в интересах стран и её граждан, а не только в личных интересах. При всем  разнообразии элит и разнообразии их понимания общество возлагает на элиты большие ожидания – многосторонних улучшений, справедливости и безопасности, формирования ценностей и нравственности, художественного вкуса, адекватных смыслов и задач общества.

 

  Современная социальная элита.

Термин «элита» при любом его прочтении и применении подразумевает лучших, наиболее достойных людей, но мировая практика даже самого последнего времени показывает, что в составе власть имущих высвечиваются циники, считающие любые средства своих обособленных от народа целей, жестокие по натуре.

Элиты не тождественны ни с властью, ни с народом, являются особыми группами, воздействующими на общество, но вместе с тем существуют властвующие элиты, к тому же характерна ориентация и неполитических элит на власть, ровно как политических и прочих элит на материальные блага, не всегда законно приобретаемые. Пресса отмечает в качестве недостатка сегодняшних российских элит их неспособность повести за собой народ, поскольку политические элиты разделяют политическую культуру масс и являются частью политической системы общества. Общность взглядов населения и элит искажается эгоистическими интересами элит. Происходит политизация и коммерциализация всех элит. Бизнес-элиты находятся в числе тех, чей способ поведения отличается от элит политических. Они ориентированы на власть или на подчинение власти себе. Они с трудом воспринимают свою ответственность как связанную не только с обогащением. Их движение можно представить как государственное и частное партнерство, взаимовыгодное для его сторон и общества в целом. Творческая элита неоднородна.

В начале XXI века в России сложилась парадоксальная ситуация, когда само слово «элита» в глазах народа стало считаться ругательным и непотребным. Когда под «элитой» принято подразумевать прежде всего наиболее одиозных личностей из властного, чиновничьего, экономического и культурного представительства страны, которые словно бы нарочно соревнуются между собой в том, как бы помучительнее, пожестче указать нищему, безмолвному и бесправному народу его низкое, «подлое» место. В разгар промышленного спада устроить многомиллионное пиршество, осквернить пошлым гульбищем дорогие символы государства, выставить на всеобщее обозрение свою очередную сверкающую игрушку.

Как элиты, правящая и оппозиционная, меняют ценности в массовом сознании.

Поразительно, как культурологи, настаивая на традиционных ценностях, почти полностью игнорируют роль господствующей элиты в поддержании и формировании ценностных ориентаций населения. Между тем, у элит, особенно у правящей, имеется в распоряжении мощный арсенал средств для насаждения той системы ценностей, которую они считают необходимой для себя и общества.

Средства идеологического воздействия. Прежде всего, укажем на средства массовой коммуникации, институты образования, все виды искусства и литературы. Нынешняя российская элита использует эти средства для внедрения в сознание россиян того, что Запад и особенно Америка, есть враг России, или что только авторитарные методы хороши для страны. В США элиты используют эти же средства для внушения важности борьбы с международным терроризмом и с расовой дискриминацией или для поддержки инвалидов и борьбы с курением. В обоих случаях успех элиты в формировании общественного мнения очевиден. Не удивительно, что для тоталитарного государства монополия на СМИ и образование было первостатейной задачей с момента возникновения режима в любой стране. Не случайно, что обамовская администрация была в бешенстве от консервативного телевизионного канала Фокс и даже пыталась предпринимать различные меры для его дискредитации.

Вознаграждение и страх санкций. Однако есть еще более эффективный фактор, обеспечивающий внедрение соответствующих ценностей в сознание масс. Это система материального и нематериального вознаграждения и санкций (страх) за отклонение в поведении и публичных высказываниях от принятых элитой стандартов. Если ученый, высказывающийся, скажем, против политической корректности в США, не имеет возможности найти работу в университете, то этот факт как сигнал воспринимается всеми аспирантами, жаждущими академической карьеры. Можно не сомневаться, что подавляющее большинство из них не только откажется от противоречащих соответствующим ценностям действий или слов, но и почти мгновенно внедрит эти ценности в собственное сознание, и будет доказывать своим близким их правильность.

В современном демократическом обществе партийные механизмы контроля над элитами дополняются государственными и общественными институтами. К таким институтам относятся выборы, средства массовой информации, опросы общественного мнения, группы давления и т. д.

Элита занимает важное место среди субъектов политики. По существу, политика – это продукт элиты, ее функция, причем социально необходимая, которая выражает интересы всего общества.

Положение России сегодня является чрезвычайным: самое ее бытие стоит под вопросом. Парадокс состоит в том, что разрушение государства произошло не в результате внешнего нашествия, а осуществлено руками самой российской элиты, то ли не ведавшей, что творит, то ли готовой пойти на все во имя сиюминутных своекорыстных интересов.

Особенность российского общества, ставящая его практически в полную зависимость от правящей элиты и ее решений, превращает качество элиты в одну из центральных проблем”.

Вопрос, из кого состоит«новая политическая элита» современной России. “Вопрос этот важный не только анализа характера нынешней власти, но и для выявления ее перспектив. Для того, чтобы ответить на данный вопрос, нужно сначала посмотреть на состав общественного движения, которое на протяжении последних лет боролось с советским (коммунистическим) режимом. В этом демократическом «потоке» доминировали представители следующих социально-политических групп:

1. Интеллигенты, которые благодаря своей профессиональной деятельности особенно остро чувствовали репрессивный характер старого режима, осознавали его бесперспективность.

2. Имевшиеся во всех других массовых слоях общества искренние приверженцы демократических ценностей и национального возрождения, т. е. идейные противники коммунистического режима.

3. Люди, в той или иной мере пострадавшие от прежнего режима, причем не только репрессированные, диссиденты и политзаключенные, но и все граждане, чья жизнь, по их убеждению, была искалечена, исковеркана тоталитаризмом.

Информация о работе Социальная элита. Высокостатусные группы российского общества