Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:42, курсовая работа
Тема социальной мобильности особенно актуальна для современного российского общества. Дело в том, что с окончанием эпохи перестройки всё более очевидным становится процесс поляризации общества. В этих условиях сужение возможностей социальной мобильности может иметь самый негативный характер для стабильности и преемственности складывающейся социальной системы. Таким образом, необходимо попытаться понять, имеет ли проблема социальной мобильности долговременный характер, какие тенденции проявляются сейчас в этой сфере и какие последствия для общества это может иметь.
Целью реферата будет анализ социальной мобильности и тенденций развития этого явления в современной России.
Введение
Теории социальной стратификации
Понятие социальной мобильности и её виды
Возможности измерения социальной мобильности
Положительные и отрицательные качества мобильности
Социальная мобильность в современной России
Заключение
Список литературы
Яркий пример нарушений в правильном функционировании системы образования, является трансформация мотиваций, с которыми люди приходят в ВУЗ. Для огромного числа мужской части абитуриентов наличие отсрочки от армии является обязательным, а иногда и единственным критерием выбора вуза и стимулом для получения высшего образования. Этот фактор вносит изменение в понимание функций высшего образования. Есть универсальные для всего мира смыслы и роли, придаваемые высшему образованию, — это автономный социальный институт со своими собственными ценностями передачи знания и демократичными порядками, первая ступень профессиональной социализации, канал вертикальной мобильности. В России высшие учебные заведения помимо этого выполняют также роль механизмов социальной защиты, которая для немалой части объектов их услуг является самой значимой.
С другой стороны, социологи обращают внимание на то, что в современных условиях место в высших слоях общества сильно зависит от качества образования и уровня знаний человека. Т.е. в обществе постоянно усиливается связь между образованием и профессиональным успехом. Образование и профессиональный успех становятся основой для социальной мобильности. Пока эта связь не будет ослаблена, возможности роста останутся довольно ограниченными, и пока роль образования как фильтра при входе в профессиональную иерархию будет сохраняться, это будет способствовать сохранению социального неравенства.
Заключение
Итак, мы можем сделать вывод, что социальная мобильность, это понятие, возникшее в связи с теорией социальной стратификации, и является признанием того факта, что социальная иерархия не является застывшей, неизменной структурой, что она постоянно изменяется, а при этом меняются и конкретные места в этой иерархии.
Разные социологи по-разному классифицируют виды социальной мобильности, но все согласны в том, что основными её видами является вертикальная и горизонтальная. В плане гармонизации общества наиболее актуальным выглядит деление вертикальной мобильности на восходящую и нисходящую, поскольку оценочные характеристики служат в обществе инструментом сегрегации и политической борьбы. В идеале, в закрытом обществе, идеалом является максимальное ограничение социальной мобильности, а в открытом – её максимальное развитие.
Исследователи считают, и социологический материал как будто свидетельствует, что Россия является сегодня открытым обществом, для которого социальная мобильность является непреходящей ценностью. В то же время, на анализе положения в армии, церкви, высшей школе (только рамки реферата не позволяют продолжать этот список), и в целом по стране, социальная мобильность либо имеет вынужденный характер, либо и вовсе ограничивается. Откуда же такая тенденция? Может наше общество вовсе не является таким уж открытым?
Пример Казахстана свидетельствует, что архаичные пласты общественного сознания, накладывающиеся на монополию во властных структурах, способны быстро привести к возрождения клановой структуры, то есть к превращению общества открытого в закрытое. Открытость или закрытость общества оказывается напрямую зависима от развития рыночной экономики и возможности осуществлять монополию власти. То есть, для развития рыночной, индустриальной экономики, необходима высокая социальная мобильность. Но, высокая мобильность в условиях, когда у власти стоит некомпетентное, коррумпированное правительство, не способное на серьёзные преобразования, дестабилизирует власть. И наоборот, консервация социальной структуры стабилизирует такую власть, однако тормозит развитие экономики.
Таким образом, государство в нашем случае оказывается заинтересовано в снижении социальной мобильности, а независимый капитал и большинство социально-активного населения, в повышении социальной мобильности. Смыкание государства и крупного монополистического капитала, в условиях слабо развитой экономики и отсутствия возможности паразитировать на третьих странах (именно благодаря этому либеральная модель так долго и успешно функционирует в США и Европе), неминуемо ведёт к активным процессам классообразования, снижению социальной мобильности, усилению поляризации общества и экономическому застою.
Литература