Социальная мобильность и её типы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 17:34, реферат

Описание работы

Социальная мобильности населения- это переход человека из одного класса в другой, из одной внутриклассовой категории в другую, социальные перемещения между поколениями.
В социологии социальных перемещений исследуются основные этапы профессиональной карьеры, сравнивается социальное положение родителей и детей. В нашем государстве десятилетиями на первый план в характеристике, биографии устанавливалось социальное происхождение, и преимущество получали люди с рабоче - крестьянскими корнями.
В западной социологии кроме того весьма широко изучается проблема социальной мобильности. Строго говоря, социальная мобильность – это изменение социального статуса. Есть статус - реальный и мнимый, приписываемый. Любой человечек обретает конкретный статус уже при рождении в связи с принадлежности к определенной расе, полу, места рождения, положения родителей.

Содержание работы

1. Введение...............................................................................................................3
2.Биография Питирима Сорокина..........................................................................4
3.Понятие социальной мобильности и её формы.................................................7
4.Каналы социальной мобильности.......................................................................9
5.Индивид и социальная мобильность................................................................11
6.Заключение..........................................................................................................13
7.Список использованной литературы.........................

Файлы: 1 файл

Московский государственный университет культуры и искусств.docx

— 30.90 Кб (Скачать файл)

Московский государственный  университет культуры и искусств

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по социологии на тему:

«Социальная мобильность и её типы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Целебеева Е.М.

Группа: 04116о

Проверила: Цветкова С.Г

 

 

 

2013

Содержание

1. Введение...............................................................................................................3

2.Биография Питирима Сорокина..........................................................................4

3.Понятие социальной мобильности  и её формы.................................................7

4.Каналы социальной мобильности.......................................................................9

5.Индивид и социальная  мобильность................................................................11

6.Заключение..........................................................................................................13

7.Список использованной  литературы................................................................14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Социальная мобильности населения- это переход человека из одного класса в другой, из одной внутриклассовой категории в другую, социальные перемещения между поколениями.

   В социологии социальных  перемещений исследуются основные  этапы профессиональной карьеры,  сравнивается социальное положение  родителей и детей. В нашем  государстве десятилетиями на  первый план в характеристике, биографии устанавливалось социальное  происхождение, и преимущество  получали люди с рабоче - крестьянскими корнями.

   В западной социологии  кроме того весьма широко изучается  проблема социальной мобильности. Строго говоря, социальная мобильность – это изменение социального статуса. Есть статус - реальный и мнимый, приписываемый. Любой человечек обретает конкретный статус уже при рождении в связи с принадлежности к определенной расе, полу, места рождения, положения родителей.

   В абсолютно всех  социальных режимах работают  основы как мнимых, так и реальных  заслуг. Чем больше при установлении  социального статуса преобладают  мнимые заслуги, чем жестче  общественность, меньше социальная  мобильность. Подобное место может  сохраняться только в максимально  простом обществе и в таком  случае вплоть до определенного  уровня. Дальше оно попросту задерживает  общественное развитие.

   Чем наиболее развито  общество, чем оно динамичней, тем  значительнее в его системе  работают принципы реального  статуса, реальных заслуг. Общество  в этом заинтересовано.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Питирим Сорокин

Личность Питирима Александровича Сорокина - одна из наиболее эрудированных, противоречивых и выдающихся личностей  в истории социологии. Родился  Питирим Александрович Сорокин 21 января 1889 года в селе Турья, Яренского  уезда Вологодской губернии. Отец Александр Прокопьевич Сорокин  был странствующим ремесленником  и занимался церковно-реставрационными работами.

В сентябре 1909 года поступает в  Психоневрологический институт – первое вольное научное и учебное  заведение в России. Основанное в 1907 году, президентом совета института  которого являлся В.М. Бехтерев. Институт был намного демократичнее университета, в состав студентов входили в  основном представители средних  и низших слоев российского общества, к тому же здесь находилась единственная в стране и первая кафедра социологии, которую организовали при нем  в 1908 году двое ученых с мировым именем – М.М. Ковалевский и Е.В. де Роберти.. Но, проучившись 1 год, для того, чтобы  избежать призыва на военную службу, от которой освобождались только студенты государственных университетов, с одобрения М.М. Ковалевского, Е.В. де Роберти и В.М. Бехтерева, переводятся  в Петербургский университет  на юридический факультет.

Будучи студентом университета Сорокин ведет активную научную  и публикаторскую деятельность. В  этот период он публикует более десятка  серьезных научных работ, не считая рецензий, рефератов и обзоров  публикаций в зарубежной периодике. В это время он сотрудничает с  журналами «Вестник психологии», «Вестник знания», «Запросы жизни», «Заветы», «Новые идеи в социологии». Главное его  достижение в этот период – монографическая  работа (зима 1912 – 1913 года) «Преступление  и кара, подвиг и награда», которая  вышла в 1914 году, была отмечена многими  положительными рецензиями ученых. В  марте 1913 года Сорокин еще раз  попал в тюрьму за антимонарший памфлет, написанный к 300-летию дома Романовых.

В 1914 году Сорокин закончил университет  с дипломом 1 степени и был оставлен для подготовки к профессорскому званию. Подготовка к профессорству  заняла у Сорокина всего два года вместо положенных четырех. Кроме изучения огромного списка литературы, он по-прежнему много издавался, читал лекции по социологии в двух институтах, работал  в созданном совместно с преподавателями  кафедры социологии Психоневрологического  института «Русском социологическом  обществе памяти М.М. Ковалевского» (умершего 23 марта 1916 году) и даже успел написать научно-фантастическую повесть «Прачечная человеческих душ». В конце 1916 года он сдал магистерский экзамен и в начале 1917 года становится приват-доцентом Петроградского университета. Революция, помешала защите магистерской диссертации, в основу которой он положил свою первую монографию. В годы первой мировой войны Сорокин много работал, продолжал активно публиковаться, читал многочисленные лекционные курсы по самым разным отраслям обществознания.

В 1917 году активное участие Сорокина в функционировании Государственной  думы, Временного правительства, в подготовке Всероссийского крестьянского съезда, в редактировании эсеровских газет  «Воля народа» и «Дело народа», в написании целого ряда социально-политических заметок и памфлетов. Будучи секретарем А.Ф. Керенского, П.А. Сорокин вскоре убедился, что страна приближается к пропасти, он был сторонником  «жестких мер» и требовал от правительства  их принятия. Большевистский переворот  Сорокин воспринял как контрреволюцию, по его мнению, к власти пришли «преторианцы». 2 января 1918 года он арестован большевистским правительством. Едва освободившись из Петропавловской крепости, Сорокин ввязался в архангельскую «авантюру» (пытался организовать созыв нового Учредительного собрания, свергнуть власть большевиков Северного края). Он попал в великоустюжский ЧК, где и был приговорен к расстрелу, от которого его спасли энергичные усилия его друзей и статья Ленина «Ценные признания Питирима Сорокина», где в целом положительно оценивался факт «отречения» Сорокина от политической деятельности. В своем «отречении» (письмо, опубликованное в коммунистической газете «Правда» только при помощи его друзей)

«В силу чрезвычайной сложности  современного внутреннего государственного положения, я затрудняюсь не только другим, но и самому себе указывать  спасительные политические рецепты  и брать на себя ответственность  руководства и представительство  народных масс» [1]

он отказывается от звания члена  Учредительного собрания и объявляет  о своем выходе из партии эсеров. Свое решение он объясняет так: «В силу чрезвычайной сложности современного внутреннего государственного положения, я затрудняюсь не только другим, но и самому себе указывать спасительные политические рецепты и брать  на себя ответственность руководства  и представительство народных масс»[2].1918 год оказался самым бурным в жизни П.А. Сорокина. В плане научном он был совершенно не плодотворным: не было даже ни одной рецензии. В 1919 – 1920 гг. Сорокин, отказавшись от активной политической борьбы, возобновил научно-преподавательскую деятельность в Петроградском университете, Психоневрологическом, Социологическом и Сельскохозяйственном институтах, а также в институте «Народного хозяйства», кроме того, он читал лекции на всевозможных всеобучах, ликбезах и т.п. Словом, он активно сотрудничал с Наркоматом просвещения. Он пишет ряд научных работ, в том числе 2 массовых «популярных» учебника по праву и социологии и 2 тома «Системы социологии» (опубликованную в 1920 году издательством «Колос»). В 1920 году он становится руководителем кафедры социологии Университета и 31 января ему без защиты по совокупности работ присваивается звание профессора. В 1922г. опубликована работа Сорокина в качестве докторской диссертации. С 1922г. эмигрировал в США, в 1930 году принял американское гражданство. С 1930года по 1964 год профессор, а затем заслуженный профессор Гарвардского университета. Питирим Сорокин один из родоначальников буржуазных теорий социальной мобильности и социальной стратификации. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие социальной мобильности и ее формы

   Все социальные перемещения личности или социальной группы включают в процесс мобильности. Согласно определению П.Сорокина, " под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой"[3]. П.Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность - это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому он принадлежит, или социального статуса. Но наиболее важным процессом является вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение, существенное улучшение благосостояния или переход в более высокий социальный слой, на другой уровень власти.

   «Вряд ли когда-либо  существовали  общества,  социальные  слои  которых были  абсолютно   закрытыми  или  в  которых   отсутствовала  бы  вертикальная  мобильность в ее трех основных  ипостасях  –  экономической,  политической  и профессиональной»[4]. Ближе всех  приближается  к абсолютно неподвижному обществу так называемое  кастовое  общество  в Индии.  Здесь вертикальная мобильность очень слаба, но не отсутствует совсем. История показывает,  что при сравнительно  развитой  кастовой  системе случалось,  что члены самой высокой касты брахманов, короли свергались или осуждались  за  преступление. И напротив,  даже  лесные  отшельники  завоевывали королевства.  Изгнанники после должного покаяния восстанавливались в правах,  а рожденные в низших слоях общества могли войти в касту брахманов – вершину социального конуса Индии.

   «Никогда не существовало  общества, в котором  вертикальная  социальная мобильность была  бы абсолютно свободной, а   переход  из  одного  социального  слоя в другой осуществлялся  бы безо всякого сопротивления»[5]. Если бы мобильность была абсолютно свободной, то в обществе не было бы социальных страт.

   «Интенсивность  и   всеобщность  вертикальной  социальной   мобильности изменяется  от  общества  к  обществу,  т.е.  в   пространстве»[6].   Чтобы убедиться в этом,  достаточно  сравнить  индийское кастовое  общество   и американское. «Среди президентов США 14 (т.е. 48,3%)  вышли из  бедных  или средних семей»[7]. В Индии правители определены  фактом  рождения;  есть только  несколько   «выскочек»,   которые   достигли   высокого   положения, поднимаясь с самых низших слоев. Это суть показатель колебания политической мобильности от страны к стране.

   «Интенсивность и  всеобщность  вертикальной  мобильности   колеблются  в рамках одного  и того же общества в разные периоды его истории»[8].  В ходе истории любой страны  или социальной  группы,  существуют  периоды,  когда вертикальная   мобильность   увеличивается   как   количественно,   так    и

качественно, однако существуют периоды, когда она уменьшается.

    «В вертикальной  мобильности в ее трех основных  формах нет  постоянного направления  ни в сторону усиления, ни в  сторону ослабления ее  интенсивности  и  всеобщности.  Это  предположение   действительно  для  любой   страны,  для истории больших  социальных организмов и для всей истории  человечества»[9].

      Очевидно, что тенденция к социальной  исключительности и  прочности   на поздних этапах развития многих социальных организмов, была типичной.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каналы социальной мобильности

 

   П. Сорокин их называет «каналами вертикальной циркуляции». Он считает, что между странами нет непроходимых границ. Между ними существуют различные «лифты», по которым индивиды перемещаются вверх и вниз.

 

   Особый интерес представляют социальные институты — армия, церковь, школа, семья, собственность, которые используются в качестве каналов социальной циркуляции.

 

   Армия функционирует в качестве канала вертикальной циркуляции больше всего в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости.

 

   Церковь как канал социальной циркуляции переместила большое число людей из низов до вершин общества. П. Сорокин изучил биографии 144 римских католических пап и установил, что 28 вышли из низов, а 27 — из средних слоев. Институт целибата (безбрачия), введенный в XI в. папой Григорием VII, католическое духовенство обязывал не иметь детей. Благодаря этому после смерти должностных лиц, освободившиеся позиции заполнялись новыми людьми.

 

   Помимо восходящего движения, церковь стала каналом нисходящего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высших рангов.

 

   Школа. Институты образования и воспитания, какую бы Конкретную форму они ни приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. В открытом обществе «социальный лифт» движется с самого низа, происходит по всем этажам и достигает самого верха.

Информация о работе Социальная мобильность и её типы