Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 17:34, реферат
Социальная мобильности населения- это переход человека из одного класса в другой, из одной внутриклассовой категории в другую, социальные перемещения между поколениями.
В социологии социальных перемещений исследуются основные этапы профессиональной карьеры, сравнивается социальное положение родителей и детей. В нашем государстве десятилетиями на первый план в характеристике, биографии устанавливалось социальное происхождение, и преимущество получали люди с рабоче - крестьянскими корнями.
В западной социологии кроме того весьма широко изучается проблема социальной мобильности. Строго говоря, социальная мобильность – это изменение социального статуса. Есть статус - реальный и мнимый, приписываемый. Любой человечек обретает конкретный статус уже при рождении в связи с принадлежности к определенной расе, полу, места рождения, положения родителей.
1. Введение...............................................................................................................3
2.Биография Питирима Сорокина..........................................................................4
3.Понятие социальной мобильности и её формы.................................................7
4.Каналы социальной мобильности.......................................................................9
5.Индивид и социальная мобильность................................................................11
6.Заключение..........................................................................................................13
7.Список использованной литературы.........................
В эпоху Конфуция школы были открыты для всех классов. Каждые три года устраивались экзамены. Лучшие ученики независимо от их семейного статуса отбирались и переводились в высшие школы, а затем в университеты, откуда они попадали на высокие правительственные посты. Таким образом, китайская школа постоянно возвышала простых людей и препятствовала продвижению высших слоев, если они не соответствовали требованиям. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом социальной циркуляции.
Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатств и денег. Именно они — один из самых простых и действенных способов социального продвижения. Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. В европейском обществе распространенным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получив то, что каждый хотел.
Индивид и социальная мобильность
Убеждение в том, что социальная мобильность полезна и необходима, служит неотъемлемой частью культуры в любом современном демократическом обществе. Общество с закрытыми социальными группами препятствует проявлению человеческой индивидуальности и не дает талантливым людям возможности активно участвовать в общественной жизни. Однако высокая социальная мобильность наиболее уместна и полезна в сложных обществах. Относительно простые общества, которые, например, существовали в XVIII в. в Европе и Азии, а также в Америке, имели очень мало таких социальных ролей, которые не могли бы исполнить люди со средними способностями, при условии, конечно, что к исполнению своей основной роли человек готовился с самого детства. В таком простом обществе для качественного исполнения даже роли лидеров, определяющих правила и ритуалы, необходимы скорее тщательность и длительное обучение, чем необыкновенные способности. Неотъемлемым качеством общества с закрытой социально-классовой структурой является ее внутренняя простота и стабильность. Это дает гарантию того, что большинство ролей и без притока талантливых людей из нижних социальных слоев будет исполняться вполне адекватно.
Быстрота изменения общества, разумеется, требует от лидера большего, нежели способность механически исполнять определенные ритуалы. Кроме того, для технических достижений в обществе необходимо больше высокоинтеллигентных, высокообразованных профессионалов, исполнителей, экспертов. Такое общество не способно обойтись без постоянного притока на ключевые позиции "мозгов", поступающих из всех социальных слоев общества. Из этого следует, что открытая классовая система - это необходимость для современного общества. Однако культивирование и развитие открытой системы может иметь неприятные последствия для некоторых из входящих в нее индивидов.
Восходящая вертикальная социальная мобильность приводит не только к получению новых благ и привилегий, но и к появлению большей ответственности и к новым ограничениям. Случается, что некоторые люди отклоняют предложенное повышение статуса потому, что при занятии новой должности возникают добавочная напряженность и новые обязанности, увеличивающие неудовлетворенность. Нервная дрожь и стрессы среди вновь назначенных на более высокие должности - далеко не исключение. Кроме того, напряжение возникает из-за достаточно трудного процесса обучения образцам новой для индивида субкультуры: новым манерам, этикету, типам взаимоотношений. Процесс приспособления к новой субкультуре бывает очень сложным. Это иногда проявляется так сильно, что грозит нервными расстройствами и резким снижением мотивации исполнения своей роли.
Нисходящая мобильность также может вызывать крайне неприятные последствия для индивидов и, естественно, в еще большей степени, чем восходящая. Социальное падение разрывает первичные связи с друзьями, многими родственниками, может разбивать семьи, ставить барьеры между отцами и детьми. Возьмем, например, молодую супружескую пару, в которой супруги одинаково сильно мотивированы на мобильность, на достижение. Если разные способности супругов, различные условия и обстоятельства возвысят одного из них, другой будет испытывать болезненные затруднения. Может возникнуть взаимное напряжение и разрыв отношений. Статистика показывает, что часто семьи распадаются именно по этой причине.
Заключение
Многие люди ориентированы на вертикальную мобильность и достигают значительно более высоких статусов, чем их родители. Если родители индивида принадлежат к рабочему классу, а он сам "выбился" в слой творческой интеллигенции и занимает там достаточно высокую позицию, то очевидно, что индивид и его родители должны вращаться в разных субкультурах, в двух различных социальных и интеллектуальных сферах. Общаясь со своими родителями, этот индивид будет находить все меньше точек соприкосновения, общих тем для беседы, общих взглядов на окружающую действительность. Таким образом, родители, столько сделавшие для того, чтобы их сын или дочь поднялись наверх, убеждаются в том, что между ними и детьми появилась пропасть. Для обеих сторон это очень болезненно.
Нисходящая мобильность также может вызывать крайне неприятные последствия для индивидов и в еще большей степени, чем восходящая. Социальное падение разрывает первичные связи с друзьями, многими родственниками, может разбивать семьи, ставить барьеры между отцами и детьми.
В целом социальная мобильность общества - противоречивый процесс. Если сложное общество позволяет индивидам относительно свободно миновать барьеры между социальными классами и слоями, то это вовсе не означает, что всякий индивид, обладающий талантами и мотиваций, может безболезненно и легко двигаться по ступеням лестницы социального восхождения. Мобильность всегда трудно переносится всеми индивидами, так как им приходится адаптироваться к новой субкультуре, налаживать новые связи и бороться со страхом, потерять свой новый статус. Вместе с тем для сложного общества открытый путь наверх, большое число достигаемых статусов - единственный путь развития, ибо в противном случае возникают социальные напряжения и конфликты.
Список использованной литературы
1.Сорокин П.А. «Человек. Цивилизация. Общество», М. 1992 г.
2. Сорокин П.А. "Общедоступный учебник социологии", М., 1994г.
3. Дойков Ю.В. Питирим Сорокин // США. Экономика. Политика. Идеология. 1992
4. Сапов В.В. «Зырянский проповедник» 1991г.
5. Краткий словарь по социологии. – М., 1988 г.
6. С.С.Фролов // Социология. Учебник для высшихх учебных заведений. М., Наука, 1994 г.
------------------------------
[1] "Отречение" Питирима Сорокина // Правда. 1918. 20 ноября
[2] Сапов В.В. «Зырянский проповедник// 1991 №8 , стр.118
[3] Сорокин П.А. «Человек. Цивилизация. Общество», М. 1992г., с.373.
[4] Сорокин П.А. «Человек. Цивилизация. Общество», М. 1992г., с.377.
[5] Сорокин П.А. «Человек. Цивилизация. Общество», М. 1992г., с.379.
[6] Сорокин П.А. «Человек. Цивилизация. Общество», М. 1992г., с.379.
[7] Сорокин П.А. «Человек. Цивилизация. Общество», М. 1992г., с.380.
[8] Сорокин П.А. «Человек. Цивилизация. Общество», М. 1992г., с.380.
[9] Сорокин П.А. «Человек. Цивилизация. Общество», М. 1992г., с.386.