Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 16:38, доклад
Для современной эпохи характерна высокая мобильность ученых, что объясняется особенностями научного труда, его динамичностью. Научная деятельность не знает границ, мобильность является важным фактором культурного и профессионального взаимообогащения научных сообществ. Международные научные и преподавательские коллективы - явление естественное для многих европейских и североамериканских университетов. По данным Eurostat, статистического института Евросоюза, в Великобритании иностранные исследователи составляют 7,2% рабочей силы, занятой в области научных исследований и технологических разработок, в Германии это 6,4%, во Франции - 4,1%
Введение……………………………………………………………………….3
Социальная мобильность ученых……..…………….…………..4
Виды социальной мобильности ученых………………..……....7
Негативные последствия социальной мобильности ученых..…10
Проблемы регулирования социальной мобильности ученых…13
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
НИ ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт Изобразительных Искусств и Социально-Гуманитарных Наук
Кафедра социологии и Социальной работы
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«Социальная мобильность ученых и проблемы ее регулирования»
Выполнила: студентка группы СЦб11-1
Цыденжапова Евгения
Проверил: Гаврилова Н.И.___________
Оценка________________________
Иркутск, 2012
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Введение.
Для современной
эпохи характерна высокая мобильность
ученых, что объясняется особенностями
научного труда, его динамичностью.
Научная деятельность не знает границ,
мобильность является важным фактором
культурного и
Рассматриваемый феномен имеет давние истоки. Известно, что университеты возникли как профессиональные ассоциации (корпорации магистров и школяров), принимающие в свои ряды стремящихся к знаниям людей из всех сословий, из разных мест и стран. На протяжении многовековой истории существования университетов периодически происходила миграция преподавателей и студентов. В эпоху Просвещения европейские монархи соревновались в переманивании лучших ученых. Так, Екатерине II удалось пригласить в Петербург Леонарда Эйлера, одного из ведущих математиков своего времени, члена Берлинской академии наук, пользовавшегося покровительством Фридриха Великого. Знаменитый итальянский математик и механик Жозеф Лагранж после кончины Фридриха II переехал из Берлина в Париж, где стал членом Парижской Академии наук, а во время Французской революции принял участие в работе комиссии, занимавшейся разработкой метрической системы мер и весов, нового календаря. Французский математик Огюстен Луи Коши в годы революции 1830 г. покинул отечество по политическим убеждениям (был роялистом и сохранил верность Карлу X) и приехал в Туринский университет, где преподавал до 1838 г. Примеры нетрудно умножить.
1.1 Социальная мобильность ученых.
В советские
времена понятие "утечка мозгов"
получило негативный смысл переманивания
высококвалифицированных
В последнее время появилось немало публикаций с утверждениями о том, что международный обмен учеными таит в себе угрозу разрушения сложившихся в России научных школ, которые в отдельных областях знаний остаются на передовых рубежах мировой науки. Однако феномен международной мобильности ученых сам по себе не является негативным. Выпадение российской науки из международного научного обмена грозит привести ее к перманентному отставанию. Ученым разных стран мира необходимы тесные контакты друг с другом, и международные исследовательские центры открывают возможности для плодотворного совместного труда.
Проблемы международной
мобильности как фактора
Благодаря мобильности обеспечиваются кадрами новейшие направления исследований. Мобильность также дает возможность работать многонациональным исследовательским коллективам и сетям, что усиливает конкурентоспособность стран, куда она направлена, а также их первенство в использовании полученных результатов. Мобильность ученых является неотъемлемым компонентом современной научной деятельности, и по мере дальнейшего прогресса науки будет возрастать, расширяться, углубляться. Социальная мобильность ученых советского периода существенно отличалась от социальной мобильности современной России, сила мобильности в СССР была гораздо меньше. Кроме того, в СССР социальная мобильность ученых была вызвана в основном когнитивными факторами (возникновение новых научных направлений и т.п.). В 1990-е гг. ситуация кардинально изменилась. Роль социально-экономических мотивов, влияющих на уход ученых из науки, стала достаточно высокой. Социальная мобильность приобрела два основных направления: эмиграция и патологическая мобильность, то есть уход ученых из науки (термин введен С.А. Кугелем, в 1972 г.). Причинами обоих направлений было, как известное, низкое финансирование научной деятельности, отсутствие достойного оборудования и т.д.
Мобильность действительно необходима в научной среде. За счет нее осуществляется как пополнение рядов исследователей новых научных направлений, так и взаимодействие ученых из различных областей наук и из различных регионов и стран. Однако мобильность ученых может стать и негативным фактором для состояния отечественной науки в том случае, если ее объемы постоянно увеличиваются и грозят вымыванием интеллектуальных ресурсов, что и произошло в России в конце XX века.
Чем же характерна социальная мобильность российских ученых в самом начале XXI века?
На современном этапе уровень патологической мобильности ученых снизился, эмиграция значительно сократилось. Социальная мобильность российских ученых приобрела несколько другие особенности.
Во-первых, миграционные
потоки ученых сейчас совершаются на
3-х уровнях и носят
Еще одна особенность мобильности в российской науке заключается в том, что все большая часть студентов и аспирантов выезжает на учебу на Запад, это происходит и благодаря системе стипендий для российских студентов [2]. Считается очень важным, чтобы студент проучился хотя бы один семестр в каком-либо университете другой страны. Аспиранты поддерживаются различными иностранными фондами. В 2007 г. появились программы по поддержке мобильности молодых ученых. Молодым ученым на конкурсной основе предлагается участвовать в научных мероприятиях в других странах.
Нельзя забывать и о том, что в России достаточно низка профессиональная мобильность ученых. Ученые редко меняют темы исследований, институты или лаборатории, что негативно сказывается на качестве их работы, происходит некоторый застой. Таким образом, в современной России озабочены, с одной стороны, повышением мобильности ученых, а с другой- отсутствием обратного потока и нехваткой научных кадров.
1.2 Виды социальной мобильности ученых
Социальная мобильность ученых включает в себя продвижение по карьерной лестнице, переход из одного научного направления в другое, из одной научной области в другую, из одного института в другой, территориальные перемещения, наконец, уход из науки. Первые четыре вида можно отнести к профессиональной мобильности ученых, территориальные перемещения - это их миграция или эмиграция, а уход ученых из науки относится к патологической мобильности (термин введен в 1972 г. С. А. Кугелем).
Профессиональная мобильность
занимает важное место в социальной
мобильности научных кадров, она
подразумевает изменение
Профессиональная мобильность научных кадров - это изменение в предмете, методах, характере деятельности ученого или научного коллектива, которое обуславливает переквалификацию (изменение специализации, специальности или самой профессии). Профессиональная мобильность - сложное понятие, охватывающее комплекс различных сторон, уровней, критериев. Научный подход к ней предполагает анализ не только содержания переквалификации, но и его социальной природы, условий, механизмов, последствий для науки, научных коллективов и для ученого.
Когда развитие науки шло относительно медленно, изменение специальности не было массовым явлением. Тем не менее, изучение биографий выдающихся ученых показывает, что изменение направлений, областей их исследовательской деятельности и раньше было не редкостью. Эти изменения стали особенно интенсивными на современном этапе. В то же время профессиональная мобильность - весьма оперативный, хотя и косвенный, показатель состояния дел в той или иной области исследований. Начинающийся отток ученых из какого-либо направления раньше других признаков может свидетельствовать о его "насыщении" [6, с. 192].
В социологии науки закрепилось понятие "маятниковой" миграции ученых, которая делится на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя "маятниковая" миграция - это временный переход ученого из одного научного учреждения или направления в другое или совмещение научной деятельности в нескольких научных институтах или направлениях. Внешняя "маятниковая" миграция подразумевает не отъезд ученых за границу на постоянное место жительства, а совмещение научной деятельности в своей стране и за рубежом. Она - одна из форм международного сотрудничества, однако, существует вероятность того, что после завершения договорной работы по совместительству ученый останется в принимающей организации.
Можно говорить о таком специфическом виде мобильности, как переход ученых в бизнес, в рискованные (венчурные) инновационные технологические предприятия. В странах Запада, а теперь и в России из науки в инновационный бизнес ежегодно переходят тысячи молодых специалистов, готовых принять характерные для граничной зоны правила конкуренции. Такой бизнес связан с риском; большинство занявшихся им молодых людей успеха не добивается. Одной из попыток регулирования отношений между наукой и бизнесом стала Европейская хартия исследователей, утвержденная Европейской комиссией 11 марта 2005 г. одновременно с Кодексом приема исследователей на работу. Европейская Хартия оговаривает роль, ответственность и права исследователей и их работодателей или финансирующих организаций. Хартия задает для исследователей, работодателей и субсидирующих организаций общие рамки, внутри которых им предлагается действовать ответственно и профессионально в конкретном организационном окружении, что должно способствовать трансферу и распределению знаний, развитию карьеры ученых и исследователей. Важен и статус хартии - это документ Европейского союза, содержащий рекомендации его правительствам и подчеркивающий роль науки в развитии европейской экономики [8].
В России с 1990-х гг. большое значение приобретает патологическая мобильность ученых, которая означает потерю научного потенциала, и в первую очередь - уход ученых из науки в другие сферы деятельности. Кроме того, существуют скрытые потери, когда научные сотрудники лишь числятся в штате институтов, но либо находятся в длительных отпусках "за свой счет", либо просто не могут заниматься исследовательской работой из-за материальных проблем.
Информация о работе Социальная мобильность ученых и проблемы ее регулирования