Социальная мобильность ученых и проблемы ее регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 16:38, доклад

Описание работы

Для современной эпохи характерна высокая мобильность ученых, что объясняется особенностями научного труда, его динамичностью. Научная деятельность не знает границ, мобильность является важным фактором культурного и профессионального взаимообогащения научных сообществ. Международные научные и преподавательские коллективы - явление естественное для многих европейских и североамериканских университетов. По данным Eurostat, статистического института Евросоюза, в Великобритании иностранные исследователи составляют 7,2% рабочей силы, занятой в области научных исследований и технологических разработок, в Германии это 6,4%, во Франции - 4,1%

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Социальная мобильность ученых……..…………….…………..4
Виды социальной мобильности ученых………………..……....7
Негативные последствия социальной мобильности ученых..…10
Проблемы регулирования социальной мобильности ученых…13

Файлы: 1 файл

доклад.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию

НИ ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт Изобразительных  Искусств и Социально-Гуманитарных Наук

Кафедра социологии и Социальной работы

 

 

 

 

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

 

«Социальная мобильность ученых и  проблемы ее регулирования»

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы СЦб11-1

Цыденжапова Евгения

Проверил: Гаврилова Н.И.___________

Оценка___________________________

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск, 2012

Содержание:

 

 

Введение……………………………………………………………………….3

    1. Социальная мобильность ученых……..…………….…………..4
    2.   Виды социальной мобильности ученых………………..……....7
    3. Негативные последствия социальной мобильности ученых..…10
    4. Проблемы регулирования социальной мобильности ученых…13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Для современной  эпохи характерна высокая мобильность  ученых, что объясняется особенностями  научного труда, его динамичностью. Научная деятельность не знает границ, мобильность является важным фактором культурного и профессионального  взаимообогащения научных сообществ. Международные научные и преподавательские коллективы - явление естественное для многих европейских и североамериканских университетов. По данным Eurostat, статистического института Евросоюза, в Великобритании иностранные исследователи составляют 7,2% рабочей силы, занятой в области научных исследований и технологических разработок, в Германии это 6,4%, во Франции - 4,1% [11].

Рассматриваемый феномен имеет давние истоки. Известно, что университеты возникли как профессиональные ассоциации (корпорации магистров и школяров), принимающие в свои ряды стремящихся к знаниям людей из всех сословий, из разных мест и стран. На протяжении многовековой истории существования университетов периодически происходила миграция преподавателей и студентов. В эпоху Просвещения европейские монархи соревновались в переманивании лучших ученых. Так, Екатерине II удалось пригласить в Петербург Леонарда Эйлера, одного из ведущих математиков своего времени, члена Берлинской академии наук, пользовавшегося покровительством Фридриха Великого. Знаменитый итальянский математик и механик Жозеф Лагранж после кончины Фридриха II переехал из Берлина в Париж, где стал членом Парижской Академии наук, а во время Французской революции принял участие в работе комиссии, занимавшейся разработкой метрической системы мер и весов, нового календаря. Французский математик Огюстен Луи Коши в годы революции 1830 г. покинул отечество по политическим убеждениям (был роялистом и сохранил верность Карлу X) и приехал в Туринский университет, где преподавал до 1838 г. Примеры нетрудно умножить.

1.1 Социальная  мобильность ученых.

В советские  времена понятие "утечка мозгов" получило негативный смысл переманивания  высококвалифицированных специалистов из развивающихся стран для их эксплуатации в ведущих империалистических государствах. Нет необходимости говорить о том, что в России научная деятельность финансируется скупо, многие российские ученые-бюджетники едва сводят концы с концами и готовы работать даже в условиях "эксплуатации" за рубежом. Усиление конкуренции в научном мире приводит к тому, что, несмотря на желание выехать за границу по долгосрочному контракту, реализовать эту цель на практике, сохраняя себя именно в науке, может незначительное меньшинство. Часть научных эмигрантов переходит в иную сферу деятельности, и в этом случае Россия теряет ученого, а принимающая страна получает работника более низкой квалификации. Согласно результатам одного из исследований, намерены вернуться домой после окончания учебы в зарубежном университете не более четверти российских студентов; 45% определенно намерены не возвращаться, хотя и не исключают возможности поработать в России [1, с. 100 - 101]. Ученые и специалисты покидают свою страну, если находят в принимающей стране более высокое материальное вознаграждение своего труда, более широкие возможности для творческой самореализации, лучшее лабораторное оборудование, более комфортные бытовые условия, лучшее соблюдение гражданских прав и демократических свобод, чем на родине.

В последнее  время появилось немало публикаций с утверждениями о том, что международный обмен учеными таит в себе угрозу разрушения сложившихся в России научных школ, которые в отдельных областях знаний остаются на передовых рубежах мировой науки. Однако феномен международной мобильности ученых сам по себе не является негативным. Выпадение российской науки из международного научного обмена грозит привести ее к перманентному отставанию. Ученым разных стран мира необходимы тесные контакты друг с другом, и международные исследовательские центры открывают возможности для плодотворного совместного труда.

Проблемы международной  мобильности как фактора формирования единого научного пространства, интернационализация  науки и научной деятельности становятся все более актуальными  и привлекают внимание исследователей в России и других странах. Мобильность как механизм глобализации науки используется для создания Европейского научного пространства, то есть интеграции научного потенциала десятков стран, существенно отличающихся по своей истории, культуре, политическим и научным традициям, по уровню развития науки и технологий.

Благодаря мобильности  обеспечиваются кадрами новейшие направления  исследований. Мобильность также  дает возможность работать многонациональным  исследовательским коллективам  и сетям, что усиливает конкурентоспособность стран, куда она направлена, а также их первенство в использовании полученных результатов. Мобильность ученых является неотъемлемым компонентом современной научной деятельности, и по мере дальнейшего прогресса науки будет возрастать, расширяться, углубляться. Социальная мобильность ученых советского периода существенно отличалась от социальной мобильности современной России, сила мобильности в СССР была гораздо меньше. Кроме того, в СССР социальная мобильность ученых была вызвана в основном когнитивными факторами (возникновение новых научных направлений и т.п.). В 1990-е гг. ситуация кардинально изменилась. Роль социально-экономических мотивов, влияющих на уход ученых из науки, стала достаточно высокой. Социальная мобильность приобрела два основных направления: эмиграция и патологическая мобильность, то есть уход ученых из науки (термин введен С.А. Кугелем, в 1972 г.). Причинами обоих направлений было, как известное, низкое финансирование научной деятельности, отсутствие достойного оборудования и т.д.

Мобильность действительно  необходима в научной среде. За счет нее осуществляется как пополнение рядов исследователей новых научных  направлений, так и взаимодействие ученых из различных областей наук и из различных регионов и стран. Однако мобильность ученых может стать и негативным фактором для состояния отечественной науки в том случае, если ее объемы постоянно увеличиваются и грозят вымыванием интеллектуальных ресурсов, что и произошло в России в конце XX века.

Чем же характерна социальная мобильность российских ученых в самом начале XXI века?

На современном  этапе уровень патологической мобильности  ученых снизился, эмиграция значительно  сократилось. Социальная мобильность  российских ученых приобрела несколько  другие особенности.

Во-первых, миграционные потоки ученых сейчас совершаются на 3-х уровнях и носят эмиграционный  характер. Первый уровень – переезд  наиболее квалифицированных и талантливых  российских ученых из провинции в  столичные города – в Москву и  Санкт-Петербург. Второй уровень – выезд из России в Европу. Третий – переезд из Европы в США. Отъезд ученых из провинции в Москву и Санкт-Петербург – это одна из основных особенностей современной российской мобильности ученых. В результате в значительной части российских регионов состояние научных исследований и уровень преподавания в соответствующих региональных университетах носит ярко выраженный провинциальный характер [1].

Еще одна особенность мобильности  в российской науке заключается  в том, что все большая часть  студентов и аспирантов выезжает на учебу на Запад, это происходит и благодаря системе стипендий для российских студентов [2]. Считается очень важным, чтобы студент проучился хотя бы один семестр в каком-либо университете другой страны. Аспиранты поддерживаются различными иностранными фондами. В 2007 г. появились программы по поддержке мобильности молодых ученых. Молодым ученым на конкурсной основе предлагается участвовать в научных мероприятиях в других странах.

Нельзя забывать и о том, что в России достаточно низка профессиональная мобильность ученых. Ученые редко меняют темы исследований, институты или  лаборатории, что негативно сказывается на качестве их работы, происходит некоторый застой. Таким образом, в современной России озабочены, с одной стороны, повышением мобильности ученых, а с другой- отсутствием обратного потока и нехваткой научных кадров.

1.2 Виды социальной мобильности ученых

Социальная  мобильность ученых включает в себя продвижение по карьерной лестнице, переход из одного научного направления  в другое, из одной научной области в другую, из одного института в другой, территориальные перемещения, наконец, уход из науки. Первые четыре вида можно отнести к профессиональной мобильности ученых, территориальные перемещения - это их миграция или эмиграция, а уход ученых из науки относится к патологической мобильности (термин введен в 1972 г. С. А. Кугелем).

Профессиональная мобильность  занимает важное место в социальной мобильности научных кадров, она  подразумевает изменение профессии, специальности или специализации в период трудовой деятельности ученого. Будучи закономерным процессом, профессиональная мобильность характерна для всех основных форм организации науки: научных институтов, академий наук, вузов. В той или иной степени она охватывает все отрасли наук. В современных условиях такого рода мобильность становится неотъемлемым элементом научной деятельности, своеобразным фактором развития науки [5, с. 8].

Профессиональная  мобильность научных кадров - это  изменение в предмете, методах, характере  деятельности ученого или научного коллектива, которое обуславливает переквалификацию (изменение специализации, специальности или самой профессии). Профессиональная мобильность - сложное понятие, охватывающее комплекс различных сторон, уровней, критериев. Научный подход к ней предполагает анализ не только содержания переквалификации, но и его социальной природы, условий, механизмов, последствий для науки, научных коллективов и для ученого.

Когда развитие науки шло относительно медленно, изменение специальности не было массовым явлением. Тем не менее, изучение биографий выдающихся ученых показывает, что изменение направлений, областей их исследовательской деятельности и раньше было не редкостью. Эти изменения стали особенно интенсивными на современном этапе. В то же время профессиональная мобильность - весьма оперативный, хотя и косвенный, показатель состояния дел в той или иной области исследований. Начинающийся отток ученых из какого-либо направления раньше других признаков может свидетельствовать о его "насыщении" [6, с. 192].

В социологии науки закрепилось  понятие "маятниковой" миграции ученых, которая делится на внешнюю и  внутреннюю. Внутренняя "маятниковая" миграция - это временный переход  ученого из одного научного учреждения или направления в другое или  совмещение научной деятельности в нескольких научных институтах или направлениях. Внешняя "маятниковая" миграция подразумевает не отъезд ученых за границу на постоянное место жительства, а совмещение научной деятельности в своей стране и за рубежом. Она - одна из форм международного сотрудничества, однако, существует вероятность того, что после завершения договорной работы по совместительству ученый останется в принимающей организации.

Можно говорить о таком специфическом виде мобильности, как переход ученых в бизнес, в рискованные (венчурные) инновационные технологические предприятия. В странах Запада, а теперь и в России из науки в инновационный бизнес ежегодно переходят тысячи молодых специалистов, готовых принять характерные для граничной зоны правила конкуренции. Такой бизнес связан с риском; большинство занявшихся им молодых людей успеха не добивается. Одной из попыток регулирования отношений между наукой и бизнесом стала Европейская хартия исследователей, утвержденная Европейской комиссией 11 марта 2005 г. одновременно с Кодексом приема исследователей на работу. Европейская Хартия оговаривает роль, ответственность и права исследователей и их работодателей или финансирующих организаций. Хартия задает для исследователей, работодателей и субсидирующих организаций общие рамки, внутри которых им предлагается действовать ответственно и профессионально в конкретном организационном окружении, что должно способствовать трансферу и распределению знаний, развитию карьеры ученых и исследователей. Важен и статус хартии - это документ Европейского союза, содержащий рекомендации его правительствам и подчеркивающий роль науки в развитии европейской экономики [8].

В России с 1990-х  гг. большое значение приобретает патологическая мобильность ученых, которая означает потерю научного потенциала, и в первую очередь - уход ученых из науки в другие сферы деятельности. Кроме того, существуют скрытые потери, когда научные сотрудники лишь числятся в штате институтов, но либо находятся в длительных отпусках "за свой счет", либо просто не могут заниматься исследовательской работой из-за материальных проблем.

Информация о работе Социальная мобильность ученых и проблемы ее регулирования