Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 16:38, доклад
Для современной эпохи характерна высокая мобильность ученых, что объясняется особенностями научного труда, его динамичностью. Научная деятельность не знает границ, мобильность является важным фактором культурного и профессионального взаимообогащения научных сообществ. Международные научные и преподавательские коллективы - явление естественное для многих европейских и североамериканских университетов. По данным Eurostat, статистического института Евросоюза, в Великобритании иностранные исследователи составляют 7,2% рабочей силы, занятой в области научных исследований и технологических разработок, в Германии это 6,4%, во Франции - 4,1%
Введение……………………………………………………………………….3
Социальная мобильность ученых……..…………….…………..4
Виды социальной мобильности ученых………………..……....7
Негативные последствия социальной мобильности ученых..…10
Проблемы регулирования социальной мобильности ученых…13
1.3 Негативные последствия социальной мобильности ученых
Мобильность может стать негативным фактором для отечественной науки в том случае, если ее объемы постоянно будут увеличиваться, угрожая вымыванием интеллектуальных ресурсов. Однако "утечка умов" представляет собой глобальный феномен, беспокоящий общественность не только в России и бывших социалистических странах Центральной и Восточной Европы, но и в относительно благополучных странах Западной Европы [2, с. 208]. На Западе в последнее время возрастает беспокойство по поводу дефицита квалифицированных исследователей. Для стран Европейского Союза этот дефицит оценивается примерно в 700 тысяч человек [3, с. 46]. В Европе остро обсуждается вопрос о росте эмиграции ученых-европейцев в США и Канаду. Причинами оказываются: более высокая заработная плата, наличие лучших условий для исследований, желание поработать в интернациональной научной среде. Должность американского профессора привлекает ученых из других стран, в первую очередь, зарплатой (у профессора она составляет около 100 - 150 тысяч долларов в год), однако есть много и других достоинств. В США единственный, кто обеспечен постоянной работой до конца жизни, это профессор. Как только преподаватель занимает эту должность, университетов теряет право его уволить. Это сделано для того, чтобы ученый был свободен от давления администрации в выборе своих научных интересов. Американский профессор имеет широкие возможности для самореализации при максимальной личной свободе. Он и возглавляемая им лаборатория - краеугольный камень американской науки. Именно профессор оказывается своеобразной "машиной для добывания денег". Выигрывая грант, например, в миллион долларов, он приносит дополнительно своему университету еще 560 тысяч долларов. Для корректировки мобильности ученых Европа принимает различные меры. Появляются программы, стимулирующие обратный поток ученых, которые добились хороших результатов в странах Северной Америки. Кроме того, с нехваткой научных кадров Европа пытается бороться, в том числе, и за счет России, точнее - российских ученых.
В России миграционная мобильность носит ярко выраженный эмиграционный характер и часто становится безвозвратной (отсутствует обратный поток). Миграционные потоки ученых совершаются на 3-х уровнях. Первый уровень - переезд наиболее квалифицированных и талантливых российских ученых из провинции в столичные города - Москву и Санкт-Петербург. Второй уровень - выезд из России в Европу. Третий - переезд из Европы в США.
Отъезд ученых из провинции в Москву и Санкт-Петербург - одна из основных особенностей российской мобильности ученых. В результате в значительной части российских регионов состояние научных исследований и уровень преподавания в региональных университетах носит ярко выраженный провинциальный характер. Ни в Европе, ни, тем более, в США, такой проблемы нет. Там научные центры, университеты распределены по всей стране достаточно равномерно, и нет концентрации ученых в столичных городах. Достаточно вспомнить, что в США Принстонский университет находится в штате Нью-Джерси, Гарвард - в штате Массачусетс, Йэль - в штате Коннектикут, Стэнфорд - в Калифорнии и т.д.
В России ситуация иная. Основные научные центры сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге. Региональные университеты (за некоторым исключением) хуже финансируются, что влияет на уровень технического оснащения и преподавания. Как ни странно, миграция региональных ученых в столицы остается практически незамеченной. Если об эмиграции российских ученых говорится постоянно и много, даются рекомендации, принимаются меры, то о "провинциализации" региональной российской науки и ученых не говорится вообще. А это может стать очень большой потерей российского научного потенциала. Для решения этой острой проблемы необходимо, во-первых, развивать обратный поток, стимулировать ученых возвращаться в те регионы, из которых они родом, предлагая им соизмеримые со столичными условия труда, жилищные условия и заработную плату; во-вторых, продолжать растить свои научные кадры, но обеспечивать им условия работы, при которых они не стали бы думать ни о переезде в столицы, ни об эмиграции; и, в-третьих, хорошие результаты может дать и приток столичных ученых в регионы, как на постоянное место жительства и работы, так и для временного преподавания. Необходимо также развивать обратный поток ученых, эмигрировавших из России в Европу или Северную Америку. Очень интересен в этом вопросе опыт Китая. Китайское правительство делает все возможное, чтобы вернуть в Китай талантливых ученых, добившихся успехов на Западе.
Из-за эмиграционного характера мобильности и отсутствия должной научной политики Россия отстает от развитых стран Европы и США по показателям включенности в мировое научное сообщество. Еще одна важная для российского научного сообщества проблема состоит в том, что европейские специалисты недостаточно осведомлены о российских возможностях в научных областях. Необходимо сделать более доступной и понятной для зарубежных коллег информацию о наших исследовательских потенциалах. Этого можно достичь несколькими путями, например, используя возможности академических обменов или за счет создания механизмов, позволяющих привлечь в Россию исследователей из Европы [9].
2.1 Проблемы
регулирования социальной
Мобильность научных кадров (профессиональная и территориальная) в России всегда была значительно ниже, чем на Западе, особенно, если говорить о советском периоде истории. В 60 - 70 гг. XX в. советские социологи науки и науковеды приступили к изучению внутренней "маятниковой" мобильности. Международной "маятниковой" мобильности до 1990-х гг. у нас практически не было. Социологи и науковеды Запада обвиняли тогда российскую науку в косности именно на том основании, что социальная и профессиональная мобильность в ней, по их мнению, была очень низкой. Организационная структура советской науки отличались коренным образом от той, какая сложилась на Западе, что до сих пор оказывает влияние на мобильность в научной среде. Поэтому причины мобильности ученых в России и странах Запада существенно различаются. Если в СССР причинами социальной мобильности в науке оказывались, прежде всего, когнитивные и внутренние социальные факторы, то в Европе и США превалировали внешние социальные факторы. В странах Запада наука основана на принципах конкуренции, состояние дел в ней имеет принципиальное значение для сохранения лидерства и конкурентоспособности на мировой арене, поэтому столь значительное внимание там удаляется качеству исследований и вопросам оплаты научного труда.
В европейских документах мобильность ученых рассматривается как важный инструмент распределения знания, опыта, идей. Самый эффективный путь достижения этой цели - живые контакты между исследователями, работающими в структуре одной научной группы. И именно поэтому европейские власти считают необходимым общение, взаимодействие ученых друг с другом, что легче всего сделать посредством работы над одной проблемой в разных исследовательских центрах европейской страны или всей Европы.
В рамках Болонского процесса этот путь сместился на студенческий уровень: в частности, выдвинута идея о том, чтобы студент чуть ли не обязательно проучился хотя бы один семестр в каком-либо университете другой страны.
В процентном соотношении социальная мобильность ученых в США в несколько раз выше, чем в других странах. В эту страну, где уже и так сосредоточено самое высокое в мире число научных работников, продолжают съезжаться ученые со всего мира. Следует также отметить, что в США практически нет академического балласта, то есть ученых, которые не производят нового научного знания, не занимаются исследованиями. Основа американской науки - жесткая конкуренция, и ученые, которые ее не выдерживают, вынуждены уйти из науки. Не будет преувеличением сказать, что в США процветает культ мобильности как основы эффективности научной деятельности.
Мобильность действительно необходима в научной среде. За счет нее осуществляется как пополнение рядов исследователей новых научных направлений, так и взаимодействие ученых из разных областей наук и из различных регионов и стран. В отличие от других сфер, где периоды мобильности обычно коротки и часто ограничены определенными этапами карьеры, мобильность исследователей затрагивает людей всех возрастов и социальных положений.
Сегодня и в России предпринимаются шаги со стороны научной политики по коррекции мобильности в российской науке.
В ноябре 2004 г. состоялся международный семинар "Поддержка развития научной карьеры и академической мобильности между Российской Федерацией и Европейским союзом". Его организаторами выступили Представительство Европейской комиссии в России и Государственный Университет - Высшая школа экономики. В течение недели команда, в которую вошли представители Еврокомиссии, INTAS, Британского Совета, Германской службы академических обменов, других международных и зарубежных организаций и специалисты российского национального контактного центра 6РП по программе Marie Curie Actions, провела цикл презентаций программы Marie Curie Actions - Human resources and mobility в Москве, Новосибирске, Томске и Санкт-Петербурге. На встречах с представителями российской науки и высшей школы было подробно рассказано о последних европейских инициативах по развитию карьеры и международной мобильности ученых. А кроме того, были даны практические рекомендации по участию российских коллективов в европейских научных программах, в частности, таких, как Marie Curie Actions, TEMPUS, Erasmus Mundus, программах молодежных грантов INTAS.
В январе 2007 г. в Министерстве образования и науки РФ прошло заседание межведомственной рабочей группы по вопросам воспроизводства кадров в научно-образовательной сфере. На встрече обсуждался проект федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2008 - 2012 гг.
В феврале 2007 г. состоялась
международная конференция "
Выводы.
Последнее время социальная мобильность ученых России, Западной Европы и США стала приобретать все больше схожих черт, особенно мобильность западноевропейских и российских ученых. В этих странах озабочены, с одной стороны, повышением мобильности ученых, а с другой - отсутствием обратного потока и нехваткой научных кадров. И в Европе, и в России, и даже в США сегодня обостряется проблема отсутствия интереса к науке со стороны молодежи. Если молодежь сейчас не будет "идти в исследователи", то через какое-то время могут прекратиться и сами исследования, не будет происходить и генерация знаний.
Изучению мобильности ученых придается большое значение, этот вопрос широко исследуется в разных странах. Проводится все больше международных конференций, семинаров, посвященных именно социальной и профессиональной мобильности ученых на современном этапе развития науки.
В связи с глобализацией изменился и взгляд на науку, ее функции и структуру. Сегодня мы можем говорить о формировании мировой науки в самых разных ее ипостасях: совокупности знаний, образцов коммуникации, образцов взаимодействия профессионалов. Важно и то, что в науке разработаны схемы глобального сотрудничества на всех уровнях: между правительственными органами, между отдельными научными институтами и ассоциациями, между отдельными учеными.
Список использованной литературы:
1.Ерохина К.
Социальная мобильность ученых
и проблемы ее
2.Старостенкова Е. «Утечка умов: новый взгляд на проблему»// Вестник ассоциации менеджеров №5 2005.
3. Наумова Т. Отток кадров из российской науки: выигрыш или проигрыш? // СОЦИС -2008-№9.
Информация о работе Социальная мобильность ученых и проблемы ее регулирования