Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 15:03, реферат
Однако мы знаем, что в реальной жизни неравенство людей играет огромную роль.
неравенство — это критерий, при помощи которого мы можем разместить одни
группы выше или ниже других.
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................2
Понятие социального класса и социального слоя..................................2
Сущность социального неравенства и его причины.................................9
Измерение неравенства.........................................................10
Социальная мобильность........................................................12
1. Природа социальной мобильности.............................................12
2. Проблемы социальной мобильности............................................17
3. Каналы социальной мобильности..............................................19
4. Индивид и социальная мобильность...........................................22
5. Статусная нестабильность...................................................23
6. Напряжение при принятии новых социальных ролей.............................23
7. Разрыв связей в первичных группах..........................................24
Заключение....................................................................25
ЛИТЕРАТУРА :..................................................................26
типа, весьма напоминающие касты. Так, во многих странах такой относительно
закрытой группой является элита - верхний слой социальной структуры, имеющий
преимущества при занятии наиболее высоких социальных статусов и преимущества
при распределении общественного продукта, власти, получения наилучшего
образования и т.д.
В обществах существуют некоторые социальные статусные группы, вертикальная
мобильность в которых крайне затруднена в силу из замкнутости и барьеров,
создаваемых на пути представителей других социальных групп. Вместе с тем, как
бы ни была замкнута группа, все равно существует хотя бы незначительное число
членов других групп, проникающих в нее. Видимо, есть определенные пути
вертикальной социальной мобильности, которые практически невозможно
перекрыть, и представители низших слоев всегда имеют шанс проникнуть в высший
слой.
3. Каналы социальной мобильности.
Доступность путей для социальной мобильности зависит как от индивида, так и
от структуры общества, в котором он живет. Индивидуальная способность немного
значим, если общество распределяет вознаграждения на основе предписанных
ролей. В другой стороны, открытое общество мало помогает индивиду, который не
подготовлен к борьбе за продвижение к высшим статусам. В некоторых обществах
амбиции молодых людей могут находить один или два возможных, открытых для них
канала мобильности. В то же время в других обществах молодежь может
воспользоваться сотней путей для достижения высшего статуса. Одни пути
достижения высшего статуса могут быть закрыты в связи с этнической или
социально-кастовой дискриминацией, другие в силу того, что индивид из-за
индивидуальных особенностей просто на способен применить свои таланты.
Однако для того чтобы полностью изменить социальный статус, у индивидов часто
возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с более высоким
статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействий с представителями
новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера и барьера общения
существует
несколько способов, к которым
так или иначе прибегают
процессе социальной мобильности.
1. Изменение
образа жизни. Недостаточно
деньги в том случае, когда индивид сравнялся в доходах с представителями
более высокого социального слоя. Для усвоения нового статусного уровня ему
необходимо принять новый материальный стандарт, соответствующий этому уровню.
Устройство квартиры, покупка книг, телевизора, машины и т.д. - все должно
соответствовать новому, более высокому статусу. Материальная бытовая культура
- это и не очень заметный, но весьма значительный способ приобщения к более
высокому статусному уровню. Но материальный образ жизни - только один из
моментов приобщения к новому статусу и сам по себе, без изменения других
компонентов культуры немного значит.
2. Развитие типичного статусного поведения. Ориентированная на вертикальную
мобильность личность не будет принята в более высокий социально-классовый
слой до тех пор, пока не усвоит образцы поведения этого слоя настолько, чтобы
следовать им без каких-либо усилий. Образцы одежды, словесные обороты,
проведение досуга, манера общаться - все это подвергается пересмотру и должно
стать привычным и единственно возможным типом поведения. Детей часто готовят
специально к усвоению поведения, характерного для высокого социально-
классового слоя, обучая их музыке, танцам и хорошим манерам. Правда, не все
аспекты субкультуры социального слоя или группы могут быть освоены в
результате преднамеренного обучения и сознательной имитации, но такие усилия
могут ускорить процесс принятия индивидом субкультуры более высокого
социального слоя.
3. Изменение
социального окружения. Этот
контактов с индивидами и ассоциациями того статусного соя, в который
социализируется мобильный индивид. Идеальным условием вхождения в новый слой
является положение?
когда индивид полностью
слоя, куда он стремится попасть. В этом случае субкультура осваивается очень
быстро. Однако положительным моментом налаживания связей всегда служит то,
что новое знакомство может создать благоприятное общественного мнение в
пользу новичка.
4. Брак с представителем
более высокого статусного
брак служил
наилучшим средством
социальной мобильности. Во-первых, он может в значительной степени
способствовать проявлению талантов, если дает материальное благополучие. Во-
вторых, он предоставляет индивиду возможность быстрого подъема, часто минуя
несколько статусных уровней. В-третьих, брак с представителем или
представительницей более высокого статуса в значительной степени разрешает
проблемы социального окружения и быстрого освоения образцов культуры высшего
статусного слоя. Подобного рода браки позволяли людям преодолевать самые
трудные социальные барьеры в кастовом обществе, а также проникать в элитные
слои. Но такой брак может быть полезен только в том случае, если индивид из
более низкого статусного слоя подготовлен к быстрому усвоению новых образцов
поведения и образа жизни нового для него социального окружения если он не
может быстро усваивать новые культурные статусы и стандарты, то этот брак
ничего не даст, так как представители высшего статусного слоя не будут
считать индивида "своим".
4. Индивид и социальная мобильность.
Убеждение в том, что социальная мобильность полезна и необходима, служит
неотъемлемой частью культуры в любом современном демократическом обществе.
Общество с закрытыми социальными группами препятствует проявлению
человеческой индивидуальности и не дает талантливым людям возможности активно
участвовать в общественной жизни. Однако высокая социальная мобильность
наиболее уместна и полезна в сложных обществах. Относительно простые
общества, которые существовали в XVIII в. в Европе и Азии, а также в Америке,
имели очень мало таких социальных ролей, которые не могли бы исполнить люди
со средними способностями, при условии, конечно, что к исполнению своей
основной роли человек готовился с самого детства. В таком простом обществе
для качественного исполнения даже роли лидеров, определяющих правила и
ритуалы, необходимы скорее тщательность и длительность обучения, чем
необыкновенные способности. Неотъемлемыми качествами общества с закрытой
социально-классовой структурой являются ее внутренняя простота и
стабильность. Это дает гарантию того, что большинство ролей и без притока
талантливых людей из нижних социальных слоев будет исполняться вполне
адекватно.
Быстрота изменения общества требует от лидера большего, нежели способность
механически исполнить определенные ритуалы. Кроме того, для технических
достижений в обществе необходимо иметь больше высокоинтеллигентных,
высокообразованных профессионалов, исполнителей, экспертов. Такое общество не
способно обойтись без постоянного притока на ключевые позиции "мозгов",
поступающих из всех социальных слоев общества. Из этого следует, что открытая
классовая система
- это необходимость для
культивирование и развитие открытой системы может иметь неприятные
последствия для некоторых из входящих в нее индивидов. Рассмотрим несколько
случаев существования в современном обществе индивидов с высокой
мобильностью.
5. Статусная нестабильность.
Общество с
открытыми границами между
подняться, но оно
же порождает в нем страх
порицать общество за свой низкий статус, но берет всю ответственность за
низкое положение на себя.
Нет никакой гарантии, что его статус не станет еще более низким, но даже если
он останется на прежнем уровне, это не означает, что индивид выполняет свои
социальные обязанности, так как в эти обязанности входит не просто
поддержание данного статуса, но и повышение его. Другие люди низкого
происхождения могут иметь высокий статус, а почему же не он? Статусное
беспокойство во многих странах Европы и Америки традиционно в большей степени
проявлял средний класс. В нашей же стране к группе, испытывающей наибольшее
беспокойство, можно отнести руководителей среднего и низшего уровней в
системе управления.
Представители высшего
борьбе за более высокий статус и редко боятся потерять его. В то же время
среди индивидов, представляющих нижние уровни, очень немногие надеются на
социальный подъем и участвуют в борьбе за более высокий статус.
6. Напряжение
при принятии новых социальных
Восходящая вертикальная социальная мобильность приводит не только к получению
новых благ и привилегий, но и к появлению большей ответственности и к новым
ограничениям. Случается, что некоторые люди отклоняют предложенное повышение
статуса потому, что при занятии новой должности возникают добавочная
напряженность и новые обязанности, увеличивающие неудовлетворенность. Нервная
дрожь, стресс среди вновь назначенных на более высокие должности - далеко не
исключения. Кроме того, напряжение возникает из-за достаточно трудного
процесса обучения образцам новой для индивида субкультуры: новым манерам,
этикету, типам взаимоотношений. Процесс приспособления к новой субкультуре
бывает очень сложным. Это иногда проявляется так сильно, что грозит нервными
расстройствами и низким снижением мотивации исполнения своей роли.
7. Разрыв связей в первичных группах.
Многие люди ориентированы на вертикальную мобильность и достигают значительно
высоких статусов. Как правило, восходящая и нисходящая мобильность может
вызывать крайне неприятные последствия для индивидов. Социальная мобильность
разрывает первичные связи с коллегами на работе, с друзьями, многими
родственниками, может разбивать семьи, ставить барьеры между отцами и детьми.
Многие первичные группы распадаются по причине социальной мобильности. Если в
дружеском кругу рабочих один из них становится мастером или старшим мастером
и начинает руководить действиями своих друзей, то дружеские связи почти
немедленно прекращаются. Возможна даже конфронтация. Именно по причине
прекращения первичных связей потерпела крах практика назначения мастерами
производственных участков лишь из числа рабочих-лидеров.
В целом социальная мобильность общества – противоречивый процесс. Если
сложное общество
позволяет индивидам относитель
между социальными классами и слоями, то это вовсе не означает, что всякий
индивид, обладающий талантами и мотивацией, может безболезненно и легко
двигаться по ступеням лестницы социального восхождения. Мобильность всегда
трудно переносится всеми индивидами, так как им приходится адаптироваться к
новой субкультуре, налаживать новые связи и бороться со страхом потерять свой
новый статус. Вместе с тем для сложного общества открытый путь наверх,
большое число достигаемых статусов - единственный путь развития, ибо в
противном случае возникают социальные напряжения и конфликты.
Заключение.
Согласно эволюционной теории стратификации, по мере усложнения и развития
культуры наступает такая ситуация, при которой ни один индивид не может
овладеть всеми аспектами соц-ой деятельности, происходит разделение труда и
специализация деятельности. Одни виды деятельности оказываются более важными,
требующими длительной подготовки и соответствующего вознаграждения, другие же
– менее важные и поэтому более массовые, легко заменяемые.
Концепции стратификации, в отличии от марксистской идеи классов и построения
бесклассового общества, не постулируют социального равенства, наоборот, они
рассматривают неравенство как естественное состояние общества, поэтому страты
не только различются по своим критериям, но и размещаются в жесткой системе
подчинения одних слоев другим, привелегированногоположения высших и
подчиненного положения низших. В дозированной форме допускается даже идея
некоторых социальных противоречий, которые нейтрализуются возможностями
социальной
мобильности вертикального
талантливые люди могут переходить из низших слоев в высшие, как в равной мере
и наоборот, когда малоактивные люди, занимающие места в высших слоях общества
в силу соц-ого положения своих родителей, могут разориться и оказаться в
самых низших слоях соц-ой структуры.
Таким образом, понятия соц-го слоя, стратификации и соц-ий мобильности,
дополняя понятия класса и классовой структуры общества, конкретизируют общее
представление о структуре ощества и помогают детализировать анализ соц-ых