Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 23:13, контрольная работа
Важное место в изучении социальной структуры занимают вопросы социальной мобильности населения, то есть перехода человека из одного класса в другой, из одной внутриклассовой группы в другую, социальные перемещения между поколениями. Социальные перемещения носят массовый характер и по мере развития общества становятся все более интенсивными.
Социальная мобильность — изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Резко ограниченная в кастовом и сословном обществе, социальная мобильность значительно возрастает в условиях индустриального общества.
Например, в Финляндии создана специальная организация - Финский Центр Международной мобильности (ФЦММ) - которая ежегодно присуждает стипендии молодым иностранным ученым на последипломном и последокторском уровне для ведения преподавательской и исследовательской работы в Финляндии в течение 3 - 12 месяцев. Для граждан России, балтийских государств и стран Центральной и Восточной Европы выделены квот
В европейских документах мобильность ученых рассматривается как важный инструмент распределения знания, опыта, идей. Самый эффективный путь достижения этой цели - живые контакты между исследователями, работающими в структуре одной научной группы. И именно поэтому европейские власти считают необходимым общение, взаимодействие ученых друг с другом, что легче всего сделать посредством работы над одной проблемой в разных исследовательских центрах европейской страны или всей Европы.
Но мобильность может стать негативным фактором.
На Западе в последнее
время возрастает беспокойство по поводу
дефицита квалифицированных исследовател
Например, в США единственный, кто обеспечен постоянной работой до конца жизни, это профессор. Как только преподаватель занимает эту должность, университет теряет право его уволить. Это сделано для того, чтобы ученый был свободен от давления администрации в выборе своих научных интересов. Американский профессор имеет широкие возможности для самореализации при максимальной личной свободе. Он и возглавляемая им лаборатория - краеугольный камень американской науки. Именно профессор оказывается своеобразной "машиной для добывания денег". Выигрывая грант, например, в миллион долларов, он приносит дополнительно своему университету еще 560 тысяч долларов
Для корректировки мобильности ученых Европа принимает различные меры. Появляются программы, стимулирующие обратный поток ученых, которые добились хороших результатов в странах Северной Америки. Кроме того, с нехваткой научных кадров Европа пытается бороться, в том числе, и за счет России, точнее - российских ученых.
В России миграционная мобильность носит ярко выраженный эмиграционный характер и часто становится безвозвратной (отсутствует обратный поток). Миграционные потоки ученых совершаются на 3-х уровнях. Первый уровень - переезд наиболее квалифицированных и талантливых российских ученых из провинции в столичные города - Москву и Санкт-Петербург. Второй уровень - выезд из России в Европу. Третий - переезд из Европы в США.
Отъезд ученых из провинции в Москву и Санкт-Петербург - одна из основных особенностей российской мобильности ученых. В результате в значительной части российских регионов состояние научных исследований и уровень преподавания в региональных университетах носит ярко выраженный провинциальный характер. Ни в Европе, ни, тем более, в США, такой проблемы нет. Там научные центры, университеты распределены по всей стране достаточно равномерно, и нет концентрации ученых в столичных городах.
В России предпринимаются робкие попытки разработать программы стимулирования обратного потока российских ученых из-за рубежа, однако вплоть до сегодняшнего момента ничего конкретного в этом направлении на государственном уровне не предложено.
Высокая международная мобильность ученых внесла серьезные изменения в механизм воспроизводства научной элиты в России. Раньше он подразумевал следующую цепочку: элитная советская школа - элитный советский вуз - ведущее исследовательское учреждение в СССР или кафедра вуза - членство в академии. Практически все звенья этой цепи сегодня трансформированы. Отечественные вузы делят честь формирования научной элиты с ведущими зарубежными университетами. Все большая часть студентов выезжает на учебу на Запад, в том числе благодаря системе стипендий для российских студентов .
Из-за эмиграционного характера мобильности и отсутствия должной научной политики Россия отстает от развитых стран Европы и США по показателям включенности в мировое научное сообщество. Еще одна важная для российского научного сообщества проблема состоит в том, что европейские специалисты недостаточно осведомлены о российских возможностях в научных областях. Необходимо сделать более доступной и понятной для зарубежных коллег информацию о наших исследовательских потенциалах. Этого можно достичь несколькими путями, например, используя возможности академических обменов или за счет создания механизмов, позволяющих привлечь в Россию исследователей из Европы
В Западной Европе,России и США озабочены, с одной стороны, повышением мобильности ученых, а с другой - отсутствием обратного потока и нехваткой научных кадров. И в Европе, и в России, и даже в США сегодня обостряется проблема отсутствия интереса к науке со стороны молодежи. Если молодежь сейчас не будет "идти в исследователи", то через какое-то время могут прекратиться и сами исследования, не будет происходить и генерация знаний.
Изучению мобильности ученых придается большое значение, этот вопрос широко исследуется в разных странах. Проводится все больше международных конференций, семинаров, посвященных именно социальной и профессиональной мобильности ученых на современном этапе развития науки.
В связи с глобализацией изменился и взгляд на науку, ее функции и структуру. Сегодня мы можем говорить о формировании мировой науки в самых разных ее ипостасях: совокупности знаний, образцов коммуникации, образцов взаимодействия профессионалов. Важно и то, что в науке разработаны схемы глобального сотрудничества на всех уровнях: между правительственными органами, между отдельными научными институтами и ассоциациями, между отдельными учеными.
Вывод:
Мобильность действительно необходима в научной среде. Благодаря мобильности осуществляется постоянная перестройка исследовательского фронта, обеспечивающая кадрами новейшие направления исследований. За счет нее осуществляется как пополнение рядов исследователей новых научных направлений, так и взаимодействие ученых из разных областей наук и из различных регионов и стран.
Список литературы :
1. Ерохина К.С. Социальная мобильность учёных и проблемы ее государственного регулирования ,2008
2.Волков Ю.,Добреньков
В.,Нечипуренко И.,Попов А.
3. http://sbiblio.com/biblio/