Социальная мобильность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 12:36, контрольная работа

Описание работы

В социологии социальных перемещений изучаются основные этапы профессиональной карьеры, сравнивается социальное положение родителей и детей. В нашей стране десятилетиями на первый план в характеристике, биографии ставилось социальное происхождение, и преимущество получали люди с рабоче-крестьянскими корнями. Например, молодые люди из интеллигентных семей, чтобы поступить в вуз, первоначально шли на год-другой поработать, получить трудовой стаж, сменить социальное положение. Таким образом, получив новый социальный статус рабочего, они как бы очищались от своего "ущербного" социального происхождения. Кроме того, абитуриенты, имеющие трудовой стаж, получали льготы при поступлении, зачислялись на самые престижные специальности практически без конкурса.

Файлы: 1 файл

контр по социологии.docx

— 43.10 Кб (Скачать файл)

Сфера услуг  — понятие емкое. Сюда входит не только туристический бизнес, но и, скажем, дизайнерские разработки. Кто  бы лет пять назад мог подумать, насколько востребованной окажется сегодня профессия ландшафтного дизайнера? До тех пор пока Подмосковье  будет застраиваться частными домами (а эта тенденция, бесспорно, еще  долго сохранится — во всем мире жители городов перебираются в сельскую местность), без хлеба не останутся  ни строители, ни дизайнеры. Неплохие перспективы  у специалистов по полиграфии. Сейчас многие глянцевые журналы печатаются в Финляндии, но очевидно, что рано или поздно столичные издатели все-таки освоят сложный технологический  процесс и смогут предоставить рабочие  места.

Пока  Москва остается городом бизнеса, торговли и промышленного производства. По данным городского Департамента службы занятости населения, в сфере  торговли и общественного питания  задействовано 17% людских ресурсов, в промышленности -14%, в строительстве -12%, в транспорте - 9%. Причем именно в  этих отраслях занято подавляющее большинство  иностранцев - как из ближнего, так  и из дальнего зарубежья. Понятно, что  любой мегаполис привлекателен  для приезжих с точки зрения заработков, но в российской столице на рынке  труда образовался некий дисбаланс  спроса и предложения. Имеется свыше 150 тыс. вакансий, из них 70% - рабочие  специальности. С другой стороны, в  городе официально зарегистрировано более 30 тыс. безработных, 60% которых относятся к категории служащих.

В Москве явный дефицит инженерно-технических  кадров. Персонал промышленных предприятий  стареет, выходит на пенсию, а молодежь не горит желанием заменить стариков на трудовом посту. В городе не хватает  токарей, фрезеровщиков, слесарей, а  также технарей-инженеров.

Программисты  по-прежнему уезжают за границу, но дело даже не в этом. Суть проблемы глубже. Пройдет еще какое-то время, и  станет очевидно, что мы утратили лидирующие позиции в сфере образования. Кто заменит преподавателей вузов, когда те в силу своего возраста покинут институты и университеты, которым отдали всю жизнь? Уже  сейчас заметно, что на кафедрах нет  талантливой молодежи. Те, кто успешно  заканчивает учебу, трудоустраиваются  без проблем: хорошие специалисты  идут нарасхват. А в системе высшего  образования, где плохо платят, остается весьма посредственная молодежь. Либо фанатики науки, которых не так уж много. Престиж российской высшей школы, в конце концов, будет подорван.

Информационная  революция, стремительное развитие высоких технологий требуют новых  знаний и навыков. Через несколько  лет будут чрезвычайно востребованы специалисты в сфере информационного  менеджмента, те, кто умеет просчитывать стратегию развития бизнеса в  новых условиях.

Потребность в людях, которое могут что-то продавать и делают это хорошо, в ближайшие годы сохранится. Речь идет не о торговле в магазине или  на рынке - имеется в виду продажа  в широком смысле слова, продажа  как бизнес, даже как искусство. У  нас только сейчас стали появляться курсы, где грамотно рассказывают об этом, формируют у будущих менеджеров культуру бизнеса. К сожалению, в  государственных вузах этому  не учат - их в советские времена  привязывали к конкретным индустриям. А вообще, чтобы стать хорошим  менеджером, нужно не столько образование, сколько талант, опыт, самовоспитание. У нас в сфере менеджмента  пока нет своих традиций, нет бизнес-легенд, если хотите, бизнес-звезд.

На рынке  труда спрос на хороших менеджеров достаточно высок. Он на 30% превышает  предложение. Но должно пройти еще немало времени, чтобы западные компании начали воспринимать наших специалистов всерьез.

Лишь  единицы наших профессионалов способны разработать стратегию компании от начала до конца. Если Россия когда-нибудь вступит в Евросоюз и на нашем  рынке появится больше западных компаний, для менеджеров будет большой  проблемой в них устроиться. Слишком заметен контраст. Не сказать, что русские работают плохо, просто они работают по-другому. Все-таки менталитет играет большую роль.

В будущем, как прогнозируют специалисты, лидерами по привлечению новых сотрудников  окажутся производственные компании, а самым «горячим» рынком будет  недвижимость.

Сейчас  рынок недвижимости на пике, и из-за того, что появились новые игроки, в том числе и западные, спрос  на квалифицированные кадры значительно  вырос. Считается, что именно персонал может стать одним из важнейших  аргументов по завоеванию «места под  солнцем». Многие компании-новички  вынуждены переманивать специалистов у известных и отлично себя зарекомендовавших компаний, предлагая  им при этом более высокие зарплаты и хорошие условия труда. Освобождается  поле для роста менеджеров среднего звена, появляются вакантные места  на начальных позициях. В недвижимости наиболее значительно растут зарплаты специалистов всех квалификаций. Прогнозы на развитие рынка труда в этом секторе чрезвычайно позитивные.

Другая  востребованная группа профессий - технические  специалисты. Платят им, конечно, не так  и много, но найти работу можно  всегда. Сейчас реальный сектор развивается  бурными темпами и требует  все больше квалифицированных специалистов. А их на рынке немного, так как  из-за спада промышленного производства в 90-х годах технические работники  советских времен или переквалифицировались, или ушли на пенсию. А постперестроечная  молодежь предпочла модные профессии: экономиста, юриста, финансиста и т.д. Теперь в этих секторах очень высокая  конкуренция, устроится на хорошую перспективную работу бывает непросто. А спрос на «производственников» значительно превышает предложение.

В 2006-2008 году на производствах особым спросом  пользовались наладчики, токари и фрезеровщики, механики, работающие со станками. В  новом 2009 году в силу острой нехватки производственного персонала предприятия  начнут брать на работу менее опытных  и более молодых специалистов на стажировку и обучать их в ходе работы. Соответственно, и требования к ним будут несколько ниже положенных. Уже сейчас компании готовы платить своим сотрудникам зарплаты, значительно превышающие их реальную стоимость на рынке труда». В особом дефиците сейчас инженеры и главные инженеры, а также простые и главные технологи. «Хороший главный технолог может зарабатывать как директор завода, утверждают специалисты. Особенно это касается пищевой промышленности, в которой важны международные стандарты качества».

Индивидуальная и групповая мобильность:

- Восходящая мобильность

- Нисходящая мобильность

- Социальная маргинальность.

Маргиналы (от лат. маргиналис – находящийся на краю) – это совокупность людей, сознание, поведение и статус которых находятся на стыке социальных групп. Это те люди, которые, оказавшись оторванными от одной социальной среды (например, национальной, религиозной, сельской), так и не смогли включиться в новую для себя социально- культурную среду (инонациональную, городскую и т.д.). Статус маргиналов носит пограничный характер – между группой происхождения и доминирующей группой, а поэтому маргинал не способен к однозначной самоидентификации.

Маргинальность как социальное явление широко распространяется в современном обществе. При этом социальная маргинальность наиболее широко распространяется в тех обществах, которые переживают острые социальные катаклизмы (в стабильном и спокойно эволюционирующем обществе маргиналы не занимают сколько-нибудь значимого места в социальной структуре общества и не оказывают большого воздействия на его развитие).

В современной  России остро стоит проблема маргинализации всей социальной структуры (бездомные люди, беспризорные дети и т.д.). Маргинализация – это процесс увеличения численности маргиналов в обществе. Так, в последние годы резко увеличилось количество людей, переселившихся из села в город (отсутствие работы в селе и т.д.), беженцев (межнациональные конфликты и т.д.), безработных (массовые увольнения, сокращения рабочих мест и т.д.), лиц, освобожденных из мест заключения и др. Вместе с маргинализацией российского общества увеличивается дезорганизованность общественной структуры (депрофессионализация населения и т.д.).

Некоторые закономерности и тенденции социальной стратификации современной России можно описать на основе данных проведенного ВЦИОМ с марта 1993 по январь 1998 гг. социологического мониторинга (см. статью академика Т.И. Заславской). Были выявлены следующие основные направления стратификационных сдвигов в российском обществе.

Социальная  структура стала менее жесткой, более подвижной. Возросло многообразие социальных статусов. Размывались старые и сформировались новые общественные группы. При этом нисходящая мобильность  крупных социальных групп и слоев  доминирует над восходящей мобильностью, которая в российском обществе носит  пока еще строго индивидуальный характер.

Если  стратификация советского общества базировалась в первую очередь на административно-должностном критерии (место работника в системе  власти и управления), то теперь решающую роль приобрел критерий собственности  и доходов. Раньше материальное положение  людей определялось уровнем занимаемых должностей, теперь их политический вес  все больше определяется величиной  капитала. Таким образом, связь между  политическим и экономическим элементами социального статуса, с одной  стороны, усилилась, а с другой – изменила свой знак.

Роль  профессионально-квалификационного  и культурного факторов в формировании высокостатусных групп усилилась, а в социальной дифференциации основной массы населения роль этих факторов существенно ослабела.

Локализм и замкнутость региональных рынков труда в условиях отсутствия общероссийского рынка породили значительную застойную безработицу, ослабили зависимость доходов от личных трудовых усилий. Так, в 1996 г. средний уровень душевых денежных доходов москвичей превышал средние доходы жителей беднейших регионов в 9,5 раз, а всех жителей провинциальной России – в 3,2 раза.

Существенно снизилась легитимность статусов верхних  слоев, социальное восхождение которых  оказалось неразрывно связанным  с теневой и криминальной деятельностью. Резко возросла дифференциация населения  по таким признакам, как пол, возраст, национальность. В результате общество стало еще менее справедливым. Во много раз возросла социальная поляризация групп и слоев. Статус субэлиты достиг невиданного ранее уровня, а экономический статус и образ жизни среднего и нижнего слоев резко снизились. Расширились границы нищеты и бедности, ускорилась люмпенизация населения.

В современном  российском обществе выделяются следующие социальные группы.

Правящая  политическая и экономическая элита (примерно 0,5% населения России) –  руководители властных структур и политических партий, верхнее звено государственной  бюрократии, собственники крупного капитала. Самая мощная часть этой группы возникла в результате акционирования крупнейших промышленно-финансовых корпораций и  естественных монополий. Основной интерес  российской правящей элиты заключается  в том, чтобы сохранить и укрепить завоеванный статус. Однако она не уверена в стабильности нынешнего  строя и ориентирована на решение  ближайших задач (удержание власти и собственности), а не стратегических задач (вывод страны из кризиса, улучшение  положения народа). Таким образом, стратегический интеллектуально-реформаторский потенциал правящего класса весьма ограничен.

Верхний (субэлитный) слой (6,5%) – крупные и средние собственники, директора крупных и средних приватизированных предприятий, менеджеры, специалисты бизнес-профессий. Это на три четверти мужчины, 90% которых молоды или находятся в среднем возрасте. Две трети из них имеют высшее образование, у остальных – среднее специальное и т.д. 37% его представителей живут в Москве или Санкт-Петербурге, 29% - в других крупных городах. Доходы этого слоя впятеро превышают средний уровень доходов занятого населения России. Вместе с правящей элитой этот слой образует 7% процветающих россиян. Так, по подсчетам Н.М. Римашевской, 5,5% богатых и очень богатых граждан России владеют 72% денежных сбережений физических лиц. В этом слое распространена вера в возрождение России и совершенно нет ностальгии по прошлому. Половина его представителей демонстрируют высокую энергию и рассматривают свою общность в качестве силы, способной вывести Россию из кризиса, однако некоторые характеристики данного слоя ставят под сомнение его способность служить движущей силой реформ (процветание этого слоя основано на разорении остальной части населения, поэтому статус данного слоя в массовом сознании нелегитимен). Новый верхний слой не пользуется доверием общества и не воспринимается в качестве лидера (в социальном плане он противостоит остальному обществу, поэтому не способен сыграть роль интегратора нации и инициатора в ее возрождении).

Средний прото-слой (20%) – мелкие предприниматели и менеджеры, полупредприниматели, руководители учреждений бюджетной сферы, высшая интеллигенция, офицеры силовых структур. Этот слой срединное положение, однако его статус нестабилен, то есть не похож на средний класс западного общества. Группы, перечисленные в этом слое, не похожи друг на друга и не образуют целостного элемента социальной структуры общества. Это скорее зародыш среднего слоя, прото-слой. Уровень доходов среднего прото-слоя в три раза ниже, чем у верхнего слоя. Однако большинство его представителей не бедствуют, так как уровень их доходов примерно в два раза выше, чем базового слоя. Позитивные оценки социального настроения здесь преобладают над негативными. Поддержка либеральных реформ встречается здесь вдвое чаще, чем в базовом слое. Этот слой можно рассматривать как потенциальную движущую силу трансформационного процесса. Однако уровень жизни в современной России таков, что говорить о формировании собственного среднего класса пока преждевременно.

Базовый слой (61%) – массовая интеллигенция, технические служащие, рабочая элита, работники торговли и сервиса, рабочие  средней квалификации, крестьяне. 55% базового слоя составляют женщины, чаще среднего и старшего возраста, с  образованием в пределах школы или техникума. Большинство его представителей живут в средних или небольших провинциальных городах, селах и деревнях. Проведенные реформы сильнее всего ударили по благосостоянию именно этого слоя. Основная часть базового слоя так или иначе адаптировалась к новой реальности и приняла на себя ответственность за свое выживание (двойная или тройная занятость, использование труда детей и подростков, работа в личных подсобных и садовых хозяйствах и пр.). Повседневная борьба за существование приводит к тяжелым хроническим болезням, стрессам, психическим расстройствам. Настроение пессимистично: три четверти базового слоя хотели бы жить в брежневское время, а нынешнюю жизнь выбрал бы один из восьми. Социально- инновационный потенциал (способность к позитивным социальным преобразованиям), которым располагает базовый слой расходуется преимущественно на решение семейных проблем. Таким образом, основная масса россиян не может сознательно и конструктивно участвовать в социальном обновлении общества. И это одна из самых важных проблем современной России.

Информация о работе Социальная мобильность