Социальная организация и социальная группа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 19:19, реферат

Описание работы

Целью данной работы является анализ организации как социальной системы.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
Дать определение понятию социальной организации.
Рассмотреть организационные структуры социальной организации.
Показать классификацию организаций.
Раскрыть особенности социальной организации.
Охарактеризовать функционирование социальной организации.

Файлы: 1 файл

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ.docx

— 54.54 Кб (Скачать файл)

Социальным нормам присущи  следующие признаки.

1. Они являются общими  правилами. Сказанное означает, что  социальные нормы устанавливают  правила поведения в обществе, т. е. определяют, каким может  или должно быть поведение  субъектов с точки зрения интересов  общества. При этом социальные  нормы действуют непрерывно во  времени, обладают многократностью  действия и обращены к неопределенному  кругу лиц (не имеют конкретного  адресата).

2. Данные нормы возникают  в связи с волевой, сознательной  деятельностью людей. Одни социальные  нормы создаются в процессе  целевой деятельности, другие возникают в многократно повторяющихся актах поведения, не отделяются от самого поведения и выступают как его образцы и стереотипы, третьи формируются в виде принципов, закрепляющихся в общественном сознании, и т.д. Иначе говоря, анализируемые нормы по-разному соотносятся с волей и сознанием людей, однако всегда возникают в связи с ними.

3. Названные нормы регламентируют  формы социального взаимодействия  людей, т. е. направлены на  регулирование общественных отношений,  поведения в обществе.

4.     Они возникают в процессе исторического развития (как его фактор и результат) и функционирования общества. Социальные нормы, будучи элементом общества, отражают процессы его развития, влияют на их темпы и характер, словом, имеют свое место в истории общества, свою историческую судьбу. Кроме того, они стабилизируют социум, а значит, включены в процессы его функционирования, являются как порождением, так и регулятором указанных процессов.

5. Эти нормы соответствуют  типу культуры и характеру  социальной организации общества.

Характер организации общества в большей мере влияет на значимость того или иного вида норм в обществе, на связи норм в социальной нормативной системе. Так, в негосударственно-организованных обществах доминируют обычаи, традиции, а в государствах – мораль и право.

Таким образом, социальные нормы  представляют собой связанные с  волей и сознанием людей общие  правила регламентации формы  их социального взаимодействия, возникающие  в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие  типу культуры и характеру его  организации [13].

Из приведенного определения  видно, что в юридической литературе социальные нормы преимущественно  рассматриваются как регуляторы общественных отношений. Но в более  общем плане их роль не ограничивается данной функцией. Исходя из изложенного, можно назвать по меньшей мере три функции социальных норм.

Регулятивная. Эти нормы  устанавливают правила поведения  в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь  общества, они обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание  социальных процессов в необходимом  состоянии, упорядоченность общественных отношений. Словом, социальные нормы  поддерживают определенную системность  общества, условия его существования  как единого организма.

Оценочная. Социальные нормы  выступают в общественной практике критериями отношения к тем или  иным действиям, основанием оценки социально  значимого поведения конкретных субъектов (моральное – аморальное, правомерное – неправомерное).

Трансляционная. Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации  общественной жизни, созданная поколениями  культура отношений, опыт (в том числе  негативный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и «транслируются»  в будущее, передаются следующим  поколениям (через образование, воспитание, просвещение и т.д.) [3].

Анализируемые нормы имеют  различное содержание, зависящее  от характера отношений, которые  они регулируют. Кроме того, разные социальные нормы могут возникать  различными способами и на разной основе. Некоторые нормы, будучи первоначально  непосредственно включены в деятельность, не выделяются из поведения и являются его элементом. Устоявшиеся в практике образцы такого поведения, получая общественное осознание, оценку, могут трансформироваться в сформулированные правила, а могут сохраняться в виде привычек и стереотипов. Другие нормы формируются на основе доминирующих в общественном сознании идей об основаниях и принципах социальной организации. Третьи формируются как наиболее целесообразные, оптимальные для данного общества правила (например, процедурные нормы). В этой связи как для теории, так и для практики немаловажна классификация социальных норм [1].

Классифицировать социальные нормы можно по различным критериям, однако наиболее распространенной является их систематизация по основаниям сферы  действия и механизма (регулятивным особенностям).

По сферам действия различают  нормы экономические, политические, религиозные, экологические и др. Границы между ними проводятся в  зависимости от сферы жизни общества, в которой они действуют, от характера  общественных отношений, т. е. предмета регулирования.

По механизму (регулятивным особенностям) принято выделять мораль, право, обычаи и корпоративные нормы.

Когда говорят о механизме, регулятивной специфике норм, то используют следующие основные критерии сравнения: процесс формирования норм; формы  фиксации (существования); характер регулятивного  воздействия; способы и методы обеспечения. При таком подходе специфика  норм проявляется достаточно определенно. Это достигается системным использованием критериев: некоторые нормы могут  недостаточно отчетливо различаться  по одному или двум критериям, но всегда однозначно разводятся по сумме всех четырех характеристик [11].

 

2.2. Пути повышения эффективности социальной организации

 

Организация не может существовать без человека, и чтобы повысить эффективность деятельности организации, нужно повысить эффективность трудовой деятельности человека. Эффективность трудовой деятельности человека в значительной степени зависит от предмета и орудий труда, работоспособности организма, организации рабочего места, гигиенических факторов производственной среды.

Работоспособность – величина функциональных возможностей организма  человека, характеризующаяся количеством  и качеством работы, выполняемой за определенное время. Во время трудовой деятельности работоспособность организма изменяется во времени. Различают три основные фазы сменяющих друг друга состояний человека в процессе трудовой деятельности:

– фаза врабатывания, или нарастающей работоспособности, в этот период уровень работоспособности постепенно повышается по сравнению с исходным, в зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей человека этот период длится от нескольких минут до 1,5 ч, а при умственном творческом труде – до 2-2,5 ч;

– фаза высокой устойчивости работоспособности, для нее характерно сочетание высоких трудовых показателей с относительной стабильностью или даже некоторым снижением напряженности физиологических функций, продолжительность этой фазы может составлять 2-2,5 ч и более в зависимости от тяжести и напряженности труда;

– фаза снижения работоспособности, характеризующаяся уменьшением  функциональных возможностей основных работающих органов человека и сопровождающаяся чувством усталости.

Одним из наиболее важных элементов  повышения эффективности трудовой деятельности человека является совершенствование  умений и навыков в результате трудового обучения. С точки зрения психофизиологической производственное обучение представляет собой процесс приспособления и соответствующего изменения физиологических функций организма человека для наиболее эффективного выполнения конкретной работы. В результате тренировки (обучения) возрастает мышечная сила и выносливость, повышается точность и скорость рабочих движений, быстрее восстанавливаются физиологические функции после окончания работы.

Правильное расположение и компоновка рабочего места, обеспечение  удобной позы и свободы трудовых движений, использование оборудования, отвечающего требованиям эргономики и инженерной психологии, обеспечивают наиболее эффективный трудовой процесс, уменьшают утомляемость и предотвращают опасность возникновения профессиональных заболеваний. Оптимальная поза человека в процессе трудовой деятельности обеспечивает высокую работоспособность и производительность труда. Неправильное положение тела на рабочем месте приводит к быстрому возникновению статической усталости, снижению качества и скорости выполняемой работы, а также снижению реакции на опасности. Нормальной рабочей позой следует считать такую, при которой работнику не требуется наклоняться вперед больше чем на 10-15°, наклоны назад и в стороны нежелательны, основное требование к рабочей позе – прямая осанка.

Высокая работоспособность  и жизнедеятельность организма  поддерживается рациональным чередованием периодов работы, отдыха и сна человека. В течение суток организм по-разному  реагирует на физическую и нервно-психическую  нагрузку. В соответствии с суточным циклом организма наивысшая работоспособность  отмечается в утренние (с 8 до 12 ч) и  дневные (с 14 до 17 ч) часы. В дневное  время наименьшая работоспособность, как правило, отмечается в период между 12 и 14 ч, а в ночное время – с 3 до 4 ч, достигая своего минимума. С учетом этих закономерностей определяют сменность работы предприятий, начало и окончание работы в сменах, перерывы на отдых и сон.

Чередование периодов труда  и отдыха в течение недели должно регулироваться с учетом динамики работоспособности. Наивысшая работоспособность приходится на 2, 3 и 4-й день работы, в последующие  дни недели она понижается, падая  до минимума в последний день работы. В понедельник работоспособность  относительно понижена в связи с  врабатываемостью.

Элементами рационального  режима труда и отдыха являются производственная гимнастика и комплекс мер по психофизиологической разгрузке, в том числе функциональная музыка. В основе производственной гимнастики лежит феномен активного отдыха – утомленные мышцы быстрее восстанавливают свою работоспособность не при полном покое, а при работе других мышечных групп. В результате производственной гимнастики увеличивается жизненная емкость легких, улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы, повышается функциональная возможность анализаторных систем, увеличивается мышечная сила и выносливость.

В основе благоприятного действия музыки лежит вызываемый ею положительный  эмоциональный настрой, необходимый  для любого вида работ. Производственная музыка способствует снижению утомляемости, улучшению настроения и здоровья работающих, повышает работоспособность  и производительность труда. Однако функциональную музыку не рекомендуется  применять при выполнении работ, требующих значительной концентрации внимания (более 70 % рабочего времени), при умственной работе (более 70 % рабочего времени), при большой напряженности  выполняемых работ, непостоянных рабочих  местах и в неблагоприятных санитарно-гигиенических  условиях внешней среды.

Для снятия нервно-психологического напряжения, борьбы с утомлением, восстановления работоспособности в последнее  время успешно используют кабинеты релаксации или комнаты психологической  нагрузки. Они представляют собой  специально оборудованные помещения, в которых в отведенное для  этого время в течение смены  проводят сеансы для снятия усталости  и нервно-психического напряжения.

Эффект психоэмоциональной разгрузки достигается путем  эстетического оформления интерьера, использования удобной мебели, позволяющей  находиться в удобной расслабленной  позе, трансляции специально подобранных  музыкальных произведений, насыщения  воздуха благотворно действующими отрицательными ионами, приема тонизирующих напитков, имитации в помещении естественно-природного окружения и воспроизведения  звуков леса, морского прибоя и др. Одним  из элементов психологической разгрузки  является аутогенная тренировка, основанная на комплексе взаимосвязанных приемов  психической саморегуляции и  несложных физических упражнений со словесным самовнушением. Этот метод позволяет нормализовать психическую деятельность, эмоциональную сферу и вегетативные функции. Как показывает опыт, пребывание рабочих в комнатах психологической разгрузки способствует снижению утомляемости, появлению бодрости, хорошего настроения и улучшения самочувствия [12].

 

2.3. Особенности регулирования социальных процессов в трудовых коллективах

 

Основу регулирования  социальных процессов составляет трудовое поведение людей в коллективе, которое определяется внутренними  и внешними побудительными силами. Внутренние побудительные силы – это потребности, интересы, ценности, мотивы, которые в совокупности представляют собой структуру сложного процесса мотивации, т.е. побуждения себя и других членов организации к деятельности для достижения личных целей и целей трудового коллектива. Внешние побудительные силы – это стимулы, санкции, оказывающие воздействие на человека с целью склонить его к определенному трудовому поведению. Важно четко представлять, на какое место в трудовом коллективе претендует человек, какие роли он может и готов выполнять и какую роль ему намеревается предложить организация. Часто именно несоответствие роли возможностям человека является основой конфликта между ним и его окружением [4].

Регулирование соответствия роли и места человека в организации  осуществляется на стадии его вхождения  в организацию, при обучении и  в процессе взаимодействия при трудовой деятельности. В процессе вхождения  нового работника в организацию  необходимо решить три задачи: разрушить  старые поведенческие стереотипы; заинтересовать его работой организации; привить  работнику новые нормы поведения  в конкретных организационных условиях.

Взаимодействие человека и организации предполагает ролевой аспект. С одной стороны это роль личности в коллективе – связь его деятельности с целями и задачами организации, содержание его работы и способы ее выполнения, его место в совокупности работ коллектива; с другой стороны, это готовность человека осознанно выполнять свою роль, которая приведет к получению положительного результата (необязательно материального характера) и будет давать ему удовлетворение.

Информация о работе Социальная организация и социальная группа