При выполнении роли могут
возникать противоречия и ролевые
конфликты. Конфликтные ситуации порождаются
организационными и эмоциональными
факторами, которые можно устранить,
используя такие подходы, как корректировка
роли – изменение формы работы; развитие
работника; повышение квалификации, правильное
обращение с людьми в ситуации конфликта,
умение распознавать и предупреждать
возникающие проблемы; предоставление
работнику другой роли в зависимости от
его способностей справляться с конфликтными
ситуациями и др.
Для разрешения конфликта
в большинстве случаев достаточно
устранить его материальную основу:
улучшить организацию труда, наладить
бесперебойное снабжение сырьем
и материалами, отрегулировать порядок
материального стимулирования или
произвести структурные изменения
в коллективе. Разрешению конфликта
способствует открытое обсуждение. Важную
роль в регулировании социальных
отношений и процессов в организации
играют групповые нормы и система
санкций [5].
Заключение
Цель курсового исследования
достигнута путём реализации поставленных
задач. В результате проведённого исследования
можно сделать ряд выводов:
Социальные институты
можно разделить на два вида –
регламентные (нормативно-правовые) и
организационные (структурные). Первые
регламентируют (упорядочивают) взаимоотношения
членов общества или организации. Это
своего рода «правила игры», в соответствии
с которыми действуют члены организации.
К ним относятся обычаи, традиции,
нормы права, нравственные нормы. Организационные
институты – это организационные
структуры, закрепляющие отношения
между членами общества. К организационным
институтам могут быть отнесены не
только социальные организации, но и
другие организационные формирования
(например, государство, правительство,
дума).
Социальная организация
– система социальных групп и отношений
между ними. Различают производственные,
трудовые, общественно-политические и
другие социальные организации.
В социальной организации, центром
которой является человек, объективно
выполняется ряд общих и особенных
законов и принципов, которые
представляют единое целое в мире
организаций. Поэтому любую фирму,
компанию, организацию следует рассматривать
как социально-экономическую систему,
так как важнейшими отношениями
в них выступают социальные и
экономические.
Среди элементов, влияющих на
формализованные коммуникации и
неформальные отношения, можно выделить
общее и особенное. Общее в
отношениях людей в организации
можно прогнозировать и на этой базе
создавать различные виды нормативной
документации. Особенное – это
колорит отношений, который в
отдельных случаях может иметь
решающее значение в деятельности организации.
Сочетание общего и особенного в
отношениях людей существенно влияет
на общее и особенное в деятельности самой
социальной организации, ее реакции на
действие того или иного закона.
В организации переплетаются
и уживаются интересы личностей
и групп, устанавливаются правила
и нормы отношений, дисциплина и
творчество. У каждой организации своя
миссия, культура, имидж. Организации изменяются
в соответствии с требованиями окружающей
среды и погибают, когда не способны их
выполнить. Класс социально-экономических
систем несравненно сложнее, чем класс
социотехнических систем.
Классификация организаций
позволяет сгруппировать их по сходным
признакам или параметрам для
выработки общих методов анализа
хозяйственной деятельности, совершенствования
управления и регулирования. Первые социальные
организации на Земле имели естественное
происхождение. Искусственные организации
появились позднее естественных, которые
первоначально служили в качестве эталонов
для создания искусственных организаций.
Естественно-искусственные
организации являются промежуточной
(смешанной) формой социальной организации,
сочетающей в себе как искусственные,
так и естественные образцы организационной
культуры.
В настоящее время доминирующими
являются искусственные и естественно-искусственные
организации, которые вытесняют
естественные организации из всех сфер
человеческой деятельности, что предъявляет
высокие требования к социальным
инженерам, от которых зависит не
только эффективность создаваемых
организаций, но также их жизнеспособность,
а главное, социальная защищенность
членов организации. Для этого социальные
проекты должны включать в себе не только
производственную, но и социальную составляющую.
Список использованных
источников
- Аверин, А.Н. Социальная политика и подготовка управленческих кадров [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / А.Н. Аверин; УМО вузов России по образованию в области национальной экономики и экономики труда; Рец.: О.Д. Проценко, А.А. Шулус; М-во образования РФ. - М.: Дашков и К, 2005. - 280 с.
- Бабосов, Е.М. Общая социология [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов; рец.: В.Н. Иванов, А.Н. Данилов, В.А. Мельник; М-во образования и науки Республики Беларусь. - 2-е изд., стер. - Минск: ТетраСистемс, 2004. - 637 с.
- Галкина, Т.П. Социология управления: от группы к команде [Текст]: учебное пособие для студентов / Т.П. Галкина; рец.: Каф. социальных проблем и психологии Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, А.И. Пригожин, В.И. Сперанский; М-во образования РФ. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 224 с.
- Генкин, Б.М. Экономика и социология труда [Текст]: учебник для вузов для студентов вузов, обучающимся по экономическим спец. / Б.М. Генкин. - 2-е изд., испр. и доп.. - М. : НОРМА : ИНФРА-М, 2000 . - 400 с.
- Данакин, Н.С. Теоретические и методические основы проектирования технологий социального управления [Текст] / Н.С. Данакин; Рец.: В.И. Патрушев, А.В. Ромашов. - Белгород: Центр социальных технологий, 2000. - 271 с.
- Ильенкова, С.Д. Социальный менеджмент [Текст]: учебное пособие для студентов и преподавателей вузов; С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.И. Кузнецов и др. - М.: Компания Спутник+, 2001. - 88 с.
- Кравченко, А.И. Социология [Текст]: учебник для студентов вузов / А.И. Кравченко; Рец. В.Г. Харчева; М-во общего и профессионального образования РФ. - М.; Екатеринбург: Логос: Деловая книга, 2000. - 383 с.
- Макашева, З.М. Социальный менеджмент [Текст]: учебник для студентов вузов / З.М. Макашева, И.О. Калинникова; Рец.: Каф. экономики и управления интеллектуальной собственностью Российского гос. ин-та интеллектуальной собственности Роспатента; О.А. Дейнеко; М-во образования РФ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 208 с.
- Михайлова, Л.И. Социология культуры [Текст]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным спец. / Л.И. Михайлова; Рец.: Ф.И. Минюшев, В.А. Тихонова; М-во образования РФ. - 2-е изд., доп.. - М.: Дашков и К, 2005. - 344 с.
- Оксинойд, К.Э. Организационное поведение [Текст]: учебник для студентов / К.Э Оксинойд; Рец.: А.Н. Курицын, В.Н. Казаков, Т.З. Козлова; Научн. ред. А.Я. Кибанов; УМО вузов России по образованию в области менеджмента. - М.: КноРус, 2009. - 480 с.
- Рогожин, С.В. Теория организации [Текст]: учеб. пособие для студентов и аспирантов, обучающихся по спец. «Менеджмент организаций» / С.В. Рогожин, Т.В. Рогожина; УМО вузов России по образованию в области менеджмента. - 2-е изд., стер. - М.: Экзамен, 2004. - 320 с.
- Ромашов, О.В. Социология труда [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / О.В. Ромашов; Рец.: С.А. Анисимов; Каф. социологии и социального управления Академии труда и социальных отношений; УМО по направлениям педагогического образования; М-во образования РФ. - М.: Гардарики, 2003. - 320 с.
- Смирнов, Э.А. Теория организации [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Э.А. Смирнов; Государственный университет управления. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 248 с.