Социальная поддержка безработной молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 19:39, реферат

Описание работы

Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят ряд федеральных законов, ориентированных на социально-правовую защиту молодежи, однако проблема остается нерешенной. Актуальными являются формирование правовой базы и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации, активизация законодательной деятельности Государственной Думы в части усиления мер по гарантированной защите прав и законных интересов молодежи.

Содержание работы

Введение 3
Понятие «безработица молодежи» 4
Социальные проблемы безработной молодежи 9
Служба занятости как инструмент социально-правовой поддержки молодежи в Российской Федерации 12
Заключение 17
Список литературы

Файлы: 1 файл

социальная поддержка безработной молодёжи.docx

— 48.58 Кб (Скачать файл)

Проблемы занятости остаются одними из наиболее важных и сложно решаемых социальных проблем. Безработица среди молодежи выше, чем среди других возрастных групп, поскольку интенсивный поиск на рынке труда, сопровождающийся неизбежными пробами и ошибками, приходится на начальный этап трудовой активности человека. Высокую молодежную безработицу можно рассматривать как свидетельство того, насколько велика степень неопределенности и неинформированности, с которыми приходится сталкиваться «новичкам» при вступлении на рынок труда.

 

Социальные проблемы безработной молодежи

 

Возникшие проблемы социализации современной молодежи позволяют утверждать, что практически каждая проблемная ситуация, решение которой требует вмешательства социального работника, крайне сложна и носит многосторонний характер, а все жизненные процессы молодежи (психоматические, социальные, психологические и другие) взаимообусловлены. Это указывает на целесообразность внедрения нового подхода к организации социальной работы.

Под социальной работой с молодежью понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи, как отдельному молодому человеку, так и группам молодых людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах. Основной задачей социальной работы при этом является выработка у молодежи способности самостоятельно решать свои проблемы, адаптироваться к новым социально-экономическим условиям рыночной экономики, получать навыки самостоятельной жизни и участвовать в самоуправлении.

В рамках законодательно установленных возрастных границ молодежи наблюдается сильная дифференциация ее практически по всем социальным показателям. Для выявления особенностей трудового поведения представляется целесообразным дополнительно выделить группы: 14-15 лет, 16-17 лет, 18-20 лет, 21-24 года, 25-35 лет.

Участие в труде 14-15-летних подростков является результатом снижения уровня жизни населения. Чем ниже семейный доход, тем в большей степени семья заинтересована в трудовой деятельности подростка. Именно семья в данном случае может стимулировать прекращение образования и выход на рынок труда неквалифицированного работника. Трудовые перспективы молодого человека в данном случае неблагоприятны: существует реальная опасность навсегда закрепиться в сфере неквалифицированного, как правило, физического труда, что чревато люмпенизацией работника, переходом его в маргинальные слои общества. Эпизодическое участие 14-15-летних подростков в трудовой деятельности, не сопровождающееся прекращением получения образования (например, в период летних школьных каникул), может оцениваться как положительное явление, отвечающее интересам подростка и общества. В данном случае речь идет о начальных этапах адаптации к трудовой деятельности, о выработке стереотипа трудового поведения в рыночной среде.

Поэтому федеральные и региональные программы занятости должны предусматривать проведение специальных мероприятий, направленных на привлечение подростков к трудовой деятельности без ущерба в получении образования.

Осознанное формирование материальных стимулов к труду отмечается у 16-17-летних молодых людей. Это связано с расширением объема их материальных и духовных потребностей, а также продолжающимся процессом социализации. В этом же возрасте происходит активный поиск и выбор вида будущей профессиональной деятельности. Успешность этого выбора зависит от того, насколько широко может ознакомиться подросток с миром профессий и специальностей, насколько реальны его представления о будущей собственной трудовой деятельности. На первый план по отношению к данной группе молодежи выходят работа по профессиональной ориентации и консультированию, а результатом становится выбор профессии.

Процесс получения профессиональных знаний, умений и навыков наиболее интенсивно протекает в группе 18-20-летних. Конкретные сроки профессионального обучения могут варьироваться в зависимости от специфики жизненных условий молодого человека, выбора им вида и формы получения образования. Поэтому по ряду поведенческих характеристик эта группа примыкает к группе 21-24-летних. В этих рамках большинство молодежи заканчивает профессиональное обучение и стремится уже не к эпизодической, а к постоянной занятости. Среди характеристик трудовой деятельности на первый план выдвигаются гарантии занятости, возможности профессионального развития и должностного роста. Поэтому молодые люди стремятся и к получению дополнительных умений и навыков. Такие, как владение иностранными языками, работа с компьютером. Постепенно завершающийся процесс социализации приводит к тому, что в сознании молодого человека материальные стимулы к труду начинают соседствовать с моральными. Именно в возрасте 21-24 лет большинство молодых людей испытывают так называемый "шок от реальности", связанный с тем, что их идеальные представления о будущей трудовой деятельности вступают в противоречие с реальной обстановкой на рабочем месте.

Специальные адаптационные молодежные программы призваны помочь молодым сотрудникам адекватно воспринять существующее в социально-трудовой сфере положение вещей.

На этот же возраст приходится и период начального этапа карьеры, характеризующийся вхождением в организацию, нахождением своего места в ней.

Стремление личности заявить о себе, достичь успеха, завоевать признание в организации характеризуют работника 25-29 лет. В этот период первоначальное освоение профессии закончено, идет формирование квалифицированного специалиста или руководителя; среди моральных ценностей на первый план выходит потребность в самоутверждении, человек пытается достичь независимости в своих действиях. Успех устремлений зависит от того, насколько удачным было прохождение первой стадии карьеры, проявил ли работник компетентность.

Для того, чтобы молодые специалисты не испытывали проблем, связанных с их первым назначением, организация может предпринять следующие действия: поддерживать первоначальную инициативу новичков, давая им возможность проявить свои профессиональные способности; обеспечить выбор руководителей-наставников, способных направить новичка в его профессиональных устремлениях; увязать притязания новичка на высокую оценку его способностей и возможностей с реальными трудовыми достижениями.

В период 21 -35 лет большинство молодых людей вступают в брак, в семьях рождаются первые дети. Снижение жизненного уровня населения способствует повышению возраста вступления в брак у большинства молодых людей. По статистике, незамужние составили 81,8%, женатые (замужние) - 14,3%, разведенные - 3,9%. Однако все большая доля молодых людей, даже не состоящих в браке, нуждается в достаточно высоком индивидуальном трудовом доходе в связи с низким уровнем жизни семьи. Это оказывает большое влияние и на трудовое поведение молодежи. Именно в этом возрасте начинают проявляться и гендерные (половые) различия в положении работника на рынке труда. Рождение и воспитание детей вынуждает женщин откладывать свои профессиональные устремления, что приводит к их отставанию в карьерном росте от ровесников-мужчин. В системе трудовой мотивации на первый план возвращаются материальные стимулы, что связано с необходимостью содержания семьи

К 35 годам процесс социализации молодежи завершается, и общество вправе ожидать от полноценной сформировавшейся личности самостоятельного и ответственного поведения в сфере социально-трудовых отношений. Как видим, молодежь имеет ряд особенностей, обусловливающих специфику ее положения на рынке труда.

 

Служба занятости как инструмент социально-правовой поддержки молодежи в Российской Федерации

 

Относительно эффективным инструментом решения проблемы занятости молодежи оказывается в современной России организация специализированных служб. Первая молодежная биржа труда была создана в Санкт-Петербурге, в 1991 году. В настоящее время в стране действуют Федеральная служба занятости (ФСЗ), 89 региональных организаций ФСЗ в областях, краях, республиках, 2390 городских и районных центров (бюро) занятости, 54 их филиала, 52 учебно-методических центра, 7 центров профориентации. В них работают почти 36 тыс. человек.

Государственная система службы занятости имеет три уровня подчиненности:

I уровень — федеральная  служба занятости;

II уровень — региональные  организации службы занятости;

III уровень — местные  организации службы занятости, в  том числе городские, районные  организации, их филиалы, бюро, центры  и т. д.

Для решения перечисленных выше задач каждый уровень системы службы занятости выполняет как общие, так и частные, присущие только ему функции.

Общими функциями служб занятости всех уровней являются:

· анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу;

· оказание помощи в выборе работы;

· организация подготовки и переподготовки кадров. Для федеральной службы частными являются функции:

· разработка целевых программ занятости, в том числе межрегиональных и региональных;

· поиск и разработка механизма финансирования этих программ;

· определение основных направлений профессионального обучения;

· создание правовой и нормативной базы функционирования;

· координация работы региональных и местных служб занятости.

Наибольший интерес в деятельности Центра занятости населения по работе с молодыми специалистами и с молодежью в целом вызывает то обстоятельство, что для подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием затрачиваются значительные ресурсы, отдача от которых отсрочена во времени и практически не поддается анализу с позиции эффективности. Актуальной проблема является для Российской Федерации.

С учетом современных экономических реалий Центр занятости должен начинать работу со студенческой молодежью уже на ранних этапах обучения. Основными направлениями такого взаимодействия могли бы стать:

● информирование молодых людей о ситуации на рынке труда и рынке образовательных услуг;

● психологическая подготовка будущих специалистов к конкурентной борьбе за рабочие места;

● обучение молодежи типовым моделям поведения при трудоустройстве и умению презентовать себя;

● оказание помощи в объективном оценивании себя и своих способностей;

●профессиональная ориентация по наиболее востребованным специальностям.

В целом данное направление работы Центра занятости со студентами можно обозначить как профилактическое, направленное на предотвращение в будущем длительной безработицы среди выпускников.

Профилактическое направление деятельности со сту­денческой молодежью предполагает организацию мониторинга и прогнозирование конъюнктуры рынка труда с последующим анализом на предмет потребности в кадрах определен­ных профессий и специальностей.

Важным моментом является также психологическая поддержка молодых людей на всех этапах профессионального самоопределения: от профессионального выбора до профессиональной адаптации.

Трудоустройство молодого человека связано с рядом проблем, это и уже упоминавшееся отсутствие трудовых навыков, опыта работы, не всегда достаточные профессиональные знания, несформированность навыков делового общения, дополнительные льготы, полагающиеся молодому человеку по трудовому законодательству (сокращенный рабочий день, учебный отпуск и т.д.).

Для молодых специалистов, окончивших учебные заведения, в большинстве случаев невыполнимо требование, которое часто возглавляет перечень условий приема на работу – наличие стажа работы по специальности. Этот фактор объясняет более низкую конкурентоспособность данной группы соискателей. Низкая социально-профессиональная мобильность молодых специалистов чаще всего обусловлена невысокой квалификацией по основной специальности и узкой специализацией, полученной во время обучения.

Но зато для молодых людей, как правило, характерна большая восприимчивость к инновациям, менее стереотипное мышление, лучшее состояние здоровья, продолжительный период трудоспособности.

За время существования службы занятости населения ее специалисты проводят большую работу по повышению конкурентоспособности молодых людей на современном рынке труда. Это – приоритетное направление работы службы. Молодежь составляет половину всех обратившихся к профконсультантам службы граждан.

В работе специалистов широко используется международный опыт, передовой опыт служб занятости регионов России, новые профориентационные и психологические технологии и методики.

Профконсультанты службы занятости оказывают профориентационные услуги учащимся общеобразовательных учебных заведений в качестве превентивной меры для снижения уровня безработицы. Оказывается также информационно-методическая помощь школьным психологам, социальным педагогам для дальнейшего проведения последними профориентационной работы среди учащихся.

Профориентационные и психологические услуги оказываются также выпускникам учреждений профессионального образования с целью формирования навыков самопрезентации, оптимизации самооценки и уровня притязаний и, тем самым, - повышения конкурентоспособности на рынке труда, закрепления на рабочем месте.

Профориентационные услуги оказываются молодежи в виде молодежных ярмарок вакансий, Дней профориентации, индивидуальных консультаций с целью самоопределения (в том числе с применением профориентационного и психологического тестирования); групповых консультаций по технологии поиска работы и т.д.

Используются также тренинговые программы, программы социальной адаптации, способствующие формированию навыков самопрезентации, повышению уверенности в своих силах, оптимизации уровня притязаний.

Информация о работе Социальная поддержка безработной молодёжи