Содержание:
Введение
1.Социальная политика
в области культуры
2. Развитие законодательства
в области культуры
3. Современное состояние социальной
политики в сфере культуры
Заключение
Список литературы
Введение
Социальная политика
играет огромную роль во внутренней политике
любого государства, так как проблемы,
возникающие в социальной сфере, напрямую
связаны с развитием экономической и политической
жизни страны, а, следовательно, являются
своеобразным индикатором развития общества.
Для России этот вопрос сегодня особенно
актуален в связи с необходимостью формирования
новой модели социальной политики.
Культура – это исторически
сложившийся уровень развития общества,
выраженный в типах и формах реализации
творческих сил и способностей человека,
а также в создаваемых людьми культурных
ценностях. Отрасль культуры призвана
сохранять исторические, национальные
памятники культуры, пополнять копилку
культурных достижений в области литературы,
искусства, – художественного творчества,
музыки, живописи, скульптуры, зодчества,
приобщать людей к творениям культуры,
воспитывать культурного человека, проводить
исследования в области культуры.
Формирование
и осуществление осмысленной культурной
политики является одной из важных задач
государства, во многом определяющих его
жизнеспособность и место в цивилизованном
мире. Государство должно, с одной стороны,
формировать культурную жизнь общества
в целом, с другой стороны, согласовывать
культурные потребности и интересы различных
слоев общества, территориальных, национальных
и других общностей.
На сегодняшний
день учреждения культуры испытывают
ряд проблем, мешающих их эффективной
деятельности. В частности недостаток
финансирования; отсутствие конкурентной
привлекательности и возможности получать
доходы от своей деятельности; неудовлетворительное
состояние помещений и т. д. Все это приводит
к сокращению количества посещений учреждений
культуры населением.
Для решения этих и
других проблем сферы культуры и досуга
необходима эффективная государственная
политика в данном направлении.
Целью данной работы
является- анализ социальной политики
в области культуры
Для достижения
поставленной цели необходимо решить
следующие задачи:
1.Рассмотреть
социальную политику в области
культуры
2.Проанализировать
развитие законодательства в
области культуры
3.Дать характеристику
современному состоянию социальной политики
в сфере культуры
1. Социальная политика в области
культуры
Переживая сложные
процессы социально-экономических преобразований
и структурных реформ, Россия оказалась
перед реальной угрозой разрушения национальной
самоидентификации. Происходящие перемены
породили критические деформации ее культурного
пространства. Сохранение его целостности
и единства на основе культурного разнообразия
– важнейшая предпосылка успешного развития
России. В этом контексте определяющая
роль культуры в общем процессе модернизации
России состоит в формировании личности
как активного субъекта экономической
жизни и социальной самоорганизации.
Федеральное законодательство и современное
состояние российского общества позволяют
выстраивать государственную культурную
политику на новых демократических принципах,
что предполагает развитие горизонтальных
связей между центром и регионами, диалог
с обществом по вопросам культурной политики,
стимулирование культурного разнообразия
в российских регионах. В то же время, разграничение
полномочий и ответственности на разных
уровнях власти не должно разрушать единства
культурного и информационного пространства.
Сегодня необходим
принципиально новый подход к выбору приоритетов
развития сферы культуры и массовых коммуникаций,
основанный на соответствующих положениях
Конституции Российской Федерации: «каждому
гарантируется свобода мысли и слова;
каждому гарантируется свобода литературного,
художественного, научного, технического
и других видов творчества, преподавания;
гарантируется свобода массовой информации;
интеллектуальная собственность охраняется
законом; каждый имеет право на участие
в культурной жизни и пользование учреждениями
культуры, на доступ к культурным ценностям;
каждый обязан заботиться о сохранении
исторического и культурного наследия,
беречь памятники истории и культуры».
Эти положения, конкретизированные
в Посланиях Президента России Федеральному
Собранию Российской Федерации, помогли
определить следующие основные направления
государственной политики в сфере культуры
и массовых коммуникаций на перспективу
до 2010 года:
1. Культура как
основа и ресурс духовного развития
единой российской нации, социальной стабильности,
экономического роста и национальной
безопасности страны.
2. Сохранение и
укрепление единого культурного
и информационного пространства России.
3. Сохранение и развитие
многонационального культурного наследия
народа России, поддержка и распространение
лучших отечественных традиций и достижений.
4. Совершенствование
отечественных систем художественного
образования, просветительства в
целях сохранения преемственности
духовно-нравственных ценностей и традиций.
5. Разработка современных
механизмов администрирования и
финансирования в сфере культуры
и массовых коммуникаций в
условиях социально-экономического
развития Российского государства
и общества.
6. Совершенствование
законодательства в сфере культуры
и массовых коммуникаций и
создание условий для обеспечения
свободы слова, творчества, преподавания,
участия в культурной жизни, пользования
учреждениями культуры и доступа
к культурным ценностям.
7. Интеграция в мировой
культурный и информационный процесс,
формирование позитивного образа России .
Единое культурное
и информационное пространство России,
связано системой духовных ценностей,
культурных и социальных событий, которые
объединяют народ, укрепляют государство,
способствуют становлению и развитию
институтов гражданского общества.
Современное понимание
культурного наследия включает как материальные,
так и нематериальные компоненты: памятники
культуры и истории, окружающую их природную
среду, нравственные и эстетические идеалы,
нормы и образцы поведения, языки, национальные
традиции, исторические топонимы, фольклор,
художественные промыслы и ремесла.
2. Развитие
законодательства в области культуры
Мировая практика и
отечественный опыт свидетельствуют об
исключительной роли правового регулирования
культурной жизни в любой стране и в особенности
в переломные моменты общественного развития.
Суть права в области культуры - это гарантии
свободы культуры и культурной деятельности
личности посредством гармонизации отношений
различных субъектов культурной жизни
личности, объединений граждан и государства.
В современном мире
правосознание в этой области учитывает
необходимость участия государства в
культуре посредством принятия на себя
обязанностей гаранта ее свободы, материальной
поддержки, защиты национального и культурного
достояния, регулирования отношений собственности,
обеспечения культурно-национальной автономии
нацменьшинств, протекционизма в отношении
особо одаренных граждан, новаций в области
культуры, доступности культурной деятельности
для социально-ослабленных групп населения
(детей, пенсионеров, инвалидов) и т. д..
Развитие рыночной
экономики, строительство новой российской
государственности потребовали уделить
особое внимание формированию правового
пространства деятельности в сфере культуры.
Тем более, что до 1992 года мы имели лишь
один специальный закон, регулирующий
отношения в сфере культуры. Это Закон
«Об охране и использовании памятников
истории и культуры», принятый в 1978 году.
В 1992 году были приняты
«Основы законодательства Российской
Федерации о культуре», в которых впервые
в развернутом виде определены права и
свободы человека, народов и этнических
общностей в области культуры. Установлены
обязанности государства в области культуры,
уточнено разделение компетенции между
федеральными органами государственной
власти, органами государственной власти
субъектов РФ и органами местного самоуправления,
определены принципы государственного
финансирования культуры и регулирования
экономической деятельности в этой сфере,
основы участия в международных культурных
обменах.
Принятие «Основ законодательства»
стимулировало интенсивную нормотворческую
деятельность в сфере культуры. С 1992 года
начинается наработка законодательной
базы.
Многолетняя практика
работы автора в сфере культуры, постоянный
анализ позволяют выделить ряд наиболее
значимых и необходимых для развития отрасли
федеральных законов и программ.
Закон РФ от 29. 12. 94г.
N 79-ФЗ О библиотечном деле» явился правовой
базой сохранения и развития библиотечного
дела в Российской Федерации. Он установил
принципы деятельности библиотек, гарантирующие
права человека, общественных объединений,
народов и этнических общностей на свободный
доступ к информации, свободное духовное
развитие, приобщение к ценностям национальной
и мировой культуры, а также на культурную,
научную и образовательную деятельность.
Закон регулирует общие вопросы организации
библиотечного дела, взаимоотношений
между государством, гражданами, предприятиями,
учреждениями и организациями в области
библиотечного дела в соответствии с принципами
и нормами международного права.
Действие настоящего
Федерального закона распространяется
на библиотеки, финансируемые полностью
или частично за счет средств федерального
бюджета, средств бюджетов субъектов РФ
и средств местных бюджетов, а в части
регулирования вопросов сохранения и
использования библиотечных фондов как
части культурного наследия народов Российской
Федерации - на все библиотеки независимо
от их организационно-правовых форм и
форм собственности.
Учитывая большой вклад
государственных библиотек в развитие
отечественного просвещения, науки и культуры
и необходимость дальнейшего повышения
их роли в жизни общества, Указом Президента
РФ в 1995 году был установлен общероссийский
день библиотек, который отмечается 27
мая. Это единственный профессиональный
праздник работников культуры.
Закон РФ от 26. 05. 96г.
N 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации
и музеях в Российской Федерации» определяет
особенности правового положения музейного
фонда РФ, а также особенности создания
и правовое положение музеев в РФ.
В развитие этого закона
Постановлением Правительства РФ 12 февраля
1998 года N 179 были утверждены Положение
о музейном фонде Российской Федерации,
Положение о государственном каталоге
Музейного фонда Российской Федерации,
Положение о лицензировании деятельности
музеев в Российской Федерации.
Указ Президента РФ
от 01. 07. 96г. N 1010 «О мерах по усилению государственной
поддержки культуры и искусства в Российской
Федерации» определил стратегические
направления развития дальнейшей правовой
базы культурной сферы. Программе «Развитие
и сохранение культуры и искусства в РФ
(1997-1999 годы)» присвоен статус президентской,
учреждено 100 грантов Президента РФ для
поддержки творческих проектов общенационального
значения, повышены стипендии для выдающихся
деятелей культуры и искусства, рассмотрены
вопросы о передаче собственности, образован
Совет при Президенте РФ по культуре и
искусству.
В октябре 1996 года утверждено
Положение о данном Совете, его состав.
Это постоянно действующий консультативный
орган, информирующий Президента РФ о
процессах, происходящих в области культуры
и искусства и обеспечивающий взаимодействие
Президента Российской Федерации с организациями
и деятелями культуры и искусства. Одна
из основных задач Совета - подготовка
предложений Президенту РФ по определению
направлений государственной политики
в области культуры и искусства и конкретных
мер по ее реализации.
Кинематография России
является неотъемлимой частью культуры
и искусства, должна сохраняться и развиваться
при поддержке государства. Закон РФ от
22. 08. 96г. № 126-ФЗ «О государственной поддержке
кинематографии в Российской Федерации»
определил основные направления деятельности
государства по сохранению и развитию
кинематографии и установил порядок государственной
поддержки кинематографии.
В целях дальнейшего
развития отрасли Постановлением Правительства
РФ 18 декабря 1997 года принимается Концепция
развития кинематографии Российской Федерации
до 2005 года.