Социальная политиика в области культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 18:01, реферат

Описание работы

Социальная политика играет огромную роль во внутренней политике любого государства, так как проблемы, возникающие в социальной сфере, напрямую связаны с развитием экономической и политической жизни страны, а, следовательно, являются своеобразным индикатором развития общества. Для России этот вопрос сегодня особенно актуален в связи с необходимостью формирования новой модели социальной политики.

Содержание работы

Введение
1.Социальная политика в области культуры
2. Развитие законодательства в области культуры
3. Современное состояние социальной политики в сфере культуры
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

gavno.docx

— 37.52 Кб (Скачать файл)

                                   

     Содержание:

Введение

1.Социальная политика  в области культуры

2. Развитие законодательства в области культуры

3. Современное состояние социальной политики в сфере культуры

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социальная политика играет огромную роль во внутренней политике любого государства, так как проблемы, возникающие в социальной сфере, напрямую связаны с развитием экономической и политической жизни страны, а, следовательно, являются своеобразным индикатором развития общества. Для России этот вопрос сегодня особенно актуален в связи с необходимостью формирования новой модели социальной политики.

Культура – это исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, а также в создаваемых людьми культурных ценностях. Отрасль культуры призвана сохранять исторические, национальные памятники культуры, пополнять копилку культурных достижений в области литературы, искусства, – художественного творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать людей к творениям культуры, воспитывать культурного человека, проводить исследования в области культуры.

Формирование и осуществление осмысленной культурной политики является одной из важных задач государства, во многом определяющих его жизнеспособность и место в цивилизованном мире. Государство должно, с одной стороны, формировать культурную жизнь общества в целом, с другой стороны, согласовывать культурные потребности и интересы различных слоев общества, территориальных, национальных и других общностей.

На сегодняшний день учреждения культуры испытывают ряд проблем, мешающих их эффективной деятельности. В частности недостаток финансирования; отсутствие конкурентной привлекательности и возможности получать доходы от своей деятельности; неудовлетворительное состояние помещений и т. д. Все это приводит к сокращению количества посещений учреждений культуры населением. 
 
Для решения этих и других проблем сферы культуры и досуга необходима эффективная государственная политика в данном направлении.

Целью данной работы является- анализ социальной политики в области культуры

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Рассмотреть  социальную политику в области  культуры

2.Проанализировать  развитие законодательства в  области культуры

3.Дать характеристику современному состоянию социальной политики в сфере культуры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Социальная  политика  в области  культуры

Переживая сложные процессы социально-экономических преобразований и структурных реформ, Россия оказалась перед реальной угрозой разрушения национальной самоидентификации. Происходящие перемены породили критические деформации ее культурного пространства. Сохранение его целостности и единства на основе культурного разнообразия – важнейшая предпосылка успешного развития России. В этом контексте определяющая роль культуры в общем процессе модернизации России состоит в формировании личности как активного субъекта экономической жизни и социальной самоорганизации.  
 
Федеральное законодательство и современное состояние российского общества  позволяют выстраивать государственную культурную политику на новых демократических принципах, что предполагает развитие горизонтальных связей между центром и регионами, диалог с обществом по вопросам культурной политики, стимулирование культурного разнообразия в российских регионах. В то же время, разграничение полномочий и ответственности на разных уровнях власти не должно разрушать единства культурного и информационного пространства.

Сегодня необходим принципиально новый подход к выбору приоритетов  развития сферы культуры и массовых коммуникаций, основанный на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации: «каждому гарантируется свобода мысли и слова; каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; гарантируется свобода массовой информации; интеллектуальная собственность охраняется законом; каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям;  каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».

Эти положения, конкретизированные в Посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации, помогли определить следующие основные  направления государственной политики в сфере культуры и массовых коммуникаций на перспективу до 2010 года:

 

    1. Культура как  основа и  ресурс духовного развития единой российской нации,  социальной стабильности, экономического роста и национальной безопасности страны.

 

    2. Сохранение и  укрепление единого культурного  и информационного  пространства  России.

 

    3.  Сохранение и развитие многонационального культурного наследия народа России, поддержка и распространение лучших отечественных традиций и достижений.

 

    4. Совершенствование  отечественных систем художественного  образования, просветительства в  целях сохранения преемственности   духовно-нравственных ценностей и традиций.

 

    5. Разработка современных  механизмов администрирования и  финансирования в сфере культуры  и массовых коммуникаций в  условиях социально-экономического  развития Российского государства  и общества.

 

    6. Совершенствование  законодательства в сфере культуры  и массовых коммуникаций и  создание условий для обеспечения  свободы слова, творчества, преподавания, участия в культурной жизни, пользования  учреждениями культуры и доступа  к культурным ценностям.

 

    7.   Интеграция в мировой культурный и информационный процесс, формирование позитивного образа России .

Единое культурное и информационное пространство России, связано системой духовных ценностей,  культурных и социальных   событий, которые объединяют народ, укрепляют государство, способствуют становлению и развитию институтов гражданского общества.

Современное понимание культурного наследия включает как материальные, так и нематериальные компоненты:   памятники культуры и истории,  окружающую их природную среду,  нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, национальные традиции, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Развитие законодательства в области культуры

Мировая практика и отечественный опыт свидетельствуют об исключительной роли правового регулирования культурной жизни в любой стране и в особенности в переломные моменты общественного развития. Суть права в области культуры - это гарантии свободы культуры и культурной деятельности личности посредством гармонизации отношений различных субъектов культурной жизни личности, объединений граждан и государства.

В современном мире правосознание в этой области учитывает необходимость участия государства в культуре посредством принятия на себя обязанностей гаранта ее свободы, материальной поддержки, защиты национального и культурного достояния, регулирования отношений собственности, обеспечения культурно-национальной автономии нацменьшинств, протекционизма в отношении особо одаренных граждан, новаций в области культуры, доступности культурной деятельности для социально-ослабленных групп населения (детей, пенсионеров, инвалидов) и т. д..

Развитие рыночной экономики, строительство новой российской государственности потребовали уделить особое внимание формированию правового пространства деятельности в сфере культуры. Тем более, что до 1992 года мы имели лишь один специальный закон, регулирующий отношения в сфере культуры. Это Закон «Об охране и использовании памятников истории и культуры», принятый в 1978 году.

В 1992 году были приняты «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», в которых впервые в развернутом виде определены права и свободы человека, народов и этнических общностей в области культуры. Установлены обязанности государства в области культуры, уточнено разделение компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, определены принципы государственного финансирования культуры и регулирования экономической деятельности в этой сфере, основы участия в международных культурных обменах.

Принятие «Основ законодательства» стимулировало интенсивную нормотворческую деятельность в сфере культуры. С 1992 года начинается наработка законодательной базы.

Многолетняя практика работы автора в сфере культуры, постоянный анализ позволяют выделить ряд наиболее значимых и необходимых для развития отрасли федеральных законов и программ.

Закон РФ от 29. 12. 94г. N 79-ФЗ О библиотечном деле» явился правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в Российской Федерации. Он установил принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность. Закон регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела в соответствии с принципами и нормами международного права.

Действие настоящего Федерального закона распространяется на библиотеки, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов, а в части регулирования вопросов сохранения и использования библиотечных фондов как части культурного наследия народов Российской Федерации - на все библиотеки независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Учитывая большой вклад государственных библиотек в развитие отечественного просвещения, науки и культуры и необходимость дальнейшего повышения их роли в жизни общества, Указом Президента РФ в 1995 году был установлен общероссийский день библиотек, который отмечается 27 мая. Это единственный профессиональный праздник работников культуры.

Закон РФ от 26. 05. 96г. N 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» определяет особенности правового положения музейного фонда РФ, а также особенности создания и правовое положение музеев в РФ.

В развитие этого закона Постановлением Правительства РФ 12 февраля 1998 года N 179 были утверждены Положение о музейном фонде Российской Федерации, Положение о государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, Положение о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации.

Указ Президента РФ от 01. 07. 96г. N 1010 «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации» определил стратегические направления развития дальнейшей правовой базы культурной сферы. Программе «Развитие и сохранение культуры и искусства в РФ (1997-1999 годы)» присвоен статус президентской, учреждено 100 грантов Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения, повышены стипендии для выдающихся деятелей культуры и искусства, рассмотрены вопросы о передаче собственности, образован Совет при Президенте РФ по культуре и искусству.

В октябре 1996 года утверждено Положение о данном Совете, его состав. Это постоянно действующий консультативный орган, информирующий Президента РФ о процессах, происходящих в области культуры и искусства и обеспечивающий взаимодействие Президента Российской Федерации с организациями и деятелями культуры и искусства. Одна из основных задач Совета - подготовка предложений Президенту РФ по определению направлений государственной политики в области культуры и искусства и конкретных мер по ее реализации.

Кинематография России является неотъемлимой частью культуры и искусства, должна сохраняться и развиваться при поддержке государства. Закон РФ от 22. 08. 96г. № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии в Российской Федерации» определил основные направления деятельности государства по сохранению и развитию кинематографии и установил порядок государственной поддержки кинематографии.

В целях дальнейшего развития отрасли Постановлением Правительства РФ 18 декабря 1997 года принимается Концепция развития кинематографии Российской Федерации до 2005 года.

Информация о работе Социальная политиика в области культуры