Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 18:01, реферат
Социальная политика играет огромную роль во внутренней политике любого государства, так как проблемы, возникающие в социальной сфере, напрямую связаны с развитием экономической и политической жизни страны, а, следовательно, являются своеобразным индикатором развития общества. Для России этот вопрос сегодня особенно актуален в связи с необходимостью формирования новой модели социальной политики.
Введение
1.Социальная политика в области культуры
2. Развитие законодательства в области культуры
3. Современное состояние социальной политики в сфере культуры
Заключение
Список литературы
3.Современное состояние
Продолжающие происходить в современном российском обществе фундаментальные изменения затронули все стороны социальных отношений: политическую систему, экономическую сферу, образ и уровень жизни граждан, национальные отношения, а также саму психологию личности. В подобной ситуации трансформации в сфере культуры выглядят неизбежными и закономерными. Новая культурная политика России, адекватная современным социальным реалиям, все еще находится в стадии формирования. Незавершенность этого процесса является одной из причин кризиса, в котором находится культура России. Между тем в период перехода страны к новым формам организации социального бытия проблемы духовного развития человека приобретают особую актуальность.
Сфера культуры оказалась в жестких рамках рыночных отношений, что существенно сказалось на ее состоянии. Резко снизились (и в процентном, и в абсолютном значении) бюджетные вложения в культуру, Большинство принятых органами власти нормативных актов, регулирующих отношения в этой сфере, носят декларативный характер и не выполняются. Резко ухудшилось материальное положение как отрасли культуры в целом, так и творческих работников в частности. Все чаще учреждения культуры вынуждены заменять бесплатные формы работы на платные. В процессе потребления предоставляемых обществу культурных благ начинают преобладать домашние формы; как следствие, происходит снижение посещаемости публичных культурных мероприятий.
Реализация объявленного государством курса на формирование многоканальной системы финансирования культуры на практике осуществляется слабо в силу недостаточной правовой проработанности, несущественности предоставляемых налоговых льгот для спонсоров, неокончательного формирования самого слоя потенциальных спонсоров - частных предпринимателей. Гарантируемые налоговым законодательством льготы зачастую являются односторонними, так как касаются в основном только государственных организаций культуры. В соотношении затрат на культуру проявляется тенденция к уменьшению доли этих затрат из средств федерального бюджета и, соответственно, увеличению вложений из бюджетов субъектов федерации.
В самой среде творческих работников произошла резкая дифференциация, разделение этой группы на привилегированную элиту и полунищую массу остальных деятелей культуры. Неоднородна и сама культура. В ее составе можно выделить несколько составляющих элементов или субкультур, а именно, «постсоветскую», элитную, либерально-интеллигентскую, коммерческую, массовую, криминальную, среди которых господствующей, судя по всему, является элитная.
Второй характерной чертой современной российской культуры является ее коммерциализация, при которой подавляющая часть процессов, происходящих в культуре, регулируется посредством товарно-денежных отношений. Культура, по нашему мнению, вполне может адаптироваться к условиям рыночной экономики, при условии, что рынок и рыночные отношения в обществе сформировались и стабилизировались.
Очень важным признаком, свойственным сегодняшней культуре страны, является насаждение в обществе ценностей западной (прежде всего американской) цивилизации, что находит свое отражение в резком увеличении в культурном предложении доли продуктов западной массовой культуры. Это происходит в ущерб внедрению в общественное сознание традиционных для российской ментальности норм и ценностей, к снижению культурного уровня общества, особенно молодежи.
В то же время, несмотря на множество и серьезность негативных проявлений в культуре экономического кризиса и политической нестабильности, нарастание и дальнейшее углубление кризиса в этой сфере удалось ослабить, а в ряде случаев и приостановить. Однако сложившаяся ситуация в российской культуре еще очень далека от идеала, что приводит к необходимости принятия ряда неотложных мер по ее улучшению.
В 2004 году Россию посетили эксперты СЕ, инспектировавшие эффективность культурной политики государства в регионах Культурная политика России: история и современность. Оказывается, что тенденции, характерные, скажем, для культурной активности населения ("одомашнивание" досуга, совмещение различных занятий, делающих досуг более интенсивным и продолжительным, увеличение времени телепросмотра; уровень посещаемости отдельных учреждений культуры) являются общими для всех европейских стран. Но это все, хотя и интересные, но частные выводы. Значительно больший интерес представляет общее заключение экспертов СЕ, и прежде всего отмеченный ими "тройной перекос" - предпочтение функции сохранения за счет творчества; предпочтение учреждений - инновационной деятельности, предпочтение в культурной политике крупным городам в ущерб провинции.
Исходя из этого и заключая свое изложение ситуации, эксперты СЕ, отдавая дань уважения российской культуре, предложили ряд рекомендаций, среди которых следует выделить их призыв прежде всего рассматривать культуру не как отрасль, а как измерение процессов развития общества. Они признали целесообразным, чтобы лица, ответственные за культурную политику, занялись поиском новых ценностей, не диктуя определенный выбор, а организуя обсуждение и облегчая ненасильственное сопоставление идей, и тесно связали это с формированием «богатого и предприимчивого гражданского общества, где расцветают права личностей и самые разнообразные инициативы».
Для превращения культурной политики в сильный фактор построения демократического общества предлагается уточнить цели культурной политики, сделав их более ориентированными на новаторство; пересмотреть организационные и финансовые условия ее реализации; поддержание культурной деятельности; укрепление индустриализации культуры; развитие децентрализации; введение новых мер, стимулирующих культурную активность населения, и ряд других.