Социальная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 11:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы определение места и роли социального страхования в обществе как ведущего института социальной защиты.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
-описать основные понятия и проблемы социальной политики;
-ознакомиться с системой государственных внебюджетных фондов;
-определить направления и перспективы развития социальной политики в РФ.

Содержание работы

1. Теоретические основы изучения социальной политики
1.1. Сущность социальной политики, принципы, функции, основные направления………………………………………………………………………4
1.2. Социальное страхование как элемент социальной политики….……...7
2. Внебюджетные фонды, принципы их организации.
2.1. Система государственных внебюджетных фондов в РФ………………12
2.2. Способы обеспечения населения………………………………………...14
3. Развитие социальной политики.
3.1. Перспективы развития социальной политики в Самарской области…..17
3.2. Социальная политика Р.Ф., тенденции развития…………………………22
Список литературы.
Введение.

Файлы: 1 файл

еа.docx

— 51.96 Кб (Скачать файл)

Правительством Самарской  области принято решение об увеличении в 2009 году фонда оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы, оплата труда которых осуществляется по Единой тарифной сетке, финансируемых  за счет средств областного бюджета, на 16,2 % к уровню текущего года. Всего  расходы областного бюджета на фонд оплаты труда работников бюджетной  сферы планируются в объеме на 2009 год – 23 млрд.977 млн. рублей, на 2010 год – 26 млрд.рублей, на 2011 год – 27 млрд. 976 млн.рублей.

Субсидии бюджетам муниципальных  образований планируются в объемах: на 2009 год – 7 млрд.93 млн. 642 тыс.рублей, 2010 год – 6 млрд. 727 млн. 824 тыс.рублей, 2011 год – 3 млрд. 7 млн. 778 тыс.рублей

Законопроектом планируется  на 2009 год дефицит областного бюджета  в объеме 7 млрд.461 млн. 169 тыс.рублей, или 9 % от объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, что соответствует требованиям статьи 92.1 Бюджетного кодекса.

Владимир Артяков отметил, что существующая система подготовки бюджета на 3 года дает максимум возможностей для эффективного планирования развития губернии на краткосрочный период.

Проект бюджета был  одобрен членами Правительства  и направлен в Самарскую Губернскую Думу.

На заседании Правительства  также были рассмотрены итоги  социально-экономического развития Самарской  области за I полугодие 2008 года, дана оценка итогов развития за год и  озвучен прогноз социально-экономического развития губернии на 2009-2011 годы.

Выступивший с докладом заместитель  председателя Правительства Самарской  области – министр экономического развития, инвестиции и торговли Габибулла  Хасаев отметил, что социально-экономическое  развитие области в 1 полугодии 2008 года в целом может быть оценено  весьма позитивно. Регион ускорил динамику экономического роста и по темпам валового регионального продукта даже превысил целевой индикатор, заложенный в Стратегии социально-экономического развития до 2020 года.

Ведущая отрасль экономики  области – промышленность - в  январе-июле развивалась с темпом в 106,4%, что на 3,5 процентных пункта выше уровня аналогичного периода 2007 года и  на 1 пр. пункт выше среднероссийского  показателя. По оценке 2008 года, промышленное производство в регионе вырастет на 7%.

В прогнозном периоде особо  следует отметить решение задачи создания в Тольятти высокотехнологичного комплекса по развитию современной  индустрии автокомпонентов. Для  этого создано акционерное общество, разработан проект областной целевой  программы «Развитие Тольяттинского промышленно-технологического парка  на 2009-2015 годы», Правительство области  ведет подготовку документов на создание на базе парка особой экономической  зоны промышленно-производственного  типа.

В первом полугодии 2008 года произошли заметные положительные  сдвиги в АПК региона.

Важнейшим приоритетом Правительства  является инфраструктурное развитие области  и особенно дорожное строительство. Его финансирование из бюджетных  источников в 2008 году увеличилось в 2 раза по сравнению с 2007 годом. А  в 2009 году объем инвестиций в дорожное хозяйство за счет средств областного бюджета увеличится в 2,6 раза от уровня 2008 года и составит около 4,4 млрд. рублей.

В I полугодии 2008 темп роста  заработной платы в бюджетной  сфере в реальном выражении сложился на уровне 111,2%, что выше, чем по области  в целом.

Быстрыми темпами растёт оплата труда работников сельскохозяйственных предприятий области, которым оказывается  существенная государственная поддержка.

Средний размер назначенной  пенсии на 1 августа 2008 года составил 4425 рублей и увеличился в реальном выражении  по сравнению с соответствующей  датой предыдущего года на 28%, превысив величину прожиточного минимума пенсионера на 8,3%. Действующая в регионе система социальной поддержки позволила снизить долю пенсионеров с доходами ниже величины прожиточного минимума с 36% до 23%.

По оценке за 2008 год прирост  реальных доходов составит 5%, реальной заработной платы – 14%, удельный вес  населения с доходами ниже величины прожиточного минимума– 14%.

Среди основных достижений развития социальной сферы региона  в 2008 году необходимо отметить следующие. С 1 февраля 2008 года всем работникам бюджетной  сферы повышена заработная плата  на 14%. Продолжается процесс перехода на новые системы оплаты труда  бюджетных учреждений. Активно ведётся  работа по улучшению состояния материально-технической  базы социально-культурной сферы региона  и особенно капитальный ремонт учреждений. В полном объеме реализуются мероприятия  приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование».

В 2008 году на территории Самарской  области продолжилась реализация приоритетного  национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам  России». В I полугодии значения трех из четырёх целевых показателей  проекта значительно превышают  итоги аналогичного периода 2007 года. В частности, было выдано на 35 % больше компенсаций молодым семьям при  рождении ребенка, на 2 % больше обеспечено жильем льготных категорий и на 34 % увеличен объем выданных ипотечных  кредитов.

Наиболее значительный прорыв в производстве сельскохозяйственной продукции прогнозируется в Красноармейском, Камышлинском, Хворостянском, Волжском, Кинельском, Кинель-Черкасском и Шигонском  районах.

Утверждена областная  целевая программа «Дети Самарской  области» на 2009-2011 годы

Областная целевая программа  «Дети Самарской области» на 2009-2011 годы является продолжением областных  целевых программ и планов мероприятий  по улучшению положения семей  и детей в Самарской области, результатом выполнения которых  является динамичное улучшение социально-демографической  ситуации в регионе.

Программой предусматривается: оснащение оборудованием отделений  реанимации и интенсивной терапии  для женщин и новорожденных детей; оснащение медицинских кабинетов  муниципальных образовательных  учреждений; укрепление материальной базы дошкольных учреждений, открытия на базе центров «Семья» отделений  семейного воспитания, обеспечение  курсовой подготовки и переподготовки персонала дошкольных учреждений; укрепление материально - технической базы загородных детских оздоровительных лагерей; открытие отделений дневного пребывания детей из семей группы социального  риска; совершенствование межведомственной системы ранней диагностики и  коррекции развития детей; формирование государственной системы выявления, развития и поддержки одаренных  детей.

На реализацию программных  мероприятий запланировано финансирование из областного бюджета на 2009-2011 годы в объёме 1 672 459 тыс. рублей.

Определены региональные нормативы финансирования образовательных  учреждений в 2009 году

Решением Правительства  Самарской области утверждены региональные нормативы финансирования образовательных  учреждений на 2009 год. Представленные нормативы были определены в соответствии с методикой расчёта нормативов бюджетного финансирования на одного учащегося (воспитанника) по каждому типу и виду образовательного учреждения.

В структуру нормативов включены расходы на оплату труда и на обеспечение  учебно-воспитательного процесса.

Кроме того, сверх норматива  будут выделены средства на питание  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях  НПО и СПО, на обеспечение детей  данной категории одеждой, обувью и  т.д., на их бесплатный проезд и другие.

Так, например, содержание одного воспитанника детского дома в 2009 году составит почти 130 тыс. рублей, а в коррекционном детском доме более 171 тыс. рублей в городе и около 196 тыс. рублей в селе. Норматив на воспитанника дошкольного учреждения в городе составит почти 30 тыс. рублей, в сельской местности – 33,7 тыс. рублей.

Внесены изменения в областную  целевую программу «Жилище» на 2006-2010 годы

Законопроект подготовлен  с целью распределения дополнительных средств областного бюджета на реализацию подпрограмм «Молодой семье - доступное  жилье», «Выполнение государственных  обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных  федеральным законодательством», «Модернизация  объектов коммунальной инфраструктуры», «Обеспечение земельных участков под  жилищное строительство коммунальной инфраструктурой».

В рамках подпрограммы «Молодой семье - доступное жилье» дополнительные средства областного бюджета в 2009 году планируется направить на предоставление социальных выплат молодым семьям в  связи с рождением (усыновлением) детей.

В рамках подпрограммы «Выполнение  государственных обязательств по обеспечению  жильем категорий граждан, установленных  федеральным законодательством» дополнительные средства областного бюджета в 2009 году планируется направить на обеспечение  жильем граждан, проработавших в  тылу в период Великой Отечественной  войны.

Утверждена областная  целевая программа «Социально-экономическое  и этнокультурное развитие российских немцев в Самарской области на 2009 – 2012 годы»

Постановлением Правительства  Российской Федерации утверждена федеральная  целевая программа «Социально - экономическое  и этнокультурное развитие российских немцев на 2008 – 2012 годы», в соответствии с которой определены объемы, источники  финансирования по капитальным вложениям  и соответствующие объекты.

В текущем 2008 году софинансирование из средств областного бюджета предусмотрено  в отношении 6 объектов. В период с 2009 по 2012 годы в соответствии с  программой в Самарской области  будет осуществляться строительство 12 объектов муниципальной собственности  с участием средств федерального бюджета в сумме 222 358 тыс. рублей.

3.2. Социальная  политика Р.Ф., тенденции развития

 

В РФ существует Среднесрочная  программа социально-экономического развития Российской Федерации определяет ключевые направления деятельности Правительства Российской Федерации  на 2006-2008 годы, обеспечивающие достижение стратегических целей развития страны: повышение благосостояния населения  и уменьшение бедности на основе динамичного  и устойчивого экономического роста.

Рассмотрим наиболее важные стороны социальной жизни населения.

Система образования.

Необходимо реформировать  всю систему образования, начиная  с дошкольного, заканчивая высшим и  послевузовским профессиональным образованием, путем усовершенствования образовательных  программ и стандартов, большей ориентации на потребности рынка труда, четкого  определения границ обязательств государства  в области образования на разных его уровнях. Предстоит провести реструктуризацию сети образовательных  организаций, упорядочить систему  бюджетного и внебюджетного финансирования, за счет перехода на нормативно-подушевое  финансирование и внедрения образовательных  кредитов, создать независимые системы  контроля качества образования.

Первоочередными мерами должны стать:

оказание государственной  поддержки высшим и общеобразовательным  учреждениям по приобретению лабораторного  оборудования, программного обеспечения, модернизации учебных классов и  подготовке преподавателей общеобразовательных  учреждений, активно внедряющих инновационные  образовательные программы;

внедрение в образовательных  учреждениях современных образовательных  технологий и дистанционных программ обучения, а также подключение  общеобразовательных школ к сети "Интернет";

переход на новую систему  оплаты труда педагогов в школьных учреждениях, стимулирующую повышение  качества образования, а также завершение перехода к нормативному финансированию учебного процесса;

оказание государственной  поддержки способной и талантливой  молодежи, включая предоставление грантов  для школьников, студентов и молодых  специалистов.

Задачи обеспечения качества, доступности и эффективности  образования определены в Концепции  модернизации российского образования  на период до 2010 года и приоритетных направлениях развития образовательной  системы.

Система здравоохрвнения

В последнее десятилетие  состояние здоровья населения России заметно ухудшилось. Средняя продолжительность  жизни граждан на 10-12 лет ниже, чем в странах с развитой экономикой. Смертность населения с 1993 по 2003 годы увеличилась на 13,1%, в том числе  лиц в трудоспособном возрасте –  на 6,7%. Высокими по сравнению со среднеевропейскими показателями остаются уровни материнской, младенческой и детской смертности. Только треть детей в возрасте до 18 лет здоровы. Растет потребность  в медицинской помощи, так как  течение болезней становится более  тяжелым и длительным. Увеличивается удельный вес запущенных патологий, лечение которых требует значительных затрат.

В системе здравоохранения  накопились следующие серьезные  проблемы.

- Ограниченность государственных  гарантий бесплатной медицинской  помощи,

- Сложившаяся система  обязательного медицинского страхования  (ОМС) не обеспечивает существенного  влияния на эффективность использования  ресурсов здравоохранения. 

- Имеющиеся в системе  здравоохранения ресурсы используются  неэффективно.

Целью реформы здравоохранения  является повышение доступности  и качества медицинской помощи для  широких слоев населения.

Одним из важнейших аспектов реформирования здравоохранения является усиление и совершенствование мер, направленных на профилактику социально  обусловленных заболеваний (инфекционных и массовых неинфекционных) и снижение риска воздействия неблагоприятных  факторов среды обитания на население.

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического  благополучия населения Российской Федерации будет продолжено осуществление  мероприятий, направленных на снижение уровня инфекционной заболеваемости, профилактику, выявление и устранение влияния вредных и опасных  факторов среды на здоровье человека, обеспечение санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через  Государственную границу Российской Федерации, недопущение распространения  инфекционных болезней при заносе на территорию страны.

Информация о работе Социальная политика РФ