Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 10:56, контрольная работа
Цель данной контрольной работы – раскрыть сущность основных направлений социальной политики государства в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
изучить теоретические аспекты социальной политики государства;
рассмотреть основные направления социальной политики в России
Индексация доходов имеет и существенные недостатки. Так, она может отрицательно сказаться на стремлении к более напряженному труду, а также не способствует проведению антиинфляционных мер.
Социальная защита – поддержка малообеспеченных слоев населения и тех, кто не включен в общественное производство, а также защита лиц, работающих по найму через государственную регламентацию режима труда и его оплаты, прав работника. Эта сторона социальной защиты определяется уровнем экономического развития страны, соотношением политических сил и уровнем самосознания. [11,с.402]
Система социальной защиты включает обязательные виды социального страхования, его добровольные виды; государственную систему социальной помощи и программы социальной помощи предприятий.
Принципы социальной защиты:
Государственная система социальной помощи реализуется через механизм социальных программ. Важнейшей частью государственной программы социального обеспечения и основных механизмом социальной защиты работников в условиях рыночной экономики является социальное страхование. Оно распространяется на лиц, имевших в течение какого-то времени постоянную работу и потерявших ее в связи с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом. Выделяют обязательные формы социального страхования: общее социальное страхование, профессиональное социальное страхование, территориальное социальное страхование, а также обязательные виды социального страхования: страхование пенсий, от несчастных случаев на производстве, на случай безработицы, страхование по болезни, медицинское страхование. Важнейшим направлением политики пенсионного страхования является осуществление концепции "динамической пенсии": приведение пенсий в соответствии с уровнем заработной платы работающего населения. Тем самым удастся воспрепятствовать обесценению (вследствие инфляции) средств, которые были накоплены работником, путем регулярных отчислений.
В обязанности государства входит обеспечение функционально способной системы институтов страхования на случай болезни. Возможные несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания охватываются системой страхования от несчастных случаев. Социальная защита работников, как важнейшее направление социальной политики государства, крайне важна, т.к. большинство населения во всех странах составляют работающие, единственным (или основным) доходом которых является заработная плата, а это означает, что они экономически уязвимы и им не на что опереться, кроме государственной власти. [11,с.404]
Политика в области жилищного хозяйства рассматривается в современной экономике как элемент социальной политики, призванный обеспечить необходимые жилищные условия. Легко и быстро решаемые жилищные проблемы усиливают территориальную подвижность рабочей силы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает особую значимость, ибо повышает эффективность производства.
В традиционном варианте это направление социальной политики проводится путем выделения из бюджета средств для оказания помощи работникам, арендующим жилье. Однако есть и альтернативные варианты: государство в состоянии поощрять самостоятельное жилищное строительство. При этом используются различные возможности. Например, территориальные органы власти сами создают относительно дешевые комплексы жилья и сдают их в наем семьям с низкими доходами. Еще один путь социальной поддержки в этой области предполагает использование жилья, построенного частными строительными кооперативами. Роль государства в этом случае сводится к тому, что оно бесплатно предоставляет строительным организациям землю, осуществляет их льготное кредитование или применяет к ним более мягкое налогообложение. В рамках данного варианта государство обычно контролирует величину оплаты жилья, устанавливая предельную сумму доходов владельцев за сдаваемое в наем жилье. В отдельных случаях приходится поступать еще более решительно: изымать из частной собственности землю и использовать ее для государственного жилищного строительства.
Политика государства в области здравоохранения сводится к обеспечению условий для сохранения здоровья населения. В современных рыночных условиях эта задача решается в следующих направлениях:
Следует также отметить, что политика в области здравоохранения тесно связана с таким элементом социальной политики, как регулирование доходов населения, поскольку именно от их уровня во многом зависит доступность медицинских услуг. Как показывает практика, развитые государства стремятся обеспечить минимальный бесплатный перечень медицинских услуг населению (например, оказание скорой помощи), но большинство из них все же оказываются на платной основе. При этом для оплаты расходов на лечение создаются специальные фонды, формируемые за счет отчислений из заработной платы работников.
Политика в области образования также направлена на обеспечение доступности и качества образования для населения. В развитых странах среднее образование является обязательным и для большинства населения бесплатным, обучение же конкретным профессиям происходит как на бесплатной (для определенных категорий людей), так и на платной основе (для большинства населения).
3. Социальная политика России на современном этапе развития
Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в октябре 2011 года по сравнению с сентябрем 2011 года снизились на 11,5 %, по сравнению с октябрем 2010 года снизились на 11,6 %.
Таблица1.
Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения 1)
Август 2011 |
В % к |
Январь-август2011 в % к январю-августу 2010 |
справочно | ||||
Августу 2010 |
Июлю 2011 |
Август2010 в % к |
Январь-август2010 в % к январю-августу 2009 | ||||
Августу2009 |
июлю 2010 | ||||||
Денежные доходы (в среднем на душу населения), рублей 2) ,3) |
20035 |
110,6 |
95,4 |
109,0 |
110,6 |
95,1 |
110,5 |
Реальные располагаемые денежные доходы 3) |
101,4 |
95,7 |
99,3 |
105,2 |
94,6 |
105,4 | |
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника: |
|||||||
номинальная, рублей |
23126 |
112,4 |
98,0 |
111,8 |
112,0 |
97,3 |
111,7 |
реальная |
103,9 |
98,2 |
102,3 |
105,6 |
96,8 |
105,0 | |
1) Предварительные данные. 2) Данные рассчитаны с учетом предварительных итогов ВПН 2010 года. 3) Данные за август 2011г.
уточнены в связи с |
Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен), по оценке, в августе 2011г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года возросли на 1,4%, в январе-августе 2011г. снизились на 0,7%.
Таблица 2
Динамика реальных располагаемых денежных доходов 1)
В% к | ||
соответствующему периоду предыдущего года |
предыдущему периоду | |
2010 год 1) | ||
январь |
115,1 |
55,1 |
февраль |
104,6 |
122,3 |
март |
104,4 |
103,0 |
I квартал |
107,3 |
78,7 |
апрель |
105,7 |
108,8 |
май |
101,7 |
93,3 |
июнь |
103,6 |
104,9 |
II квартал |
103,7 |
114,4 |
I полугодие |
105,3 |
- |
июль |
106,8 |
100,0 |
август |
105,2 |
94,6 |
Январь-август |
105,4 |
|
сентябрь |
101,6 |
100,2 |
III квартал |
104,5 |
97,3 |
Январь-сентябрь |
105,0 |
- |
октябрь |
100,4 |
105,0 |
ноябрь |
103,5 |
99,8 |
декабрь |
102,1 |
139,1 |
IV квартал |
102,1 |
116,5 |
Год |
104,2 |
- |
2011 год 1) | ||
январь |
102,0 |
55,5 |
февраль |
100,0 |
118,8 |
март |
97,8 |
100,9 |
I квартал |
99,8 |
77,0 |
апрель |
96,9 |
107,4 |
май |
94,4 |
91,4 |
июнь |
102,1 |
113,2 |
II квартал |
97,9 |
112,1 |
I полугодие |
98,8 |
- |
июль |
100,4 |
98,6 |
август |
101,4 |
95,7 |
сентябрь |
103,2 |
94,4 |
Январь-август |
99,3 |
- |
1) Предварительные данные. 2) Предварительные данные, уточнение в течение месяца, следующего за отчетным. |
Что касается размера заработной платы, то для ее регулирования, а также для определения размеров различных социальных пособий, применяется минимальный размер оплаты труда (МРОТ). За последние пять данный показатель существенно вырос: с 720 руб. в 2005 году до 4330 руб. в настоящее время [28].
В 2011 году МРОТ составит всё те же 4330 рублей в пером полугодии и 4611 рублей во втором полугодии (с 1 июня 2011). В некоторых регионах власти повышают этот показатель. Например, в Москве МРОТ составляет более 10 тысяч рублей. Это и понятно, ведь уровень цен в Московском регионе отличается от Ивановской области. Но для России в общем, как правило, МРОТ сегодня - это 4330 рублей. Отсюда ещё следует вычесть 13% и получаем 3800 рублей. Размер оплаты небольшой и прожить в крупном городе на эти деньги нереально. В сельской местности - может быть, но в любом случае, уровень низкий.
Средний прожиточный минимум в России составляет между 5 и 6 тысячами рублей. Таким образом, размер минимального размера оплаты труда существенно недотягивает для того, чтобы просто превысить уровень бедности. Даже с учётом грядущей индексации. Инфляция у нас постоянно держится в районе 10% годовых, а МРОТ не индексируется уже длительное время.
Среднемесячная начисленная заработная плата в августе 2011г., по предварительным данным, составила 23126 рублей и по сравнению с августом 2010г. выросла на 12,4%.
Динамика занятости и безработицы
Численность экономически активного населения в июле 2011г. составила, по итогам обследования населения по проблемам занятости, 76,6 млн.человек, или более 54,0% от общей численности населения страны, в их числе 71,6 млн.человек, или 93,5% экономически активного населения были заняты в экономике и 5,0 млн.человек (6,5%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 1,4 млн.человек.
Таблица 3
Динамика числа замещенных рабочих мест
в организациях (без
субъектов малого
Июнь 2011 г. млн. |
В % к |
I полу- годие 2011г. в % к I полу годию 2010г. |
справочно | ||||
июню 2010 г. |
маю 2011 г. |
июнь 2010 г.в % к |
полу годие 2010г. в % к I полу- годию 2009г | ||||
июню 2009 г |
маю 2010 г | ||||||
Всего замещенных рабочих мест |
36,4 |
99,8 |
100,0 |
99,9 |
98,5 |
100,0 |
97,8 |
в том числе: работниками списочного состава (без внешних совместителей) |
34,6 |
99,7 |
99,9 |
99,8 |
98,5 |
100,0 |
97,8 |
внешними совместителями |
0,8 |
97,6 |
94,3 |
97,3 |
93,9 |
94,7 |
92,7 |
работниками, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера |
1,0 |
104,1 |
105,5 |
106,8 |
102,0 |
107,4 |
102,4 |
Информация о работе Социальная политика России на современном этапе развития