Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 12:05, курсовая работа
Первый опыт системных социальных реформ в зарубежных странах относится к 19 веку, когда во многих европейских странах стали «формироваться» госдуарства благоденствия (или социальные государства) . Его истоки многие исследователи (E.Huber, F.Werner, H.Braun, M.Niehaus, B.Wehner) связывают с развитием социальных функций государства . Реальным воплощением реализации новых - социальных - функций стало широкое повсеместное внедрение государственного социального страхования, обеспечение социального равенства, создание и бюджетное финансирование государственной социальной помощи и отдельных социальных программ.
Основным трендом реформ в 1990-е
годы были попытки государства контролиро
Однако эти реформы не принесли значительного снижения дефицита бюджетов страховых фондов. К середине 2000-х годов размеры дефицита сновы выросли, что «подтолкнуло» правительства Франции и Германии к повышению налогов и узакониванию механизма софинансирования пациентами некоторых услуг, которые ранее обеспечивались за счет средств страховых фондов. Во Франции реформой 2004 года было введено софинансирование пациентами медицинских услуг в размере: 30% при приеме у врача, 20% при госпитализации, 40% на лекарства. На сегодняшний момент Франция характеризуется самым большим удельным весом граждан, которые имеют дополнительное страхование (около 85%), тогда как в некоторых других странах этот показатель не превышает 20%. То же самое наблюдалось и в Германии, где с 2003 года установлено софинансирование пациентами получаемых услуг: при госпитализации – до 10 евро, 10% стоимости лекарств, 10 евро за визит к некоторым врачам-специалистам.
Таким образом, на сегодняшний день можно выделить три основные направления реформирования государственных систем здравоохранения7: тенденция к финансированию расходов на здравоохранение за счет налогов, менеджериализация медицины (внедрение принципов эффективности и результативности работы медицинских учреждений, а также оценки качества и эффективности работы при распределении бюджетов), усиление контролирующей роли государства.
Еще одним существенным направлением
реформы системы здравоохранени
Описанные выше тенденции подкрепляются данными по расходам на здравоохранение в некоторых зарубежных странах.
Таблица 1. Доля государственных расходов на здравоохранение в некоторых зарубежных странах, 2006 г.
Страна |
Общие расходы на здравоохранение (в % к ВВП) |
Доля государственных расходов (в %) |
США |
15,3 |
45,75 |
Португалия |
10,2 |
70,59 |
Франция |
11,1 |
80,18 |
Швейцария |
11,3 |
60,18 |
Германия |
10,6 |
76,42 |
Бельгия |
10,4 |
69,23 |
Австрия |
10,1 |
76,24 |
Новая Зеландия |
9,3 |
78,49 |
Канада |
10 |
70,00 |
Исландия |
9,1 |
82,42 |
Дания |
9,5 |
80,00 |
Австралия |
8,8 |
67,05 |
Голландия |
9,3 |
81,72 |
Италия |
9 |
76,67 |
Венгрия |
8,3 |
71,08 |
ОЭСР |
8,87 |
72,79 |
Греция |
9,1 |
61,54 |
Швеция |
9,2 |
81,52 |
Люксембург |
7,3 |
90,41 |
Япония |
8,2 |
81,71 |
Испания |
8,4 |
71,43 |
Норвегия |
8,7 |
83,91 |
Ирландия |
7,5 |
78,67 |
Финляндия |
8,2 |
75,61 |
Великобритания |
8,4 |
86,90 |
Словакия |
7,1 |
74,65 |
Чехия |
6,8 |
86,76 |
Мексика |
6,6 |
43,94 |
Польша |
6,2 |
69,35 |
Корея |
6,4 |
54,69 |
Турция |
5,7 |
71,93 |
Основные направления
реформ в сфере пенсионного
Однако необходимо отметить, что во многих странах выход на пенсию осуществляется в более раннем возрасте, чем официально установлено в законодательстве. В частности, в таких странах, как Австрия, Бельгия, Финляндия, Франция, Венгрия, Люксембург и Словакия в среднем выход на пенсию осуществляется в возрасте до 60 лет.
Таблица 2. Возраст выхода на пенсию в некоторых зарубежных странах: официально установленный и фактический (2002-2007).
Мужчины |
Женщины | ||||
Факт |
Официально |
Факт |
Официально | ||
Мексика |
73,0 |
65 |
Мексика |
75,0 |
65 |
Корея |
71,2 |
60 |
Корея |
67,9 |
60 |
Япония |
69,5 |
63 |
Япония |
66,5 |
61 |
Исландия |
68,9 |
67 |
Португалия |
65,5 |
65 |
Португалия |
66,6 |
65 |
Исландия |
65,3 |
67 |
Новая Зеландия |
66,5 |
65 |
Ирландия |
64,9 |
65 |
Швеция |
65,7 |
65 |
Турция |
64,3 |
58 |
Ирландия |
65,6 |
65 |
Швейцария |
64,1 |
64 |
Швейцария |
65,2 |
65 |
США |
63,9 |
65,8 |
США |
64,6 |
65,8 |
Новая Зеландия |
63,9 |
65 |
Австралия |
64,4 |
65 |
Норвегия |
63,2 |
67 |
Норвегия |
64,2 |
67 |
Испания |
63,1 |
65 |
Турция |
63,5 |
60 |
Швеция |
62,9 |
65 |
Дания |
63,5 |
65 |
Австралия |
62,2 |
63 |
Канада |
63,3 |
65 |
Великобритания |
61,9 |
60 |
Великобритания |
63,2 |
65 |
Канада |
61,9 |
65 |
Греция |
62,4 |
58 |
Голландия |
61,3 |
65 |
Чехия |
62,2 |
62 |
Дания |
61,3 |
65 |
Германия |
62,1 |
65 |
Финляндия |
61,0 |
65 |
Голландия |
61,6 |
65 |
Германия |
61,0 |
65 |
Польша |
61,4 |
65 |
Греция |
60,9 |
58 |
Испания |
61,4 |
65 |
Италия |
60,8 |
57 |
Италия |
60,8 |
57 |
Люксембург |
60,3 |
65 |
Финляндия |
60,2 |
65 |
Франция |
59,5 |
60 |
Венгрия |
59,7 |
62 |
Чехия |
58,5 |
59 |
Бельгия |
59,6 |
60 |
Бельгия |
58,3 |
60 |
Словакия |
59,3 |
62 |
Венгрия |
58,2 |
60 |
Люксембург |
59,2 |
65 |
Австрия |
57,9 |
60 |
Австрия |
58,9 |
65 |
Польша |
57,7 |
60 |
Франция |
58,7 |
60 |
Словакия |
54,5 |
62 |
Среднее по странам ОЭСР |
63,5 |
63,6 |
Среднее по странам ОЭСР |
62,3 |
62,7 |
В связи с этим одним из направлений
реформ в странах ОЭСР стало принятие
мер, стимулирующих людей к увеличен
Таблица 3. Государственные социальные расходы на пенсии (в % к ВВП)
1990 |
1995 |
2000 |
2007 | |
Европейский союз (27 стран) |
8,6 | |||
Европейский союз (25 стран) |
8,8 |
8,6 | ||
Европейский союз (15 стран) |
8,6 |
8,9 |
8,8 | |
Бельгия |
7,3 |
7,0 |
7,0 | |
Болгария |
5,4 | |||
Чехия |
5,5 |
6,3 |
6,2 | |
Дания |
5,9 |
7,2 |
6,6 |
7,5 |
Германия |
7,7 |
8,4 |
8,7 | |
Эстония |
5,6 |
4,1 | ||
Ирландия |
2,5 |
1,7 |
3,5 | |
Греция |
6,6 |
7,2 |
6,8 | |
Испания |
6,6 |
7,5 |
7,4 |
5,3 |
Франция |
9,1 |
10,4 |
10,3 |
10,6 |
Италия |
9,3 |
10,4 |
10,9 |
11,3 |
Кипр |
4,5 |
5,4 | ||
Латвия |
8,1 |
4,5 | ||
Литва |
6,3 |
5,0 | ||
Люксембург |
8,1 |
7,9 |
6,8 |
3,7 |
Венгрия |
5,8 |
6,4 | ||
Мальта |
5,3 |
5,7 |
6,6 | |
Голландия |
8,2 |
7,6 |
7,7 |
8,0 |
Австрия |
7,7 |
8,4 |
8,7 |
9,4 |
Польша |
6,6 |
6,4 | ||
Португалия |
6,2 |
6,9 |
9,0 | |
Румыния |
5,1 |
5,1 | ||
Словения |
7,3 |
5,3 | ||
Словакия |
5,2 |
5,4 |
5,3 | |
Финляндия |
5,9 |
7,3 |
6,3 |
6,9 |
Швеция |
: |
9,2 |
8,4 |
8,2 |
Великобритания |
8,0 |
9,0 |
9,6 |
8,8 |
Исландия |
3,1 |
3,7 |
4,0 |
4,4 |
Норвегия |
5,7 |
5,6 |
4,9 |
4,9 |
Швейцария |
6,8 |
8,4 |
9,0 |
9,2 |
Увеличение возраста выхода на пенсию и стимулирование продолжения трудовой деятельности после достижения предельного возраста – лишь часть мер. В некоторых странах подвергаются изменениям установленные размеры пенсионного обеспечения. В Корее, например, удельный вес пенсии по отношению к имевшейся у работника заработной плате в ближайшее время снизится с 60% до 40%. Во Франции, Мексике и Ирландии пенсии государственных служащих, долгое время остававшиеся неприкосновенными, также подверглись изменениям. В то же время отмечаются меры, направленные на увеличение размеров пенсий работников с низкими доходами. В Австралии, Греции, Великобритании и США были введены единовременные выплаты выходящим на пенсию людям с низкими доходами. В Корее и Великобритании были увеличены размеры базовых пенсий. С недавнего времени в Австралии размер пенсии был увеличен на 11%, а в Финляндии минимальный доход пенсионера будет увеличен на 23% с 2011 года. Увеличение пенсий ожидается также в Бельгии, Франции и Испании.
Во многих странах государство активно стимулирует людей к добровольному участию в формировании сосбтвенных пенсий посредством негосдуарственных пенсионных фондов9. Во Франции, Венгрии, Польше и Португалии были введены новые пенсионные планы, зачастую сопровождающиеся налоговыми льготами. Налоговые льготы были введены и в Германии, однако их действие закончилось в 2008 году. А в Норвегии государство обязало работодателей делать небольшие взносы с целью формирования частных пенсий. Лишь немногие страны инициировали изменения, способствующие расширению охвата граждан обязательным государственным пенсионным страхованием. В частности, в Швейцарии и Великобритании изменения были направлены на снижение «барьеров» для участия в государственных пенсионных схемах, которые касались, в основном, женщин и работников, занятых на временных и низкооплачиваемых работах.
Таблица 4. Коэффициент замещения в разрезе уровня предыдущего заработка
(1 – заработная
плата, соответствующая
Пенсионное обеспечение | ||||||||||||||
Обязательное государственное |
Обязательное негосдуарственное |
Всего (обязательное) |
Всего (обязательное и добровольное) | |||||||||||
0,5 |
1 |
1,5 |
0,5 |
1 |
1,5 |
0,5 |
1 |
1,5 |
0,5 |
1 |
1,5 | |||
Австралия |
40,1 |
14,6 |
6,2 |
26,9 |
26,9 |
26,9 |
67 |
41,6 |
33,1 |
|||||
Австрия |
80,1 |
80,1 |
76,4 |
80,1 |
80,1 |
76,4 |
||||||||
Бельгия |
58,1 |
42 |
32,5 |
58,1 |
42 |
32,5 |
74,7 |
58,7 |
45,4 | |||||
Канада |
76,5 |
44,5 |
29,7 |
76,5 |
44,5 |
29,7 |
93,2 |
72,6 |
59,4 | |||||
Чехия |
79,2 |
49,7 |
36,4 |
79,2 |
49,7 |
36,4 |
90,8 |
61,3 |
48 | |||||
Дания |
61,5 |
22,9 |
11,7 |
62,5 |
57,4 |
55,8 |
124 |
80,3 |
67,5 |
|||||
Финляндия |
66,5 |
56,2 |
56,2 |
66,5 |
56,2 |
56,2 |
||||||||
Франция |
61,7 |
53,3 |
48,5 |
61,7 |
53,3 |
48,5 |
||||||||
Германия |
43 |
43 |
42,6 |
43 |
43 |
42,6 |
61,3 |
61,3 |
60,8 | |||||
Греция |
95,7 |
95,7 |
95,7 |
95,7 |
95,7 |
95,7 |
||||||||
Венгрия |
50,7 |
50,7 |
50,7 |
26,2 |
26,2 |
26,2 |
76,9 |
76,9 |
76,9 |
|||||
Исландия |
26,4 |
8,3 |
5,5 |
81,9 |
81,9 |
81,9 |
108,3 |
90,2 |
87,5 |
|||||
Ирландия |
68,4 |
34,2 |
22,8 |
68,4 |
34,2 |
22,8 |
109,2 |
75 |
63,6 | |||||
Италия |
67,9 |
67,9 |
67,9 |
67,9 |
67,9 |
67,9 |
95,6 |
95,6 |
95,6 | |||||
Япония |
47,1 |
33,9 |
29,4 |
47,1 |
33,9 |
29,4 |
||||||||
Корея |
64,1 |
42,1 |
33,6 |
64,1 |
42,1 |
33,6 |
||||||||
Люксембург |
99,4 |
88,1 |
84,3 |
99,4 |
88,1 |
84,3 |
||||||||
Мексика |
23,8 |
4,6 |
3,1 |
31,4 |
31,4 |
31,4 |
55,3 |
36,1 |
34,5 |
|||||
Голландия |
60,5 |
30,2 |
20,2 |
32,9 |
58,1 |
66,5 |
93,4 |
88,3 |
86,6 |
|||||
Новая Зеландия |
77,5 |
38,7 |
25,8 |
77,5 |
38,7 |
25,8 |
93,3 |
54,6 |
41,7 | |||||
Норвегия |
60,1 |
51,9 |
41,9 |
6 |
7,412 |
7,87 |
66,2 |
59,3 |
49,8 |
75,2 |
72,1 |
67,9 | ||
Польша |
30 |
30 |
30 |
31,3 |
31,3 |
31,3 |
61,2 |
61,2 |
61,2 |
|||||
Португалия |
63 |
53,9 |
53,1 |
63 |
53,9 |
53,1 |
||||||||
Словакия |
24 |
24 |
24 |
32,4 |
32,4 |
32,4 |
56,4 |
56,4 |
56,4 |
|||||
Испания |
81,2 |
81,2 |
81,2 |
81,2 |
81,2 |
81,2 |
||||||||
Швеция |
52,9 |
37,8 |
27,9 |
23,7 |
23,7 |
47,7 |
76,6 |
61,5 |
75,6 |
|||||
Швейцария |
52,4 |
35,6 |
23,8 |
10,1 |
22,7 |
16,7 |
62,5 |
58,3 |
40,5 |
|||||
Турция |
86,9 |
86,9 |
86,9 |
86,9 |
86,9 |
86,9 |
||||||||
Великобритания |
51 |
30,8 |
21,3 |
51 |
30,8 |
21,3 |
89,3 |
70 |
60,6 | |||||
США |
50,3 |
38,7 |
34,1 |
50,3 |
38,7 |
34,1 |
90,4 |
78,8 |
74,2 | |||||
ОЭСР |
60 |
45,7 |
40,1 |
72,2 |
59 |
54,3 |
81,1 |
68,4 |
63,6 |
Информация о работе Социальная политика в развитых странах запада: опыт и перспективы