Социальная политика в развитых странах запада: опыт и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Первый опыт системных социальных реформ в зарубежных странах относится к 19 веку, когда во многих европейских странах стали «формироваться» госдуарства благоденствия (или социальные государства) . Его истоки многие исследователи (E.Huber, F.Werner, H.Braun, M.Niehaus, B.Wehner) связывают с развитием социальных функций государства . Реальным воплощением реализации новых - социальных - функций стало широкое повсеместное внедрение государственного социального страхования, обеспечение социального равенства, создание и бюджетное финансирование государственной социальной помощи и отдельных социальных программ.

Файлы: 1 файл

Социальная политика в развитых странах запада- опыт и перспектив.doc

— 424.50 Кб (Скачать файл)

Основным трендом реформ в 1990-е  годы были попытки государства контролировать расходы на здравоохранение посредством активного вмешательства. В некоторых странах государство стало принимать активное участие в процессе переговоров между страховыми фондами и профсоюзами медицинских работников. В Германии трехстороннее взаимодействие проходило достаточно успешно, тогда как во Франции государство взяло на себя лидирующую роль из-за постоянных конфликтов и невозможности прийти к соглашению между двумя сторонами. В Голландии правительство ввело жесткие ограничения на бюджет здравоохранения, стало проводить активную политику планирования оказания медицинской помощи в части развития объектов здравоохранения, их географического распределения.

Однако эти реформы не принесли значительного снижения дефицита бюджетов страховых фондов. К середине 2000-х  годов размеры дефицита сновы выросли, что «подтолкнуло» правительства Франции и Германии к повышению налогов и узакониванию механизма софинансирования пациентами некоторых услуг, которые ранее обеспечивались за счет средств страховых фондов. Во Франции реформой 2004 года было введено софинансирование пациентами медицинских услуг в размере: 30% при приеме у врача, 20% при госпитализации, 40% на лекарства. На сегодняшний момент Франция характеризуется самым большим удельным весом граждан, которые имеют дополнительное страхование (около 85%), тогда как в некоторых других странах этот показатель не превышает 20%. То же самое наблюдалось и в Германии, где с 2003 года установлено софинансирование пациентами получаемых услуг: при госпитализации – до 10 евро, 10% стоимости лекарств, 10 евро за визит к некоторым врачам-специалистам.

Таким образом, на сегодняшний день можно выделить три основные направления реформирования государственных систем здравоохранения7: тенденция к финансированию расходов на здравоохранение за счет налогов, менеджериализация медицины (внедрение принципов эффективности и результативности работы медицинских учреждений, а также оценки качества и эффективности работы при распределении бюджетов), усиление контролирующей роли государства.

Еще одним существенным направлением реформы системы здравоохранения в Германии стало обеспечение конкуренции между страховыми фондами. С реформой 2003 года страховые фонды получили возможность трансформироваться в «приобретателей услуг», формируя свой портфель предложений медицинских услуг застрахованным лицам. В Голландии в 1991 году застрахованные в рамках обязательной системы страхования получили право выбирать страховой фонд, а с 2005 года на законодательном уровне устранено разграничение между обязательным и частным, дополнительным страхованием. Таким образом, страховые фонды и частные страховые структуры получили возможность на равных вести переговоры о стоимости, качестве и объеме услуг и заключать договора с поставщиками медицинских услуг. Во Франции же, наоборот, реформа пошла по пути «огосударствления». В 2004 году здесь был создан национальный союз медицинских страховых фондов, управляемый государственым служащим, назначаемым правительством. В его обязанности входит, в том числе, ведение переговоров с представителями медицинских учреждений.

Описанные выше тенденции подкрепляются данными по расходам на здравоохранение в некоторых зарубежных странах.

Таблица 1. Доля государственных расходов на здравоохранение в некоторых зарубежных странах, 2006 г.

Страна

Общие расходы на здравоохранение

(в % к ВВП)

Доля государственных расходов (в %)

США

15,3

45,75

Португалия

10,2

70,59

Франция

11,1

80,18

Швейцария

11,3

60,18

Германия

10,6

76,42

Бельгия

10,4

69,23

Австрия

10,1

76,24

Новая Зеландия

9,3

78,49

Канада

10

70,00

Исландия

9,1

82,42

Дания

9,5

80,00

Австралия

8,8

67,05

Голландия

9,3

81,72

Италия

9

76,67

Венгрия

8,3

71,08

ОЭСР

8,87

72,79

Греция

9,1

61,54

Швеция

9,2

81,52

Люксембург

7,3

90,41

Япония

8,2

81,71

Испания

8,4

71,43

Норвегия

8,7

83,91

Ирландия

7,5

78,67

Финляндия

8,2

75,61

Великобритания

8,4

86,90

Словакия

7,1

74,65

Чехия

6,8

86,76

Мексика

6,6

43,94

Польша

6,2

69,35

Корея

6,4

54,69

Турция

5,7

71,93


 

Основные направления  реформ в сфере пенсионного страхования (обеспечения) в зарубежных странах. Одним из наиболее ярких показателей, характеризующих пенсионные реформы в европейских странах, является увеличение возраста выхода на пенсию. Так, Чехия, Греция, Венгрия и Турция с 2008 года увеличили возраст выхода на пенсию до 65 лет. Другие страны уже подготовили планы увеличения возраста выхода на пенсию: в Австралии и Германии - до 67 лет, в Великобритании - до 68 лет. Дания в ближайшее время увеличит возраст выхода на пенсию до 67 лет и затем будет увязывать его с ожидаемой продолжительностью жизни. Вместе с Исландией, Норвегией и США, таким образом, становится 7 стран ОЭСР, в которых возраст выхода на пенсию превысил 65 лет. Интересно отметить, что возраст выхода на пенсию «убывал» на протяжении многих лет, пока приблизительно с 2000 года не начал увеличиваться практически во всех европейских странах. По прогнозам аналитиков, к 2050 году возраст выхода на пенсию для мужчин в странах ОЭСР состаивт немногим более 65 лет. Для женщин этот показатель будет немного меньше, так как остаются страны (Италия, Польша, Швейцария), которые продолжают поддерживать разные значения возраста выхода на пенсию для мужчин и женщин.

Однако необходимо отметить, что  во многих странах выход на пенсию осуществляется в более раннем возрасте, чем официально установлено в  законодательстве. В частности, в  таких странах, как Австрия, Бельгия, Финляндия, Франция, Венгрия, Люксембург и Словакия в среднем выход на пенсию осуществляется в возрасте до 60 лет.      

 

Таблица 2. Возраст выхода на пенсию в некоторых зарубежных странах: официально установленный и фактический (2002-2007).

 

Мужчины

Женщины

 

Факт

Официально

 

Факт

Официально

Мексика

73,0

65

Мексика

75,0

65

Корея

71,2

60

Корея

67,9

60

Япония

69,5

63

Япония

66,5

61

Исландия

68,9

67

Португалия

65,5

65

Португалия

66,6

65

Исландия

65,3

67

Новая Зеландия

66,5

65

Ирландия

64,9

65

Швеция

65,7

65

Турция

64,3

58

Ирландия

65,6

65

Швейцария

64,1

64

Швейцария

65,2

65

США

63,9

65,8

США

64,6

65,8

Новая Зеландия

63,9

65

Австралия

64,4

65

Норвегия

63,2

67

Норвегия

64,2

67

Испания

63,1

65

Турция

63,5

60

Швеция

62,9

65

Дания

63,5

65

Австралия

62,2

63

Канада

63,3

65

Великобритания

61,9

60

Великобритания

63,2

65

Канада

61,9

65

Греция

62,4

58

Голландия

61,3

65

Чехия

62,2

62

Дания

61,3

65

Германия

62,1

65

Финляндия

61,0

65

Голландия

61,6

65

Германия

61,0

65

Польша

61,4

65

Греция

60,9

58

Испания

61,4

65

Италия

60,8

57

Италия

60,8

57

Люксембург

60,3

65

Финляндия

60,2

65

Франция

59,5

60

Венгрия

59,7

62

Чехия

58,5

59

Бельгия

59,6

60

Бельгия

58,3

60

Словакия

59,3

62

Венгрия

58,2

60

Люксембург

59,2

65

Австрия

57,9

60

Австрия

58,9

65

Польша

57,7

60

Франция

58,7

60

Словакия

54,5

62

Среднее по странам ОЭСР

63,5

63,6

Среднее по странам ОЭСР

62,3

62,7


 

 

 

 

В связи с этим одним из направлений  реформ в странах ОЭСР стало принятие мер, стимулирующих людей к увеличеню продолжительности трудовой деятельности8. В Бельгии, Дании, Голландии и Греции ограничили возможность досрочного выхода на пенсию. В Финляндии, Франции и Великобритании были приняты меры, способствующие продолжению трудовой деятельности после достижения предельного возраста и выхода на пенсию. Отчасти эта мера обуславливается и ростом доли госдуарственных социальных расходов на пенсии в ВВП.

 

Таблица 3. Государственные социальные расходы на пенсии (в % к ВВП)

 

 

1990

1995

2000

2007

Европейский союз (27 стран)

     

8,6

Европейский союз (25 стран)

   

8,8

8,6

Европейский союз (15 стран)

 

8,6

8,9

8,8

Бельгия

 

7,3

7,0

7,0

Болгария

     

5,4

Чехия

 

5,5

6,3

6,2

Дания

5,9

7,2

6,6

7,5

Германия

 

7,7

8,4

8,7

Эстония

   

5,6

4,1

Ирландия

 

2,5

1,7

3,5

Греция

 

6,6

7,2

6,8

Испания

6,6

7,5

7,4

5,3

Франция

9,1

10,4

10,3

10,6

Италия

9,3

10,4

10,9

11,3

Кипр

   

4,5

5,4

Латвия

   

8,1

4,5

Литва

   

6,3

5,0

Люксембург

8,1

7,9

6,8

3,7

Венгрия

   

5,8

6,4

Мальта

 

5,3

5,7

6,6

Голландия

8,2

7,6

7,7

8,0

Австрия

7,7

8,4

8,7

9,4

Польша

   

6,6

6,4

Португалия

 

6,2

6,9

9,0

Румыния

   

5,1

5,1

Словения

   

7,3

5,3

Словакия

 

5,2

5,4

5,3

Финляндия

5,9

7,3

6,3

6,9

Швеция

:

9,2

8,4

8,2

Великобритания

8,0

9,0

9,6

8,8

Исландия

3,1

3,7

4,0

4,4

Норвегия

5,7

5,6

4,9

4,9

Швейцария

6,8

8,4

9,0

9,2


 

 

Увеличение возраста выхода на пенсию и стимулирование продолжения трудовой деятельности после достижения предельного  возраста – лишь часть мер. В некоторых странах подвергаются изменениям установленные размеры пенсионного обеспечения. В Корее, например, удельный вес пенсии по отношению к имевшейся у работника заработной плате в ближайшее время снизится с 60% до 40%. Во Франции, Мексике и Ирландии пенсии государственных служащих, долгое время остававшиеся неприкосновенными, также подверглись изменениям. В то же время отмечаются меры, направленные на увеличение размеров пенсий работников с низкими доходами. В Австралии, Греции, Великобритании и США были введены единовременные выплаты выходящим на пенсию людям с низкими доходами. В Корее и Великобритании были увеличены размеры базовых пенсий. С недавнего времени в Австралии размер пенсии был увеличен на 11%, а в Финляндии минимальный доход пенсионера будет увеличен на 23% с 2011 года. Увеличение пенсий ожидается также в Бельгии, Франции и Испании.

Во многих странах государство активно стимулирует людей к добровольному участию в формировании сосбтвенных пенсий посредством негосдуарственных пенсионных фондов9. Во Франции, Венгрии, Польше и Португалии были введены новые пенсионные планы, зачастую сопровождающиеся налоговыми льготами. Налоговые льготы были введены и в Германии, однако их действие закончилось в 2008 году. А в Норвегии государство обязало работодателей делать небольшие взносы с целью формирования частных пенсий. Лишь немногие страны инициировали изменения, способствующие расширению охвата граждан обязательным государственным пенсионным страхованием. В частности, в Швейцарии и Великобритании изменения были направлены на снижение «барьеров» для участия в государственных пенсионных схемах, которые касались, в основном, женщин и работников, занятых на временных и низкооплачиваемых работах.

 

Таблица 4. Коэффициент замещения в разрезе уровня предыдущего заработка

(1 – заработная  плата, соответствующая среднему  значению).

Пенсионное обеспечение

 

Обязательное государственное

 

Обязательное негосдуарственное

Всего (обязательное)

 

Всего (обязательное и  добровольное)

 

0,5

1

1,5

 

0,5

1

1,5

0,5

1

1,5

 

0,5

1

1,5

Австралия

40,1

14,6

6,2

 

26,9

26,9

26,9

67

41,6

33,1

       

Австрия

80,1

80,1

76,4

       

80,1

80,1

76,4

       

Бельгия

58,1

42

32,5

       

58,1

42

32,5

 

74,7

58,7

45,4

Канада

76,5

44,5

29,7

       

76,5

44,5

29,7

 

93,2

72,6

59,4

Чехия

79,2

49,7

36,4

       

79,2

49,7

36,4

 

90,8

61,3

48

Дания

61,5

22,9

11,7

 

62,5

57,4

55,8

124

80,3

67,5

       

Финляндия

66,5

56,2

56,2

       

66,5

56,2

56,2

       

Франция

61,7

53,3

48,5

       

61,7

53,3

48,5

       

Германия 

43

43

42,6

       

43

43

42,6

 

61,3

61,3

60,8

Греция

95,7

95,7

95,7

       

95,7

95,7

95,7

       

Венгрия

50,7

50,7

50,7

 

26,2

26,2

26,2

76,9

76,9

76,9

       

Исландия

26,4

8,3

5,5

 

81,9

81,9

81,9

108,3

90,2

87,5

       

Ирландия

68,4

34,2

22,8

       

68,4

34,2

22,8

 

109,2

75

63,6

Италия

67,9

67,9

67,9

       

67,9

67,9

67,9

 

95,6

95,6

95,6

Япония

47,1

33,9

29,4

       

47,1

33,9

29,4

       

Корея

64,1

42,1

33,6

       

64,1

42,1

33,6

       

Люксембург

99,4

88,1

84,3

       

99,4

88,1

84,3

       

Мексика

23,8

4,6

3,1

 

31,4

31,4

31,4

55,3

36,1

34,5

       

Голландия

60,5

30,2

20,2

 

32,9

58,1

66,5

93,4

88,3

86,6

       

Новая Зеландия

77,5

38,7

25,8

       

77,5

38,7

25,8

 

93,3

54,6

41,7

Норвегия

60,1

51,9

41,9

 

6

7,412

7,87

66,2

59,3

49,8

 

75,2

72,1

67,9

Польша

30

30

30

 

31,3

31,3

31,3

61,2

61,2

61,2

       

Португалия

63

53,9

53,1

       

63

53,9

53,1

       

Словакия

24

24

24

 

32,4

32,4

32,4

56,4

56,4

56,4

       

Испания

81,2

81,2

81,2

       

81,2

81,2

81,2

       

Швеция

52,9

37,8

27,9

 

23,7

23,7

47,7

76,6

61,5

75,6

       

Швейцария

52,4

35,6

23,8

 

10,1

22,7

16,7

62,5

58,3

40,5

       

Турция

86,9

86,9

86,9

       

86,9

86,9

86,9

       

Великобритания

51

30,8

21,3

       

51

30,8

21,3

 

89,3

70

60,6

США

50,3

38,7

34,1

       

50,3

38,7

34,1

 

90,4

78,8

74,2

                             

ОЭСР

60

45,7

40,1

       

72,2

59

54,3

 

81,1

68,4

63,6

Информация о работе Социальная политика в развитых странах запада: опыт и перспективы