Социальная политика Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 16:54, контрольная работа

Описание работы

Япония - государство, расположенное на островах в западной части Тихого океана. Омывающие Японию моря и океан имеют для неё огромное значение как источник биологических продуктов, минеральных и энергетических ресурсов. Климат Японии в целом довольно благоприятен с точки зрения ведения сельского хозяйства и проживания людей. Население Японии отличается исключительной национальной однородностью (99% японцев). Более 3/4 населения -горожане. Япония стала первым государством Азии, перешедшим от второго к первому типу воспроизводства населения. Эта “демографическая революция” произошла в очень короткие строки. Она явилась следствием социально-экономических преобразований в японском обществе, достижений в области образования и здравоохранения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………2
Глава I. Основные черты социальной политики современной Японии в
свете решения социальных программ………………………………………3
Глава II.Социальное обеспечение населения………………………………7
2.1. Законодательная база социального обеспечения населения
Японии………………………………………………………………...8
2.2. Финансовая база социального обеспечения населения……….12
Заключение………………………………………………………………….14
Список использованной литературы………………………………

Файлы: 1 файл

контрольная Основы соц.гос-ва.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………2

Глава I. Основные черты социальной политики современной Японии в

свете решения социальных программ………………………………………3

Глава II.Социальное обеспечение населения………………………………7

2.1. Законодательная база социального обеспечения населения

 Японии………………………………………………………………...8

2.2. Финансовая база социального обеспечения населения……….12

Заключение………………………………………………………………….14

Список использованной литературы……………………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Япония - государство, расположенное на островах в западной части Тихого океана. Омывающие Японию моря и океан имеют для неё огромное значение как источник биологических продуктов, минеральных и энергетических ресурсов. Климат Японии в целом довольно благоприятен с точки зрения ведения сельского хозяйства и проживания людей. Население Японии отличается исключительной национальной однородностью (99% японцев). Более 3/4 населения -горожане. Япония стала первым государством Азии, перешедшим от второго к первому типу воспроизводства населения. Эта “демографическая революция” произошла в очень короткие строки. Она явилась следствием социально-экономических преобразований в японском обществе, достижений в области образования и здравоохранения.

Япония - страна с наилучшими в мире социальными программами: 
- Японские дети БЕСПЛАТНО получают места в детских садах, получают образование БЕСПЛАТНО в Школах и Университетах. 
-Японские дети, ежемесячно за счёт государства, получают пособие до 23 лет в размере до 4000 долларов США. 
-Японские женщины – получают еженедельно от 1800 до 3000 долларов США за уходом. Выплачивается 10-месячный декретный отпуск. 
-Япония – вторая в мире «богатая» и первая в мире высокотехнологичная страна мира, где минимальная заработная составляет от 40 000 до 100 000 долларов США. А сотрудники корпорации получают от 1-го миллиона и выше… 
-Японцы – один из «культурных» народов мира, очень трудолюбивы, очень терпеливы, очень толерантны. И у Японцев есть главное – полное отсутствие национализма. 
-Пенсии в Японии – одни из самых высоких в мире 
-Пригородные коттеджи субсидируются государством от 60% до 90%. 
-Беженцам, малоимущим и безработным – специальные льготы Европейского уровня. Предоставляются субсидии… 
-Учёным предоставляется бесплатно жильё в пригороде Токио. И каждый учёный получает каждый месяц от 500 тысяч до 4 млн. долларов США за вклад в развитие страны. 
-Сегодняшняя Япония – обладатель крупнейшим в мире интеллектуальными ресурсами, каждый 9 житель страны, учёные с высшими квалификациями.

- Страна каждый год принимает сотни тысяч молодых специалистов и учёных из всех стран мира.

- По данным ООН, Япония, занимает 3-е место в мире по качеству  жизни и 2-ое место по «свободе  слова». Криминал в стране отсутствует. 

Глава I. Основные черты социальной политики современной Японии в свете решения социальных программ.

Откуда такие возможности в стране, когда сегодня весь мир страдает от дефицита платежного баланса и от растущей безработицы и перенаселённости? Ведь даже богатейшие арабские эмираты уже не могут, как раньше, позволить себе расходовать средства на помощь своим нуждающимся гражданам. А Япония не имеет природных богатств и не владеет большими территориями. Так, откуда эти средства? 
Реализация в Японии вышеназванных социальных программ стала возможной благодаря социальной политике, проводимой государством.

По окончании второй мировой войны перед Японией встала непростая задача - разрешить накопленные за полтора столетия социальные, политические и экономические проблемы и превратиться в экономически развитую державу. Подписав безоговорочную капитуляцию, Япония тем самым приняла условия Потсдамской Декларации. А победившим Японию державам нужно было предотвратить возрождение ее агрессивной силы. Это оказалось возможным посредством демократизации политической структуры, ликвидации помещичьего землевладения как источника самурайского авантюризма, роспуска монополистических группировок (дзайбацу) как источника агрессии, демилитаризации экономики и наказания военных преступников.

Практически все вышеперечисленные задачи были решены на первом этапе оккупации (1945-1947 гг.) благодаря относительному единству среди стран-победителей.

В Японии была введена одна из самых демократических в мире конституций, написанная специалистами Пропагандистского отдела штаба генерала Макартура и переведенная на японский язык. Не решившись на ликвидацию института императорской власти, авторы Конституции ограничили ее декоративными функциями. Конституция провозгласила отказ Японии от решения внешнеполитических проблем военным путем и запретила ей иметь вооруженные силы. Проведенной по настоянию держав аграрной реформой завершился начатый в эпоху Мэйдзи процесс ликвидации феодальных пережитков. Заложенные в период американской оккупации демократические начала послужили толчком для продолжения внутренних реформ в Японии.

Основой реформ в Японии послужила концепция «GoodGovernance». Новая концепция понимания государственного управления была отражена в этом понятии, которое не имеет в русском языке дословного эквивалента и впервые было предложено в 1997 г. в документах Программы развития ООН. В этих документах эффективное государственное управление рассматривалось как осуществление экономической, политической и административной власти в целях руководства делами страны на всех уровнях. Предполагалось, что управление строилось на основе принципов разделения властей, народовластия, выборности и сменяемости высших должностных лиц, подотчетности институтов исполнительной власти, верховенства закона, политического плюрализма, инклюзивности и транспарентности, партисипативности, независимости средств массовой информации и имело демократический характер. Одновременно эффективность управления понималось как достижение целей в установленные сроки и с минимальными затратами общественных ресурсов. Сочетание демократичности и эффективности взаимно предполагало и обуславливало друг друга.

Важным критерием и основой социальной политики Японии, согласно концепции «Good Governance», явилась региональная политика. Изучение японского опыта свидетельствует, что, хотя причины, обуславливающие необходимость дополнительного государственного вмешательства в развитие регионов, могут быть самыми разными, в общем, их можно свести к двум целям, а именно: справедливое размещение экономической деятельности, когда жители все регионов имеют одинаковые возможности достичь благосостояния; эффективное использование производственного потенциала каждого региона в целях роста общенационального благосостояния.

Понятие развития территории как системы должно подразумевать положительную динамику параметров региона в целом. Это связано с тем, что регион сам является частью более крупной системы - государства. Степень целостности государства достигается путем интеграции его регионов, крупных макроэкономических зон, территориально-производственных комплексов (ТПК). Вместе с тем, регион выступает не простой формой системной организации, а является сложной социально-экономической системой. Строение ее элементов определяет развитие. В Японии мероприятия по активизации региональной экономики классифицируют по трем категориям:

-привлечение предприятий из других регионов;

-поощрение местных экономических субъектов;

-содействие появлению и развитию новых видов деятельности.

Также Япония уделяет большое внимание управлению человеческими ресурсами (УЧР), сущность которого заключается в том, что люди рассматриваются как конкурентное богатство фирмы, которое необходимо развивать наряду с другими ресурсами, чтобы достичь стратегических целей. При этом практика управления персоналом тесно связана со стратегией бизнеса. Функция УЧР подчинена прямо президенту или вице-президенту компании, так как в мире возрастающей глобальной конкуренции наиболее важным факторным условием национальной конкурентоспособности являются квалифицированные человеческие ресурсы. Основными приоритетами японских компаний являются: профессиональный рост людей, повышение их квалификации; возвышение престижа компании, уменьшение статусного разрыва между руководителями и подчиненными, создание благоприятных условий труда и окружающей среды; поощрение открытой коммуникации, транспарентности, участия; акцент на развитие команды, справедливое распределение прибыли, поощрение участия занятых в общественных работах вне компании. Система УЧР включает в себя горизонтальное управление и заботу о всех ресурсах, децентрализацию кадровой функции линейного управления (она отвечает за все ресурсы подразделения и достижение целей). При этом квалифицированные специалисты по персоналу оказывают поддержку линейному менеджменту. Среди принципов УЧР отметим следующие:

- эффективная система подбора, набора и расстановки кадров;

- система мотивации и компенсации (она внутренне справедлива и  внешне конкурентоспособна, хорошо  управляема);

- вознаграждение базируется на  результатах индивидуального труда  и эффективности организации или группы;

- развитие, обучение, перемещение  и повышение работников происходит  в соответствии с результатами  их труда, квалификацией, способностями, интересами и потребностями организации;

- занятость связана с потребностями  бизнеса, индивидуальным уровнем производительности, способностями и квалификацией;

- индивидуальные проблемы решаются  быстро, справедливо и эффективно.

Инновационная стратегия сводит практику УЧР к активному участию, четким трудовым критериям, внутренним источникам кадров, широкому карьерному пути, критериальности процесса и результатов, долгосрочным и групповым критериям, гарантии занятости, разнообразию мотиваторов и эгалитарной оплате, экстенсивному обучению и партнерским трудовым отношениям.

Система образования в Японии включает в себя самообразование, государственное обучение и подготовку на предприятиях.

Обучение и образование на предприятиях осуществляется, как правило, в течение рабочего времени (обучение новых сотрудников, подготовка при повышении в должности, дальнейшее обучение в ответ на нововведения, подготовка в соответствии с изменениями в системе производства и типе деятельности, работа в области сквозного качества, обучение перед выходом на пенсию).

Государственное обучение осуществляется с отрывом от производства через курсы заочного обучения и развивает способности в областях, которые выходят за рамки возможностей предприятия (базовая подготовка молодежи, обучение в целях повышения квалификации рабочих, подготовка к новой работе, переквалификация). Самообразование осуществляется после работы или путем обучения на заочных курсах. Средний рабочий может читать графики, карты, анализировать статистические данные, использовать определенный математический аппарат.

 

Глава II.Социальное обеспечение населения.

В Японии, которая позже западных стран вступила на путь капиталистического развития, система социального обеспечения долгое время находилась в зачаточном состоянии. Население рассчитывало в основном не на помощь государства, а на финансовую поддержку членов семьи, соседской общины, частных предприятий. Специальных законов в этой сфере практически не существовало.

В ходе послевоенных демократических реформ проблеме социального обеспечения уделялось большое внимание, была разработана его концепция и соответствующая юридическая база.

Концепция социального обеспечения предусматривает гарантию минимального уровня жизни и стабильного существования всех членов общества, что достигается совместными усилиями государства и частного предпринимательства при координирующей роли правительства в лице министерства здравоохранения и социального обеспечения. Особое значение придается поддержанию баланса между затратами общества и каждого индивидуума с тем, чтобы люди получали социальную помощь, соотносимую со средним доходом работника, но не выше его.

Сегодня японцы ощущают себя достаточно защищенными в социальном плане, хотя многие проблемы еще ждут своего решения.

 

2.1. Законодательная база социального обеспечения населения Японии

Катастрофическое положение страны после поражения во второй мировой войне (гиперинфляция, массовые банкротства фирм, особенно в военной промышленности, безработица, миллионы беженцев из бывших колоний, значительное число сирот и жертв войны), приведшее к беспрецедентному падению жизненного уровня подавляющей массы населения, требовало безотлагательного принятия законов и программ по социальному обеспечению.

В 1946 г. был принят, а в 1950 г. дополнен Закон о национальном вспомоществовании нуждающимся, который заменил законы 30-х годов. Одновременно вошли в силу новые для страны законы о благосостоянии детей (1947 г.) и нетрудоспособных (1948 г.). Разработанное в этот же период трудовое законодательство (Закон о профсоюзах 1945 г., законы 1947 г. о трудовых стандартах, страховании по безработице, страховании наемных работников) гарантировало работникам минимальные условия существования.

По мере улучшения экономического положения страны правительство усиливает внимание к вопросам социальной защиты населения, расширяя рамки действия системы социального обеспечения. Осуществление вступившего в силу в 1961 г. Закона о национальном страховании здоровья возлагалось на органы местного самоуправления. В 1959 г. был принят Закон о национальных пенсиях, распространявшийся на все группы населения. Поправки 70-х годов к обоим законам значительно увеличили размеры выплат ряду категорий граждан.

Новые реалии дали возможность принять ряд законов по оказанию помощи лицам пожилого возраста, матерям-одиночкам и тем, кто не в состоянии полностью обеспечить себе прожиточный минимум. Речь идет о законах, касающихся благосостояния лиц пожилого возраста (1963 г.), материнства и детства (1964 г.), пособий на детей (1964 и 1971 гг.).

Информация о работе Социальная политика Японии