Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 16:54, контрольная работа
Япония - государство, расположенное на островах в западной части Тихого океана. Омывающие Японию моря и океан имеют для неё огромное значение как источник биологических продуктов, минеральных и энергетических ресурсов. Климат Японии в целом довольно благоприятен с точки зрения ведения сельского хозяйства и проживания людей. Население Японии отличается исключительной национальной однородностью (99% японцев). Более 3/4 населения -горожане. Япония стала первым государством Азии, перешедшим от второго к первому типу воспроизводства населения. Эта “демографическая революция” произошла в очень короткие строки. Она явилась следствием социально-экономических преобразований в японском обществе, достижений в области образования и здравоохранения.
Введение………………………………………………………………………2
Глава I. Основные черты социальной политики современной Японии в
свете решения социальных программ………………………………………3
Глава II.Социальное обеспечение населения………………………………7
2.1. Законодательная база социального обеспечения населения
Японии………………………………………………………………...8
2.2. Финансовая база социального обеспечения населения……….12
Заключение………………………………………………………………….14
Список использованной литературы………………………………
В условиях перестройки национального хозяйства, вызванной экономическим и структурным кризисами середины 70-х годов, которые привели к замораживанию заработной платы и увеличению неполной занятости, появилась необходимость внести коррективы в систему социального обеспечения. В 1974 г. был принят Закон о гарантии найма, который заменил Закон о страховании по безработице. Он отличался комплексным подходом к данным проблемам и предусматривал помимо выплат по безработице меры по ее предотвращению, обеспечению стабильной занятости и получению новой квалификации.
С начала 80-х годов в условиях устойчивого экономического положения началась реформа всей системы социального обеспечения. Необходимость ее была вызвана, прежде всего, изменением демографической ситуации, в частности старением населения, а также активным выходом женщин на рынок труда. Если в 1950 г. лица в возрасте 65 лет и старше составляли 5% численности населения, то в 1990 г. - уже 12%. Предполагается, что данный процесс будет активизироваться и к 2025 г. показатель достигнет 25%. Это связано с резким увеличением продолжительности жизни и значительным сокращением рождаемости (доля детей до 14 лет в общей численности населения снижается с 35% в 1950 г., до 18% в 1990 г. и 15% в 2025 г.).
Демографические сдвиги поставили перед системой социального обеспечения проблемы изыскания дополнительных средств для выплат увеличивающейся категории лиц пожилого возраста и создания достойных условий жизни для тех из них, кто проживает отдельно от детей (следствие изменения внутрисемейных отношений).
Приступая к реформе системы социального обеспечения, правительство пошло по пути унификации различных форм страхования здоровья и пенсионного обеспечения, чтобы создать примерно одинаковые условия для различных категорий населения при снижении бремени его затрат в целом.
Особое внимание уделяется лицам пожилого возраста и подрастающему поколению.
В 1986 г. введен в действие Закон о стабилизации найма для лиц пожилого возраста. Это связано со старением рабочей силы, с одной стороны, и желанием этой категории наемных работников продолжать трудиться - с другой. Кроме того, правительство считало необходимым разработать специальные государственные программы по совершенствованию системы социальной защиты и обеспечению хороших условий жизни пожилых людей.
В результате лица пожилого возраста не только получают дополнительный доход, но и остаются в системе привычных социальных связей. Поскольку им приходится часто менять профессию, создаются специальные центры переподготовки. Многие пожилые люди находят затем работу на мелких предприятиях, в ремонтных мастерских, сфере общественного питания, розничной торговле.
В 1989 г. правительство приняло "золотой план" - 10-летнюю стратегию улучшения медицинского обслуживания и повышения благосостояния лиц пожилого возраста. Она нацелена на создание системы обслуживания людей этой возрастной категории на дому и строительство домов-пансионатов с полным набором услуг. Принятие Закона об оказании помощи на дому вошло в программу всех политических партий на последних выборах в палату представителей в октябре 1996 г. С 1993 г. к реализации "золотого плана" подключились органы местного самоуправления, которые разрабатывают конкретные программы на местах (создаются, например, специальные станции для оказания медицинской помощи престарелым на дому).
Данный план, расширенный и дополненный в 1994 г., назван "Новым золотым планом" и предусматривает увеличение набора услуг, оказываемых пожилым людям. Для подготовки соответствующего законодательства при министерстве здравоохранения и социального обеспечения создан Исследовательский центр по выработке комплексной системы оказания помощи лицам пожилого возраста.
Предметом особой заботы в системе социального обеспечения является создание условий для повышения рождаемости и защиты детства. Низкий уровень рождаемости связан наряду с другими причинами с желанием многих японских женщин получить высшее образование, отложить обзаведение семьей на более позднее время, работать не только для повышения материального уровня, но и самовыражения. Поэтому важной социальной проблемой стала необходимость обеспечить женщине условия, позволяющие рожать и воспитывать детей не бросая работы.
Первую лепту в ее решение внес закон по обеспечению равных возможностей найма для мужчин и женщин (1985 г.), который формально создавал юридическую базу для социальной защиты женщин. Закон об отпусках по уходу за детьми (1991 г.) предусматривал предоставление такого отпуска одному из родителей до достижения ребенком одного года. Согласно поправкам к Закону о страховании наемных работников, принятым в 1994 г., во время отпуска по уходу за детьми гарантируются выплаты в размере 25% заработной платы. Внесенные в 1994 г. изменения в законы о страховании здоровья и пенсионном страховании наемных работников предусматривали освобождение от взносов в страховые фонды на период отпуска по уходу за детьми, что составляет примерно 12% общей суммы выплат наемных работников.
2.2. Финансовая база социального обеспечения населения
Хотя расходы на социальное обеспечение нередко обгоняли темпы экономического роста, достигнув в 1992 г. 15% национального дохода (против 4,9% в 1960 г.), Япония до сих пор по данному показателю отстает от других развитых стран. Это связано с тем, что пенсионная система в ее нынешнем виде существует сравнительно недавно и поэтому не так много людей получает высокие пенсии. Кроме того, в Японии значительно ниже сумма выплат на оказание вспомоществования людям преклонного возраста и детям. Невелики также расходы на выплаты по безработице ввиду ее незначительного уровня.
Финансовая база расходов на социальное обеспечение складывается из страховых взносов наемных работников и предпринимателей (в 1992 г. - свыше 60%), государственных средств (около 20%), доходов от активных финансовых операций (свыше 12%) и пр. Эта структура за последние десятилетия не претерпела существенных изменений за исключением роста доходов от активных финансовых операций (за счет увеличения пенсионного фонда) и снижения доли средств государственного бюджета (при постоянном повышении удельного веса затрат на социальное обеспечение в расходной его части).
В структуре выплат в системе социального обеспечения с начала 80-х годов произошли серьезные изменения: размеры пенсионных средств превысили расходы на страхование здоровья, составив в начале 90-х годов свыше 50% выплат. Подобная ситуация характерна для всех развитых стран. Особенностью Японии является небольшая сумма выплат по линии общественного вспомоществования неимущим.
Из общей суммы, выделяемой на социальную защиту населения, около 88% тратились в 1992 г. на социальное страхование (против 70% в 1965 г.). Оно включает в себя страхование здоровья, страхование лиц пожилого возраста при повторном найме (еще не существовавшего в середине 60-х годов), пенсии (которые за это время увеличились в несколько раз), страхование наемных работников и компенсации при несчастных случаях. Оставшиеся средства идут на выплаты пособий на детей (таких выплат не существовало до принятия закона 1971 г.), программы временного обеспечения прожиточного минимума для лиц, потерявших трудоспособность, помощь жертвам войны и пр.
В соответствии с правительственной стратегией превращения Японии в "сверхдержаву качества жизни" на базе ее экономических достижений к 2025 г. планируется поднять расходы на социальное обеспечение до 28,5 - 32,5% национального дохода (теперешний уровень таких стран, как Германия или Франция). Для этого предусмотрено повысить общую сумму налоговых поступлений и выплат на социальное страхование. Их доля по отношению к национальному доходу достигнет к этому сроку 49,5-53,5% (в 1960 г. - 22,3%, в 1992 г. - 38,1%).
Кроме того, предполагается изменить структуру расходов в системе социального обеспечения. Если сейчас затраты на выплату пенсий, страхование здоровья и вспомоществование нуждающимся составляют соотношение 5:4:1, то к 2025 г. оно примет вид 5:3:2. Имеется в виду повысить уровень социальной защищенности всех нуждающихся, в частности детей и пожилых людей.
Для реализации этих планов в 90-е годы проводится налоговая реформа, основная цель которой содействовать созданию общества благосостояния. Реформа предусматривает сокращение с 1995 г. подоходного налога и увеличение с 1997 г. потребительского (с 3 до 5%). Предполагается, что последний будет повышаться по мере необходимости. Серьезное внимание обращается на поддержание баланса между затратами на социальное обеспечение и налоговым бременем.
Заключение
Итак, структура социального обеспечения и внедрение социальных программ в Японии носит комплексный характер. Из всего комплекса проблем социального обеспечения наибольшее внимание японское правительство обращает на создание достойного уровня жизни лицам пожилого возраста. Это связано с тем, что численность данной категории постоянно растет и к 2025 г. достигнет 5,2 млн человек. Недаром Япония входит в составленный ООН список "старых обществ", хотя и находится по этому показателю позади Швеции. Кроме того, из-за роста продолжительности жизни и увеличения периода трудовой активности этой категории населения, а также нехватки молодой рабочей силы пожилые люди станут важным компонентом рынка труда. Система социального обеспечения в Японии, второй экономической державы мира, вышедшей, по данным ООН (1993 г.), на первое место по сводному показателю качества жизни должно послужить интересом для российского общества. Особого внимания заслуживают такие ее стороны, как массовый охват населения пенсиями и страхованием здоровья, адресность предоставления различных видов помощи малоимущим и социально незащищенным слоям; постоянная коррекция всей системы социального обеспечения в соответствии с изменениями ситуации в стране и определение приоритетов в этой области.
За счет бюджета финансируется в Японии так называемое общественное существование. Оно охватывает тех, кто сам не может обеспечить минимальный уровень жизни. Такая помощь предоставляется на основе Закона о гарантиях прожиточного минимума и выплачивается по семи номинациям: на повседневные нужды, образование, жилье, медицинское обслуживание, материнство, по безработице, на похороны: 75% выплат по общественному вспомоществованию предоставляется из центрального бюджета, 25% - из бюджетов местных органов власти. К 2025 году планируется поднять расходы на социальное обеспечение, и в частности, повысить уровень социальной защищенности всех нуждающихся.
7. Накатаны И. «Как реформировать японскую экономику». 1998