Социальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – анализ особенностей, основных принципов и форм реализации социальной политики государства (на примере Республики Беларусь), а также выявление направлений и методов ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить сущность понятия социальной политики страны;
- рассмотреть принципы, формы и механизмы ее реализации;

Файлы: 1 файл

курсовая социальная политика.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

Человек страдает от низкого качества и испытывает удовлетворение от высокого качества жизни, независимо от сферы в работе, в бизнесе и в личной жизни. Следовательно, качество необходимо человеку постоянно. Человек сам стремится к улучшению качества жизни — получает образование, трудится на работе, стремится к продвижению по карьерной лестнице, прилагает все усилия на то, чтобы добиться признания в обществе.

Основными показателями качества жизни населения являются:

  • доходы населения (среднедушевые номинальные и реальные доходы, показатели дифференциации доходов, номинальная и реальная начисленная средняя заработная плата, средний и реальный размер назначенной пенсии, величина прожиточного минимума и доля населения с доходами ниже прожиточного уровня, минимальные размеры заработной платы и пенсии и пр.);
  • качество питания (калорийность, состав продуктов);
  • качество и модность одежды;
  • комфорт жилища (общая площадь занимаемого жилья на одного жителя);
  • качество здравоохранения (число больничных коек на 1000 жителей);
  • качество социальных услуг (отдых и сфера услуг);
  • качество образования (число вузов и средних специальных учебных заведений, удельная доля студентов в численности населения);
  • качество культуры (издание книг, брошюр, журналов);
  • качество сферы обслуживания;
  • качество окружающей среды, структура досуга;
  • демографические тенденции (показатели ожидаемой продолжительности жизни, рождаемости, смертности, брачности, разводимости);
  • безопасность (число зарегистрированных преступлений).

Таким образом, концепция качества жизни включает все взаимосвязи человека с окружающей средой, характеризующей как степень удовлетворения потребностей, так и степень соответствия реальных возможностей ожиданиям.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), характеризуя качество жизни, выделяет 8 основных аспектов жизнедеятельности человека: o здоровье, o развитии через образование, o занятости и качестве трудовой жизни, o досуге и отдыхе, o состоянии потребительского рынка товаров и услуг, o состоянии окружающей среды, o личной безопасности, o социальных возможностях и социальной активности.

Можно выделить четыре уровня жизни населения (рис. 1):

• Достаток –  пользование благами, обеспечивающими  всестороннее развитие человека;

• Нормальный уровень – рациональное потребление, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил;

•Бедность –  потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы  воспроизводства рабочей силы;

• Нищета –  минимально допустимый набор благ и  услуг, потребление которых позволяет лишь поддержать работоспособность человека.

Рис. 1 Уровни жизни  населения

Потребительские бюджеты являются важным инструментом нормативной и аналитической оценки, прогнозирования и регулирования величины и динамики уровня жизни и разработки обоснованной политики в области доходов. На практике используют два вида потребительских бюджетов: нормативные, являющиеся результатом исследований различных ведомств и научных учреждений, и фактические, полученные в результате статистических и специальных обследований.

Нормативные потребительские  бюджеты имеют несколько разновидностей.

  1. Потребительские бюджеты высокого достатка.
  2. Рациональные потребительские бюджеты, которые соответствуют рациональным потребностям населения.
  3. Система минимальных потребительских бюджетов: минимальный потребительский бюджет (МПБ) и бюджет прожиточного минимума (БПМ).

Минимальный потребительский  бюджет – стоимость набора потребительских товаров и услуг, обеспечивающих социально обоснованный минимальный уровень потребления материальных и духовных благ, необходимых для развития личности.

Прожиточный минимум представляет собой показатель минимального уровня потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности в стоимостном выражении. Кроме того, он включает обязательные платежи и сборы.

Прожиточный минимум  определяется в стоимостном выражении в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в целом по Республике Беларусь, ее субъектам, а также может определяться по отдельным городам и административно-территориальным объединениям.

Потребительская корзина – это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛАРУСИ

Переход Республики Беларусь к социально-ориентированной  модели рыночной экономики сопровождался  значительным спадом производства и  потребления. Институциональная затратность перехода проявилась, прежде всего, в социальной сфере: уровень жизни населения и его социальная защищенность резко снизились. При разработке экономической стратегии реформирования в 90-е годы социальная политика не называлась среди основных целей реформ. Состояние и динамика социальной сферы относились к числу ограничений, фактически учитывался лишь один аспект - возможность острых социальных кризисов. Роль социальной сферы была осознана после финансового кризиса 1998 г. Беларусь избежала социальных потрясений благодаря эволюционному подходу к экономическим реформам. Однако результатом явилось сокращение сбережений и, которые в 2001 году составили 48% от 1990 года, что стало сдерживающим фактором экономического роста.

Управлять процессом развития институциональной структуры социальной сферы можно либо через копирование формальной структуры успешной экономики (импорт институтов) либо через построение собственной структуры институтов, ориентируясь на контуры существующей неформальной структуры. В первом случае спрос на институты не закрепляется. Так попытка ввести институт социального страхования в Беларуси в 90-е годы натолкнулась на ограничения экономического характера. Если принять точку зрения многих западных специалистов, что источником институциональных изменений служат меняющиеся относительные цены или предпочтения, то можно сделать вывод об отсутствии таких сигналов. Доходы большей части населения отвечали только минимальному уровню выживания. Функция сбережения отсутствовала.

К концу девяностых годов прошлого века возникла институциональная  ловушка. Устойчивые ожидания населения  в отношении институциональных  гарантий и защищенности столкнулись  с неспособностью государства выполнить  свои обязательства. Институты, функционировавшие достаточно эффективно в рамках плановой экономики, превратились в систему неэффективных норм. В 2000 г. в Республике Беларусь 35,7% семей обладали доходом ниже прожиточного минимума на одного члена семьи. Наряду с унаследованными социальными институтами потребовалось введение новых (пособия для безработных, новых «бедных»). Это привело к росту социальной доли ВВП. В 1999 г. валовые расходы на социальные программы и субсидии с учетом перекрестного субсидирования превысили треть ВВП республики что потребовало высоких налогов и социальных выплат и стало сдерживающим фактором экономического роста.

Поэтому спрос  на новые социальные институты появился прежде всего у главного экономического субъекта – государства. На недостаточную  развитость институтов особенно негосударственных было обращено внимание участников республиканского совещания по вопросам развития социальной сферы в 2003 году. Государство выступает главным игроком на рынке институтов социальной сферы - инициируя как отмену старых институтов, так и введения новых - платного образования, пенсионного страхования, пособий по безработице и др. Ограничениями для введения новых институтов являются невысокие доходы значительной части населения и неконкурентоспособность на рынке труда. Государство, доминируя на рынке, определяет уровень оплаты труда - фонд личного потребления. Одновременно за ним сохраняется функция централизованного распределения фондов потребления, унаследованных от старой хозяйственной системы. Не выполнение социальных обязательств государства привело к снижению реальных доходов населения. При этом отказ от ранее существовавших форм распределения не компенсировался соответствующим ростом заработной платы.

Коренная перестройка  институтов общественного потребления  происходит с учетом финансовых интересов главного нанимателя -государства. Социальная сфера находиться сегодня под влиянием снижения роли институтов общественного сектора экономики в воспроизводстве человеческого капитала и развитием рыночных институтов социальной сферы. Однако проблема не только и не столько в отказе государства от своих обязательств, сколько в том, что предлагается взамен.

На первом этапе  преобразований социальные реформы  были направлены на минимизацию социальных последствий экономического кризиса. Это привело к росту социальной доли в ВВП. По оценкам экономистов, социальная составляющая ВВП достигла к началу 2000 году 40%. Следствием чего явились высокие налоги и выплаты в социальные фонды. Была осознана необходимость в развитии негосударственных социальных институтов. Однако унаследованные от плановой экономики традиции патернализма, с одной стороны, и низкий уровень жизни населения, с другой, оказались препятствием для введения рыночных норм в социальную сферу. Назревшие решения в сфере социальной политики принимаются со значительной временной задержкой.

Первой попыткой внести определенность в ранее выданные обязательства государства и  декларируемые нормы и одновременно сохранить минимальный уровень  государственного социального обеспечения  были государственные минимальные социальные стандарты (ГМСС). Закон о ГМСС был принят в 1999 г. Но только в 2003 г. были разработаны и утверждены постановлением Совета Министров меры по внедрению в республике 44 государственных социальных стандартов. Цель стандартов – удовлетворить важнейшие потребности человека в материальных благах и услугах и таким образом соблюсти конституционные гарантии. Большинство норм и нормативов, которые входят в систему стандартов, являются обязательствами государства перед различными группами населения и должны обеспечиваться за счет его финансовых ресурсов. Это дало возможность сохранить равные минимальные гарантии социальной защищенности для населения. В перспективе государственное социальное обеспечение должно сохраниться на уровне минимального стандарта, ориентированного на малообеспеченную часть населения.

Активное реформирование социальной политики началось после 2000 г., когда стало очевидным, что  затратная модель социальной политики не отвечает потребностям страны. Республика Беларусь стоит перед дилеммой: направить ресурсы на цели экономического роста или социальное обеспечение.

Основными направлениями  реформирования и совершенствования  социальной политики стали: поиск путей  ограничения расходов государственного бюджета на социальные нужды и  ужесточение финансовой дисциплины использования средств; активное привлечение средств нанимателей к социальной защите и страхованию; расширение круга платных услуг для населения в здравоохранении, образовании, санаторно-курортном обслуживании.

Таким образом, происходит перераспределение социальных расходов между основными экономическими субъектами. На сокращение расходов государства были направлены изменения в трудовом законодательстве. В 2007 году при незначительном росте длительности минимального отпуска оплата дополнительных отпусков перенесена на плечи нанимателей. В этом же году принят законопроект о ликвидации льгот. В Беларуси существовало более 200 видов льгот, правом их получения пользовались более 30 категорий граждан, 25% льгот получали наиболее обеспеченные граждане. В декабре прошлого года, несмотря на негативное общественное восприятие законопроекта, он вступил в силу. Опросы, проведенные до его введения, показали устойчивую отрицательную динамику отношения к закону (если в сентябре 65,4 % участников опроса считали, что экономить нужно не на льготах, то в декабре - 74,2 % придерживались этого мнения). Сегодня 75,9 % опрошенных не одобряют отмену льгот для большинства категорий населения. Однако в открытых социальных протестах приняло участие незначительное число граждан.

Разрабатывается законопроект об обязательном государственном  страховании работников, занятых  в особых условиях труда. Его целью  является выведение профессиональных пенсий из общей пенсионной системы  с тем, чтобы расходы на их выплату  финансировались из дополнительных отчислений нанимателей таких работников. Это позволит освободить пенсионную систему от несвойственных ей функций: страхования производственных рисков и сосредоточить усилия на обеспечении нетрудоспособных. Важность этого законопроекта вызвана тем, что 27,4% работников выходят на пенсию досрочно. Хотя в 1997 году правительство Беларуси приняло Концепцию реформирования системы пенсионного обеспечения, и она предполагала введение трех видов пенсий: социальной, трудовой (страховой) и дополнительной негосударственной пенсии (страхования гражданами своего дополнительного обеспечения).

Информация о работе Социальная политика