Социальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – анализ особенностей, основных принципов и форм реализации социальной политики государства (на примере Республики Беларусь), а также выявление направлений и методов ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить сущность понятия социальной политики страны;
- рассмотреть принципы, формы и механизмы ее реализации;

Файлы: 1 файл

курсовая социальная политика.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

- государственные  гарантии, связанные с социальной защитой при одновременной самостоятельности и самоуправляемости негосударственных систем и программ защиты;

- заинтересованность  всех основных субъектов защиты (государство, предприниматели, товарищества  социального страхования и широкий  круг профессиональных организаций  трудящихся) в формировании и  совершенствовании тех или иных систем и форм защиты;

- солидарность  всех субъектов социальной защиты  на основе “социальных договоров”, касающихся распределения финансового  бремени по компенсации и минимизации  социальных и профессиональных  рисков;

- экономическую и социальную свободу работников в области труда - выбор профессии с приемлемыми уровнями социальных и профессиональных рисков, возможность получения профессионального образования, места работы, свободы ассоциаций;

- личную ответственность  работников за сохранение своего здоровья, работоспособности и трудоспособности, правильный выбор профессии, места работы;

- многоуровневость  и разноадресность способов социальной  защиты - от государственных гарантий  для всех трудящихся до узконаправленных  мер для отдельных их категорий и профессиональных групп;

-многосубъектность  социальной защиты - субъектами социальной  защиты должны выступать: государство  (в лице ведомств и министерств), работодатели, товарищества по страхованию,  региональные органы управления;

- многоаспектность и разнонаправленность мер социальной защиты - предметом внимания должны стать условия и оплата труда работников, профессиональная подготовка, медицинское обслуживание, компенсация утраты работоспособности и реабилитационные услуги.

Социальная  политика в области заработной платы должна реализовываться дифференцированно. Регулирующие вмешательство осуществляется в основном в тех случаях, когда степень профессиональной подготовки работника невысока, и позиции его в противостоянии с работодателем относительно слабы. Это главным образом касается тех видов трудовых процессов, которые требуют неквалифицированного труда. В отношении таких категорий населения фиксируется минимальный уровень заработной платы, ниже которого выплачивать ее, не разрешается. С помощью законов государство определяет также ритм оплаты труда (допустим, каждые 14 дней или ежемесячно).

В некоторых  случаях политика заработной платы  предусматривает введение предельного  уровня последней и сохранение его  в течение определенного отрезка  времени. Возможно также использование ограничений на темпы роста оплаты труда. Данные меры применяются для предотвращения инфляции и устранения трудностей в области платежного баланса.

Основные направления  социальной политики на рынке труда  связаны прежде всего с возможностями государства влиять на спрос на рабочую силу. Кроме того, воздействие на этот рынок идет с помощью корректировки правовых норм, касающихся использования в стране иностранной рабочей силы. Регулирование может осуществляться и сокращением доступа некоторых групп работников на рынок труда (например, с помощью сокращения пенсионного возраста). Кроме того, государство может влиять на рынок труда, информируя о его состоянии заинтересованные органы. Весьма серьезное воздействие на этот рынок оно оказывает и тем, что берет на себя организацию и финансирование системы переобучения работников в связи со структурными сдвигами в экономике.

Инструментарий  социальной политики в области рынка  труда включает в себя наряду с  произведением компенсационных  выплат при безработице и в период поиска работы предоставление консультаций по профориентации, трудоустройству и профессиональному обучению, облегчающих вступление в трудовую жизнь или смену профессии. Финансовые средства из фонда страхования по безработице должны использоваться эффективно, например, в целях финансирования мероприятий по профессиональному обучению, реабилитации, облегчающей возвращение к трудовой деятельности, а также в качестве вспомогательных средств для создания и изменения структуры рабочих мест.

Наряду с  этим целью современной политики обеспечения занятости является также решение проблем особых групп работающего населения (пожилых  людей, инвалидов, женщин, молодежи, иностранцев).

Демографическая политика — это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования воспроизводства населения, призванная сохранить или изменить тенденции динамики его численности и структуры. Иными словами, это политика, воздействующая на процессы рождаемости, брачности, разводимости, смертности, на возрастную структуру населения. В широком смысле демографическую политику иногда отождествляют с политикой в области народонаселения, а в узком, более принятом, рассматривают как одну из ее составляющих. Она тесно связана с социальной и экономической политикой, но, тем не менее, имеет свои особенности. В качестве объекта такой политики могут выступать страны, отдельные их районы, а также отдельные группы населения.

Направления социальной политики страны в демографической сфере основываются на комплексе различных мер: экономических, административно-правовых, воспитательных и пропагандистских. К числу экономических мер, направленных на стимулирование рождаемости, относятся оплачиваемые отпуска и различные пособия при рождении детей, пособия на детей в зависимости от их количества, возраста и состава семьи — по прогрессивной шкале, различные ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т. д.; на снижение рождаемости направлены меры, создающие преимущества для малодетных семей. Административно-правовые меры включают законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, разводимость, отношение к абортам и применению контрацептивов, имущественное положение матери и детей в случае распада семьи, режим труда работающих женщин и др. Воспитательные и пропагандистские меры направлены на формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения, определение отношения к религиозным и другим традициям и обычаям воспроизводства населения и политике планирования семьи (внутрисемейное регулирование деторождения), к половому воспитанию и образованию молодежи и др.

К актуальным направлениям социальной политики в современных  западных странах относится также  политика обеспечения необходимых  жилищных условий. Легко и быстро решаемые жилищные проблемы усиливают территориальную подвижность рабочей силы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает особую значимость, ибо повышает эффективность производства.

В традиционном варианте это направление социальной политики проводится путем выделения из бюджета средств для оказания помощи работникам, арендующим жилье. Однако есть и альтернативные варианты: государство в состоянии поощрять самостоятельное жилищное строительство. При этом используются различные возможности. Например, территориальные органы власти сами создают относительно дешевые комплексы жилья и сдают их в наем семьям с низкими доходами. Еще один путь социальной поддержки в этой области предполагает использование жилья, построенного частными строительными кооперативами. Роль государства в этом случае сводится к тому, что оно бесплатно предоставляет строительным организациям землю, осуществляет их льготное кредитование или применяет к ним более мягкое налогообложение. В рамках данного варианта государство обычно контролирует величину оплаты жилья, устанавливая предельную сумму доходов владельцев за сдаваемое в наем жилье. В отдельных случаях приходится поступать еще более решительно: изымать из частной собственности землю и использовать ее для государственного жилищного строительства.

Таким образом, социальная политика государства состоит  из множества направлений: политика доходов населения; политика в сфере труда и трудовых отношений; социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малообеспеченных семей и граждан; развитие отраслей социальной сферы и их инфраструктуры, социальная защита отдельных групп населения; экологическая, демографическая и миграционная политика. К ним относят также социальное страхование; социальную защиту работников, политику в области заработной платы; социальные меры на рынке труда; жилищную политику. Все направления социальной политики взаимосвязаны, поэтому необходимо проводить сбалансированную социальную политику.

Есть экономисты, рассматривающие  социальное партнерство как направление социальной политики государства. Социальное партнерство — согласование действий правительства, предпринимателей и наемных работников по вопросам динамики оплаты труда и социальных трансфертов. Политика социального партнерства нацелена на реализацию принципов равенства и социальной справедливости на рынке труда. Она предполагает:

 •  создание нормальных условий на рынке труда (продолжительность рабочей недели, отпусков, охрана труда, оплата труда, права и обязанности наемного работника);

•  обеспечение условий предпринимательства (неприкосновенность собственности, свобода предпринимательства и распоряжения доходами).

Социальная  политика базируется на ряде принципов, среди которых в качестве первоочередных следует назвать обеспечение  ресурсного потенциала для проведения социальной политики. Его реализация осуществляется по двум направлениям:

  • с одной стороны, обеспечиваются условия для развития общественного производства, создающего ресурсный потенциал для осуществления социальной политики
  • с другой стороны, проводится комплекс мер по развитию самого человека: росту образования, повышению квалификации работников, созданию условий для здорового образа жизни

Следующим принципом можно назвать принцип  всеобщности социальной политики. Он предполагает охват социальными мероприятиями всех социально-демографических слоёв и групп на селения.

Наконец, необходимо указать на такой принцип, как гибкость самой системы социальных гарантий. Она должна реагировать  на происходящие изменения в экономической  и социальной сферах развития общества. Это особенно важно для условий переходной экономики, где неизбежны кризисные явления, инфляция, рост безработицы и как следствие — резкое падение уровня жизни и социальные потрясения в обществе.

Уровень и качество жизни населения

 

Под уровнем жизни чаще всего понимается степень обеспеченности населения необходимыми материальными и нематериальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах. Понятие "уровень жизни" в его современной трактовке является весьма емким, охватывающим все стороны деятельности человека, дает представление о благосостоянии общества в целом и отдельных его членов, в частности. Уровень жизни населения – важнейший критерий оценки эффективности социально-экономической политики государства. Его повышение является основной целью общественного развития социального государства.

Показатели уровня жизни можно сгруппировать по ряду признаков.

  1. В зависимости от иерархического уровня:

–        макропоказатели: среднедушевое производство ВВП, ВНП или ЧНП; номинальные и реальные доходы населения; демографические показатели; продолжительность рабочей недели; свободное время; уровень инфляции и др.;

–        микропоказатели, характеризующие удовлетворение основных потребностей на уровне индивида или семьи.

  1. В зависимости от характера отражения сущности категории «уровень жизни»:

–        прямые, характеризующие уровень жизни непосредственно, прямо, например, уровень потребления основных продуктов питания и т.п.;

–        косвенные, отражающие уровень жизни опосредованно, косвенно, например, демографические показатели.

  1. В зависимости от характера расчета:

–        уровневые (абсолютные значения);

–        структурные (составляющие уровневых показателей); 
–        динамические (относительные, характеризующие изменение уровневых показателей).

  1. В зависимости от группы потребностей, удовлетворение которых характеризует тот или иной показатель. Можно выделить три основные группы потребностей:

-  физические потребности;

-  духовные (интеллектуальные) потребности;

-  социальные потребности.

Качество жизни – это категория, отражающая объективные условия существования и их оценку на уровне общества и индивида.  
Значение изучения: характеризует степень удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей в обществе, т.е. качества жизни населения, величины его благосостояния и благополучия и служит важным социально-экономическим критерием при выборе направлений и приоритетов экономической и социальной политики государства.

Объективные индикаторы качества жизни делятся на 2 группы:

• Природные: географическое положение, климат, экология, биологическая  безопасность.

• Социальные: демографические, экономические, правовые, культуры, здравоохранении.

В числе субъективных индикаторов качества жизни выделяют: 

1. Когнитивную  компоненту (рациональную), которая  состоит из оценки общей удовлетворенности  жизни и оценок удовлетворенности  различными сферами жизни (здоровье, семейное положение и отношение  к семье, работа, социальный статус, финансовое положение, жилищные условия, возможности получения образования и др.).

2. Аффектную  (эмоциональную компоненту), которая  представляет собой соотношение  величин позитивного и негативного  аффектов. К позитивным аффектам  относятся ощущение счастья, социальной поддержки и защищенности, личной компетенции и состоятельности и т.д. Негативные аффекты выражаются в ощущении депрессии, тревоги, безысходности, стресса и т.д. 

Информация о работе Социальная политика