Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:21, лабораторная работа
Любая общественная проблема приобретает или может приобрести политический характер, если ее решение затрагивает интересы больших социальных групп, классов и связано с использованием государственной власти.
Важнейшим сущностным признаком политики является то, что она предстает как форма интеграции, обобщения интересов и воли социальных групп или общества в целом.
7. Соколинский В. Экономическая политика (Спецкурс). Лекция №5, Социальная политика. / с. 101
Делается это либо в форме снижения выплачиваемых самими работниками сумм, либо за счет повышения предлагаемых государством пособий. В-четвертых, система социального страхования ориентируется на помощь прежде всего слабым в экономическом отношении членов общества. Даже скромный экономический рост создает благоприятные предпосылки для расширения базы налогообложения и внесения взносов в фонды социального страхования, способствует снижению уровня безработицы и расширяет доступ к системам социальной помощи. Более того, социальный мир в обществе, стабильные и доброжелательные отношения между наемными работниками и работодателями, достигнутые с помощью социального страхования, выступают на ряду с трудом и капиталом в качестве третьего производственного фактора.
Политика государства в области социальной защиты занятых базируется на неравенстве сторон на рынке труда. Наемный работник является слабой по сравнению с работодателем стороной, поскольку не обладает собственностью на средства производства и вынужден продавать свою рабочую силу. Действия государства в этой сфере должны быть нацелены на финансовую поддержку работников в случае нанесения ущерба здоровью последних или в иных случаях. Для этого государство разрабатывает правовые нормы, обеспечивающие создание системы договоров между работниками и работодателями. Государство, проводя такие меры, исходит из того, что в социальных взаимоотношениях между ними речь должна идти не просто о купле-продаже товара, а о социальном статусе личности. Конкретными механизмами социальной защиты трудящихся и всего населения должны стать развитые системы социального страхования, дополняемые системами государственной социальной помощи, и повышение личной ответственности самих людей. В свою очередь развитые системы социального страхования способны оказывать положительное влияние на состояние экономики и социальное положения трудящихся благодаря перераспределению доходов, активному стимулированию сбережений населения, увеличению его покупательной способности.
Социальная политика в области заработной платы должна реализовываться дифференцированно. Регулирующее вмешательство осуществляется в основном в тех случаях, когда степень профессиональной подготовки работника невысока, и позиции его в противостоянии с работодателем относительно слабы. Это главным образом касается тех видов трудовых процессов, которые требуют неквалифицированного труда. В отношении таких категорий населения фиксируется минимальный уровень заработной платы.
Социальная политика применительно к рынку труда связана, прежде всего, с возможностями государства влиять на спрос на рабочую силу. Кроме того, воздействие на этот рынок идет с помощью корректировки правовых норм, касающихся использования в стране иностранной рабочей силы. Регулирование может осуществляться и сокращением доступа некоторых групп работников на рынок труда (например, с помощью сокращения пенсионного возраста). Весьма серьезное воздействие на этот рынок оно оказывает и тем, что берет на себя организацию и финансирование системы переобучения работников в связи со структурными сдвигами в экономике.
Политика обеспечения необходимых жилищных условий рассматривается в развитых западных странах как инструмент социальной политики. Легко и быстро решаемые социальные проблемы усиливают территориальную подвижность рабочей силы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает существенную значимость, ибо повышает эффективность производства. В традиционном варианте это направление социальной политики проводится путем выделения из бюджета средств для оказания помощи работникам, арендующим жилью. Однако есть и альтернативный вариант: государство в состоянии поощрять самостоятельное жилищное строительство.
Острые дискуссии
Наиболее целесообразным для успешного функционирования социальной политики России является концентрация внимания на следующих трех блоках проблем.
· Общеметодологические подходы к формированию социального государства[8];
· Регулирование занятости, рынка труда, цены труда и заработной платы;
· Социальная защита населения, регулирование отношений в социальной сфере.
В рамках первого блока можно выделить следующие основные моменты.
Во-первых, коренное изменение экономических основ жизни общества, переход от административно-командных к рыночным экономическим моделям требует радикального изменения принципов социальной политики, подходов к их реализации.
Во-вторых, Российское государство может стать действительно социальным, только если три его элемента – эффективная экономика, сильная власть (законодательная, исполнительная, судебная) и общественные институты (система социального партнерства, согласование интересов главных субъектов трудовых отношений) – будут постоянно и эффективно взаимодействовать.
В-третьих, коренная перестройка всей социальной сферы должна основываться на базовых принципах демократического социального государства:
- приоритете прав человека и его основных свобод в сочетании с принципом индивидуальной ответственности гражданина за свое материальное благосостояние;
- солидарности, обусловленной взаимосвязностью и взаимоответственностью общества и его членов;
- оптимальной поддержки
как непосредственно со
В-четвертых, при разработке государственных социальных программ должен доминировать перспективный, комплексный и социально ориентированный подход.
В-пятых, как показывает мировой опыт,
огромную роль играют усилия государства,
направленные на становление среднего
класса, адресную помощь неимущим и прогрессивное
налогообложение богатых. ______________________________
10. Торлопов В. К вопросу о российской концепции социального государства. / с.30
Следует признать, что уровень
ожиданий и требований общества к
государству сегодня
Эффективная социальная политика не может быть не целостной: ни одну из ее задач нельзя отсечь или проигнорировать без ущерба для развития страны. Однако целостность не только не отрицает, но и предлагает реализацию другого принципа – выделение приоритетов с учетом остроты социально-политическим проблем.
Литература
1. Введение в политологию. Изд. Казанского Университета, 1992 г.
2. Мальцев В.А. Основы политологии /М.:ИТРК РСПП, 1998 г.
3. Матвиенко В. Актуальные вопросы социальной политики. //Международная жизнь, 1999 г. №4.
4. Микульский К. Экономическая реформа и социальная политика //Вопросы экономики, 1993 г. №12.
5. Соколинский В. Экономическая политика (Спецкурс). Лекция №5, Социальная политика. //Российский экономический журнал, 1996 г. №3.
6. Торлопов В. К вопросу о российской концепции социального государства. //Человек и труд, 1998 г. №9
7. Холостова, Е.И. Социальная работа: Теория и практика [Текст]: учебное пособие / Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 427 с.
8. Фирсов, М.В. Теория социальной работы [Текст]: учебное пособие / М.В. Фирсов, Е.Г. Студёнова. – М.: Академический проект, 2007. – 512 с.
9. Холостова, Е.И. Теория социальной работы [Текст]: учебное пособие / Е.И. Холостова. – М.: Юристъ, 1998. – 334 с.
10. Холостова, Е.И. Технология социальной работы [Текст]: учебное пособие / Е.И. Холостова. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 400 с.
11. Шаронов, А. Социальная
сфера и социальная политика,
умеренная либерализация [
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФИЛИАЛ
Федерального государственного бюджетного Высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛЬСТОВ ДЛЯ
СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)
Кафедра: Гуманитарно-правовых дисциплин
КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
По дисциплине «Политология»
Тема: «Социальная политика»
Вариант IV
Проверил:
Савушкин Л.М.
ЦДЮ 1.5-11
ВОРОНЕЖ
2013