Социальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:21, лабораторная работа

Описание работы

Любая общественная проблема приобретает или может приобрести политический характер, если ее решение затрагивает интересы больших социальных групп, классов и связано с использованием государственной власти.
Важнейшим сущностным признаком политики является то, что она предстает как форма интеграции, обобщения интересов и воли социальных групп или общества в целом.

Файлы: 1 файл

социальная политика.docx

— 33.55 Кб (Скачать файл)

7.  Соколинский В. Экономическая  политика (Спецкурс). Лекция №5, Социальная  политика. / с. 101

Делается это либо в  форме снижения выплачиваемых самими работниками сумм, либо за счет повышения  предлагаемых государством пособий. В-четвертых, система социального страхования ориентируется на помощь прежде всего слабым в экономическом отношении членов общества. Даже скромный экономический рост создает благоприятные предпосылки для расширения базы налогообложения и внесения взносов в фонды социального страхования, способствует снижению уровня безработицы и расширяет доступ к системам социальной помощи. Более того, социальный мир в обществе, стабильные и доброжелательные отношения между наемными работниками и работодателями, достигнутые с помощью социального страхования, выступают на ряду с трудом и капиталом в качестве третьего производственного фактора.

Политика государства  в области социальной защиты занятых базируется на неравенстве сторон на рынке труда. Наемный работник является слабой по сравнению с работодателем стороной, поскольку не обладает собственностью на средства производства и вынужден продавать свою рабочую силу. Действия государства в этой сфере должны быть нацелены на финансовую поддержку работников в случае нанесения ущерба здоровью последних или в иных случаях. Для этого государство разрабатывает правовые нормы, обеспечивающие создание системы договоров между работниками и работодателями. Государство, проводя такие меры, исходит из того, что в социальных взаимоотношениях между ними речь должна идти не просто о купле-продаже товара, а о социальном статусе личности. Конкретными механизмами социальной защиты трудящихся и всего населения должны стать развитые системы социального страхования, дополняемые системами государственной социальной помощи, и повышение личной ответственности самих людей. В свою очередь развитые системы социального страхования способны оказывать положительное влияние на состояние экономики и социальное положения трудящихся благодаря перераспределению доходов, активному стимулированию сбережений населения, увеличению его покупательной способности.

Социальная политика в области заработной платы должна реализовываться дифференцированно. Регулирующее вмешательство осуществляется в основном в тех случаях, когда степень профессиональной подготовки работника невысока, и позиции его в противостоянии с работодателем относительно слабы. Это главным образом касается тех видов трудовых процессов, которые требуют неквалифицированного труда. В отношении таких категорий населения фиксируется минимальный уровень заработной платы.

Социальная политика применительно к рынку труда связана, прежде всего, с возможностями государства влиять на спрос на рабочую силу. Кроме того, воздействие на этот рынок идет с помощью корректировки правовых норм, касающихся использования в стране иностранной рабочей силы. Регулирование может осуществляться и сокращением доступа некоторых групп работников на рынок труда (например, с помощью сокращения пенсионного возраста). Весьма серьезное воздействие на этот рынок оно оказывает и тем, что берет на себя организацию и финансирование системы переобучения работников в связи со структурными сдвигами в экономике.

Политика обеспечения  необходимых жилищных условий рассматривается в развитых западных странах как инструмент социальной политики. Легко и быстро решаемые социальные проблемы усиливают территориальную подвижность рабочей силы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает существенную значимость, ибо повышает эффективность производства. В традиционном варианте это направление социальной политики проводится путем выделения из бюджета средств для оказания помощи работникам, арендующим жилью. Однако есть и альтернативный вариант: государство в состоянии поощрять самостоятельное жилищное строительство.

 

Острые дискуссии разворачиваются  по поводу и методов реализации социальной политики. Это не случайно, поскольку  от того, в каком объеме реализуются  права и свободы граждан, как  гарантируется государственная  поддержка слабозащищенных категорий, зависит, будет ли большинство населения заинтересовано в переменах.

Наиболее целесообразным для успешного функционирования социальной политики России является концентрация внимания на следующих  трех блоках проблем.

·   Общеметодологические подходы к формированию социального государства[8];

·   Регулирование занятости, рынка труда, цены труда и заработной платы;

·   Социальная защита населения, регулирование отношений  в социальной сфере.

В рамках первого блока  можно выделить следующие основные моменты.

Во-первых, коренное изменение экономических основ жизни общества, переход от административно-командных к рыночным экономическим моделям требует радикального изменения принципов социальной политики, подходов к их реализации.

Во-вторых, Российское государство может стать действительно социальным, только если три его элемента – эффективная экономика, сильная власть (законодательная, исполнительная, судебная) и общественные институты (система социального партнерства, согласование интересов главных субъектов трудовых отношений) – будут постоянно и эффективно взаимодействовать.

В-третьих, коренная перестройка всей социальной сферы должна основываться на базовых принципах демократического социального государства:

- приоритете прав человека и его основных свобод в сочетании с принципом индивидуальной ответственности гражданина за свое материальное благосостояние;

- солидарности, обусловленной  взаимосвязностью и взаимоответственностью общества и его членов;

- оптимальной поддержки  как непосредственно со стороны  самого государства, так и со  стороны свободных ассоциаций  людей, способных во все большей  степени брать на себя решение  многих социальных задач.

В-четвертых, при разработке государственных социальных программ должен доминировать перспективный, комплексный и социально ориентированный подход.

В-пятых, как показывает мировой опыт, огромную роль играют усилия государства, направленные на становление среднего класса, адресную помощь неимущим и прогрессивное налогообложение богатых. _______________________________________________________________

10. Торлопов В. К вопросу о российской концепции социального государства. / с.30

 

Следует признать, что уровень  ожиданий и требований общества к  государству сегодня значительно  превышает его возможности. В  связи с эти особое значение приобретают  информационно-пропагандистское обеспечение  социальных реформ, постоянное разъяснение гражданам изменившейся роли государства в социально-экономической жизни общества, конкретных параметров его ответственности, разграничения функций различных уровней власти в управлении социальной сферы; демонстрация политической и финансовой открытости государства.

Эффективная социальная политика не может быть не целостной: ни одну из ее задач нельзя отсечь или проигнорировать  без ущерба для развития страны. Однако целостность не только не отрицает, но и предлагает реализацию другого  принципа – выделение приоритетов с учетом остроты социально-политическим проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Введение в политологию.  Изд. Казанского Университета, 1992 г.

2. Мальцев В.А. Основы  политологии /М.:ИТРК РСПП, 1998 г.

3. Матвиенко В. Актуальные  вопросы социальной политики. //Международная жизнь, 1999 г. №4.

4. Микульский К. Экономическая реформа и социальная политика //Вопросы экономики, 1993 г. №12.

5. Соколинский В. Экономическая  политика (Спецкурс). Лекция №5, Социальная  политика. //Российский экономический журнал, 1996 г. №3.

6. Торлопов В. К вопросу о российской концепции социального государства. //Человек и труд, 1998 г. №9

 

7.  Холостова, Е.И. Социальная работа: Теория и практика [Текст]: учебное пособие / Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 427 с.

 

8. Фирсов, М.В. Теория социальной  работы [Текст]: учебное пособие / М.В. Фирсов, Е.Г. Студёнова. –  М.: Академический проект, 2007. – 512 с.

 

9. Холостова, Е.И. Теория социальной работы [Текст]: учебное пособие / Е.И. Холостова. – М.: Юристъ, 1998. – 334 с.

 

10. Холостова, Е.И. Технология социальной работы [Текст]: учебное пособие / Е.И. Холостова. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 400 с.

 

11. Шаронов, А. Социальная  сфера и социальная политика, умеренная либерализация [Текст] / А. Шаронов // Российский социально-политический  вестник. – 1998. – №1. – С. 19-26.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФИЛИАЛ

Федерального государственного бюджетного Высшего профессионального  образования

 
 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛЬСТОВ ДЛЯ

СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

 

(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)

 
 

Кафедра: Гуманитарно-правовых дисциплин

 

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

 

По дисциплине «Политология»

Тема: «Социальная политика»

 

Вариант IV

 
 
 
 
 
 

Проверил:                                                                                                 Выполнила:

Савушкин Л.М.                                                                                        Сидорова Е.А.

ЦДЮ 1.5-11

 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

ВОРОНЕЖ

2013

 


Информация о работе Социальная политика