Социальная помощь многодетной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 20:21, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть социальную помощь многодетной семье и рассмотреть современную концепцию государственной семейной политики и ее международно-правовую базу. В соответствии с целью формируются следующие задачи:
- рассмотреть понятие «многодетная семья»;
- рассмотреть социально – экономические проблемы многодетных семей;
- рассмотреть содержание социальной работы с многодетными семьями

Содержание работы

Введение
1 Социальная помощь многодетной семье
1.1 Понятие «многодетная семья»
1.2 Социально – экономические проблемы многодетных семей
1.3 Содержание социальной работы с многодетными семьями
2 Современная концепция государственной семейной политики и ее международно-правовая база

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 66.92 Кб (Скачать файл)

- методическая – обеспечивает  эффективность деятельности всех  субъектов (детей, родителей, специалистов  и самого работника);

  - организационная –  позволяет дополнить деятельность  работника практическими формами, обеспечивающими усвоение знаний, опыта, навыков и умений; 

- административная – анализ деятельности социальных педагогов, социальных работников; повышение их квалификации;

- информационная – информация  для отдельной семьи или определенной  категории семьи по разным  вопросам.

 Особенно в такой  помощи нуждаются семьи многодетные. Социальная работа в них должна  быть направлена на решение  повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных  семейных отношений, восстановление  внутренних ресурсов, стабилизацию  достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении  и ориентации на реализацию  социализирующего потенциала.  Социальное  обслуживание многодетной семьи  представляет собой деятельность  социальных служб по оказанию  социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых  услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации  и реабилитации граждан, находящихся  в трудной жизненной ситуации. Исходя их этого, социальный работник  призван выполнять следующие  функции:

- диагностическую (изучение  особенностей многодетной семьи, выявление ее потенциалов); 

- охранно-защитную (правовая  поддержка многодетной семьи, обеспечение  ее социальных гарантий, создание  условий для реализации ее  прав и свобод); 

- организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);

- социально-психолого-педагогическую (психолoго-педагогическое просвещение членов многодетной семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);

- прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);

- координационную (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи многодетной семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб). 

Н.Ф. Басов дает следующее определение социальной защиты многодетной семьи -  социальная защита многодетной семьи - это многоуровневая система преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантии, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска в интересах гармоничного развития семьи, личности и общества.  Важная роль в социальной защите многодетной семьи отводится самой семье: укрепление родительских уз; формирование устойчивости против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержания в норме психологического здоровья семьи и др. [6].  Социальная поддержка многодетной семьи предполагает формальную и неформальную деятельность и взаимоотношения специалистов с семьями, оказавшимися в затруднительных обстоятельствам по вопросам профессиональной переподготовки (образование членов семьи), трудоустройства, обеспечения заработком и т. д. Она включает медицинское страхование, а так же другие различные формы помощи (моральную, психолого-педагогическую, материальную и физическую), социальное сочувствие и единство.  Социальная поддержка многодетной семьи предполагает и меры предупредительного и восстановительного свойства для семьи в случае смерти близкого человека, болезни, безработицы и т. п.  Специалист по социальной работе должен знать нужды и потребности многодетных семей и лиц, проживающих в них, уметь составлять план действий, не упуская из вида ни одной проблемы многодетной семьи; привлекать различные организации и службы, способные помочь многодетной семье – социальные, правоохранительные, юридические, здравоохранения, образования, а также местную администрацию и общественные организации, объединения, ассоциации.  Многодетной семье он может помочь в получении различных пособий и льгот, предоставить информацию о пособиях, социальных льготах, предусмотренных для таких семей. В то же время он может помочь семье в воспитании детей при помощи специальной программы педагогического обучения родителей.  Семьи, а особенно многодетные, требующие помощи социального работника, сами могут стать субъектами собственной борьбы с трудностями, причем, как правило, эффективность такой деятельности повышается при объединении их в группы. Такие сообщества создаются либо на основе общей беды, либо на территориально-соседской основе; возможно также объединение этих двух принципов. Через подобные ассоциации члены групп удовлетворяют сразу несколько своих потребностей.  Во-первых, это самопрезентация, донесение до общества своих нужд и специфических интересов – голос такого институциализированного объединения будет, безусловно, слышнее, чем отдельные голоса.  Во-вторых, в таких группах люди находят помощь, реальное содействие от объединения в целом либо от отдельных его членов: например, успешные, хорошо адаптировавшиеся многодетные родители помогают более слабым членам ассоциации; в то же время возможность оптовых закупок товаров и реализация их без торговых наценок. Наконец, принадлежность к определенному объединению помогает его членам удовлетворить потребность в общении, которое у лиц, обремененных различными сложностями, может быть по разным причинам крайне ограничено.  Такие группы не только содействуют организации клиентов социальной работы, но и является ее важнейшим субъектным звеном.  Профессиональные специалисты не только взаимодействуют с такими ассоциациями, но и также проявляют инициативу в организации групп клиентов. Ведь главное в социальной работе – достичь максимальной субъективности клиентов. Эффект такого взаимодействия очень велик: иногда это единственная или почти единственная технология, способная оказать помощь. Страдающие от сходных трудностей люди легче поймут друг друга. 

 Особой формой поддержки многодетных семей является социальное обслуживание семьи – это система социальных услуг, бесплатно предоставляемых в учреждениях социального обслуживания, не зависимо от форм собственности.  Неоценимую роль в этом сегодня выполняют Центры социальной помощи семьи и детям, отделения по работе с семьей и детьми, в центрах социального обслуживания и других учреждений социального обслуживания семей и детей, вниманием которых охвачено различные группы семей, в т.ч. многодетные. Их основными задачами являются:

- выявление причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей, в т.ч. многодетных, и их потребности в социальной помощи; 

- определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, психолого-социальных, социально-педагогических и иных социальных услуг семьям, в т.ч. многодетным, нуждающимся в социальной помощи;

  - поддержка семей, в т.ч. многодетных, в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;

  - социальный патронаж семей, в т.ч. многодетных, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;

  - анализ уровня социального обслуживания семей, в т.ч. многодетных, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовки предложений по развитию сферы социальных услуг;

- привлечение различных государственных и неправительственных организаций к решению вопросов социального обслуживания семей, в т.ч. многодетных.

Таким образом, проанализировав направления деятельности социальной работы в отношении многодетной семьи, можно сделать вывод, что помощь им оказывается системно и в большом объеме. Специалист, работающий с семьей, является координатором всей совокупности социальной деятельности, которая должна способствовать позитивному изменению семьи всеми возможными средствами. Но, несмотря на все усилия государственных и негосударственных организаций в помощи многодетным семьям, проблемы многодетной семьи остаются актуальными и по сей день.

 

2 Современная  концепция государственной семейной политики и ее международно-правовая база

 

2.1 Современная  концепция государственной семейной  политики

 

Концепция государственной семейной политики на период до 2025 года подготовлена рабочей группой № 1 Координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.
Концепция государственной семейной политики взаимосвязана с Концепцией демографической политики и Национальной стратегией действий в интересах детей. Авторы Концепции исходят из того, что семья является основой российского общества. Демографическая политика, Национальная стратегия действий в интересах детей не могут быть эффективными без понимания того, что происходит с институтом семьи, какие проблемы являются наиболее острыми для российских семей, с какими современными угрозами и вызовами сталкиваются российские семьи, особенно семьи с детьми, в какой мере  российское государство способно разделить с семьями риски, связанные с рождением детей[7]. Семья и государство могут стать партнерами в решении задач общенационального масштаба, в первую очередь в решении демографической задачи, в защите детей от бедности, сиротства и неблагополучия.
Концепция содержит комплексный анализ современного состояния института семьи, прежде всего семей с детьми,  эффективности предпринимаемых органами государственной власти мер по поддержке семьи и увеличению рождаемости, действующего законодательства, а также комплекс законодательных предложений, направленных на реализацию основных задач государственной семейной политики, укрепление и развитие традиционных для России семейных ценностей.
Концепция государственной семейной политики учитывает произошедшие позитивные сдвиги, связанные с реализацией начиная с 2007 года мер   демографической  политики.
В Концепции использованы данные социологических и иных исследований, которые проводились в 2007-2011 годах применительно к институту семьи, содержит сравнительный анализ данных Всероссийских переписей населения 2002 и 2010 годов.
Концепция состоит из двух частей: Часть 1. «Концепции  семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект)» и приложения к ней. Часть П – Сборник слайдов «Российская семья в цифрах и фактах» с указанием источников информации.
В данной концепции прописаны цели, принципы, задачи и основные направления семейной политики Российской Федерации  на период до 2025 года. Решение задачи по усилению мер поддержки многодетных семей включает в себя:
- разработку и принятие федерального закона «О дополнительных мерах поддержки многодетных семей в Российской Федерации»;
- предоставление многодетной семье федеральной надбавки к ежемесячному пособию, выплачиваемому в соответствии с законодательством субъекта РФ;
- полное освобождение от уплаты подоходного налога при наличии пяти и более детей;

- предоставление права на получение второго отцовского (семейного) капитала при рождении в семье четвертого либо последующего ребенка;

- разрешение использовать материнский (семейный) капитал на оплату услуг образования многодетной матери или отца и на  приобретение многоместного автотранспорта для многодетной семьи;

- увеличение стандартного размера материнского (семейного) капитала в случае одновременного рождения двух и более детей (при многоплодной беременности);

- зачет в трудовой стаж (с внесением соответствующей записи в трудовую книжку) многодетного родителя, осуществляющего уход за детьми, периода ухода одновременно за 3 и более детьми в возрасте до 14 лет;

- установление надбавки к пенсии за ответственное родительство многодетному родителю, воспитавшему трех и более детей;

- улучшение жилищных условий многодетных семей, включая разработку и принятие подпрограммы «Жилье для многодетной семьи» в рамках федеральной целевой программы «Жилище»; предоставление не позднее двух лет после получения статуса многодетной семьи, ипотечного кредита на покупку жилья без первоначального взноса со сроком  погашения до 30 лет с отсрочкой первого платежа на три года и с зачетом в срок погашения кредита при рождении каждого последующего после получения кредита ребенка не менее 25% первоначальной суммы кредита; дифференциацию процентной ставки по ипотечному кредиту в зависимости от количества детей в многодетной семье; внеочередное предоставление социального жилья многодетной семье при рождении одновременно трех и более детей;
- бесплатное либо льготное предоставление детям из многодетных семей услуг дополнительного образования;
- бесплатное оказание медицинских услуг многодетным семьям.

 

2.2 международно-правовая база

 

5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ.  
 
Государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи. Это определение сформулировано в Указе Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики в РФ».  
Российских ученых, занимающихся исследованиями современной российской семьи, можно разделить на сторонников кризиса семьи и модернизации семьи. В соответствии с этим складываются две концепции государственной семейной политики: кризисная и модернизационная. Лидерами данных направлений многие признают А.И. Антонова и А.Г. Вишневского. По мнению А.И. Антонова произошедшая в стране трансформация семьи является частным выражением глобального мирового кризиса социального института семьи, обусловленного становлением и развитием индустриально-рыночной цивилизации. А.Г. Вишневский, напротив, считает, что трансформация семьи осуществляется в рамках процесса модернизации, смены традиционного типа семьи современным и в целом имеет позитивную направленность.  
 
«Семейная политика, по мнению А.И. Антонова, - это деятельность государства, политических партий, общественных организаций, групп, интересов и т.п., направленная на возрождение семьи, семейного образа жизни, утраченной на длительном историческом пути фамилистической культуры общества, возвращение семье органически присущих ей социальных функций, направленная, говоря социологическим языком, на укрепление семьи как социального института ... семейная политика - это политика, ориентированная на изменение всего строя современной цивилизации, по существу антисемейной, враждебной семье, невосприимчивой к ее проблемам и болезням». 
 
Необходимо отметить, что столь радикальный научный подход к государственной семейной политике оказался практически не востребован в политических процессах России как в советское время, так и в период современной социально- политической трансформации.  
 
А.Г. Вишневский определяет семейную политику как совокупность целенаправленных воздействий на существующие в обществе отношения по поводу семьи и социальные институты, влияющие на ее функционирование. По его мнению, цель семейной политики - обеспечение наиболее благоприятных социальных, экономических и нравственных условий свободного развития каждой семьи, наилучшего выполнения семьей своих функций. Он полагает, что семейная политика - особая область социальной политики, призванная обеспечить новое равновесие между личностью, семьей и обществом на принципах свободы личности, равноправия и партнерства, организовать и координировать деятельность социальных институтов, обеспечивающих взаимодействие семьи и общества на всех направлениях функционирования семьи. 
 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕМЬИ 
В 90-е годы в основу реформирования российского законодательства о семье были положены важнейшие меж.-правовые документы: Всеобщая декларация прав человека (принята Ген. Ассамблеей ООН в декабре 1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Конвенция о ликвидации всех форма дискриминации в отношении женщин (1976), Европейская социальная хартия, Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г. принята), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Стандартные правила по обеспечению равных возможностей для инвалидов, Конвенции ВОЗ и МОТ, регламентирующие защиту детского и женского здоровья и труда. 
 
Так, во Всеобщей декларации прав человека записано: «Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать семью… Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства». 
 
Поскольку основным приоритетом развития правовой базы российской ГСП в 90-е гг. 20 века была защита прав детей, на вооружение был взят важнейший международный постулат о приоритете семейного воспитания детей. В Преамбуле Конвенции о правах ребенка написано: «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении в атмосфере счастья, любви и понимания». 
 
В новой России первым документом, регламентирующим деятельность государства в области гос. политики в отношении семьи и детей стал Указ Президента РФ от 1 июня 1992 года «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации по обеспечению выживания, защиты и развития детей в 90-е годы». В Указе был провозглашен принцип приоритетности решения проблем детства не только в социальной, но и в экономической политике государства. 
 
^ К базовым конституционным законам, закрепляющим права семьи в РФ относят: Конституция (1993), Семейный кодекс (1995), ФЗ ««Об основах социального обслуживания населения в РФ» (1995), ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (1995), Указ Президента РФ от 14 мая 1996 года № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» (1996), ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (1998, с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 30 июня 2007 г.), ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (2006). 
Конституция: 
 
Ст. 38: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.  
 
Ст. 39: «Каждому гарантируется соц. обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.  
 
Ст.19: «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации». 
 
Семейный кодекс: 
 
Раздел 1. Общие положения, Глава 1. Семейное законодательство, Ст. 1. Основные начала семейного законодательства: «Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства»…. 
Важное значение для обеспечения здоровья семьи и детей также имели федеральные программы по обеспечению вакцинации (реализуется с 1994 г.), по профилактике СПИДа (с 1993 г.), противодействию распространения наркомании (с 1999 г.)  
 
России ежегодно разрабатывается и распространяется гос. доклад о положении детей в РФ, в котором содержится мониторинг положения детей во всех сферах жизнедеятельности и анализ эффективности мер гос. политики в отношении детей.  
 
Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 года № 942 были утверждены «Основные направления Гос. социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей)». Затем реализовывался краткосрочный План действий по улучшению положения детей в РФ на 2001-2002 годы. А уже в настоящее время разработан новый национальный план действий в интересах детей до 2010 года. План включает конкретные мероприятия по помощи семье в содержании и воспитании детей, охране здоровья детей, международному сотрудничеству в целях усиления защиты интересов детей.

Информация о работе Социальная помощь многодетной семье