Социальная работа и психология (из истории формирования социальной работы и ее связи с психологией)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 13:29, реферат

Описание работы

Сформировать представление об основных этапах развития социально-психологической теории, а также о предмете, структуре и функциях психологии социальной работы.
План занятия:
Формирование социальной работы как науки и специфической социально-психологической деятельности. М. Ричмонд и возникновение диагностической школы. Основные принципы. Функциональная школа. Развитие основных принципов диагностической и функциональной школ в истории социальной работы.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «БЕЛГОРОДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 СОЦИАЛЬНО-ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ 

 

Семинар 1

 

Тема работы «Социальная работа и психология (из истории формирования социальной работы и ее связи с психологией). Предмет, структура и функции социальной работы.»

 

 

 

 

Выполнила:

студентка заочного отделения

2 курса 121152 группы

Сайфулина А.Р.

 

 

 

 

 

 

 

БЕЛГОРОД, 2013

Семинар №1. Социальная работа и психология (из истории формирования социальной работы и ее связи с психологией). Предмет, структура и функции социальной работы.

Цель семинара:

Сформировать представление об основных этапах развития социально-психологической теории, а также о предмете, структуре и функциях психологии социальной работы.

План занятия:

Формирование  социальной работы как науки и  специфической социально-психологической  деятельности. М. Ричмонд и возникновение диагностической школы. Основные принципы. Функциональная школа. Развитие основных принципов диагностической и функциональной школ в истории социальной работы. Предмет психологии социальной работы, ее структура и функции (4 ч.)

Список  практических заданий

1. Ознакомьтесь  с теоретическим материалом, представленным  в учебном пособии.

3. Сформулируйте  основные этапы становления социальной работы как науки и специфической социально-психологической деятельности.

2. Дайте  определение психологии социальной работы.

3. Сформулируйте  основную цель психосоциальной  деятельности.

4. Раскройте  функции психологии социальной  работы.

5. Подготовьте  письменный доклад на тему (по  выбору):

- Диагностическая  школа социальной работы.

- Функциональная школа социальной работы

 

 

    1. Ознакомьтесь с теоретическим материалом, представленным в учебном пособии.
    2. Дайте определение психологии социальной работы.

Социальная  психология – наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологические характериcтики самих этих групп. Наука, изучающая психологические явления (свойства, процессы и состояния), характеризующие индивидуального и группового субъектов социального взаимодействия.

Предметом является исследование закономерностей психического взаимодействия личностей и способов влияния на человека, коллектив… социально-психологические характеристики индивида как субъекта социальных отношений, изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

    1. Сформулируйте основную цель психосоциальной деятельности.

Цель  социальной работы — содействие человеку в трудной жизненной ситуации, а цель практической психологии — поиск адекватных способов воздействия на человека. В связи с этим предмет исследований психосоциальной практики — поиск способов, мотивирующих человека на преодоление трудной жизненной ситуации, поиск личностных ресурсов и ресурсов социальной среды.

В широком  смысле психосоциальная работа понимается как направление социальной работы, основная цель которой — оказание первичной психологической помощи, социальной поддержки и содействия людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, как организация комплекса условий для продуктивной адаптации человека в изменившихся условиях жизнедеятельности.

В узком смысле психосоциальная работа — это деятельность специалиста по социальной работе, направленная на восстановление утраченного психосоциального равновесия, на поиск ресурсов личности и ресурсов социальной среды для преодоления трудностей в жизненной ситуации.

Кризисные явления  сегодня признаются самыми стрессогенными факторами развития личности современного человека. Они порождают ситуации неопределенности, неустойчивости и как следствие сопровождаются напряженностью, тревогой, эмоциональными всплесками и перегрузками.

Источниками внешнего социально-психологического неблагополучия человека становятся: потеря работы, близких, инвалидность, хроническая болезнь, смена места жительства и привычных условий жизни, адаптация после травм, возвращение из мест лишения свободы, психологические последствия военных конфликтов и т. п.

Главная цель психосоциальной работы — продуктивная социализация личности в изменившихся условиях

    1. Раскройте функции психологии социальной работы.

Важнейшими  функциями психологии являются: диагностическая, социализаторская (социально-терапевтическая), прогностическая, профилактическая.

Диагностическая функция означает анализ социально-психологических  проблем клиентов, выявление их психологических особенностей (как индивидуальных, так и социально-групповых, возрастных, этнических, профессиональных и т.д.) в их связи с социальной средой. Основная цель такого анализа – установление диагноза, т. е. психологической проблемы и степени психологического дискомфорта, неустроенности, неблагополучия, дезадаптации, неспособности к оптимальной адаптации и социализации

5. Диагностическая школа социальной работы.

М.Ричмонд —  одна из основательниц профессиональной социальной работы в XX в. Ее вклад в  становление социальной работы связан с обоснованием научных подходов в теории и практике организационной работы, а также с открытием профессиональных школ подготовки будущих специалистов, развитием направления практики индивидуальной работы, впоследствии получившей название «диагностическая школа».

Мэри Элен Ричмонд (1861 — 1928) родилась в городе Беллевилл (Belleville) (штат Иллинойс). Инвалид детства, она  рано осиротела.

Став взрослой, долгое время  не могла найти себе работу, пользуясь  случайными заработками. Однако в 1889 г. М.Ричмонд получила должность помощника казначея Благотворительного общества в городе Балтимор, а главное — возможность общаться с преподавателями университета Джона Хопкинса, которые вместе со студентами работали в этой организации в качестве «дружеских визитеров», что сыграло определенную роль в ее профессиональном самосознании. В 1891 г. она становится Генеральным секретарем Благотворительного общества и проработала на этом посту 18 лет. По ее инициативе в 1898 г. начала работать первая национальная школа прикладной филантропии (в настоящее время это факультет социальной работы Колумбийского университета). В 1909 г. она назначается директором Благотворительной организации в Нью-Йорке. С 1918 г. у М.Ричмонд устанавливается тесное сотрудничество с колледжем Смита, почетным магистром которого она становится в 1921 г.

Это звание ей было присвоено  за научную разработку новой профессии  — социальная работа, — которой  она посвятила всю свою жизнь.

ОФОРМЛЕНИЕ  ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ

В 1899 г. М. Ричмонд написала свою первую книгу «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях». Эта книга была написана под влиянием европейских деятелей благотворительности Томаса Чалмерса и Октавии Хилл. Деятельность «дружеских визитеров» опиралась на их концепцию о «хороших» — «плохих» бедных. Придерживаясь той точки зрения, что проблемы бедности связаны с индивидуальными особенностями человека и что индивид в силах помочь себе самому, имея определенные ресурсы, дружеские визитеры пытались заставить нуждающихся изменить свой образ жизни (найти работу, не употреблять алкоголь и т.д.). Однако отношения, ценности и установки среднего класса не приносили ожидаемого эффекта, а философия подхода дружеских визитеров, оперирующая к «здравому смыслу», не давала полной картины проблемы человека и его трудной ситуации [7. — С. 45 — 47].

Тем не менее концепции  бедности и самопомощи наложили определенный отпечаток в подходах кейсворк (casework) — индивидуальной работы. Метод  кейсворк предполагал предварительное изучение условий жизни нуждающихся и их семей. М.Ричмонд задумывает найти логическое обоснование процедуры исследования, позволяющей объективно познать причины индивидуального неблагополучия личности. Но в конце XIX в. теории филантропии базировались на философских концепциях, а социологический инструментарий только оформлялся, вот почему в данной книге М. Ричмонд не удается решить эту проблему.

В 1917 г. она издает новую  книгу «Социальные диагнозы». Эта  работа стала не только философией индивидуальной работы на многие годы, но и рабочим инструментарием в практике социальных работников.

На окончательное оформление данных подходов повлияли, по мнению исследователей, следующие факторы.

Прежде всего следует  назвать работы 3. Фрейда. До 1917г. Фрейд был известен в США только небольшому кругу специалистов, в основном психиатрам и врачам. В 1909 г. он первый раз побывал в США и читал лекции в Университете Кларка в штате Массачусетс. Несмотря на это М. Ричмонд включает в методологию анализа случая подходы психоанализа и исследует психологические и интрапсихические процессы в контексте социальных проблем индивида, обосновывая научную процедуру диагностирования.

Другим фактором стала  дискуссия о социальном реформировании, которую возглавила Дж. Аддамс. Ее работа в сеттльментах требовала не отдельных акций, а выработки долговременной тактики социального реформирования и развития социального законодательства. Вот почему Дж. Адцамс и ее последователи считали, что не индивидуальные акции могут решить проблему бедности в целом, а только профилактическая работа, реформирование общества и социальное законодательство. В некотором смысле процедуры, которые предлагались сторонниками Дж.Аддамс, были ненаучными, они предполагали погружение в сеттльмент, что означало совместно проживать с клиентами и своим примером помогать изменять им жизнь. Хотя Дж. Аддамс и была удостоена Нобелевской премии в 1931 г., тем не менее ее подходы не были столь эффективны, как подходы М.Ричмонд [11. — С. 48 — 50].

Третий фактор был связан с обоснованием социальной работы как профессии. Эта дискуссия возникает в обществе в 1915 г. благодаря статье доктора А. Флекснера «Является ли социальная работа профессией?». В ней обосновывается, что социальный работник, осуществляя функции патронажа, не имеет своей специфической деятельности, так как не имеет своего метода работы с человеком. Полемизируя с ним, М. Ричмонд на 500 страницах своей книги «Социальные диагнозы» описывает конкретные методы решения проблем клиентов, доказывая право на существование диагностического подхода [7. — С. 68 — 70].

Конечно же, эти факторы  активизировали работу над книгой, но сам процесс практики, развивавшийся  на микро- и макроуровне, настойчиво требовал осмысления того накопившегося  опыта, который был сформирован  в деятельности дружеских визитеров.

Адаптируя медицинские подходы  лечения больных к практике индивидуальной работы, М. Ричмонд развивает оригинальный метод, позволяющий анализировать  социальные и психологические проблемы клиента. В теорию социальной работы вводится терминология из медицинской практики, такая как «диагноз», «лечение», «клиент», но с новым семантическим значением. Впоследствии данная модель социальной работы будет идентифицироваться как «медицинская модель» индивидуальной работы.

Выделив общественные и личные ситуации в качестве приоритетных проблемных областей познания в социальной работе, она считала, что социальная работа — это «искусство помощи», «искусство лучшего регулирования социальных отношений, индивидуальности мужчины, женщины, ребенка» [16.— С. 153].

Согласно ее концепции, интервенции  со стороны социального работника  могли осуществляться директивным  и недирективным лечебными методами. «Директивное лечение» осуществлялось в непосредственном взаимодействии — «ум на ум». Однако под этим М. Ричмонд понимала сложную процедуру взаимодействий, включающих в себя: доверительные отношения, определенные позитивные чувства, которые должны возникать между социальным работником и клиентом, активизацию клиента в решении его собственных проблем. Доминирующими техниками в этой связи должны были стать внушения, убеждения, дискуссии, а также личностные характеристики социального работника: искренность, честность, участие.

«Недирективное  воздействие», т.е. косвенный метод  лечения, состоял в том, что процесс  помощи сосредоточивался на окружении  клиента, на изменении среды его  обитания [1; 16].

В процессе взаимодействия с социальным работником клиент должен был получить объективную картину своей ситуации, личностных и социальных зависимостей, отношений в социальных институтах и сообществе в целом, осложняющих социальное функционирование.

Вместе с  тем в этой книге впервые были обобщены подходы к индивидуальной интервенции, которые состояли из следующих основных этапов:

  • получение информации;
  • диагноз (исследование состояния социального отклонения);
  • прогноз (предположения перспективы улучшения);
  • лечение (оказание помощи клиенту) [6; 14].

В индивидуальной работе с клиентом в «Социальных диагнозах» намечаются отходы от методов моральных убеждений и альтернатив и переход к методам воздействия и социально-психологического взаимодействия. Впервые описывается процесс взаимодействия социального работника и клиента. Процесс предстает как определенная последовательность, процедура, деятельность, подчиненная определенной логике, выражающаяся в системном подходе к клиенту. Впоследствии процедура оформляется в метод индивидуальной работы, ставший основополагающим в технологиях социальной работы.

Принципы индивидуального  подхода, разработанные М.Ричмонд, получают рекомендации Христианского общественного  союза для работы не только с иммигрантами, лицами девиантного поведения, но и  для клиентов «с различными культурными  и жизненными стилями». Разработанные принципы начинают применяться в работах с группами и в сообществе.

Информация о работе Социальная работа и психология (из истории формирования социальной работы и ее связи с психологией)