Социальная работа и психология (из истории формирования социальной работы и ее связи с психологией)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 13:29, реферат

Описание работы

Сформировать представление об основных этапах развития социально-психологической теории, а также о предмете, структуре и функциях психологии социальной работы.
План занятия:
Формирование социальной работы как науки и специфической социально-психологической деятельности. М. Ричмонд и возникновение диагностической школы. Основные принципы. Функциональная школа. Развитие основных принципов диагностической и функциональной школ в истории социальной работы.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

«Социальные диагнозы»  стали научным и логическим подходом социального научного исследования, что в свою очередь послужило  началом новой эры развития индивидуальной социальной работы. Грэйс Макус (Grace Macus) через 20 лет после публикации этой книги высказал следующее о М. Ричмонд и ее книге:

«Это явилось  выдающейся школой, которая занималась исследованиями тех аспектов, которые  противостояли искушению схоластических обобщений и которые, касаясь других дисциплин и общественных сфер, способствовали решению определенных проблем. Дедуктивный метод ее работы нашел отражение в принципе индивидуализации в процессе изучения и обучения основам теории и практики индивидуальной социальной работы» [9. — С. 13].

В 1920-е гг. М. Ричмонд реформирует метод индивидуальной работы, поскольку в практику привносятся  элементы психоанализа, а это позволяло  интрапсихические процессы анализировать  в контексте социальных проблем. Психоанализ расширил представление о диагнозе, так как предложил научный метод изучения не только личности, но и социальных отклонений, что было особенно важно для социальных работников. Окружающая среда, в которой находился клиент, теперь интерпретировалась в единой научной схеме и логике.

С 1922 г. М.Ричмонд  разрабатывает принципы «социальной  индивидуальной работы», где помимо прежних подходов, «ум на ум», получают развитие другие, такие как «индивидуальное  развитие», «регулирование человеческих отношений». Предметом изучения стали  объективные факторы с различными ситуациями в жизни людей. Объекты социального диагноза и акций улучшения функционирования клиентов состояли из процессов, развивающих личность, регулирующих социальное окружение.

В этих подходах личность представлялась как совокупность биологических факторов и факторов развития, связанных отношениями с другими людьми и с самопредставлениями клиента. Жизнь индивида виделась как совокупность сложных и противоречивых отношений с другими людьми, поскольку это обусловлено многообразием человеческих отношений, взаимозависимостью, самовыражением [1; 18].

Помимо разработки моделей взаимодействия на основе психоаналитической теории определялись принципы взаимодействия социального работника и клиента, которые М. Ричмонд называла «принципами ментальной гигиены». Впоследствии эти принципы будут взяты в качестве основы этического кодекса социального работника:

  • симпатизировать клиенту,
  • отдавать ему предпочтение;
  • поощрять его;
  • строить с ним совместные ясные планы действий [8. — С. 208].

С теоретической деятельности М. Ричмонд начинает оформляться определенный подход, школа социальной работы, которая вошла в научный обиход под названием «диагностическая школа», или диагностический подход в социальной работе.

РАЗВИТИЕ  ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В 1930-1950-е ГОДЫ

Дальнейшее  развитие диагностических подходов связано с деятельностью Г.Гамильтон, которая расширяет понятие диагноза и предлагает его новую трактовку  сообразно тенденциям в социальной работе. Диагноз как основа метода переосмысляется, и он начинает выступать не как установка к действию, а как рабочая гипотеза для понимания личности клиента, его ситуации и его проблемы. По сути дела, диагноз выступал в качестве модели, которая дает представление о том, как человек встречается с ситуацией. Это позволило Г. Гамильтон увидеть в ситуации не только диагностическую, но и оценочную проблематику [1; 19].

Ситуационный  подход в диагностической школе  внес две стратегии: развитие предвидения  и психологической поддержки. Развитие предвидения у клиента диагностическая школа рассматривала как приоритетное направление, так как оно позволяет освобождаться от неосознанного конфликта, а осознание и понимание клиентом его трудностей позволяло социальному работнику эффективно осуществлять интервенции. Применяя элементы психоанализа, социальные работники использовали возможности памяти и конфликта, чтобы вскрыть области сознательного и доступные области бессознательного.

Психологическая поддержка направлена на обретение  уверенности клиентом, она связана  с отдельными аспектами развития его жизни. Методы поддержки включают в себя избирательные процедуры, где поддерживаются одни и подавляются другие аспекты поведения клиента. Диагностическая школа ставила перед собой следующие задачи:

  • применение модели предвидения в социальной работе с клиентом;
  • повышение действенности применительно к случаю;
  • определение процедур поддержки в самой модели [1;19; 20].

В указанный  период окончательно складывается модель диагностической школы, ее теоретические  принципы. В дальнейшем ее психосоциальное направление найдет отражение в работах Холлис и Вудс в 1970 —1980-е гг.

Диагностический подход в индивидуальной социальной работе

В основе диагностического подхода лежат два основополагающих принципа:

  • социальная помощь основана на индивидуализации клиента и его проблемы;
  • помощь направлена на улучшение социальной жизни человека.

Эти два взаимно  обусловленных процесса описаны  как диагноз и лечение.

Диагностическая стадия работы с клиентом

Социальное  регулирование индивидуума обусловлено  социальными и индивидуальными факторами, которые могут воздействовать как положительно, так и отрицательно. Отсюда двойственное понимание природы перемен в ситуации клиента, которая связана с индивидуальностью и социальным окружением. И если в первом случае действие осуществляется «лицом к лицу», «ум на ум», то во втором случае через косвенное действие — окружающую среду. Вот почему основной принцип диагностического подхода следует сформулировать так: чтобы определить трудности, их необходимо осмыслить по отношению к широкому диапазону факторов, их обусловивших [19. — С. 14 — 15].

На начальной  стадии работы с клиентом социальный работник стремится понять природу  его трудностей и ту помощь, которую  он просит. Интервьюирование носит  спонтанный характер и не имеет схем, но социальный работник стремится заставить клиента рассказать свою историю, поставить его перед необходимостью раскрыть основные социальные и психологические факторы. Начальная стадия может иметь пролонгированный характер, чтобы преодолеть сопротивление клиента, создать атмосферу доверия и откровенности. На данной стадии формируется план лечения.

На начальном  этапе исследования конкретной проблемы клиента можно обсуждать, по мнению представителей данной школы, влияние  его родственников. Это дает возможность  оценить степень воздействия окружающей среды, а также различные модели поддержки. На этой же стадии социальный работник получает информацию о финансах клиента, его здоровье, отношении других членов к создавшейся ситуации и т.д. [19. — С. 17—19].

Предварительное обсуждение позволяет определить первичные основания тех факторов, которые создают трудности, с другой стороны, оно имеет терапевтическую ценность, так как проблема клиента выслушивалась, принималась и обсуждалась.

Большое внимание при сборе информации о проблеме клиента социальный работник уделяет его эмоциям. Спонтанные, реактивные эмоции, их изменения в зависимости от обсуждения той или иной темы — важнейшая часть работы с клиентом на начальной стадии. Знание структуры индивидуальности и динамики поведения в их норме и патологии — неотъемлемая часть профессионального взаимодействия социального работника и клиента. Таково было требование к профессионалам, работающим в данном направлении.

Предварительная оценка индивидуальных трудностей клиента  в диагностическом подходе позволяла обеспечивать обоснование планирования первых шагов по изменению ситуации.

Но не только познание социального окружения  в центре внимания социального работника, большое внимание уделяется также  оценке структуры личности. Оценка структуры личности основывается на наблюдении реакции клиента: образцов поведения, механизмов защиты, качества ответов, эмоций и переживаний, его тревог и беспокойств. Понимание нормы и патологии позволяло определять виды помощи клиенту [19; 21].

Процесс лечения

В процессе лечения  социальный работник находит оптимальные  пути решения проблемы клиента. Причем социальный работник вырабатывает стратегии  для устранения препятствий как  в социальной среде, так и в  «области чувств», т.е. решает психологические  трудности клиента [19. — С. 19 — 21).

Многообразие  социальных и психологических факторов создает бесчисленные комбинации ситуаций клиента, накладывает отпечаток  на стратегии и цели лечения. Так, например, работа с невротическими личностями требует осторожного  вмешательства, поскольку самоэкспертиза и работа с фантазиями клиента могут серьезно травмировать его.

Диагностическое направление в социальной работе использует широкий спектр лечебных методов. Согласно классификации Р. Остин, лечебный кейсворк представлен  в двух основных подходах — социальная терапия и психотерапия. Несмотря на многообразие методов, главное в процессе лечения — это изменение динамики отношений [12].

Динамика  отношений

Отношения в  диагностическом подходе рассматриваются  как среда, позволяющая найти новые пути решения проблемы клиента. Терапевтическое влияние среды зависит от социального работника, который на основе диагноза и целей лечения выстраивает отношения в определенной логике и последовательности, в каждой ситуации отдельно. Самая простая форма отношений социального работника и клиента — когда клиент может быть выслушан и понят. Атмосфера понимания клиента может быть создана даже на основе единственного контакта.

Смысл этого  вида помощи заключается в том, что ego клиента, ослабленное отрицательным опытом жизни, получает поддержку и защиту, ощущение быть понятым и выслушанным, которого не хватает в результате психологического и социального напряжения. Быть оцененным, а также получить помощь и руководство имеет особую ценность для клиентов социальных учреждений [19. - С. 8- 10].

В соответствии с диагнозом и потребностями  в изменениях социальный работник, разделяя чувства с клиентом, строит такие отношения, при которых  происходит снижение его напряженности  и беспокойства. Положительная идентификация позволяет рационально выстраивать новые концепции социальных целей, удовлетворяющих клиентов.

Методы  лечения

После установления диагноза социальный работник продолжает дальнейшее взаимодействие с клиентом, в процессе которого диагностическая  гипотеза может уточняться и пересматриваться. Этому способствуют дополнительные сведения о клиенте, наблюдения, интерпретация его ответов. Дальнейшие обсуждения могут подвести к центральной проблеме, которая может быть связана с психологическими трудностями либо со средовыми факторами.

Цели лечения  определяют методы работы. Структуры  отношений социального работника  и клиента могут включать эмоциональные  разгрузки, поддержку, руководство, одобрение  и т.д. Частота встреч, темп работы, шаги в завершении контакта зависят от индивидуальных особенностей ситуации.

Продолжительность взаимодействия зависит не только от индивидуальных факторов, но и от агентства, особенностей его финансирования и  идеологии деятельности [5; 19].


Информация о работе Социальная работа и психология (из истории формирования социальной работы и ее связи с психологией)