Социальная работа с бездомными

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 17:04, реферат

Описание работы

Главный субъект социальной работы – государство с его органами исполнительной власти как местного, так и регионального уровня. Государство является субъектом социальной защиты, выражающим общественные интересы. Решение этой проблемы является его неотъемлемой функцией. Обязанности государства вытекают из Конституции Российской Федерации: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливается государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1. Бездомность: сущность и причины……………………………………5
2. Государственная политика в сфере социальной работы с бездомными………………………………………………………………………12
Заключение……………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………..19

Файлы: 1 файл

Ср с бездомными.docx

— 38.23 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………3

1. Бездомность: сущность и причины……………………………………5

2. Государственная политика в сфере социальной работы с бездомными………………………………………………………………………12

Заключение……………………………………………………………….18

Список использованной литературы…………………………………..19

 

Введение

 

Главный субъект социальной работы – государство с его органами исполнительной власти как местного, так и регионального уровня. Государство  является субъектом социальной защиты, выражающим общественные интересы. Решение  этой проблемы является его неотъемлемой функцией. Обязанности государства  вытекают из Конституции Российской Федерации: «Российская Федерация  – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека. В  Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается  гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная  поддержка семьи, материнства, отцовства  и детства, инвалидов и пожилых  граждан, развивается система социальных служб, устанавливается государственные  пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Меры, предпринимаемые государственными структурами по смягчению ситуации, известны. В начале 90-х годов начала развиваться система нестационарного  социального обслуживания. К организации  нового вида деятельности – социальной работы и созданию сети учреждений подтолкнули экономический кризис и рост социальных проблем в обществе. В 1994 году Правительством Российской Федерации  провозглашаются основные направления  деятельности в области социальной политики.

Среди мер в области поддержки  и защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения предполагается улучшение пенсионного обеспечения  (индексация в зависимости от роста цен на потребительские товары), увеличение помощи семьям с детьми, малообеспеченным, инвалидам. Большое место отводилось социальному обслуживанию населения. В 1995 году выходит целый пакет Федеральных Законов:

- «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»(май),

- «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»(апрель),

- Федеральный Закон «О ветеранах» (декабрь),

- Федеральный закон «Об улучшении пенсионного обеспечения участников ВОВ и вдов военнослужащих, погибших в ВОВ, получающих пенсию по Закону «О государственных пенсиях в РСФСР»(май),

- Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (май).

 Они стали основой законодательной  базы в сфере социального обслуживания. В постановлении Правительства  Российской Федерации от 25 ноября 1995года был утвержден перечень  гарантированных государством социальных  услуг, которые предоставляются  гражданам пожилого возраста  и инвалидам государственными  и муниципальными учреждениями  социального обслуживания. Среди  них такие виды помощи, как  материально-бытовые, санитарно-гигиенические,  социально-медицинские, консультативные,  социально-патронажные на дому  и др. Государство создало структуру  субъектов, определилось с объектами  обязательной помощи и ассортименте  услуг, которые оно гарантировало  данной категории нуждающихся.  С принятием концепции развития  социального обслуживания населения  в Российской Федерации 4 августа  1993 года, по сути дела, произошел  отход от принципов социального  обеспечения и переход к системе  социальной защиты, принятой в  европейских странах. В ее основу  была положена забота государства,  «включающая как устранение причин, препятствующих человеку, семье,  группам людей достичь оптимального  уровня благосостояния, так и  организацию индивидуальной помощи  людям, попавшим в трудную жизненную  ситуацию».

 

 

 

 

1. Бездомность: сущность и причины

 

Бездомность - явление, присущее человечеству на всем протяжении его существования. Но особенно широко оно распространяется в периоды социальных потрясений и стихийных бедствий: голода, наводнений, землетрясений, кризисных процессов  в тех или иных странах. Ныне оно  присуще как развитым, так и  слаборазвитым странам. Не является исключением и Россия.

Но взаимодействие бездомных с  социумом проходит в разных странах  мира по-разному. То, что бездомные  в России есть, ни для кого секретом не является. Отношение к ним в  обществе разное, большей частью негативное. Может быть, поэтому количество таких  людей в нашей стране увеличивается  с каждым годом.

Нищенство на Руси насчитывает многовековую и, увы, не завершившуюся историю. В  знаменитой многотомной «Истории государства  Российского» Н.М.Карамзина о нищих  нет ни слова, как будто бы такого явления у нас вообще не было. После поражения в Крымской кампании ситуация изменилась, в печати стали  открыто обсуждать различные  «социальные вопросы»: аграрный, рабочий, женский, национальный и т.п. Дошло  и до нищенства. Причины, происхождение, формы нищенства и меры борьбы с этим социальным злом привлекают внимание Н.Костомарова, А.Забелина, А.Щапова, Н.Бочечкарова, М.Воронова, А.Левитова, И.Прыжова. Собрать сколько-нибудь удовлетворительный цифровой материал относительно нищих трудно в связи с их скрытостью и нежеланием вступать в контакты с исследователем, которого они воспринимали как «казенного» человека и откровенно боялись. И все же любые освещения этой стороны русской жизни признавались полезными.

В отечественной дореволюционной  социологии всегда были сильны тенденции  психологизации общественного бытия. А.Бахтияров, которого поддерживали другие социологи, построил типологию нищих на соединении следующих субъективных и объективных моментов: во-первых, на мотивах нищенской деятельности, как они осознаются самими побирающимися; во-вторых, на личном мотивационном отношении к нищим того, кто им подает, ибо без жалости их побирушество не имело бы места; в-третьих, на возможных практических мерах блокировки и уничтожения нищенства на основании двух предыдущих мотивационных установок. Исходя из этого замысла, автор обнаружил шесть различных групп нищих, составляющих сложную стратификационную композицию этого слоя в русском обществе на рубеже XIX–XX веков.

1. Лица «злой воли», «притворного  лукавства», вполне сознающие безнравственность  своей деятельности, но даже при  возможности жить честно продолжавшие  бы заниматься обманным промыслом.  Меры профилактики этой группы  только карательные.

2. Лица, не вполне осознающие  аморальность обмана и занимавшиеся  им «бессознательно» и добровольно.

3. Лица, не сознающие позора нищенства  и обмана, с ним связанного, вследствие  своего «воспитания» улицей, нравственной  деформации и физического вырождения. Для этих людей, «детей Хитрова  рынка», нужны не тюрьмы, а богоугодные  заведения, приюты, лечебницы.

4. Лица, которые побирались по  постороннему внешнему давлению, ситуационному или персональному.

5. Лица, руководствующиеся религиозными  побуждениями. Сбор милостыни расценивается  ими как дело, «угодное Богу».

6. Лица, глубоко убежденные в  своем жизненном праве на подаяние, не замечающие, что оно не сообразно  с человеческим достоинством. Обычно  это глубокие старики и старушки, бившиеся всю жизнь как рыба  об лед и надеющиеся под  конец получить заслуженный своеобразный  пансион и отдых от забот  и труда.

В России после революции система  общественного призрения была полностью  разрушена. Появился институт прописки (впоследствии - регистрации) – уникальный механизм контроля государства над своими гражданами, основу которого составляет паспортная система и регистрация по месту жительства. При наличии паспорта и регистрации гражданин обладает набором социальных прав, при отсутствии хотя бы одного из компонентов – теряет эти права полностью.

Здесь и заключена специфика  российской бездомности – лишившись  регистрации, человек автоматически  лишается возможности реализовать  конституционные права на труд, образование, социальные и медицинские услуги, избирательное право. Для получения  российского паспорта требуется  доказать наличие российского гражданства. Единственный способ это сделать  при отсутствии других документов, – обратиться в суд по месту  регистрации. Но и обращаться в суд  без паспорта нельзя. Круг замкнулся.

В современной России значительную долю бездомных составляют так называемые бомжи, то есть лица без определенного  места жительства. В последние  годы их число в России резко увеличилось. Период политического и экономического реформирования в России оказался достаточно долгим по времени, и это негативно  отразилось на социальном положении  населения.

В нынешних условиях в качестве важнейших  факторов роста числа бездомных  в России и в целом в СНГ  можно назвать развал СССР, нестабильность во взаимоотношениях вновь образованных государств, межнациональные конфликты, разгул рыночной экономики, «дикого» капитализма. Большинство граждан Российской Федерации в советское время  было малоимущим. Последние десять лет стали просто разрушительными  для многих людей, не сумевших адаптироваться к новым экономическим условиям.

Дестабилизации положения граждан  способствовало также отсутствие государственного надзора за последствиями правового  нигилизма и экономического хаоса, приведшее к возникновению криминального  «беспредела», в том числе при  операциях с недвижимостью и  в финансовых махинациях.

Одним из проявлений резкого ухудшения  социально-экономической ситуации в современной России стало появление  массовой бездомности.

Стоит подчеркнуть также и то обстоятельство, что в последние  годы заметно ослаблена деятельность правоохранительных органов. Исключение из уголовного кодекса статей, осуждающих за спекуляцию и многие хозяйственные  махинации, смягчение правил прописки резко сократили возможности  милиции в борьбе с бродягами, попрошайкимм, проститутками, жуликами. Хотя, конечно же, эти проблемы только ми лицейскими методами решить невозможно.

Ряды бездомных пополняют бывшие заключенные, убегающие от родителей  дети, инвалиды, наркоманы и алкоголики, беженцы, военнослужащие, возвращающиеся из других стран. Большинство бездомных  — одинокие мужчины. Женщины среди  бездомных составляют около 10%. Это  алкоголички, женщины, вернувшиеся  из мест заключения (последняя группа составляет около 1/5 от всей численности  бездомных женщин).

Бомжи, оставшиеся без крыши над  головой в силу обстоятельств  или личных склонностей, пристрастий, часто представляют собой реальную и потенциальную угрозу обществу, окружающим. Нередко и само общество толкает их к этому. Невозможность  получить жилье, устроиться на работу побуждает часть таких людей  на преступления.

В России из 40 миллионов детей (до 18 лет) бездомные составляют немногим более 1%. Но их число растет. В основном это дети-сироты, дети, оставшиеся без  попечительства родителей. Положение  детей-бездомных особенно тягостно. В частности, положение детей-бомжей, нередко выброшенных на улицу  своими родителями — алкоголиками, душевнобольными, имеющими другие асоциальные  отклонения. Многие дети покидают, прежде всего, конфликтные семьи: бегут  из дома от побоев, угроз, оскорблений. Они ютятся на вокзалах, в метро. Оставлять их там небезопасно  как для них самих, так и  для окружающих. Для них создаются  различного рода приюты, ночлежки, центры реабилитации и т. д. Следует отметить и такое важное событие: при Российском благотворительном фонде «Нет алкоголизму и наркомании» открыт приют для бездомных детей, куда дети приходят сами.

Часть брошенных детей, находящихся  в детприемниках, усыновляют. Но, несмотря на всю доброту и чуткость приемных родителей, ребенок знает: его бросила мать. Психическая травма в детском возрасте может сказаться на отношении этого малыша - будущего родителя к своим детям.

Общая численность бездомных в  России определяется по-разному. По данным МВД их около 4,5 млн. Эти данные учитывают  в основном людей без регистрации, живущих на улице. «Домашние бездомные» – снимающие жилье, живущие у  знакомых или родственников без  регистрации, – составляют еще не менее 6 млн. В одной только Москве от 100 до 350 тысяч человек не имеют  определенного места жительства. Около 20% бездомных составляют москвичи, 60% - из других регионов России, 10% - граждане СНГ. Впрочем, почти половина людей, оказавшихся в Москве в положении  бездомных, не является лицами без определенного  места жительства и занятий, или  бомжами, как их называют в официальных  документах. У них где-то есть жилье  и прописка (которую, впрочем, отменили), а попали они в Москву по разным причинам. Москва, как и другие крупные  города, притягивает к себе тысячи «бродяг» возможностью найти работу. Обращаясь за помощью, они как  правило указывают причиной бездомности  отсутствие средств к существованию, уход с экономически неблагоприятных  территорий, ограбление на вокзале. Каждый десятый из временно бездомных приехал  в Москву для решения каких-то проблем, с которыми невозможно разобраться  дома - правовых, экономических, медицинских.

Третья часть из них - бывшие заключенные. По закону многие из них имеют право  на восстановление регистрации и  жилья, но где им жить в то время, пока они это право реализуют? Для бывших москвичей, благодаря  московскому правительству, этот вопрос отчасти решен. Они могут жить и регистрироваться в домах ночного  пребывания, но во многих других регионах России подобных учреждений нет.

Другие собственно бездомные - это  либо продавшие свое жилье (многих обманули при обмене), либо оказавшиеся на улице из-за семейных проблем (разведенные, выгнанные родственниками, сбежавшие  от пьющих родственников или сами пьющие), либо потерявшие ведомственное  жилье в связи с сокращением  или увольнением. Эти три группы приблизительно равны по численности (около 20% каждая от общего числа собственно бездомных).

Самую малочисленную группу бомжей (около 10%) составляют люди, для которых  подобное состояние - жизненный выбор. Однако и про этих людей можно  часто сказать, что не они выбирают, а жизнь. И хотя к этой группе относится  только каждый двадцатый бездомный (с учетом временно не имеющих жилья), именно они создают неприглядный образ бомжа.

Информация о работе Социальная работа с бездомными