Социальная работа с бездомными

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 17:04, реферат

Описание работы

Главный субъект социальной работы – государство с его органами исполнительной власти как местного, так и регионального уровня. Государство является субъектом социальной защиты, выражающим общественные интересы. Решение этой проблемы является его неотъемлемой функцией. Обязанности государства вытекают из Конституции Российской Федерации: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливается государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1. Бездомность: сущность и причины……………………………………5
2. Государственная политика в сфере социальной работы с бездомными………………………………………………………………………12
Заключение……………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………..19

Файлы: 1 файл

Ср с бездомными.docx

— 38.23 Кб (Скачать файл)

По результатам опросов в  рамках межрегионального исследования «Правовые и социальные аспекты  проблемы бездомности» самих бездомных:

  • самая частая причина потери жилья и регистрации (38%) - семейные обстоятельства;
  • на втором месте (19%) - мошенничество (прежде всего при совершении сделок с недвижимостью);
  • на третьем (11%) – отсутствие жилья на момент освобождения из заключения;
  • 11% принудительно выселили из занимаемого ими жилья;
  • 10% опрошенных самостоятельно продали свою жилплощадь;
  • 2% бездомных – не получившие жилье выпускники детских домов;
  • и лишь для 3% это стало так называемым личным выбором.

Особо следует сказать о беженцах. По данным социологических опросов, из 25 млн русских, живущих за пределами России, около 3 млн намерены перебраться в Российскую Федерацию. По мнению иностранных наблюдателей, число потенциальных мигрантов из республик бывшего Союза - 25-30 млн человек (имеется в виду русскоязычное население).

Для решения проблемы беженцев необходимо принимать меры глобального, стратегического  характера.

Одной из таких ключевых мер является стабилизация ситуации на территории бывшего СССР, прекращение национальных конфликтов в целом ряде бывших советских  республик, а также в России. Необходима долговременная программа «Миграция», в соответствии с которой беженцы  расселяются по заблаговременно  отобранным регионам, где заранее  продумана система их обустройства, создана инфраструктура социальной защиты, рассчитаны требуемые финансовые, материально-технические, кадровые ресурсы, определены источники их обеспечения.

Учитывая особое положение беженцев-бездомных, государственная политика занятости  РФ предусматривает создание для  них дополнительных рабочих мест.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Государственная политика в сфере социальной работы с бездомными

 

По данным первого всероссийского исследования бездомности как социальной патологии выявлено, что средний  стаж бездомного россиянина «на улице» составляет около 7 лет. Более 89% из них  – люди трудоспособного возраста, подавляющее большинство – мужчины.

В Европе средний «стаж бездомности» – около шести месяцев. Причем, если регистрируются тенденции к  его росту, власти начинают бить тревогу. Ведь чем больше человек остается на улице, тем больше усилий и средств  требуется затратить на его дальнейшую социальную реабилитацию.

Когда человек оказывается без  крыши над головой и выживает на улице более года, он теряет не только здоровье, но и большинство  социальных навыков – отучается  пользоваться зубной щеткой, вовремя  вставать, работать и жить по плану...

У человека, долгое время выживающего  на улице, исчезают социальные связи, полностью  утрачиваются межличностные отношения. Первейшая необходимость при  этом – обеспечить социально исключенных  инструментами социального выживания, дать им возможность общаться, показать, что общество к ним небезразлично.

Работа по социальной реабилитации бездомных необходима потому, что  человек, по какой-либо причине потерявший регистрацию по месту проживания (то есть бездомный в настоящий  момент), теряет часть своих гражданских  прав, ибо законодательно этот человек  не описан (нет юридической дефиниции  «бездомный»). На основе нормативных  актов и социальных программ исполнительная власть «привязана» к конкретным субъектам, которые в свою очередь  взаимодействуют с людьми, постоянно  проживающими на данной территории. В  результате этого бездомный человек  становится «невидимым» для субъектов  исполнительной власти и их социальных программ.

Выходом из этого положения является работа в двух направлениях:

  • с одной стороны, это законодательное определение статуса бездомного человека с определением его прав и обязанностей;
  • с другой - это комплекс мер, направленных на «вытаскивание» бездомного из низшей социальной страты и обретение им либо регистрации по месту проживания, либо регистрации, ее заменяющей, позволяющей предоставить полный пакет социальной защиты гражданина РФ.

В настоящее время существует сложившийся  стереотип отношения к бездомному человеку как к опустившемуся  алкоголику или наркоману. При этом данный стереотип накладывается  на другой — к страдающему от какой-либо зависимости человеку относятся не как к больному, а как к распущенному, безвольному маргиналу. Это в корне неверно: 75% бездомных - люди в возрасте от 20 до 50 лет, большая часть которых не достигла 35 лет. Как показывает практическая работа и проведенный сбор статистических данных, среднестатистическая доля людей, имеющих высшее образование, составляет 10% от общего количества бездомных.

Конечно, среди них есть такие, которые  «махнули на себя рукой», но многие готовы расстаться с определением «бомж» и  хотят вернуться к нормальной жизни и начать трудиться. Задача нашего общества, стремящегося называть себя цивилизованным и гуманным - дать им шанс встать на ноги.

Сейчас государственные меры поддержки  бездомных ограничиваются, как правило, предоставлением ночлега и материальной помощи (в недостаточном количестве: в Петербурге это 300 коек на 10 000 уличных  бездомных). В основном дома ночного  пребывания содержатся за счет регионального  бюджета, и воспользоваться ими  имеют право только бывшие жители региона. Доказать этот статус крайне сложно, кроме того, в крупных  городах большая часть бездомных - россияне-экономические мигранты (в Москве их 80%, в Санкт-Петербурге - 40%). Петербург, к сожалению, единственный российский город, в котором к проблеме бездомности существуют комплексные подходы, а соответствующие организации действуют сообща. Производятся попытки соединить в единую сеть все городские службы, работающие с бездомными, – государственные и негосударственные. В других городах помощь бездомным только начинает развиваться.

Из всех инноваций социальной политики государства бездомные исключены  – опять же в связи с отсутствием  регистрации по месту жительства. Бюджеты программ и нацпроектов  составляются в расчете на зарегистрированное население. Замеры качества жизни, улучшение  которого сегодня формулируется  как одна из основных задач, также  ведутся по учтенным гражданам. 10 млн. остаются «за рамками» - даже программ по борьбе с бедностью.

Бездомный - это человек, лишенный порой не только крова, но и других элементарных условий жизни: медицинского обслуживания (нет прописки); постоянного  места работы (нет паспорта или  трудовой книжки) и т. д., не говоря уже  о душевном комфорте, нормальном самочувствии.

Кроме общих задач перспективного, глобального характера, в России уже сегодня оказывают бездомным  конкретную помощь: открывают дома ночного пребывания, приюты, дома-интернаты, временно расселяют беженцев в домах  отдыхи и пансионатах, в общежитиях предприятий и организаций и  т.п.

Принято и постепенно реализуется  постановление Правительства «О домах ночного пребывания». Указом Президента Российской Федерации «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества» приемники-распределители УВД реорганизуются в Центры социальной реабилитации, создаются новые. Кое-где  для бродяг и бомжей действует  специальный «телефон доверия».

Рассмотренная проблема помощи гражданам  без определенного места жительства является актуальной в настоящее  время, т.к. рост численности бездомных  продолжается. Бездомный — это  человек, лишенный порой не только права, но и других элементарных условий  жизни: медицинского обслуживания (нет прописки); постоянного места работы (нет паспорта или трудовой книжки; нет работы или не берут на работу) и т.д. Не говоря уже о душевном комфорте, нормальном самочувствии.

Конечно же, создание домов ночного  пребывания не решает всех проблем  граждан без определенного места  жительства, а многие, переночевав, просто сбегают оттуда. Поэтому к  бездомным требуется особый подход. Не каждый (даже социальный работник) может  работать с этими людьми, особенно с некоторыми категориями — опустившимися  на самое «дно». От социального работника  требуется ярко выраженная коммуникабельность. Нужно уметь найти контакт  с такими людьми, не унижая и не отталкивая их, дать им возможность почувствовать  человеческое отношение к себе.

В решении разнообразных проблем  бездомности большую роль играют социальные работники, особенно те из них, кто трудится в соответствующих  учреждениях: приютах, центрах социальной реабилитации и т.д.

К бездомным требуется особый подход. Не каждый (даже социальный работник) может  работать с ними (особенно с некоторыми категориями, такими, как люди, опустившиеся на «дно»). От социального работника  требуется ярко выраженная коммуникабельность. Нужно уметь найти контакт  с такими людьми, не унижая и не отталкивая их, дать им возможность почувствовать  человеческое отношение к себе, не обидеть, предлагая элементарные услуги: ночлег, питание, медицинскую помощь.

Уличная бездомность сегодня в  России носит застойный затяжной характер (количество бездомных не уменьшается, средний срок бездомности  – около семи лет). Ресоциализация бездомного, утратившего здоровье, квалификацию, социальные навыки, становится очень дорогостоящей и практически невозможной.

Общественное равнодушие и неприятие  не могут не сказываться на сознании бездомных. Они даже в экстренных ситуациях не обращаются за медицинской  помощью. Данные опроса показали, что  чуть более половины опрошенных бездомных пытались решить проблему жилья и прописки, но безрезультатно, немногим более трети даже не предпринимали никаких попыток из-за отсутствия средств, документов и осознания безнадежности предприятия. Пока не будет преодолен правовой кризис системы отношений «социум–бездомный», эффективное осуществление социальных и гражданских программ помощи будет невозможно.

В мире помощью бездомным занимаются в основном общественные организации, изучающие проблему снизу и опирающиеся  на труд волонтеров и частные пожертвования. В России таких организаций пока ничтожно мало. Так, только 20% бюджета  питерской региональной благотворительной  общественной организации «Ночлежка», действующей с 1990 года, формируется  из российских источников (18% - городской  бюджет, 2% - частные пожертвования), остальные 80% - составляют пожертвования  иностранных фондов.

Нельзя ограничиваться только предоставлением  социальных услуг (в виде ночлега  и материальной помощи) – следует  принимать меры по возвращению бездомных  к обычной жизни, помогать им заново обрести социальный статус, проводить  профилактику бездомности, устраняя ее причины, оказывать бездомным психологическую  помощь.

Необходимо наладить систему обеспечения  бездомных документами, удостоверяющими  личность лиц без гражданства  и не имеющих места жительства, или ввести и для них облегченную  процедуру получения паспортов. На сегодняшний день в ряде российских регионах введены в оборот документы  об альтернативной регистрации. Это  различного рода справки, выдаваемые государственными учреждениями и – в отдельных  случаях – негосударственными организациями, действующие только в том регионе, где они выданы. Опыт альтернативной регистрации опробован в Санкт-Петербурге.

Документ не имеет официального статуса, но все же частично заменяет удостоверение личности, дает (по согласованию с городскими властями) ее обладателю возможность получить некоторые виды помощи (например, медицинской). При наличии альтернативного документа почти в три раза повышается обращаемость бездомных за социальной помощью (69% против 22,8%) и вдвое увеличиваются шансы обратившихся за помощью такую помощь получить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Бездомные были, есть и будут. Задача государства и общества – сделать  все для того, чтобы бездомность  была следствием исключительно свободного выбора, а не невозможности выбраться  из ловушки, расставленной законами, и общественного отторжения.

Самое же главное в решении рассматриваемой  проблемы — это преодолеть системный кризис в стране, проводить такую социальную политику, которая была бы нацелена на обеспечение нормальных условий жизни большинства населения, особенно так называемых слабозащищенных слоев.

 

Список использованной литературы

 

  1. Бабурин, В. Круглый стол по проблеме бездомности в Кандалакше (Мурманская область) [Электронный ресурс] / Межрегиональная сеть «За преодоление социальной исключенности». — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.pravonadom.spb.ru/main.php?g =articles&c=67&m=0&v=i&n=2&i=1637&s=&b= &e=&l=ru_RU&u=&p=&a=. — Загл. с экрана.
  2. Корченов, В.В. Азы социальной работы с маргиналами / В.В.Корченов // Общество. - 2005. - №6. - С.2.
  3. Платонова, Н.М. Социальная работа с бездомными : учеб. пособие для студ.сред. проф. учеб. заведений / Н.М.Платонова. — М. : Издательский центр «Академия», 2011. — 160 с.
  4. Плотников, Ю.С. Социальная работа с различными группами населения: Учебное пособие / Ю.С.Плотников, П.Б.Тычкин. – Томск: изд-во ТПУ, 2006. - 143 с.
  5. Румянцева, М.С. Правовой анализ возможности включения бездомных в категорию лиц, нуждающихся в социальном жилье /М.С. Румянцева // Бездомность в современной России : Проблемы и пути их решения : Вестник межрегион. сети «За преодоление социальной исключенности». — СПб., 2008. — Вып. 1. — С. 43-54.
  6. Смирнов, С.Н. Перспективы неперспективных – государственная политика социально-экономической реабилитации лиц без определенного места жительства/ С.Н. Смирнов // Аналитический сборник. - М.: ГУ-ВЭШ, 2005. - С.14.

Информация о работе Социальная работа с бездомными