Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 17:04, реферат
Главный субъект социальной работы – государство с его органами исполнительной власти как местного, так и регионального уровня. Государство является субъектом социальной защиты, выражающим общественные интересы. Решение этой проблемы является его неотъемлемой функцией. Обязанности государства вытекают из Конституции Российской Федерации: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливается государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
Введение……………………………………………………………………3
1. Бездомность: сущность и причины……………………………………5
2. Государственная политика в сфере социальной работы с бездомными………………………………………………………………………12
Заключение……………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………..19
По результатам опросов в рамках межрегионального исследования «Правовые и социальные аспекты проблемы бездомности» самих бездомных:
Особо следует сказать о беженцах. По данным социологических опросов, из 25 млн русских, живущих за пределами России, около 3 млн намерены перебраться в Российскую Федерацию. По мнению иностранных наблюдателей, число потенциальных мигрантов из республик бывшего Союза - 25-30 млн человек (имеется в виду русскоязычное население).
Для решения проблемы беженцев необходимо принимать меры глобального, стратегического характера.
Одной из таких ключевых мер является стабилизация ситуации на территории бывшего СССР, прекращение национальных конфликтов в целом ряде бывших советских республик, а также в России. Необходима долговременная программа «Миграция», в соответствии с которой беженцы расселяются по заблаговременно отобранным регионам, где заранее продумана система их обустройства, создана инфраструктура социальной защиты, рассчитаны требуемые финансовые, материально-технические, кадровые ресурсы, определены источники их обеспечения.
Учитывая особое положение беженцев-бездомных, государственная политика занятости РФ предусматривает создание для них дополнительных рабочих мест.
2. Государственная политика в сфере социальной работы с бездомными
По данным первого всероссийского
исследования бездомности как социальной
патологии выявлено, что средний
стаж бездомного россиянина «на улице»
составляет около 7 лет. Более 89% из них
– люди трудоспособного возраста,
подавляющее большинство –
В Европе средний «стаж бездомности» – около шести месяцев. Причем, если регистрируются тенденции к его росту, власти начинают бить тревогу. Ведь чем больше человек остается на улице, тем больше усилий и средств требуется затратить на его дальнейшую социальную реабилитацию.
Когда человек оказывается без крыши над головой и выживает на улице более года, он теряет не только здоровье, но и большинство социальных навыков – отучается пользоваться зубной щеткой, вовремя вставать, работать и жить по плану...
У человека, долгое время выживающего
на улице, исчезают социальные связи, полностью
утрачиваются межличностные отношения.
Первейшая необходимость при
этом – обеспечить социально исключенных
инструментами социального
Работа по социальной реабилитации бездомных необходима потому, что человек, по какой-либо причине потерявший регистрацию по месту проживания (то есть бездомный в настоящий момент), теряет часть своих гражданских прав, ибо законодательно этот человек не описан (нет юридической дефиниции «бездомный»). На основе нормативных актов и социальных программ исполнительная власть «привязана» к конкретным субъектам, которые в свою очередь взаимодействуют с людьми, постоянно проживающими на данной территории. В результате этого бездомный человек становится «невидимым» для субъектов исполнительной власти и их социальных программ.
Выходом из этого положения является работа в двух направлениях:
В настоящее время существует сложившийся
стереотип отношения к
Конечно, среди них есть такие, которые «махнули на себя рукой», но многие готовы расстаться с определением «бомж» и хотят вернуться к нормальной жизни и начать трудиться. Задача нашего общества, стремящегося называть себя цивилизованным и гуманным - дать им шанс встать на ноги.
Сейчас государственные меры поддержки
бездомных ограничиваются, как правило,
предоставлением ночлега и
Из всех инноваций социальной политики
государства бездомные
Бездомный - это человек, лишенный порой не только крова, но и других элементарных условий жизни: медицинского обслуживания (нет прописки); постоянного места работы (нет паспорта или трудовой книжки) и т. д., не говоря уже о душевном комфорте, нормальном самочувствии.
Кроме общих задач перспективного,
глобального характера, в России
уже сегодня оказывают
Принято и постепенно реализуется
постановление Правительства «О
домах ночного пребывания». Указом
Президента Российской Федерации «О
мерах по предупреждению бродяжничества
и попрошайничества» приемники-
Рассмотренная проблема помощи гражданам
без определенного места
Конечно же, создание домов ночного
пребывания не решает всех проблем
граждан без определенного
В решении разнообразных проблем бездомности большую роль играют социальные работники, особенно те из них, кто трудится в соответствующих учреждениях: приютах, центрах социальной реабилитации и т.д.
К бездомным требуется особый подход. Не каждый (даже социальный работник) может работать с ними (особенно с некоторыми категориями, такими, как люди, опустившиеся на «дно»). От социального работника требуется ярко выраженная коммуникабельность. Нужно уметь найти контакт с такими людьми, не унижая и не отталкивая их, дать им возможность почувствовать человеческое отношение к себе, не обидеть, предлагая элементарные услуги: ночлег, питание, медицинскую помощь.
Уличная бездомность сегодня в России носит застойный затяжной характер (количество бездомных не уменьшается, средний срок бездомности – около семи лет). Ресоциализация бездомного, утратившего здоровье, квалификацию, социальные навыки, становится очень дорогостоящей и практически невозможной.
Общественное равнодушие и неприятие не могут не сказываться на сознании бездомных. Они даже в экстренных ситуациях не обращаются за медицинской помощью. Данные опроса показали, что чуть более половины опрошенных бездомных пытались решить проблему жилья и прописки, но безрезультатно, немногим более трети даже не предпринимали никаких попыток из-за отсутствия средств, документов и осознания безнадежности предприятия. Пока не будет преодолен правовой кризис системы отношений «социум–бездомный», эффективное осуществление социальных и гражданских программ помощи будет невозможно.
В мире помощью бездомным занимаются в основном общественные организации, изучающие проблему снизу и опирающиеся на труд волонтеров и частные пожертвования. В России таких организаций пока ничтожно мало. Так, только 20% бюджета питерской региональной благотворительной общественной организации «Ночлежка», действующей с 1990 года, формируется из российских источников (18% - городской бюджет, 2% - частные пожертвования), остальные 80% - составляют пожертвования иностранных фондов.
Нельзя ограничиваться только предоставлением
социальных услуг (в виде ночлега
и материальной помощи) – следует
принимать меры по возвращению бездомных
к обычной жизни, помогать им заново
обрести социальный статус, проводить
профилактику бездомности, устраняя ее
причины, оказывать бездомным
Необходимо наладить систему обеспечения
бездомных документами, удостоверяющими
личность лиц без гражданства
и не имеющих места жительства,
или ввести и для них облегченную
процедуру получения паспортов.
На сегодняшний день в ряде российских
регионах введены в оборот документы
об альтернативной регистрации. Это
различного рода справки, выдаваемые государственными
учреждениями и – в отдельных
случаях – негосударственными организациями,
действующие только в том регионе,
где они выданы. Опыт альтернативной
регистрации опробован в Санкт-
Документ не имеет официального статуса, но все же частично заменяет удостоверение личности, дает (по согласованию с городскими властями) ее обладателю возможность получить некоторые виды помощи (например, медицинской). При наличии альтернативного документа почти в три раза повышается обращаемость бездомных за социальной помощью (69% против 22,8%) и вдвое увеличиваются шансы обратившихся за помощью такую помощь получить.
Заключение
Бездомные были, есть и будут. Задача государства и общества – сделать все для того, чтобы бездомность была следствием исключительно свободного выбора, а не невозможности выбраться из ловушки, расставленной законами, и общественного отторжения.
Самое же главное в решении
Список использованной литературы