Социальная работа с членами семьи, подвергшимися насилию
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 12:28, курсовая работа
Описание работы
Цель: изучить содержание, методы и формы социальной работы с женщинами и детьми подвергшихся насилию в семье. Задачи: Провести теоретический анализ литературы по данному вопросу с целью: Изучить основные виды и формы насилия в семье Охарактеризовать социальные проблемы женщин и детей, подвергшихся насилию в семье.
Содержание работы
• Введение o 1. Теоретические аспекты: насилие в семье o 1.1 Понятие, проблемы и причины насилия в семье o 1.2 Виды, формы и последствия насилия в семье o 1.3 Международные и российские нормативные, правовые документы в области защиты прав женщин и детей o 2. Технологии социальной работы с подвергшимися насилию в семье o 2.1 Социальная работа патогенетической направленности: принципы и задачи o 2.2 Центры социальной помощи семье и детям o Заключение o Библиографический список
Кроме того, в зависимости от проблем,
с которыми сталкивается клиенты, выделяют
четыре группы клиентов. (Рисунок 1)
Принципами
базовой модели социальной работы являются:
Экосистемность
- учет всей системы взаимоотношений
человека и окружающий его среды
в данной проблемной парадигме, системный
анализ взаимосвязей между всеми элементами
конкретной жизненной проблемной ситуации
и определение на его основе совокупности
социально - функциональных позиций
Полимодальность
- сочетание в социальной работе
различных подходов, способов действия,
функционально ориентированных на конкретную
цель, на конкретный проблемный контингент,
социально уязвимую или дезадаптированную
группу населения; исходно заданных, типовых
в методологическом плане - использующих
отдельные конкретные методы, типовые
способы воздействий.
Социальная
работа патогенетической направленности
Группа повышенного
риска
Члены семьи
клиента и ближайшее окружение
Инвалиды
С выраженными
социальными проблемами
Рисунок 1 - Группы
клиентов выделяемые в социальной работе
Солидарность
- сочетание и согласование организационное
взаимодействие в процессе медико-социальной
работы государственных учреждений,
действующих в любой сфере, и
учреждений, входящих в структуры
организаций с разно формой собственности.
Конструктивная стимуляция - отказ социальных
служб от исключительно патерналистских
форм помощи и опеки, порождающих у субъектов
пассивное иждивенчество, и смещение акцента
на развитие, и поощрение личной активности
и ответственности клиентов, максимальное
использование и развитие ресурсов.
Континуальность
- непрерывность, целостность. Функциональная
динамичность и плановость медико-социальной
работы, понимание ее как процесса,
использование континуального подхода
к ее практике - с обязательным планированием
последовательных этапов деятельности
на основе определение "шагов" постепенного
достижения конкретных целей в виде суммы
действий и наблюдающих значимых изменений
статуса и модуса субъектов жизни.
В социальной
работе с жертвами домашнего насилия
выделяются три группы задач:
по их спасению
по поддержанию
социального функционирования
по социальному
развитию.
Следует отметить,
что в конкретных индивидуальных
и социальных условиях на передний
план выходит та или иная группа
задач.
В случае реальной
опасности для жизни и здоровья женщины могут
использоваться приюты-стационары, кризисные
центры, убежища с комплексом своих социальных
услуг. Острые экономические затруднения
дают право женщине обращаться за адресной
социальной или экстренной помощью.
Поддержание
социального функционирования может обеспечиваться
социально-психологической реабилитацией
и поддержкой женщин в трудной жизненной
ситуации, мероприятиями по переподготовке
или переобучению их более нужным профессиям,
консультациями или иной правовой помощью
для защиты их прав.
Задачи социального
развития могут обеспечиваться деятельностью
по поддержанию групп самопомощи
и взаимопомощи, ассоциаций защиты
социальных и иных прав различных
групп женского населения, содействием
самозанятости и самообеспеченности
женщин.
Все эти задачи, как правило,
выполняются специалистами социальной
работы, совместно с сотрудниками различных
сфер. Социального комплекса, правоохранительными
органами, службами занятости, медицинскими
и образовательными учреждениями и. т.п.
Защита от
насилия может проходить как в условиях
стационарного наблюдения, так и с помощью
нестационарных учреждений. Работа нестационарных
учреждений сочетать, как правило, деятельность
правоохранительных органов и учреждений
социального обслуживания. Первые пресекают
насилие, вторые оказывают реабилитационную,
юридическую и иные виды помощи его жертвам.
Она заключается в морально-психологической
реабилитации, информационно-консультативной
помощи и социальных ресурсах для их защиты.
Создание
терапевтических групп из женщин, переживших насилие необходимо
для решения задач социального работника.
Члены таких групп наилучшим образом могут
поддержать друг друга, достигнуть более
высоких результатов под руководством
специалиста, в коррекции своей личности,
в защите своих социальных интересов.
Реабилитация происходит на уровне коррекции
личностного восприятия, когда не меняются
травмирующие обстоятельства, но изменяется
их восприятие женщиной.
Более высокий
уровень работы - переход терапевтических
групп в статус групп самопомощи,
т.е. объединений людей, переживших
насилие, выделяя при этом людей способных
оказывать влияние на других членов группы.
Содействие специалиста социальной работы
в создании таких групп означает, что из
разряда объектов воздействия его подопечные
переводятся в ранг субъектов, они равноправно
участвуют в решении собственных проблем.
Одной из форм
социальной работы с женщинами, испытавшими
насилие, является создание телефона доверия.
Основной целью телефона доверия
является оказание психологической
и правовой помощи. Социологическая помощь
достигается за счёт снятия эмоционального
напряжения, активизации внутренних ресурсов
женщины, разрешения внутреннего конфликта.
Правовая помощь - в донесение до женщины,
её юридических прав.
Таким образом,
работа социального работника в патогенетическом
направлении заключается в морально-психологической
реабилитации, информационно-консультативной,
правовой и медицинской помощи и использовании
социальных ресурсов для их защиты.
Непосредственно
помощь женщинам и детям, подвергшимся насилию оказывают центры
социального обслуживания населения.
Кроме того, непосредственное участие
в помощи жертвам насилия принимают Центры
социальной помощи семье и детям.
2.2
Центры социальной помощи семье
и детям
Центр экстренной
психологической помощи, который призван снижать
психологический дискомфорт, уровень
агрессии, у людей включая аутоагрессию
и суицидальные попытки. Формирование
психологической культуры, укрепление
психического здоровья и атмосферы психологической
защищенности населения в том числе детей
и подростков. Задачами центра является:
обеспечение доступности и своевременности
психологической помощи по телефону, для
граждан не зависимо от их социального
статуса и места жительства. Направление
абонентов к иным службам организациям
и учреждениям, где их запросы могут быть
удовлетворены. Содержанием деятельности
центра является оказание заочных (по
телефону) психолого-социальных услуг
всем обращающимся гражданам.
Социальный
приют для детей и подростков,
в котором оказывается социологическая, психокоррекционная и иные
формы помощи по ликвидации кризисных
ситуаций в семье. Приют предназначен
для детей и подростков от 4 до 18 лет, в
том числе для детей подвергшихся любым
формам физического или психического
насилия. Детям оказывается первичная
психологическая помощь, персонал проводит
первичный медицинский осмотр и в случае
необходимости направляет в стационарное
медицинское учреждение
Кроме того, могут
функционировать учреждения социальной
помощи, созданные на вневедомственной
основе, например, кризисный центр для женщин
с телефоном доверия, в том числе зарубежными
организациями либо с их помощью, концессиями,
частными и общественными организациями.
Важно, чтобы
деятельность этих разнообразных организаций
не нарушала права женщин, помогать
которым они призваны, была прозрачна
для контроля в плане содержания и методов
работы, а также была информационно доступна
всем нуждающимся в ней.
Надо отметить,
что деятельность социальных организаций
и кризисных центров должна быть
направлена на решение проблем женщин и детей - жертв
насилия. Создание и функционирование
этих организаций является необходимым
условием существования любого цивилизованного
общества.
Задачами
кризисных центров являются:
оказание
социальной, психологической, юридической
и иной помощи;
социальная
реабилитация членов семьи;
оказание
помощи в разрешении конфликтных
ситуаций в семье, осуществление
социального контроля над поведением
членов семьи, совершивших насилие
в семье;
предоставление
убежища пострадавшим от насилия
членам семьи.
Достижение поставленных задач
реализуется в результате совместной
работы профессиональных психологов,
детских врачей, специалистов социальной
работы. В результате их усилий проблемным
семьям оказывается поддержка в разрешении
конфликтных ситуаций, оказывается психологическая
поддержка пострадавшим от насилия.
Создание
новых центров способствует информированию
населения, а также более эффективной
адаптации и включению в нормальную
жизнь жертв насилия.
Кроме того, одну
из важных ролей в предупреждении
насилия в семье, играет специалист
социальной работы. В его непосредственные
функции входить проведение просветительской
работы среди населения, выявление не
благополучных семей, социальный контроль
над членами не благополучных семей, в
случае необходимости передача дела в
правоохранительные органы, а так же органы
опеки.
Специалист
социальной работы является ключевой
фигурой и связующим звеном между
различными структурами в помощи
жертвам домашнего насилия, то и
требование к этим специалистам высокие.
Мировая практика свидетельствует о
том, что специалист социальной работы
оказывая профессиональную помощь своему
клиенту, обязан владеть теоретическими
и практическими знаниями в области медицины
и здравоохранения.
Деятельность
специалиста социальной работы характеризуется, по меньшей мере, тремя
различными подходами к вмешательству
в проблему, которыми определяются вариации
их профессиональных функций. Эти подходы
обозначаются как воспитание, фасилитация,
адвокатирование.
Воспитательный
подход позволяет специалисту по социальной работе выступать
в роли учителя, консультанта, эксперта.
Давать совет, обучать.
Фасилитативный
подход исполняет роль пособника
или помощника, сторонника или посредника
в преодолении проблемы. Объяснение
ситуаций, мобилизация внутренних ресурсов.
Адвокатский
подход применяется в тех случаях,
когда специалист социальной работы
выполняет ролевые функции адвоката
от имени конкретного клиента. Оказывает
помощь в подборе аргументации, объяснение
ситуации, подборе документально
обоснованных обвинениях.
Домашнее
насилие часто может носить скрытый
характер. Не только насильник, но и
жертва нередко прилагает все
усилия, чтобы не 'вынести сор
из избы' либо из-за чувства стыда, либо
из страха, либо из-за ощущения беспомощности,
невозможности что-либо изменить к лучшему, а иногда просто
по незнанию. Поэтому проблема выявления
случаев и причин домашнего насилия и
формирование активной установки на изменение
сценария - это сложная и важная профессиональная
задача специалистов социальной работы,
требующая высокого уровня квалификации,
умения наладить контакт и создать атмосферу
безопасности и доверительности.
Принципиальной
задачей, которую нередко приходится
решать, оказывается диагностика
ситуации. Так же, в ситуации домашнего
насилия специалистам социальной работы приходится решать,
как минимум, следующие задачи с помощью
соответствующих им методов: